Технологическая карта урока Арифметические операции в позиционных системах счисления (8 класс)

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Предмет, класс: информатика, 8 класс

Название и автор учебника: Информатика 8 класс, Н.Д. Угринович

Тема урока: Арифметические операции в позиционных системах счисления

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Программно-технические средства на уроке: компьютеры, проектор, экран

Цель урока: развитие интересов и способностей учащихся к информатике на основе изучения арифметических операций в позиционных системах счисления.

Личностные результаты:


  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

Метапредметные результаты:


  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Предметные результаты:


  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;

  • развитие представлений о числе и числовых системах; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений.


Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые результаты

Возможные

используемые инструменты

Организационный этап.


Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Учащиеся встают, приветствуя учителя.

Включаются в деловой ритм урока.


Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


  1. Учитель организует фронтальный опрос, задавая вопросы по материалу, изученному на предыдущем уроке:


Что такое система счисления?

На какие группы делятся системы счисления?


Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных?


Какие можете привести примеры позиционных и непозиционных систем счисления?

К

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58ada0e5-fc12-42b1-9978-7a583b483569/9_111.swf аково основание, и какие цифры входят в алфавит десятичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления?


  1. Учитель актуализирует знания учащихся, полученные в курсе математики, используя ЭОР №1. (Ресурс отображается на экране)

Выполнить задачу письменно в тетради.

"Загадочная автобиография". В бумагах одного чудака математика найдена была его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами:


"Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб. в месяц" и т. д. Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка?



  1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


  2. Восстанавливают в памяти изученный в курсе математики материал.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Умение выражать мысли


Познавательные:

Общеучебные- структурирование знаний, построение речевого высказывания, знаково-символические действия

логические- поведение под понятие







Целеполагание и мотивация


Мы знаем, что существует несколько систем счисления. Мы пользуемся в повседневной жизни одной из позиционных систем счисления - десятичной. Мыс помощью нее можем производить простейшие арифметические операции. А как это делать в других позиционных системах счисления?

Все это мы узнаем с вами на уроке

Ученики отвечают на вопрос учителя:



Тема урока Арифметические операции в позиционных системах счисления Учащиеся формулируют цель: научиться выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления.


Регулятивные: целеполагание, планирование


Коммуникативные: постановка вопросов,

Умение выражать мысли


Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.







Усвоение новых знаний и способов усвоения


Учитель объясняет новый материал, используя ЭОР; отвечает на вопросы учащихся.



Двоичная система счисления является стандартом при конструировании компьютеров, т.к. наиболее просто технически создать электронные схемы, работающие в двух устойчивых состояниях (0 и 1); просто выполняются арифметические действия; для выполнения логических операций можно применить алгебру логики.

Двоичная СС используется для организации машинных операций по преобразованию информации, десятичная - для ввода и вывода информации, восьмеричная и шестнадцатеричная - для составления программ на языке машинных кодов для более короткой и удобной записи двоичных кодов.

Арифметические операции во всех позиционных СС выполняются по одним и тем же правилам. Важно помнить алфавит СС: 2-я - 0, 1; 8-я - 0 - 7; 16-я - 0 - 9, A - F.

При переполнении разряда, когда величина числа становится равной или большей основания, производится перенос в старший разряд при сложении и заём из старшего разряда при вычитании. Величина переноса в следующий разряд при сложении и заём из старшего разряда при вычитании определяется величиной основания системы счисления: в 2-й СС - основанием 2, в 8-й - 8, в 16-й - 16.

При выполнении операции вычитания всегда из большего по абсолютной величине числа вычитается меньшее и ставится соответствующий знак.

При выполнении операции умножения множимое последовательно умножается на очередную цифру множителя.


Учащиеся слушают объяснение нового материала, задают вопросы

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.


Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.


Регулятивные: планирование, прогнозирование.

fcior.edu.ru/card/12968/arifmeticheskie-operacii-v-pozicionnyh-sistemah-schisleniya.html

Первичное закрепление


Учитель предлагает учащимся выполнить практическую работу за компьютерами. В процессе выполнения работы учащимися, учитель работает индивидуально с учащимися при возникновении у них затруднений.


Учащиеся выполняют практическую работу.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений


Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий


Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Личностные: оценивание усваемого содержания










fcior.edu.ru/card/3994/arifmeticheskie-operacii-v-pozicionnyh-sistemah-schisleniya.html

. Организация первичного контроля




Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения


Личностные: самоопределение.




. Подведение итогов урока.

. Рефлексия


Учитель зададет вопросы учащимся:

- Какую тему мы изучили на уроке?

- Какие сведения о позиционных системах счисления вы узнали?

- Какие трудности вы испытывали припроведении арифметических операций?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

достаньте свои дневники и запишите домашнее задание


Учащиеся дают ответы на вопросы

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили



Анализируют работу на уроке через самооценку

Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.


Записывают домашнее задание.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям


Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

school-collection.edu.ru/catalog/res/58ada0e5-fc12-42b1-9978-7a583b483569/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&interface=teacher&class=51&subject=19&rub_guid[]=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034


Информационные ресурсы, используемые на уроке:


  1. Арифметические операции в позиционных системах счисления

  2. Арифметичекие операции в позиционных СС

(Выполнение арифметических операций в P-ичных системах счисления)

  1. Арифметические операции в позиционных СС

© 2010-2022