- Преподавателю
- Информатика
- Методическая разработка итогового занятия по методу проектов
Методическая разработка итогового занятия по методу проектов
Раздел | Информатика |
Класс | 12 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ельдецова И.В. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Этапы работы над курсовым междисциплинарным проектом
Этап I. Регистрация
На данном этапе студенты объединяются в микрогруппы (по 2 человека). Для каждой из них создается проблемная ситуация, достаточно трудная, но в тоже время посильная для студентов. Это создание мультимедийных проектов по различным темам, как медицинского, так и общеобразовательного циклов.
На этом этапе также составляется график работ над проектом (Приложение №1).
Этап II. Осмысление и разрешение проблемы
На этом этапе студент анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по теме курсового проектирования и умения по его реализации, выясняет, что их недостаточно для решения проблемы, и активно включается в добывание недостающей информации:
-
самостоятельное изучение пакета программ Microsoft Office;
-
консультации с преподавателем информатики по возникшим вопросам;
-
самостоятельная работа с источниками информации по выбранной теме: книги, учебники, энциклопедии, использование Интернета;
-
консультации с преподавателем дисциплины медицинского или общеобразовательного циклов.
В процессе творческой проектной деятельности студенты:
-
Разрабатывают структуру проекта, которая включает:
-
цель проекта;
-
план реализации проекта;
-
направление деятельности;
-
ожидаемый результат.
-
Реализуют с помощью программы Power Point структуру проекта.
-
Заполняют паспорт проекта (Приложение №1).
Этап III. Предварительная защита
На этом этапе студенты рассказывают о проделанной работе, демонстрируют текущее состояние презентации. При необходимости преподаватель может предложить студентам пересмотреть некоторые положения и принципы выполнения работы. Предварительная защита выявляет и тех, кто по той или иной причине отстает от примерного поэтапного графика. Своевременное вмешательство преподавателя позволяет выправить положение. При положительной предварительной защите укрепляется уверенность в реальности получения хорошего результата, появляется дополнительная мотивация, ощущение собственной успешности.
Этап VI. Защита курсовых междисциплинарных проектов
Подготовка к защите заключается в составлении устного доклада в соответствии с созданной компьютерной презентацией. Преподаватель проводит общий инструктаж по проведению защиты, просматривает проект и подготавливает студентов к докладу, дает рекомендации. Выполняется комплексная проверка знаний и умений, полученных студентами.
Защита проектов проходит в виде заседания круглого стола, на который приглашаются как преподаватели, так и студенты. На защиту каждому студенту отводится 10 минут. Для защиты проекта микрогруппа выбирает одного представителя. Его выступление должно отвечать следующим требованиям: убедительность, оригинальность, остроумие, краткость, наглядность и т.д. Оценивается проект по таким критериям как: содержание проекта, оформление, доступность интерфейса.
Баллы за выступление заносятся присутствующими в «Оценочный лист защиты курсового проекта» (Приложение № 1). Преподаватель информатики за ранее заносит баллы за проект в «Оценочный лист проектной деятельности» (Приложение № 1). Итоговый балл вычисляется как среднее арифметическое от всех набранных баллов. Итоговая оценка заносится в «Итоговый оценочный лист курсового проекта» (Приложение № 1) и выставляется по следующей схеме:
50-60 баллов - «5»;
37-49 баллов - «4»;
30-36 баллов - «3»;
менее 30 баллов - «2».
Проведение публичной защиты требует от преподавателя очень четкой и корректной работы. Важно, особенно на предварительной защите, помочь студенту преодолеть психологический барьер публичного выступления, а в процессе выступления поддерживать доброжелательную комфортно-деловую атмосферу, сохранять дисциплину. При оглашении оценок необходимо отметить яркие и интересные моменты работы, увидеть и показать положительную динамику у каждого студента, а на замеченные недостатки указать мягко и тактично.
Этапы реализуются последовательно и комплексно в ходе практических занятий по информатике. Опыт работы по организации курсового проектирования позволяет сделать вывод, что данная форма обучения повышает у студентов интерес к учебному труду, развивает продуктивное мышление, обеспечивает прочные действительные результаты обучения, способствуют развитию личностных качеств.
Цели занятия:
-
Учебные:
-
подготовка студентов к эффективному использованию современных компьютерных средств в процессе обучения и в будущей их профессиональной деятельности;
-
развитие памяти, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления;
-
привитие исследовательских навыков.
