Методическая разработка итогового занятия по методу проектов

Раздел Информатика
Класс 12 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы работы над курсовым междисциплинарным проектом

Этап I. Регистрация

На данном этапе студенты объединяются в микрогруппы (по 2 человека). Для каждой из них создается проблемная ситуация, достаточно трудная, но в тоже время посильная для студентов. Это создание мультимедийных проектов по различным темам, как медицинского, так и общеобразовательного циклов.

На этом этапе также составляется график работ над проектом (Приложение №1).

Этап II. Осмысление и разрешение проблемы

На этом этапе студент анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по теме курсового проектирования и умения по его реализации, выясняет, что их недостаточно для решения проблемы, и активно включается в добывание недостающей информации:

  • самостоятельное изучение пакета программ Microsoft Office;

  • консультации с преподавателем информатики по возникшим вопросам;

  • самостоятельная работа с источниками информации по выбранной теме: книги, учебники, энциклопедии, использование Интернета;

  • консультации с преподавателем дисциплины медицинского или общеобразовательного циклов.

В процессе творческой проектной деятельности студенты:

  1. Разрабатывают структуру проекта, которая включает:

  • цель проекта;

  • план реализации проекта;

  • направление деятельности;

  • ожидаемый результат.

  1. Реализуют с помощью программы Power Point структуру проекта.

  2. Заполняют паспорт проекта (Приложение №1).

Этап III. Предварительная защита

На этом этапе студенты рассказывают о проделанной работе, демонстрируют текущее состояние презентации. При необходимости преподаватель может предложить студентам пересмотреть некоторые положения и принципы выполнения работы. Предварительная защита выявляет и тех, кто по той или иной причине отстает от примерного поэтапного графика. Своевременное вмешательство преподавателя позволяет выправить положение. При положительной предварительной защите укрепляется уверенность в реальности получения хорошего результата, появляется дополнительная мотивация, ощущение собственной успешности.

Этап VI. Защита курсовых междисциплинарных проектов

Подготовка к защите заключается в составлении устного доклада в соответствии с созданной компьютерной презентацией. Преподаватель проводит общий инструктаж по проведению защиты, просматривает проект и подготавливает студентов к докладу, дает рекомендации. Выполняется комплексная проверка знаний и умений, полученных студентами.

Защита проектов проходит в виде заседания круглого стола, на который приглашаются как преподаватели, так и студенты. На защиту каждому студенту отводится 10 минут. Для защиты проекта микрогруппа выбирает одного представителя. Его выступление должно отвечать следующим требованиям: убедительность, оригинальность, остроумие, краткость, наглядность и т.д. Оценивается проект по таким критериям как: содержание проекта, оформление, доступность интерфейса.

Баллы за выступление заносятся присутствующими в «Оценочный лист защиты курсового проекта» (Приложение № 1). Преподаватель информатики за ранее заносит баллы за проект в «Оценочный лист проектной деятельности» (Приложение № 1). Итоговый балл вычисляется как среднее арифметическое от всех набранных баллов. Итоговая оценка заносится в «Итоговый оценочный лист курсового проекта» (Приложение № 1) и выставляется по следующей схеме:

50-60 баллов - «5»;

37-49 баллов - «4»;

30-36 баллов - «3»;

менее 30 баллов - «2».

Проведение публичной защиты требует от преподавателя очень четкой и корректной работы. Важно, особенно на предварительной защите, помочь студенту преодолеть психологический барьер публичного выступления, а в процессе выступления поддерживать доброжелательную комфортно-деловую атмосферу, сохранять дисциплину. При оглашении оценок необходимо отметить яркие и интересные моменты работы, увидеть и показать положительную динамику у каждого студента, а на замеченные недостатки указать мягко и тактично.

Этапы реализуются последовательно и комплексно в ходе практических занятий по информатике. Опыт работы по организации курсового проектирования позволяет сделать вывод, что данная форма обучения повышает у студентов интерес к учебному труду, развивает продуктивное мышление, обеспечивает прочные действительные результаты обучения, способствуют развитию личностных качеств.

Цели занятия:

  1. Учебные:

  • подготовка студентов к эффективному использованию современных компьютерных средств в процессе обучения и в будущей их профессиональной деятельности;

  • развитие памяти, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления;

  • привитие исследовательских навыков.

Студент должен знать:

  • основы работы с пакетом программ Microsoft Office;

  • основные понятия выбранной темы.

