Программа 5-6 класс Босова ФГОС

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край, Ейский район, поселок Октябрьский

(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №22 поселка Октябрьский муниципального образования Ейский район

(название образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педагогического совета

от ______20__ года протокол №__

Председатель педсовета


_____________ Винникова И.Б.

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





По информатике и ИКТ

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования (класс) основное общее образование (5-6 класс)

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 68 (1 час в неделю)

Учитель Ефименко С.В.








Данная рабочая программа по информатике 5-6 классов разработана

на основе:

- программы по учебным предметам. Информатика. 5-6 классы Издательство: Бином. Лаборатория знаний. Серия: Программы и планирование. ISBN 978-5-9963-1171-2; 2013 г.;






  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по информатике 5-6 классов разработана

на основе:

- требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 5-6 классы Издательство: Бином. Лаборатория знаний. Серия: Программы и планирование. ISBN 978-5-9963-1171-2; 2013 г.;

с учетом:

- учебно-методического комплекса (далее - УМК) «Информатика» для 5-6 классов, авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.;

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом:

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


  1. Общая характеристика учебного предмета


Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Таким образом, изучение информатики вносит значительный вклад в достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы, способствуя

в 5-6 классах:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


  1. Место учебного предмета в учебном плане

В базисном учебном (образовательном) плане основной школы информатика изучается с 7 класса (по одному часу в неделю). В 5 и 6 классе информатика изучается за счет вариативной части Базисного плана, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5 - 6 классах в рамках курса по выбору.

Тематическое распределение количества часов

п/п



Разделы, темы

Количество часов


Авторская программа

Рабочая программа по классам

5 класс

6 класс

Информация вокруг нас

12

12


    Информационные технологии

    7

    7


      Подготовка текстов на компьютере

      8

      8


        Компьютерная графика

        7

        7


          Объекты и системы

          8

          8

            Создание мультимедийных объектов

            6

            6

              Информационные модели

              10

              10

                Алгоритмика

                10

                10

                Итого

                68

                34

                34


                1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

                Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

                - наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

                - понимание роли информационных процессов в современном мире;

                - владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

                - ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

                - развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

                - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

                - готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

                - способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

                - способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

                Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

                - владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

                - владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

                - владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

                - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

                - владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

                - владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

                - ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

                Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

                - формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

                - формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

                - развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

                - формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

                - формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

                5. Содержание учебного предмета

                Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5-6 классах основной школы может быть определена следующими укрупненными тематическими блоками (разделами):

                - информация вокруг нас;

                - информационные технологии;

                - информационное моделирование;

                - алгоритмика.

                5 класс

                Раздел 1. Информация вокруг нас (12 часов)

                Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

                Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

                Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

                Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

                Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

                Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

                Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

                Раздел 2. Информационные технологии (7 часов)

                Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

                Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

                Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

                Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

                Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

                Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

                Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

                Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.


                Раздел 3. Информационное моделирование (8 часов)

                Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

                Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

                Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

                Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

                Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

                Раздел 4. Алгоритмика (6 часов)

                Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

                Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.

                6 класс

                Раздел 5 Объекты и системы (8 часов)

                Мультимедийная презентация.

                Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

                Тема 6. Создание мультимедийных объектов (6 часов)

                Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

                Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

                Тема 7. Информационные модели (10 часов)

                Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

                Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

                Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

                Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

                Тема 8. Алгоритмика (10 часов)

                Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

                Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема).

                Перечень практических работ

                5 класс

                Практическая работа №1. Вспоминаем клавиатуру.

                Практическая работа №2. Вспоминаем приемы управления компьютером.

                Практическая работа №3. Создаем и сохраняем файлы.

                Практическая работа №4. Работаем с электронной почтой.

                Практическая работа №5. Вводим текст.

                Практическая работа №6. Редактируем текст.

                Практическая работа №7. Работаем с фрагментами текста.

                Практическая работа №8. Форматируем текст.

                Практическая работа №9. Создаем простые таблицы (задания 1,2).

                Практическая работа №10. Создаем простые таблицы (задания 3,4).