Студент должен знать:
-
основы работы с пакетом программ Microsoft Office;
-
основные понятия выбранной темы.
Студент должен уметь:
-
использовать пакет программ Microsoft Office для решения различных задач;
-
работать с поступающей информацией.
-
Развивающие:
-
развивать у студентов способности профессионально использовать теоретические знания по теме, оперировать формулировками, понятиями, определениями;
-
развитие умения анализировать свою деятельность;
-
развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации.
-
Воспитательные:
-
воспитать необходимость самосовершенствования, прививать чувство ответственности за освоение учебного материала;
-
воспитание у студентов самостоятельности, информационной культуры, ответственности за свой выбор.
Тип занятия: внеаудиторное занятие в форме круглого стола.
Типология проекта:
-
по доминирующей в проекте деятельности - творческий;
-
по предметно-содержательной области - межпредметный;
-
по характеру координации проекта - с открытой, явной координацией;
-
по характеру контактов - внутренний;
-
по количеству участников - микрогруппы (2 чел.);
-
по продолжительности выполнения - средней продолжительности (2 месяца).
Методы обучения: частично-поисковый.
Формы обучения: индивидуальная.
Оснащение занятия:
-
персональные компьютеры на базе процессора Intel;
-
сканер ScanJet 3400C;
-
принтер Canon BJC 2000;
-
проектор Panasonic;
-
пакет программ Microsoft Office.
Межпредметные связи: все учебные дисциплины согласно Государственному образовательному стандарту.
Внутрипредметные связи: все темы курса «Информатика».
Место проведения: кабинет № 401.
Продолжительность: 180 минут.
Литература для преподавателя:
-
Информатика и система управления в здравоохранении и медицине./Под ред. Хай Г. А. - СПб.: СПбМАПО, 1998 - 130с.
-
Эльянов М. Медицинские информационные технологии 2000. Выпуск 1. - М.: «Изограф», 2000. - 122с.
-
Гельман В. Я. Компьютерные коммуникации в медицине. - СПб.: СПбМАПО, 2000. - 59с.
-
Гельман В. Я. Компьютерный анализ медицинских данных для аспирантов. - СПб.: СПбМАПО, 1999. - 59с.
-
Гельман В. Я. Компьютерный анализ медицинских данных. - СПб.: СПбМАПО, 1998.- 57с.
-
Прикладная медицинская статистика./Под ред. Зайцева В. М., Лифляндского В. Г. - СПб.: СПбГМА им. И. И. Мечникова, 2000. - 299с.
-
Гельман В.А. Электронная таблица Excel для врачей. - СПб.: СПбМАПО, 2000. - 58с.
-
Додж М., Стинсон К. Эффективная работа с Microsoft Excel 2000. - СПб.: «Питер», 2001. - 1056с.
-
Рычков В. Самоучитель Excel 2000. - СП6.: «Питер», 2000. - 330с.
-
Харвей Г. Excel 2000 для Windows для "чайников". - М.: «Диалектика», 2000. - 381с.
-
Гукин Д. Word 2000 для Windows для "чайников". - М.: Диалектика, 2000.- 326с.
-
Робин У. Эффективная работа с Microsoft Word 2000. - СПб.: «Питер», 2001. - 944с.
-
Стил X. Освой самостоятельно Microsoft Word 2000 за 24 часа. - М.: Вильяме, 2000. - 428с.
-
Информатика. Базовый курс./Под ред. С.В.Симоновича. - СПб.: «Питер», 2000. - 638с.
Литература для студентов:
-
Литература, отражающая содержание проекта.
-
Кудрина В. Г. Медицинская информатика. - М.: РМАПО, 1999. - 100с.
-
Информатика и система управления в здравоохранении и медицине./Под ред. Хай Г. А. - СПб.: СПбМАПО, 1998. - 130с.
-
Эльянов М. Медицинские информационные технологии 2000. Выпуск 1. - М.: «Изограф», 2000. - 122с.
-
Гасников В. К. Основы научного управления и информатизация в здравоохранении. - Ижевск: «Вектор», 1997. - 169с.
-
Гельман В. Я. Компьютерные коммуникации в медицине. - СПб.: СПбМАПО, 2000. - 59с.
-
Гельман В. Я. Компьютерный анализ медицинских данных для аспирантов. - СПб.: СПбМАПО, 1999. - 59с.
-
Гельман В. Я. Компьютерный анализ медицинских данных. - СПб.: СПбМАПО, 1998. - 57с.