Студент должен уметь:

  • использовать пакет программ Microsoft Office для решения различных задач;

  • работать с поступающей информацией.


  1. Развивающие:

  • развивать у студентов способности профессионально использовать теоретические знания по теме, оперировать формулировками, понятиями, определениями;

  • развитие умения анализировать свою деятельность;

  • развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации.


  1. Воспитательные:

  • воспитать необходимость самосовершенствования, прививать чувство ответственности за освоение учебного материала;

  • воспитание у студентов самостоятельности, информационной культуры, ответственности за свой выбор.

Тип занятия: внеаудиторное занятие в форме круглого стола.

Типология проекта:

  • по доминирующей в проекте деятельности - творческий;

  • по предметно-содержательной области - межпредметный;

  • по характеру координации проекта - с открытой, явной координацией;

  • по характеру контактов - внутренний;

  • по количеству участников - микрогруппы (2 чел.);

  • по продолжительности выполнения - средней продолжительности (2 месяца).

Методы обучения: частично-поисковый.

Формы обучения: индивидуальная.

Оснащение занятия:

  • персональные компьютеры на базе процессора Intel;

  • сканер ScanJet 3400C;

  • принтер Canon BJC 2000;

  • проектор Panasonic;

  • пакет программ Microsoft Office.

Межпредметные связи: все учебные дисциплины согласно Государственному образовательному стандарту.

Внутрипредметные связи: все темы курса «Информатика».

Место проведения: кабинет № 401.

Продолжительность: 180 минут.

Литература для преподавателя:

  1. Информатика и система управления в здравоохранении и медицине./Под ред. Хай Г. А. - СПб.: СПбМАПО, 1998 - 130с.

  2. Эльянов М. Медицинские информационные технологии 2000. Выпуск 1. - М.: «Изограф», 2000. - 122с.

  3. Гельман В. Я. Компьютерные коммуникации в медицине. - СПб.: СПбМАПО, 2000. - 59с.

  4. Гельман В. Я. Компьютерный анализ медицинских данных для аспирантов. - СПб.: СПбМАПО, 1999. - 59с.

  5. Гельман В. Я. Компьютерный анализ медицинских данных. - СПб.: СПбМАПО, 1998.- 57с.

  6. Прикладная медицинская статистика./Под ред. Зайцева В. М., Лифляндского В. Г. - СПб.: СПбГМА им. И. И. Мечникова, 2000. - 299с.

  7. Гельман В.А. Электронная таблица Excel для врачей. - СПб.: СПбМАПО, 2000. - 58с.

  8. Додж М., Стинсон К. Эффективная работа с Microsoft Excel 2000. - СПб.: «Питер», 2001. - 1056с.

  9. Рычков В. Самоучитель Excel 2000. - СП6.: «Питер», 2000. - 330с.

  10. Харвей Г. Excel 2000 для Windows для "чайников". - М.: «Диалектика», 2000. - 381с.

  11. Гукин Д. Word 2000 для Windows для "чайников". - М.: Диалектика, 2000.- 326с.

  12. Робин У. Эффективная работа с Microsoft Word 2000. - СПб.: «Питер», 2001. - 944с.

  13. Стил X. Освой самостоятельно Microsoft Word 2000 за 24 часа. - М.: Вильяме, 2000. - 428с.

  14. Информатика. Базовый курс./Под ред. С.В.Симоновича. - СПб.: «Питер», 2000. - 638с.

Литература для студентов:

  1. Литература, отражающая содержание проекта.

  2. Кудрина В. Г. Медицинская информатика. - М.: РМАПО, 1999. - 100с.

  3. Информатика и система управления в здравоохранении и медицине./Под ред. Хай Г. А. - СПб.: СПбМАПО, 1998. - 130с.

  4. Эльянов М. Медицинские информационные технологии 2000. Выпуск 1. - М.: «Изограф», 2000. - 122с.

  5. Гасников В. К. Основы научного управления и информатизация в здравоохранении. - Ижевск: «Вектор», 1997. - 169с.

  6. Гельман В. Я. Компьютерные коммуникации в медицине. - СПб.: СПбМАПО, 2000. - 59с.

  7. Гельман В. Я. Компьютерный анализ медицинских данных для аспирантов. - СПб.: СПбМАПО, 1999. - 59с.

  8. Гельман В. Я. Компьютерный анализ медицинских данных. - СПб.: СПбМАПО, 1998. - 57с.

Ход занятия


Этапы

Время

Методические указания

  1. Организационный момент. Целевая установка.

