- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа 7-9 ФКГОС
Рабочая программа 7-9 ФКГОС
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ильченко А.М. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образование Новокубанский район, п. Восход
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 им. В.В. Горбатко п. Восход
муниципального образования Новокубанский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от «28» августа 2015 года
Председатель педсовета
__________________ Тарасова Р.А.
подпись руководителя ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По информатике и ИКТ
1(указать предмет, курс, модуль)
Уровень образования (класс) основное общее образование (7-9 классы)
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 136
Учитель Ильченко Александра Михайловна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям и авторской программы базового курса Н.Д. Угриновича «Информатика. Программа для основной школы. 7-9 классы» (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010), с учетом планируемого использования УМК Н.Д. Угринович.
Рабочая программа
основного общего образования
по информатике и ИКТ 7-9 класс
I.Пояснительная записка
Программа по информатике и ИКТ для учащихся 7-9 классов составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Письмом министерства образования и науки Краснодарского края № 47-10474/15-14 от 17.07.2015 г. «О рекомендациях по составлению программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям и авторской программы базового курса Н.Д. Угриновича «Информатика. Программа для основной школы. 7-9 классы» (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010), с учетом планируемого использования УМК Н.Д. Угринович.
Изучение информатики и ИКТ в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, - и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
II.Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Информатика и ИКТ имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики и ИКТ основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
III.Описание места учебного предмета в учебном плане
Изучение курса информатики и ИКТ проводится в соответствии с учебным планом школы по 1 часу в неделю в 7, 8 классах и 2 часа в неделю в 9 классе, и в соответствии с выбранными учебниками:
1.Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2011;
2.Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2011;
3.Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2011.
Класс
7
8
9
Количество часов в неделю
1
1
2
Итого
34
34
68
IV.Содержание учебного предмета
7 класс (34 часа, 1 час в неделю)
1.Информация и информационные процессы - 2 часа
Информация в живой и неживой природе.
Человек и информация.
Практическая работа
1.Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора.
2.Аппаратные и программные средства ИКТ - 11 часов
Основные компоненты компьютера и их функции.
Безопасная эксплуатация компьютера. Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Практические работы
2.Ввод текстовой и числовой информации.
3.Работа с файлами.
4.Форматирование, проверка и дефрагментация диска.
5.Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши.
6.Установка даты и времени с использованием графического интерфейса ОС.
7.Обнаружение и лечение вирусов.
3.Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 14 часов
Кодирование графической информации. Векторная и растровая графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков и изображений. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Дизайн и макеты слайдов.
Кодирование звуковой информации. Цифровое видео. Разрешающая способность и частота. Flash-анимация в презентациях и на Web-страницах.
Практические работы
8.Кодирование графической информации.
9.Кодирование звуковой информации.
10.Сканирование и редактирование.
11.Создание рисунков.
12.Построение в системе компьютерного черчения.
13.Разработка презентации.
14.Запись и монтаж звукового клипа.
15.Запись и монтаж видео-клипа кадров.
16.Разработка GIF и Flash.
4.Моделирование и формализация - 4 часа
Моделирование как метод познания. Модели материальные и информационные. Объект и его свойства. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Практические работы
17.Создание моделей.
18.Построение геоинформационной модели.
5.Информационная деятельность человека. Информационная безопасность - 3 часа
Информационные и образовательные ресурсы общества. Этика и право при работе с информацией. Информационная и правовая безопасность. Информационные технологии.
Практические работы
19.Ресурсы общества.
20.Техно-проект.
8 класс (34 часа, 1 час в неделю)
1.Информация и информационные процессы - 10 часов
Информация и информационные процессы в неживой природе. Человек и информация. Информация и информационные процессы в технике.
Кодирование информации. Знаковые системы: форма и значения. Кодирование информации как мера уменьшения неопределенности значения. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы
1.Вычисление количества информации.
2.Ввод текстовой и числовой информации.
2.Аппаратные и программные средства ИКТ - 7 часов
Основные компоненты компьютера и их функции. Безопасная эксплуатация компьютера. Программный принцип работы компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Компьютерные вирусы.
Практические работы
3.Ввод текстовой и числовой информации.
4.Работа с диском.
5.Работа файлового менеджера.
6.Определение разрешающей способности монитора.
7.Защита от вирусов. Обнаружение и лечение.
8.Установка даты и времени с использованием графического интерфейса ОС.
3.Кодирование и обработка текстовой информации - 8 часов
Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование документов.
Создание документов. Доклады. Карточки. Рефераты. Параметры шрифта, абзаца. Включение элементов. Разработка и использование стиля. Проверка правописания. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Компьютерные словари.
Сохранение и печать документа.
Практические работы
9.Создание визитных карточек.
10.Параметры страницы. Колонтитулы. Номера страниц.
11.Вставка в документ формул.
12.Форматирование символов и абзацев.
13.Вставка в документ таблиц.
14.Перевод текста с помощью компьютерного словаря.
15.Сканирование.
16.Создание и форматирование списков.
