Исследовательская работа на тему «Влияние компьютера на организм школьника»

Исследовательская работа на тему "Влияние компьютера на организм школьника" Аннотация Выбор моей темы не случаен, так как в настоящее время любой человек  видит, что современные дети ограничивают свое общение телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через Интернет. Часто приходиться слышать такие вопросы: А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей? Мной поставлена проблема: Необходимость выявления  уровня отрицател...  
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Дружба г. Выкса Нижегородской области.







«Влияние компьютера на организм школьника»

Физико-математическое отделение

Секция информационных технологий




Работу выполнила:

Ученица 7 класса

Солоницына Диана Вячеславовна

Научный руководитель:

Учитель МБОУ СОШ

п. Дружба

Солоницына Светлана Ивановна

Нижегородская область

г. Выкса

2013

Оглавление

Аннотация………………………………………………3

Введение ……………………………………………. 4-6

Обзор литературы……………………………………...7

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером…………………………….8-14

1.2 Признаки развития зависимости у ребенка……15-19

1.3 Оздоровительно-профилактические упражнения…………………………………………...20-21

Глава 2. Практическая часть

2.1 Анкетирование ………………………………..22-25

2.2 Сопоставление статистических данных: рост количества компьютеров у учащихся и показателей заболеваемости по результатам ежегодных медицинских осмотров ……………………………25-26

2.3 Реализация профилактических мер……..……2 6

Заключение ………………………………………… 27-28

Список литературы ………………………..………29

Приложение ……………………………………….30-48

Аннотация

Выбор моей темы не случаен, так как в настоящее время любой человек видит, что современные дети ограничивают свое общение телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через Интернет.

Часто приходиться слышать такие вопросы: А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?

Мной поставлена проблема: Необходимость выявления уровня отрицательного влияния компьютера на здоровье школьника и меры профилактики при работе за компьютером.

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье школьника являются одной из важных проблем современности. Поэтому эту проблему я поднимаю в своей работе.

I. Введение


Актуальность моей работы определяется потребностью сформировать здоровой поход обучающихся при работе с компьютером.

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. Сегодня почти в каждой семье имеется домашний компьютер с доступом в Интернет. «Экзотические» времена, когда на всю школу, дом, улицу был единственный, закончились. Компьютер не просто дает нам неограниченный доступ к всевозможной информации. Он контролирует правильность усвоения информации и запоминания. Он пробуждает интерес, любопытство, это является основными мотивами получения знаний. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно компьютер подрастающего поколения, порой даже заменяет подросткам друзей, родителей, школу...

Обычно выделяются следующие направления применения вычислительной техники:

  • Учебное (компьютер как средство обучения и контроля на материале конкретного предмета)

  • Орудийное (компьютерная поддержка универсальной деятельности, письма, рисования поиска информации …)

  • Профессиональное (углубленное изучение информатики)

  • Досуговое (компьютерные игры, общение)/1/

Таким образом, компьютер в состоянии изменить жизнь человека, сделать его зависимым от машины.

Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решила исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

Цель работы

Изучение влияния компьютера на организм школьника.

Задачи:

  1. Изучить имеющуюся литературу по данному вопросу.

  2. Провести анкетирование с целью выявления вреда компьютера на человека.

  3. Сопоставить рост количества компьютеров у учащихся с изменениями в здоровье по данным ежегодного медицинского осмотра.

  4. Разработать комплекс упражнений «Гимнастика для органов зрения»

5. Сформулировать основные советы для обучающихся, родителей, учителей при работе с компьютером.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: изучение литературы, типовых авторских анкет, наблюдение, сравнительный анализ, обобщение.

Объект исследования:

Работа человека за компьютером дома, в школе.

Предмет исследования:

Отрицательное влияние компьютера на здоровье человека и меры защиты человека от него.

Гипотеза:

Предположим, что компьютер оказывает вредное влияние на человека.

Методы исследования:

  • Теоретический - анализ литературы по теме исследования.

  • Практический - анкетирование, наблюдение, математическая обработка данных, построение диаграмм.