5

Проверка готовности кабинета к занятию. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов. Наличие сменной обуви.

Формулировка целей занятия.

  1. Мотивация познавательной деятельности

5

Преподаватель поясняет значимость создания курсовых проектов. Рассказывает о том, как будет проводиться защита проектов, по каким критериям оцениваются проекты. (Приложение №2)

  1. Контроль уровня знаний.

125

Метод: творческо-воспроизводящий

Студенты представляют «Комплект документов выполнения курсового междисциплинарного проекта» (Приложение №1), презентацию проекта. На защиту каждому студенту отводится 10 минут.

  1. Подведение итогов занятия:

  • Анализ результатов защиты проектов


  • Оглашение результатов



20



15

Итоговая оценка выставляется на основе среднего балла, рассчитанного по оценочным листам (Приложение №1).

  1. Уборка аудитории

10

Влажная уборка аудитории согласно санитарным нормам.

Время: 180 минут






















Приложение №1








КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОГО

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО

ПРОЕКТА

Содержание:


  1. Паспорт проекта

  2. График работы над проектом

  3. Портфолио (распечатка слайдов проекта)

  4. Оценочный лист проекторной деятельности группы

  5. Оценочный лист защиты курсового проекта

  6. Итоговый оценочный лист курсового проекта

Паспорт проекта


  1. Фамилия и имя автора (авторов): ___________________________________

___________________________________________________________________

  1. Отделение, группа: _______________________________________________

  2. Название проекта: _______________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Цели проекта: ___________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Идея проекта: ___________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Название файла презентации, рабочий компьютер: ____________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Тематический охват проекта:

по информатике__________________________________________________

___________________________________________________________________

по дисциплине___________ ________________________________________

___________________________________________________________________

  1. По какому предмету вы создаете презентацию, для какого курса: ________

___________________________________________________________________

  1. Программно-техническое обеспечение, необходимое для проекта (нужное подчеркнуть)

Техническое оснащение: компьютер, цифровая камера, DVD-проигрыватель, доступ Интернет, СD-проигрыватель, принтер, сканер, видеокамера, видеомагнитофон ____________________________________

___________________________________________________________________

Программное обеспечение:

Текстовый редактор _____________________________________________

Программы обработки изображений _______________________________

СУБД___________________________________________________________

Электронные таблицы____________________________________________

Web-браузер_________________________________________________________

Программы обработки web-сайтов_________________________________

Интернет-ресурсы_______________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Печатные материалы (учебники, пособия, справочники и т.д.) __________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Критерии оценки презентации:

  1. Качество: соответствие содержание заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры _____________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Корректность текста: отсутствие ошибок, точность, законченность

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Оформление: разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображения соответствуют содержанию, интересны ___________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Взаимодействие: коммуникабельность, уважение и внимание к другим, активность, полезность _________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Выступление: качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией ___________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

График работы над проектом



Этапы

Сроки

Вид деятельности

Примечание

  1. Регистрация


Объединение студентов в микрогруппы. Выбор темы, постановка цели, формулировка задачи. Составление графика работы.


Подбор необходимого материала, изучение проблемной области.


  1. Осмысление и разрешение проблемы


Разработка дизайна презентации. Определение плана. Заполнение паспорта проекта презентации.


Реализация проекта с помощью пакета программа Microsoft Office.


Подготовка к предварительной защите проектов, оформление материалов.


  1. Предварительная защита проектов


Занятие в виде предварительной защиты проекта (определе­ние глубины понимания студентами решаемой задачи).


Редактирование проекта с учетом замечаний


Подготовка и оформление презентации и необходимых документов. Редактирование паспорта проекта


  1. Защита курсовых проектов


Защита проектов


Оценочный лист проектной деятельности группы

  1. Фамилия автора (авторов):_________________________________________

  2. Группа: _________________________________________________________

  3. Название проекта: ________________________________________________

  4. Предмет, для какого курса: ________________________________________

  5. Преподаватели-предметники, которые курируют проект: _______________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Оценка выполненного проекта проводится по 6 критериям, по каждому из которых максимальная оценка - 5 баллов. Максимум - 30 баллов.