Ход занятия
Этапы
Время
Методические указания
-
Организационный момент. Целевая установка.
5
Проверка готовности кабинета к занятию. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов. Наличие сменной обуви.
Формулировка целей занятия.
-
Мотивация познавательной деятельности
5
Преподаватель поясняет значимость создания курсовых проектов. Рассказывает о том, как будет проводиться защита проектов, по каким критериям оцениваются проекты. (Приложение №2)
-
Контроль уровня знаний.
125
Метод: творческо-воспроизводящий
Студенты представляют «Комплект документов выполнения курсового междисциплинарного проекта» (Приложение №1), презентацию проекта. На защиту каждому студенту отводится 10 минут.
-
Подведение итогов занятия:
-
Анализ результатов защиты проектов
-
Оглашение результатов
20
15
Итоговая оценка выставляется на основе среднего балла, рассчитанного по оценочным листам (Приложение №1).
-
Уборка аудитории
10
Влажная уборка аудитории согласно санитарным нормам.
Время: 180 минут
Приложение №1
КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
КУРСОВОГО
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО
ПРОЕКТА
Содержание:
-
Паспорт проекта
-
График работы над проектом
-
Портфолио (распечатка слайдов проекта)
-
Оценочный лист проекторной деятельности группы
-
Оценочный лист защиты курсового проекта
-
Итоговый оценочный лист курсового проекта
Паспорт проекта
-
Фамилия и имя автора (авторов): ___________________________________
___________________________________________________________________
-
Отделение, группа: _______________________________________________
-
Название проекта: _______________________________________________
___________________________________________________________________
-
Цели проекта: ___________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
-
Идея проекта: ___________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
-
Название файла презентации, рабочий компьютер: ____________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
-
Тематический охват проекта:
по информатике__________________________________________________
___________________________________________________________________
по дисциплине___________ ________________________________________
___________________________________________________________________
-
По какому предмету вы создаете презентацию, для какого курса: ________
___________________________________________________________________
-
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проекта (нужное подчеркнуть)
Техническое оснащение: компьютер, цифровая камера, DVD-проигрыватель, доступ Интернет, СD-проигрыватель, принтер, сканер, видеокамера, видеомагнитофон ____________________________________
___________________________________________________________________
Программное обеспечение:
Текстовый редактор _____________________________________________
Программы обработки изображений _______________________________
СУБД___________________________________________________________
Электронные таблицы____________________________________________
Web-браузер_________________________________________________________
Программы обработки web-сайтов_________________________________
Интернет-ресурсы_______________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Печатные материалы (учебники, пособия, справочники и т.д.) __________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Критерии оценки презентации:
-
Качество: соответствие содержание заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры _____________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
-
Корректность текста: отсутствие ошибок, точность, законченность
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
-
Оформление: разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображения соответствуют содержанию, интересны ___________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
-
Взаимодействие: коммуникабельность, уважение и внимание к другим, активность, полезность _________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
-
Выступление: качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией ___________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
График работы над проектом
Этапы
Сроки
Вид деятельности
Примечание
-
Регистрация
Объединение студентов в микрогруппы. Выбор темы, постановка цели, формулировка задачи. Составление графика работы.
Подбор необходимого материала, изучение проблемной области.
-
Осмысление и разрешение проблемы
Разработка дизайна презентации. Определение плана. Заполнение паспорта проекта презентации.
Реализация проекта с помощью пакета программа Microsoft Office.
Подготовка к предварительной защите проектов, оформление материалов.
-
Предварительная защита проектов
Занятие в виде предварительной защиты проекта (определение глубины понимания студентами решаемой задачи).
Редактирование проекта с учетом замечаний
Подготовка и оформление презентации и необходимых документов. Редактирование паспорта проекта
-
Защита курсовых проектов
Защита проектов
Оценочный лист проектной деятельности группы
-
Фамилия автора (авторов):_________________________________________
-
Группа: _________________________________________________________
-
Название проекта: ________________________________________________
-
Предмет, для какого курса: ________________________________________
-
Преподаватели-предметники, которые курируют проект: _______________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Оценка выполненного проекта проводится по 6 критериям, по каждому из которых максимальная оценка - 5 баллов. Максимум - 30 баллов.