Обзор литературы

Понятной и доступной мне литературы по данной теме я нашла много, она мне очень помогла в моей работе. В учебном пособии Ермилова И.А.Ограничьте просмотр передач!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника - 2008 - №8, стр.22, автор рассказывает об основных вредных факторах, действующие на человека за компьютером и характеризует признаки зависимости у ребенка. Подобные сведения я нашла у авторов Билич Г.Л., Назарова Л.В./ Основы валеологии / С.-Петербург МСМХС, 2005г. и Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника - 2008 - №8, стр.56.

Попов С.В./ Валеология в школе и дома./ С.-

Петербург «Союз», 2004г. помогла мне получить

информацию о оздоровительно-профилактических

упражнениях.



  1. Теоретическая часть

Я постаралась доступно для человека, не имеющего отношения к медицине, описать профессиональные заболевания пользователей компьютеров, способы профилактики. Вы узнаете, как выбрать компьютер и программное обеспечение, безопасные для здоровья, найдете полезные советы по безопасной работе на компьютере.

1.1 Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

Для того чтобы работа на компьютере была полезной и не вредила здоровью ребенка, родителям необходимо знать основные вредные факторы:

  • Сидячее положение в течение длительного времени;

  • Воздействие электромагнитного излучения монитора;

  • Утомление глаз, нагрузка на зрение;

  • Перегрузка суставов кистей;

  • Стресс при потере информации.

  • Интернет - зависимость

  • Нагрузка на психику.

Сидячее положение

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы голова, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению. /6/

Воздействие электромагнитного излучения монитора

Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим - электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты. /6/

Воздействие на зрение

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".

Мерцание экрана, невысокая резкость символов, наличие бликов и искажений, проблемы с оптимальным соотношением яркости и контрастности создают серьезные проблемы для глаз и мозга пользователя, что приводит к зрительному дискомфорту, рези в глазах, ухудшению зрения у 60 - 85% пользователей.

К основным факторам, отрицательно влияющим на зрение при работе с монитором, можно отнести:

  • неправильно настроенная четкость и резкость изображения;

  • неправильно настроенная яркость;

  • мерцание изображения;

  • наличие бликов.

Длительная работа с компьютером требует также повышенной сосредоточенности, что приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения человека. Развивается зрительное утомление, способствующее возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.

Чтобы избежать этого, нужно помнить, что чем выше разрешающая способность монитора, тем точнее и четче изображение на экране, и тем оно меньше утомляет зрительную систему.

Внешнее освещение в помещении снижает контрастность изображения, однако не стоит забывать, что увеличение яркости утомляет зрение. Блики на мониторе также сильно мешают воспринимать информацию с экрана, заставляют менять положение головы и корпуса, напрягать зрение. Увеличивается не только нагрузка на глаза, но и на шею, спину, плечи и руки, что приводит к быстрому утомлению.

Источники бликов - расположенные рядом с экраном монитора источники света, светлое оборудование, яркие поверхности, не зашторенные окна и даже светлая одежда самого пользователя.

Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением. Многие дети страдают незначительным ухудшением зрения, которое можно расценивать как «неприятность». Со временем здесь потребуется коррекция зрения, но вмешательства медицины, возможно, удастся избежать до достижения юношеского или взрослого возраста. Но если дети столь сильно увлечены компьютером, что все свободное время проводят за клавиатурой, то эта «неприятность» может перерасти в нечто большее, что потребует коррекции в раннем возрасте. К счастью, большинства этих проблем удается достаточно легко избежать./6/


Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Каковы причины возникновения туннельного синдром запястья? Свой вклад вносят генетическая предрасположенность и заболевания суставов, нарушения обмена веществ и изменения гормонального фона, травмы кисти и предплечья. Но главная причина - длительная однообразная неправильная работа кистями и пальцами рук. КТС поражает людей различных профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств - вот далеко не полный перечень профессий, которые предрасполагают к КТС. /7/

Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук./6/

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты. /5/


Психическая нагрузка

Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно.

Главное - помните, что хотя в общественном сознании укоренилась мысль о том, что самое вредное в компьютере - это излучения, на самом деле психическое воздействие может оказаться намного серьезнее.