Этап

Критерии

Оценка

Самооценка

Учителя

Ср. кол. баллов

Осмысление

1

Грамотность и продуманность заполнения паспорта проекта

2

Своевременность сдачи паспорта проекта

Рабочий

3

Организация поиска, сбора и анализа информации

4

Участие в работе группы

5

Качество и своевременность заполнения рабочих материалов

6

Комфортность условий работы группы


ВСЕГО:

Оценочный лист защиты курсового проекта

  1. Фамилия автора (авторов):_________________________________________

  2. Группа: _________________________________________________________

  3. Название проекта: ________________________________________________

  4. Предмет, для какого курса: ________________________________________

  5. Преподаватели-предметники, которые курируют проект: _______________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Оценка выполненного проекта и его защиты проводится по 6 критериям, по каждому из которых максимальная оценка - 5 баллов. Максимум - 30 баллов.


Этап

Критерии

Оценка

Защита

1

Качество: Соответствие содержания заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры

2

Корректность текста: отсутствие ошибок, точность, законченность

3

Дизайн: разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображения соответствуют содержанию

4

Взаимодействие: коммуникабельность, уважение и внимание к другим, активность, полезность

5

Выступление: качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией

6

Возможность практического использования результатов проекта


ВСЕГО:


Итоговый оценочный лист курсового проекта

  1. Фамилия автора (авторов):_________________________________________

  2. Группа: _________________________________________________________

  3. Название проекта: ________________________________________________

  4. Предмет, для какого курса: ________________________________________

  5. Преподаватели-предметники, которые курируют проект: _______________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


Критерии

Балл

Средний балл по оценочному листу проектной деятельности группы

Средний балл по оценочному листу защиты курсового проекта

Итоговое количество баллов

Итоговая оценка


Итоговая оценка выставляется по следующей схеме:

50-60 баллов - «5»;

37-49 баллов - «4»;

30-36 баллов - «3»;

менее 30 баллов - «2».












Приложение №2

Мотивация

Главные трудности при решении задач в медицине и здравоохранении, помимо дефицита ресурсов, определяются недостатком времени и информации. В настоящее время скорость и качество получения и обработки информации стали условием существования и прогресса отрасли. Эту проблему нельзя решить без использования компьютеров и компьютерных технологий.

Компьютерные технологии являются относительно новыми вообще и для медицинских работников, в частности. Многие из ныне действующих врачей, медсестер не имели возможности получить подготовку в области информатики. Для успешного внедрения в медицину компьютерных технологий назрела настоятельная необходимость в восполнении этого пробела.

Одним из примеров внедрения компьютерных технологий в медицинское образование являются проекты (коллекции слайдов) класса программных продуктов - электронные дидактические материалы созданные силами студентов.

Защита курсовых проектов - это творческая деятельность с целью углубления знаний по предмету информатика, а так же в области представляемого проекта, проводится по следующему плану:

  1. Представление преподавателем студента защищающего проект.

  2. Представление студентом темы проекта, участников проекта.

  3. Заслушивание выступления студента в защиту проекта.

  4. Подведение итогов защиты, обсуждение и выставление оценок.

Каждому студенту отводится на защиту курсового проекта 10 минут.

Оценивается проект по таким критериям, как содержание проекта, оформление, доступность интерфейса.

Преподаватель информатики заносит баллы за проект в «Оценочный лист проектной деятельности группы». Баллы за выступление заносятся присутствующими в «Оценочный лист защиты курсового проекта». Итоговый балл вычисляется как среднее арифметическое от всех набранных баллов. Итоговая оценка заносится в «Итоговый оценочный лист курсового проекта» и выставляется по следующей схеме:

50-60 баллов - «5»;

37-49 баллов - «4»;

30-36 баллов - «3»;

менее 30 баллов - «2».





ФГОУ СПО ОМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ РОСЗДРАВА

Специальность:

060101 «Лечебное дело»

060108 «Фармация»

060109 «Сестринское дело»

060110 «Лабораторная диагностика»


Цикловая методическая комиссия

гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Дисциплина

ИНФОРМАТИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

для студента


Составил:

Преподаватель информатики

Ельдецова И.В.






Омск-2007

Уважаемые студенты!

Основная цель творческой работы - предоставление вам возможности проявить максимальной самостоятельности и инициативы при решении практических задач.

Защита курсовых проектов - это творческая деятельность с целью углубления знаний по предмету информатика, а так же в области представляемого проекта, проводится по следующему плану:


  1. Представление темы проекта, участников проекта.

  2. Заслушивание выступления в защиту проекта.

  3. Подведение итогов защиты, обсуждение и выставление оценок.

В ходе работы вы должны

знать:

  • основы работы с пакетом программ Microsoft Office;

  • основные понятия выбранной темы.