                Практическая работа №11. Строим диаграммы.

                Практическая работа №12. Изучаем инструменты графического редактора.

                Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами.

                Практическая работа №14. Планируем работу в графическом редакторе.

                Практическая работа №15. Создаем списки.

                Практическая работа №16. Ищем информацию в сети Интернет.

                Практическая работа №17. Изменение формы представления информации.

                Практическая работа №18. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

                Практическая работа №19. Создаем анимацию (задание 1).

                Практическая работа №20. Создаем анимацию (задание 2).

                Практическая работа №21. Создаем слайд-шоу.

                6 класс

                Практическая работа №1. Работаем с основными объектами операционной системы.

                Практическая работа №2. Работаем с объектами файловой системы.

                Практическая работа №3. Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов (задания 1-3).

                Практическая работа №4. Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов (задания 4-6).

                Практическая работа №5. Повторяем возможности текстового процессора - инструмента создания текстовых объектов.

                Практическая работа №6. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора (задания 1-3).

                Практическая работа №7. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора (задания 4-5).

                Практическая работа №8. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора (задание 6).

                Практическая работа №9. Создаем компьютерные документы.

                Практическая работа №10. Конструируем и исследуем графические объекты (задание 1).

                Практическая работа №11. Конструируем и исследуем графические объекты (задания 2,3).

                Практическая работа №12. Создаём графические модели.

                Практическая работа №13. Создаем словесные модели.

                Практическая работа №14. Создаём многоуровневые списки.

                Практическая работа №15. Создаем табличные модели.

                Практическая работа №16. Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре.

                Практическая работа №17. Создаем информационные модели - графики и диаграммы (задания 1-4).

                Практическая работа №18. Создаём информационные модели - схемы, графы и деревья (задания 1-3).

                Практическая работа №19. Создаём информационные модели - схемы, графы и деревья (задания 4 и 6).

                Практическая работа №20. (проект)Создаем линейную презентацию.

                Практическая работа №21. (проект)Создаем презентацию с гиперссылками.

                Практическая работа №22. (проект)Создаем циклическую презентацию.

                Проектная деятельность учащихся соответствует темам практических работ.

                6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

                5-6 классы

                Темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

                Основное содержание по темам

                Характеристика деятельности ученика

                Тема 1. Информация вокруг нас (12 часов)

                Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

                Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

                Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

                Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

                Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

                Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

                Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление . Понятие как форма мышления.

                Аналитическая деятельность:

                • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

                • приводить примеры информационных носителей;

                • классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

                • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

                • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

                Практическая деятельность:

                • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

                • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

                • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

                • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

                • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

                • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

                • преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;

                • решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

                Тема 2. Компьютер (7 часов)

                Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

                Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

                Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

                Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

                Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

                Аналитическая деятельность:

                • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

                • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

                • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

                Практическая деятельность:

                • выбирать и запускать нужную программу;

                • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

                • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

                • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

                • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

                Тема 3. Подготовка текстов на компьютере (8 часов)

                Текстовый редактор.

                Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

                Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

                Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

                Создание и форматирование списков.

                Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

                Аналитическая деятельность:

                • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

                • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

                Практическая деятельность:

                • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

                • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

                • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

                • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

                • создавать и форматировать списки;

                • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

                Тема 4. Компьютерная графика (6 часов)

                Компьютерная графика.

                Простейший графический редактор.

                Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

                Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

                Устройства ввода графической информации.

                Аналитическая деятельность:

                • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

                • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

                • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

                Практическая деятельность:

                • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

                • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

                Тема 5. Создание мультимедийных объектов (7 часов)

                Мультимедийная презентация.

                Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

                Аналитическая деятельность:

                • планировать последовательность событий на заданную тему;

                • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

                Практическая деятельность:

                • использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

                • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

                Тема 6. Объекты и системы (8 часов)

                Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

                Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

                Аналитическая деятельность:

                • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;

                • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

                • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;

                • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

                Практическая деятельность:

                • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

                • изменять свойства панели задач;

                • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

                • упорядочивать информацию в личной папке.