Важно наблюдать за поведением ребенка во время работы за компьютером. Наблюдать сегодня, сейчас, во время именно этого его занятия. Легко будет убедиться, что каждый раз время начала утомления будет неодинаковым. В одних случаях ваш ребенок будет уставать очень быстро, даже ранее рекомендуемого срока (раньше 15 минут). В другие дни он, как вы убедитесь, сможет общаться с компьютером без особого утомления более продолжительное время.

Специальные исследования показали, что утомление при работе на компьютере проявляется совсем иначе, чем при других видах деятельности. Обычно, выполняя работу, не связанную с компьютером, дети становятся вялыми, сонливыми. У них пропадает интерес к работе, внимание снижается, дети часто отвлекаются. За компьютером же ребята, как правило, очень активны и эмоциональны. С интересом выполняя задание на ПК, они увлекаются и могут долго не чувствовать усталости. В то же время объективными методами исследования устанавливается факт наступившего утомления и даже переутомления у этих детей.

Подметить же, что ребенок уже начал уставать, не так сложно. Признаки утомления будут различны у разных детей.

Во-первых, они будут различаться у детей инертных и подвижных. У инертных детей увеличивается пассивность, которая отражается на позе (полулежа, лежа, иногда с задиранием ног, с поиском опоры у стола и т. п.).

У подвижных детей утомление сказывается с преимущественным увеличением нервно-мышечной напряженности, что проявляется в виде усиления двигательной активности (вскакивание с места, прыжки, хлопки в ладоши и т. п.) и выраженности эмоциональных реакций (смех, плач, вскрикивание, пение, бурное веселье и т.д.) /4/

Можно выделить следующие четыре основных направления, по которым реализуется наступающее утомление:

1. Потеря контроля над собой: ребенок трогает лицо, сосет палец, гримасничает, трясет ногами, кричит и т. п.

2. Потеря интереса к работе на ПК: частые отвлечения, разговоры, переключение внимания на другие предметы, отказ от продолжения работы.

3. Утомление от пребывания в одной позе: склонение головы на бок, опора на спинку стула, задирание ног с упором в край стола, переход в позу лежа.

4. Эмоционально-невротические реакции: крики, истерический смех, подпрыгивания, пританцовывание, плач, пение и др.

1.2 Признаки развития зависимости у ребенка

По результатам опроса учащихся МБОУ СОШ п. Дружба «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» были получены ответы:

1. 42 % - общаюсь в сети;

2. 18 % - читаю книги;

3. 30 % - посещаю кружки, секции;

4. 44 % - играют в компьютерные игры;

5. 43 - общаюсь по телефону;

6. 71 % провожу время с друзьями;

7. 82 % - смотрю телевизор.

(Приложение 1)

Компьютерная зависимость - пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в начале XXI в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), Компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет - зависимости:

1. Навязчивое желание проверить e-mail .

2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Существуют серьезные опасности, с которыми дети встречаются непосредственно в Сети:

Интернет дает возможность быть на связи, поддерживать отношения с друзьями, делиться своим опытом, интересными ресурсами, результатами исследований.

Описывались случаи пребывания в Интернете до 18 часов. Исследования показали, что Интернет зависимостью страдают примерно 5-10% пользователей Интернета с психологической точки зрения, активность использования Интернета, в частности для общения, может быть охарактеризована как позитивная. Однако Интернет-аддикция признается негативным направлением трансформации личности. Сначала человек «уходит» в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т.д. А потом происходит наоборот: человек на время «выходит» из виртуальности в реальный мир, чтобы удовлетворить физиологические потребности./7/

Признаки зависимости

  • Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

  • Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

  • Прогулял школу - сидел за компьютером.

  • Приходит домой, и сразу к компьютеру.

  • Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

  • Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

  • Он конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Первая стадия - интерес.

Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия - втягивание.

Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия - полная зависимость.

Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени - нарушение психики./7/

Симптомы зависимости

Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы:

  • психические;

  • социальные;

  • духовные.

Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем, взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.

Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Очевидно, что это плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного - неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. Не слишком ли дорогая цена? /8/

1.3 Оздоровительно-профилактические упражнения

Комплексы данной главы оказывают благотворное влияние и способствуют восстановлению нормальной работоспособности глаз и мышц тела, также помогут снять симптомы синдрома компьютерного стресса.

Комплекс упражнений для глаз и мышц тела

Упражнение 1. Например, сидя за компьютером, поднимите глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза!

Упражнение 2. Не открывая глаз, делайте ими вращательные движения по и против часовой стрелки, вниз и вверх.

Упражнение 3. Хотя бы раз в два часа оторвитесь от работы, от киньтесь на спинку стула, руки положите на бедра, расслабьте мышцы лица и посидите так 10-15 с.

Упражнение 4. Закройте глаза и помассируйте пальцами, делая легкие круговые поглаживающие движения от носа наружу, надбровные дуги и нижнюю часть глазниц 20-30 с. Затем посидите с закрытыми глазами 10-15 с.

Упражнение 5. Медленно наклоните голову вперед, уперевшись подбородком в грудь, и отведите голову назад. Проделать ряд вращений головой. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 6. Посмотрите вдаль 2-3 с., затем переведите взгляд на кончик носа, замрите на 2-3 с. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 7. Если есть возможность, поднимите руки вверх, напряженно разведите пальцы, напрягите все мышцы тела, задержите дыхание на 7-8 с. С поворотом тела «уроните» руки и расслабьте все тело на 7-8 с. Повторите 3-5 раз.

Упражнение 8. Вытягивайте и разжимайте пальцы так, чтобы почувствовать напряжение. Расслабьте, а затем, не торопясь, сожмите пальцы.

Упражнение 9. Чтобы расслабить плечи к верхнюю часть спины, сплетите пальцы рук за головой и сдвигайте лопатки до тех пор, пока не ощутите напряжение в верхней части спины. Оставайтесь в таком положении 5-10 с. Затем расслабьтесь. Повторите упражнение 5-10 раз.

Упражнение 10. Сплетите за спиной пальцы рук с обращенными внутрь ладонями. Медленно постарайтесь поднять и выпрямить руки. Оставайтесь в таком положении 5-10 с. Повторить 5-10 раз.

Упражнение 11. В положении стоя медленно поднимайте руки, одновременно поворачивая голову то налево, то направо до тех пор, пока не почувствуете легкое напряжение.

Упражнение 12. Данное упражнение поможет нейтрализовать по следствия длительного пребывания в наклонном вперед положении, когда вы долго и внимательно смотрите на экран. Медленно опустите подбородок так, чтобы под ним образовались складки, оставайтесь в таком положении 5 с. Повторите 5-10 раз./3/

II. Практическая часть

2.1Анкетирование

Я учусь в МБОУ СОШ п. Дружба. В нашей школе обучается 329 учащихся.

Я провели анкетирование среди учащихся 5-11 классов нашей школы. (Вопросы анкеты приведены в приложении 2.) Мне было интересно узнать обеспеченность учащихся домашними компьютерами, длительность непрерывной работы за ПК, возникающие изменения в самочувствии, роль компьютера в жизни учащихся и т.д. Результаты анкетирования были обработаны и представлены в виде диаграмм.

( Приложение 3)

Из 92 опрошенных, компьютерами дома обеспечены 90 человек (98%). И с каждым годом цифра растет (приложение 4).

По результатам анкетирования 82% учащихся имеют рабочее место; 85 % учащихся используют настольную лампу, 23% имеют стул согласно нормам СанПИНа. (приложение 5)

Также по результатам анкеты я узнала о соблюдении расстояние от глаз до монитора. Часто рабочее место бывает неправильно организовано. Монитор установлен низко, неудачно относительно источников света, руки неудобно лежат на клавиатуре. В результате со временем пользователи начинают жаловаться на проблемы со здоровьем и повышенную утомляемость (приложение 6)

Невелико число и тех, кто имеет правильную позу за компьютером (при работе за домашним компьютером). Только 42% учащихся имеют правильную позу во время работы за компьютером (приложение 7) .