уметь:

  • использовать пакет программ Microsoft Office для решения различных задач;

  • работать с поступающей информацией.

Оснащение занятия:

  • персональные компьютеры на базе процессора Intel;

  • сканер ScanJet 3400C;

  • принтер Canon BJC 2000;

  • проектор Panasonic;

  • пакет программ Microsoft Office.

Место проведения: кабинет № 401.

Продолжительность: 180 минут.

Рекомендуемая литература:

  1. Литература, отражающая содержание проекта.

  2. Кудрина В. Г. Медицинская информатика. - М.: РМАПО, 1999. - 100с.

  3. Информатика и система управления в здравоохранении и медицине. /Под ред. Хай Г. А. - СПб.: СПбМАПО, 1998. - 130с.

  4. Эльянов М. Медицинские информационные технологии 2000. Выпуск 1. - М.: «Изограф», 2000. - 122с.

  5. Гасников В. К. Основы научного управления и информатизация в здравоохранение. - Ижевск: «Вектор», 1997. - 169с.

  6. Гельман В. Я. Компьютерные коммуникации в медицине. - СПб.: СПбМАПО, 2000. - 59с.

  7. Гельман В. Я. Компьютерный анализ медицинских данных для аспирантов. - СПб.: СПбМАПО, 1999. - 59с.

  8. Гельман В. Я. Компьютерный анализ медицинских данных. - СПб.: СПбМАПО, 1998. - 57с.

Ход занятия


Этапы

Время

Методические указания

  1. Контроль уровня знаний.

125

Защита проекта.

Выступление осуществляется по следующему плану:

  1. название проекта;

  2. цель проекта;

  3. идея проекта;

  4. представление презентации.

На защиту отводится 10 минут.

  1. Подведение итогов занятия.

  • Анализ результатов защиты проектов

  • Оглашение результатов



20¢



15¢

Итоговая оценка выставляется на основе среднего балла, рассчитанного по оценочным листам (Приложение №1).

  1. Уборка аудитории

10

Влажная уборка аудитории согласно санитарным нормам.









Приложение №1



Оценочный лист проектной деятельности группы

  1. Фамилия автора (авторов):_________________________________________

  2. Группа: _________________________________________________________

  3. Название проекта: ________________________________________________

  4. Предмет, для какого курса: ________________________________________

  5. Преподаватели-предметники, которые курируют проект: _______________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Оценка выполненного проекта проводится по 6 критериям, по каждому из которых максимальная оценка - 5 баллов. Максимум - 30 баллов.

Этап

Критерии

Оценка

Самооценка

Учителя

Ср. кол. баллов

Осмысление

1

Грамотность и продуманность заполнения паспорта проекта

2

Своевременность сдачи паспорта проекта

Рабочий

3

Организация поиска, сбора и анализа информации

4

Участие в работе группы

5

Качество и своевременность заполнения рабочих материалов

6

Комфортность условий работы группы


ВСЕГО:

Оценочный лист защиты курсового проекта

  1. Фамилия автора (авторов):_________________________________________

  2. Группа: _________________________________________________________

  3. Название проекта: ________________________________________________

  4. Предмет, для какого курса: ________________________________________

  5. Преподаватели-предметники, которые курируют проект: _______________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Оценка выполненного проекта и его защиты проводится по 6 критериям, по каждому из которых максимальная оценка - 5 баллов. Максимум - 30 баллов.


Этап

Критерии

Оценка

Защита

1

Качество: Соответствие содержания заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры

2

Корректность текста: отсутствие ошибок, точность, законченность

3

Дизайн: разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображения соответствуют содержанию

4

Взаимодействие: коммуникабельность, уважение и внимание к другим, активность, полезность

5

Выступление: качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией

6

Возможность практического использования результатов проекта


ВСЕГО:


Итоговый оценочный лист курсового проекта

  1. Фамилия автора (авторов):_________________________________________

  2. Группа: _________________________________________________________

  3. Название проекта: ________________________________________________

  4. Предмет, для какого курса: ________________________________________

  5. Преподаватели-предметники, которые курируют проект: _______________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


Критерии

Балл

Средний балл по оценочному листу проектной деятельности группы

Средний балл по оценочному листу защиты курсового проекта

Итоговое количество баллов

Итоговая оценка


Итоговая оценка выставляется по следующей схеме:

50-60 баллов - «5»;

37-49 баллов - «4»;

30-36 баллов - «3»;

менее 30 баллов - «2».


© 2010-2022