4.Кодирование и обработка числовой информации - 9 часов
Кодировка числовой информации. Системы счисления. Арифметические операции в позиционных СС. Представление чисел в компьютере. Табличные расчеты в электронных таблицах. Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм. Графики. Основные параметры диаграмм.
Практические работы
17.Перевод чисел из одной СС в другую.
18.Арифметические вычисления в различных СС.
19.Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
20.Создание таблиц значений функций.
21.Построение диаграмм различных типов.
22.Построение диаграмм различных типов.
23.Построение диаграмм различных типов.
9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
1.Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 12 часов
Кодирование графической информации. Векторная и растровая графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков и изображений. Форматы графических файлов.
Компьютерные презентации. Дизайн и макеты слайдов. Переходы между слайдов.
Кодирование звуковой информации. Цифровое видео. Разрешающая способность и частота. Flash-анимация в презентациях и на Web-страницах.
Практические работы
1.Кодирование графической информации.
2.Кодирование звуковой информации.
3.Сканирование и редактирование.
4.Создание рисунков.
5.Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения.
6.Разработка презентации со встроенной анимацией и эффектами.
7.Запись и монтаж звукового клипа.
8.Запись и монтаж видео-клипа кадров.
9.Разработка GIF и Flash.
2.Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования - 16 часов
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записи алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Присваивание. Основные алгоритмические структуры и их кодирование на языке программирования. Графические возможности языка программирования.
Практические работы
10.Форма и размещение на ней управляющих элементов.
11.Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных.
12.Ветвление. Проверка знаний.
13.Выбор. Выставление оценки.
14.Цикл. Коды символов.
15.Графический редактор.
3.Моделирование и формализация - 12 часов
Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей. Геоинформационные модели. Информационные модели систем управления. Обратная связь.
Практические работы
16.Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей.
17.Исследование движения тела с использованием компьютерных моделей.
18.Построение и исследование геоинформационной модели.
19.Построение и исследование компьютерной модели системы управления.
4.Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных - 7 часов
Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы. Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных. Поиск данных. Условия поиска. Сортировка данных.
Практические работы
20.Создание простой базы данных «Записная книжка».
21.Поиск информации в базе данных.
22.Сортировка информации в базе данных.
5.Коммуникационные технологии - 15 часов
Передача, источник, приемник, сигнал, кодирование, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа. Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен). Ресурсы и сервисы компьютерных сетей: почта, Всемирная паутина, архивы, общение. Поиск информации. Разработка Web-сайтов с использованием гипертекста HTML. Форматирование. Вставка графики и звука. Гиперссылка.
Практические работы
23.Доступ к дискам компьютера, подключенного к локальной сети.
24.Настройка и подключение к Интернету.
25.«География» Интернета.
26.Путешествие во Всемирную паутину.
27.Работа с электронной Web-почтой.
28.Загрузка файлов с серверов файловых архивов.
29.Интерактивное общение в локальных и глобальных сетях.
30.Поиск информации в Интернете.
31.Разработка Web-сайта.
6.Информационная деятельность человека. Информационная безопасность - 3 часа
Информационные и образовательные ресурсы общества. Этика и право при работе с информацией Информационная и правовая безопасность. Основные этапы развития средств информационных технологий.
7.Повторение - 3 часа
32.Проект «Мое здоровье».
33.Проект «Моя безопасность».
34.Проект «Моя семья».
V.Тематическое планирование
Таблица тематического распределения количества часов составлена в соответствии с авторской программой базового курса «Информатики и ИКТ» для основного общего образования (7-9 классы) Н.Д. Угриновича с учетом рекомендуемого разделения учебного времени.
Таблица тематического распределения количества часов
№
Тема
кол-во часов
7 класс
8 класс
9 класс
1
Информация и информационные процессы
2
10
2
Аппаратные и программные средства ИКТ
11
7
3
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
14
12
4
Кодирование и обработка текстовой информации
8
5
Кодирование и обработка числовой информации
9
6
Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования
16
7
Моделирование и формализация
4
12
8
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
7
9
Коммуникационные технологии
15
10
Информационная деятельность человека. Информационная безопасность
3
3
Повторение
3
ИТОГО
34
34
68
VI.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Печатные пособия
1.Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 - 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2.Демоверсии и КИМы ОГЭ 2016 г.
Учебно-методический комплект
1.Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2011;
2.Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2011;
3.Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2011.
Электронные образовательные интернет-ресурсы
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru/
2.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
fcior.edu.ru/
3.Сайт методической поддержки УМК
metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В кабинете информатики оборудованы одно рабочее место преподавателя и 10 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера обеспечивает пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках и др. Компьютерное оборудование представлено в стационарном исполнении.
Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:
- принтер (черно-белой печати, формата А4);
- мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
- интерактивная доска;
- оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей физико-математических наук
МОБУСОШ №16 им. В.В. Горбатко
от 27 августа 2015 года №1,
_________ Палкина Е.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ Копыткова Ю.В.
27 августа 2015 года