Мне было интересно узнать, для каких целей используют компьютер учащиеся нашей школы. По результатам анкетирования выяснилось, что большинству учащихся нравятся компьютерные игры и работа в интернете (приложение 8)

Распространение компьютерных игр, использование компьютера - все это оказывает определенное влияние на психику ребенка и личностные особенности человека.

Я выяснила, что у 45% есть постоянное желание играть в игры, но если сравнить с результатами прошлого года их уменьшилось на 17% (приложение 9).

Я поставила перед выбором ребят: компьютер или прогулка - 63% выбрали компьютер, а 37% - прогулка (приложение 10)

Интернет дает возможность быть на связи, поддерживать отношения с друзьями, делиться своим опытом, интересными ресурсами, результатами исследований.

На вопрос «Что больше Вас интересует? Компьютер, чтение книг, решение логических задач » обучающиеся предпочитают компьютер, так как сейчас много цифровых образовательных ресурсов и небольшой выбор книг в библиотеках (приложение 11)

Я также решила выяснить зависимость настроения от сломанного компьютера. Получила следующие результаты: 30% детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 70% - не испытывают зависимости (приложение 12)

На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером?

76% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали, а 24% ответили, что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером. На этот вопрос многие ответили не искренно (приложение13)

Изучив ответы на вопрос анкеты о продолжительности работы на ПК, я получили, что большая половина обучающихся не знает нормы времени работы за компьютером. Выяснилось, что большая часть учащихся(32%) работают за ПК около двух часов. Чуть меньше (30%) работают за ПК 1 час. В каждом классе есть большая группа учащихся, которая превышает допустимые нормы работы за ПК, нанося непоправимый вред своему здоровью. Причем многие учащиеся ответили, что находятся за ПК по 5-6 часов в день (при норме 1,5 - 2 часа).

Учитывая, что по данным анкетирования они садятся за компьютер каждый день, следует опасаться за состояние их здоровья (приложение14).

На вопрос «Делаете ли вы перерыв в работе за компьютером?» 15% учащихся ответили, да и 85% нет.

Вывод: Не зная нормы работы за компьютером, происходит: заболевание глаз и опорно-двигательного аппарата (приложение15).

На вопрос «Выполнение гимнастики для глаз?» 35% учащихся ответили, да и 65% ответили, нет.

Вывод: Гимнастику для глаз делают 35 % из числа опрошенных (приложение 16).

На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? 89% ответили, что знают, 11% ответили - нет (приложение 17)

На вопрос «Устают глаза при работе с компьютером?»

74% опрошенных ответили да, у 24% глаза не устают, а 2% не придают значения этому (приложение 18)

2.2 Сопоставление статистических данных: рост количества компьютеров у учащихся и показателей заболеваемости по результатам ежегодных медицинских осмотров.

В ходе работы я сопоставила рост количества компьютеров у учащихся нашей школы с изменениями их здоровья.

По данным медосмотра наблюдается тенденция повышения роста заболеваемости органа зрения, опорно-двигательной системы. (Приложение 19).

При этом, как правило, страдают кисть, запястье, плечо и шейная область. Чаще всего от длительной работы с клавиатурой начинает болеть правая рука, затем - левая. В конечном итоге, если не принять меры, это может привести к инвалидности.

Распространенность заболеваний среди учащихся ( по данным ЦРБ)

1 место - болезни опорно-двигательного аппарата

2 место - болезни желудочно-кишечного тракта

3 место - болезни глаз

4 место - нервно-психические болезни

5 место - кровообращение (сердца)

6 место - дыхания

7 место - врожд. аномалии

8 место - опухоли

9 место - крови

10 место - мочеполовой системы

11 место - кожи

12 место - уха

Вывод: Я предполагаю, что все эти болезни могут возникнуть из-за нарушения техники безопасности работы на ПК (неправильная осанка, близорукость, гастрит, игромания).

2.3 Реализация профилактических мероприятий

Я провела профилактическую работу среди школьников. Она включала в себя:

  • создание презентаций «Компьютерная зависимость», «Вред компьютера на человека».