Этап
№
Критерии
Оценка
Самооценка
Учителя
Ср. кол. баллов
Осмысление
1
Грамотность и продуманность заполнения паспорта проекта
2
Своевременность сдачи паспорта проекта
Рабочий
3
Организация поиска, сбора и анализа информации
4
Участие в работе группы
5
Качество и своевременность заполнения рабочих материалов
6
Комфортность условий работы группы
ВСЕГО:
Оценочный лист защиты курсового проекта
-
Фамилия автора (авторов):_________________________________________
-
Группа: _________________________________________________________
-
Название проекта: ________________________________________________
-
Предмет, для какого курса: ________________________________________
-
Преподаватели-предметники, которые курируют проект: _______________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Оценка выполненного проекта и его защиты проводится по 6 критериям, по каждому из которых максимальная оценка - 5 баллов. Максимум - 30 баллов.
Этап
№
Критерии
Оценка
Защита
1
Качество: Соответствие содержания заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры
2
Корректность текста: отсутствие ошибок, точность, законченность
3
Дизайн: разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображения соответствуют содержанию
4
Взаимодействие: коммуникабельность, уважение и внимание к другим, активность, полезность
5
Выступление: качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией
6
Возможность практического использования результатов проекта
ВСЕГО:
Итоговый оценочный лист курсового проекта
-
Фамилия автора (авторов):_________________________________________
-
Группа: _________________________________________________________
-
Название проекта: ________________________________________________
-
Предмет, для какого курса: ________________________________________
-
Преподаватели-предметники, которые курируют проект: _______________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Критерии
Балл
Средний балл по оценочному листу проектной деятельности группы
Средний балл по оценочному листу защиты курсового проекта
Итоговое количество баллов
Итоговая оценка
Итоговая оценка выставляется по следующей схеме:
50-60 баллов - «5»;
37-49 баллов - «4»;
30-36 баллов - «3»;
менее 30 баллов - «2».
Приложение №2
Мотивация
Главные трудности при решении задач в медицине и здравоохранении, помимо дефицита ресурсов, определяются недостатком времени и информации. В настоящее время скорость и качество получения и обработки информации стали условием существования и прогресса отрасли. Эту проблему нельзя решить без использования компьютеров и компьютерных технологий.
Компьютерные технологии являются относительно новыми вообще и для медицинских работников, в частности. Многие из ныне действующих врачей, медсестер не имели возможности получить подготовку в области информатики. Для успешного внедрения в медицину компьютерных технологий назрела настоятельная необходимость в восполнении этого пробела.
Одним из примеров внедрения компьютерных технологий в медицинское образование являются проекты (коллекции слайдов) класса программных продуктов - электронные дидактические материалы созданные силами студентов.
Защита курсовых проектов - это творческая деятельность с целью углубления знаний по предмету информатика, а так же в области представляемого проекта, проводится по следующему плану:
-
Представление преподавателем студента защищающего проект.
-
Представление студентом темы проекта, участников проекта.
-
Заслушивание выступления студента в защиту проекта.
-
Подведение итогов защиты, обсуждение и выставление оценок.
Каждому студенту отводится на защиту курсового проекта 10 минут.
Оценивается проект по таким критериям, как содержание проекта, оформление, доступность интерфейса.
Преподаватель информатики заносит баллы за проект в «Оценочный лист проектной деятельности группы». Баллы за выступление заносятся присутствующими в «Оценочный лист защиты курсового проекта». Итоговый балл вычисляется как среднее арифметическое от всех набранных баллов. Итоговая оценка заносится в «Итоговый оценочный лист курсового проекта» и выставляется по следующей схеме:
50-60 баллов - «5»;
37-49 баллов - «4»;
30-36 баллов - «3»;
менее 30 баллов - «2».
ФГОУ СПО ОМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ РОСЗДРАВА
Специальность:
060101 «Лечебное дело»
060108 «Фармация»
060109 «Сестринское дело»
060110 «Лабораторная диагностика»
Цикловая методическая комиссия
гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина
ИНФОРМАТИКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
для студента
Составил:
Преподаватель информатики
Ельдецова И.В.
Омск-2007
Уважаемые студенты!
Основная цель творческой работы - предоставление вам возможности проявить максимальной самостоятельности и инициативы при решении практических задач.
Защита курсовых проектов - это творческая деятельность с целью углубления знаний по предмету информатика, а так же в области представляемого проекта, проводится по следующему плану:
-
Представление темы проекта, участников проекта.
-
Заслушивание выступления в защиту проекта.
-
Подведение итогов защиты, обсуждение и выставление оценок.
В ходе работы вы должны
знать:
-
основы работы с пакетом программ Microsoft Office;
-
основные понятия выбранной темы.