                Тема 7. Информационные модели (10 часов)

                Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

                Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

                Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

                Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

                Аналитическая деятельность:

                • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

                • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

                Практическая деятельность:

                • создавать словесные модели (описания);

                • создавать многоуровневые списки;

                • создавать табличные модели;

                • создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

                • создавать диаграммы и графики;

                • создавать схемы, графы, деревья;

                • создавать графические модели.

                Тема 8. Алгоритмика (10 часов)

                Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

                Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

                Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

                Аналитическая деятельность:

                • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

                • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

                • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

                Практическая деятельность:

                • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

                • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;

                • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

                7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности


                п/п

                Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

                Количество

                1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

                1



                2


                3


                4


                5


                6



                Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

                Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

                Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

                Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

                Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

                Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5-6 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

                1



                1


                1


                1


                1


                1

                2. Печатные пособия

                1

                Плакаты

                10


                3. Технические средства обучения

                1

                2

                3

                4

                Мультимедиа доска
                Персональный компьютер с принтером, сканером.
                Мультимедийный проектор

                Документ камера

                1

                1

                1

                1


                1. Экранно-звуковые пособия

                1


                2

                Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»

                Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»

                1


                1

                5. Оборудование класса

                1

                2

                3

                Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

                Стол учительский с тумбой.

                Шкафы для хранения учебников, дидактических материа­лов, пособий, учебного оборудования и пр.

                14

                1

                2


                8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

                Планируемые результаты к каждому разделу учебной программы

                Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

                Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

                Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

                Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

                Формы и средства контроля

                Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума), если практическая работа носит обучающий характер, проводится с целью проверки усвоения нового материала и по времени занимает часть урока, то не выставляются оценки обучающимся всего класса: если практическая работа контролирующего характера, то оценки за данный вид практической работы выставляются всем без исключения обучающимся.

                Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы. Контрольные работы проводятся по следующим темам: «Информация вокруг нас», «Компьютер», «Компьютерная графика», «Создание мультимедийных объектов», «Информационные модели», «Алгоритмика».

                Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме итогового тестирования.

                При выставлении оценок обучающимся используется следующая система оценивания: оценка «5» ставится за выполнение 90-100% от общего объема заданий; оценка «4» ставится за 65-89%, оценка «3» ставится за 50-64%; оценка «2» ставится менее 50%.


                Раздел 1. Информация вокруг нас

                Ученик 5-6 класса научится:

                • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация»,

                • «информационный объект»;

                • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

                • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

                • классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

                • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

                • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

                Ученик 5-6 класса получит возможность:

                • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

                • сформировать представление о способах кодирования информации;

                • преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;

                • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

                • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

                • для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;

                • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

                • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;

                • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

                Раздел 2. Информационные технологии

                Ученик 5-6 класса научится:

                • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

                • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

                • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

                • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

                • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

                • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

                • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

                • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

                • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с

                • повторяющимися фрагментами;

                • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

                • создавать и форматировать списки;

                • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

                • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

                • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

                • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;

                • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

                • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

                • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

                Ученик 5-6 класса получит возможность:

                • овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;

                • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

                • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

                • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

                • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

                • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

                • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

                • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

                • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

                • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

                • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

                • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

                • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

                Раздел 3. Информационное моделирование

                Ученик 5-6 класса научится:

                • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

                • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

                • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

                • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

                • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

                Ученик 5-6 класса получит возможность:

                • сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

                • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

                • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

                • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

                Раздел 4. Элементы алгоритмизации

                Ученик 5-6 класса научится:

                • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

                • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

                • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

                • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

                • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

                • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

                • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

                Ученик 5-6 класса получит возможность:

                • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

                • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

                • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

                СОГЛАСОВАНО

                Заместитель директора по УВР

                _____________ Борис М.В.

                «___» ________ 2015 г.

                СОГЛАСОВАНО

                Протокол заседания методического объединения учителей

                от «___» ___________ 2015 г. №___

                Руководитель МО ________ ________



                © 2010-2022