  • распространение памятки с комплексом упражнений для мышц шеи и глаз (приложение 20).

  • Распространены рекомендации при работе за компьютером (приложение 21, 22).

Заключение

Исследуя литературу по вопросу, влияние компьютера на здоровье школьника я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в тоже время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестаетинтересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.

Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:

  1. Большинство (90 %) учащихся имеют компьютер

  2. 35% учеников заботятся о здоровье своих глаз.

  3. 99% учеников не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером.

  4. 2% учащихся проводят за компьютером боле 3 часов.

  5. 45% учащихся есть постоянное желание играть в компьютерные игры.

  6. 63% ребят выбрали компьютер вместо прогулки 80% - предпочли компьютер вместо общения с другом на яву, большая часть (85%) предпочитают компьютер вместо чтения книг и разгадывания логических игр.

По статистике отмечается рост числа персональных компьютеров у учеников дома и это частично влияет на здоровье школьников. Дети должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть. Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, но современные подростки чаще предпочитают различные «стратегии и др.». Это отнюдь не положительно сказывается на их психике и работоспособности.

Проводя исследования, я выяснили, что у 74 % опрошенных проявляются симптомы в виде головных болей, неприятных ощущений в глазах, расплывчатости изображени, но они либо не обращают на это внимания, либо немного отдыхают. По данным медосмотра у учащихся школы наблюдается рост заболеваемости органов зрения и опорно-двигательной системы.

На основании полученных данных я пришла к выводу, что вредное влияние компьютера на здоровье человека существует, но его можно уменьшить, соблюдая правила безопасности при работе с компьютером.

В заключение следует отметить, что при работе с компьютером необходимо следить за своим здоровьем, а здоровье человека зависит в первую очередь от него самого.

VI. Список литературы


  1. Билич Г.Л., Назарова Л.В./ Основы валеологии / С.-Петербург МСМХС, 2005г.

  2. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2. 542-96

  3. Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника - 2008 - №8, стр.56.

  4. Ермилова И.А.Ограничьте просмотр передач!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника - 2008 - №8, стр.22

  5. Попов С.В./ Валеология в школе и дома./ С.-Петербург «Союз», 2004г.

  6. referat.ru/referats/view/22617

  7. mif106.narod.ru/p161aa1.html

  8. school2bug.ucoz.ru/load/stati_i_doklady/vlijanie_kompjutera_na_zdorove_shkolnika/5-1-0-30





Анализ результатов.

Приложение 1






Приложение 2


Анкета


Время работы за компьютером.

1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?

а) от 1 - до 2 часов; б) от 2 - до 4 часов; в) от 4 - до 10 часов

2.Соскольки лет вы работаете на компьютере?

а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ______

Зависимость от компьютера.

1.Есть ли постоянное желание играть в игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

2.С лёгкостью можете оторваться от игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

3.Какое общение вы предпочитаете?

а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как

4.Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?

а) не может; б) да; в) не знаю

5.Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?

а) да; б) нет; в) когда как

6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?

а) нет; б) да;

7.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?

а) да; б) нет;

8.Вы забывали чистить зубы и кушать, заигравшись за компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

9. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет

10. Что вас больше всего интересует?

а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр.

Психологические симптомы

1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет;

2. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?

а) нет; б) да

Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.

1.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?

а) 1 час; б) 2часа; в) 10 часов

2.Устают ли глаза при работе с компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

3.Вы делаете гимнастику для глаз?

а) да; б) нет; в) как получится

4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?

а) да; б) нет; в) мне все равно

Влияние компьютера на развитие интеллекта.

1.В какие игры вы предпочитаете играть.

а) брадилки; б) стратегии; в) логические

2.С приобретением компьютера твой интеллект:

а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю


Приложение 3

Исследовательская работа на тему«Влияние компьютера на организм школьника»

Приложение 4


Год

20011-2012 уч. год

2012-20013 уч. год

Кол-во

84%

90%

Наличие домашнего компьютера




Приложение 5

Наличие рабочего места


2011-2012 уч.гг.