уметь:
-
использовать пакет программ Microsoft Office для решения различных задач;
-
работать с поступающей информацией.
Оснащение занятия:
-
персональные компьютеры на базе процессора Intel;
-
сканер ScanJet 3400C;
-
принтер Canon BJC 2000;
-
проектор Panasonic;
-
пакет программ Microsoft Office.
Место проведения: кабинет № 401.
Продолжительность: 180 минут.
Рекомендуемая литература:
-
Литература, отражающая содержание проекта.
-
Кудрина В. Г. Медицинская информатика. - М.: РМАПО, 1999. - 100с.
-
Информатика и система управления в здравоохранении и медицине. /Под ред. Хай Г. А. - СПб.: СПбМАПО, 1998. - 130с.
-
Эльянов М. Медицинские информационные технологии 2000. Выпуск 1. - М.: «Изограф», 2000. - 122с.
-
Гасников В. К. Основы научного управления и информатизация в здравоохранение. - Ижевск: «Вектор», 1997. - 169с.
-
Гельман В. Я. Компьютерные коммуникации в медицине. - СПб.: СПбМАПО, 2000. - 59с.
-
Гельман В. Я. Компьютерный анализ медицинских данных для аспирантов. - СПб.: СПбМАПО, 1999. - 59с.
-
Гельман В. Я. Компьютерный анализ медицинских данных. - СПб.: СПбМАПО, 1998. - 57с.
Ход занятия
Этапы
Время
Методические указания
-
Контроль уровня знаний.
125
Защита проекта.
Выступление осуществляется по следующему плану:
-
название проекта;
-
цель проекта;
-
идея проекта;
-
представление презентации.
На защиту отводится 10 минут.
-
Подведение итогов занятия.
-
Анализ результатов защиты проектов
-
Оглашение результатов
20¢
15¢
Итоговая оценка выставляется на основе среднего балла, рассчитанного по оценочным листам (Приложение №1).
-
Уборка аудитории
10
Влажная уборка аудитории согласно санитарным нормам.
Приложение №1
Оценочный лист проектной деятельности группы
-
Фамилия автора (авторов):_________________________________________
-
Группа: _________________________________________________________
-
Название проекта: ________________________________________________
-
Предмет, для какого курса: ________________________________________
-
Преподаватели-предметники, которые курируют проект: _______________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Оценка выполненного проекта проводится по 6 критериям, по каждому из которых максимальная оценка - 5 баллов. Максимум - 30 баллов.
Этап
№
Критерии
Оценка
Самооценка
Учителя
Ср. кол. баллов
Осмысление
1
Грамотность и продуманность заполнения паспорта проекта
2
Своевременность сдачи паспорта проекта
Рабочий
3
Организация поиска, сбора и анализа информации
4
Участие в работе группы
5
Качество и своевременность заполнения рабочих материалов
6
Комфортность условий работы группы
ВСЕГО:
Оценочный лист защиты курсового проекта
-
Фамилия автора (авторов):_________________________________________
-
Группа: _________________________________________________________
-
Название проекта: ________________________________________________
-
Предмет, для какого курса: ________________________________________
-
Преподаватели-предметники, которые курируют проект: _______________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Оценка выполненного проекта и его защиты проводится по 6 критериям, по каждому из которых максимальная оценка - 5 баллов. Максимум - 30 баллов.
Этап
№
Критерии
Оценка
Защита
1
Качество: Соответствие содержания заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры
2
Корректность текста: отсутствие ошибок, точность, законченность
3
Дизайн: разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображения соответствуют содержанию
4
Взаимодействие: коммуникабельность, уважение и внимание к другим, активность, полезность
5
Выступление: качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией
6
Возможность практического использования результатов проекта
ВСЕГО:
Итоговый оценочный лист курсового проекта
-
Фамилия автора (авторов):_________________________________________
-
Группа: _________________________________________________________
-
Название проекта: ________________________________________________
-
Предмет, для какого курса: ________________________________________
-
Преподаватели-предметники, которые курируют проект: _______________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Критерии
Балл
Средний балл по оценочному листу проектной деятельности группы
Средний балл по оценочному листу защиты курсового проекта
Итоговое количество баллов
Итоговая оценка
Итоговая оценка выставляется по следующей схеме:
50-60 баллов - «5»;
37-49 баллов - «4»;
30-36 баллов - «3»;
менее 30 баллов - «2».