(чел)

2012-2013 уч.гг.

(чел)

Компьютерный стол

63

75

Настольная лампа

56

78

Стул (согласно нормам Сан ПиНа)

13

21


Приложение 6

Расстояние от глаз до монитора


Расстояние от глаз до монитора


< 50 см

50- 70 см

( по норме)

> 50 см

Монитор

21

48

23





Приложение 7

Правильная поза за компьютером

( при работе за домашним компьютером)

Спина наклонена на несколько градусов назад. Такая поза позволяет разгрузить позвоночник, улучшить кровообращение в зоне между туловищем и бедрами. Руки свободно опущены на подлокотники кресла. Локти и запястья расслаблены. Кисти имеют общую ось с предплечьями: не сгибаются и не разгибаются. Работают только пальцы. Бедра находятся под прямым углом к туловищу, колени - под прямым углом к бедрам. Ноги твердо стоят на полу или на специальной подставке.

42% обучающихся

Приложение 8

На что тратится большая часть времени работы за компьютером

2011-2012 уч. гг.

2012-2013 уч.гг.

На развлечения

57%

43%

В учебных целях

17%

20%

На работу в Интернете

26%

37%

Приложение 9

Постоянное желание играть за компьютером


2011-2012 уч.гг

2012-2013 уч.гг.

Есть желание играть

62%

45%

Нет желания играть

38%

55%











Приложение 10

Выбор между компьютером или прогулкой

2011-2012уч. гг.

2012-2013 уч.гг.

Прогулка

50%

37%

Компьютер

50%

63%

Приложение 11

Что больше Вас интересует?

2011-2012 уч.гг

2012-2013 уч.гг.

Компьютер

80%

85%

Чтение книг

10%

10%

Решение логических задач

10%

5%





Приложение 12

Зависимость настроения от сломанного компьютера


2011-2012 уч. гг.

2012-2013 уч.гг.

Плохое настроение

30%

25%

Хорошее настроение

70%

75%






Приложение 13

Конфликт с родителями


2011-2012 уч. гг.

2012-2013 уч.гг.

Вступают

76%

76%

Не вступают

24%

24%

Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером

Приложение 14

Продолжительность работы за компьютером


15 мин

30 мин

1 час

2 часа

3 часа

Более 3 часов

Количество

человек

1

15

28

29

17

2

Приложение 15

Делаете ли вы перерыв в работе за компьютером?


2011-2012 уч. гг.

2012-2013 уч.гг.

Да

2%

15%

Нет

98%

85%

Приложение 16

Выполнение гимнастики для глаз


2011-2012 уч. гг.

2012-2013 уч.гг.

Да

2%

35%

Нет

98%

65%


Приложение 17

Какую угрозу несет компьютер


2011-2012 уч. гг.

2012-2013 уч.гг.

Несет угрозу

85%

89%

Не несет угрозу

15%

11%


Приложение 18

Устают глаза при работе с компьютером?


2011-2012 уч. гг.

2012-2013 уч.гг.

Устают глаза

74%

74%

Не устают глаза

24%

24%

Не придают значения

2%

2%


Приложение 19

Виды заболеваний при работе с компьютером


2011-2012 уч. гг.

(чел.)

2012-2013 уч.гг.

(чел.)

Заключение врача

Затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

18

21


+

замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);
- двоение предметов;

15

17

+

быстрое утомление при чтении.

25

25

+

жжение в глазах;

30

35

+

боли в области глазниц и лба;

25

25

+

боли при движении глаз

30

32

+

покраснение глазных яблок.

14

15

+

Боли в области шеи

15

21

+

Боли в руках (кисть)

20

26

+

Боли в области спины

26

30

+

Сколиоз

4

10

+


Приложение 20

Памятка с комплексом упражнений для мышц шеи и глаз.


Исследовательская работа на тему«Влияние компьютера на организм школьника»

Приложение 21

Рекомендации при работе за компьютером

Высота стола должна регулироваться от 680 до 800мм, если это невозможно, стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног. Кресло пользователя обязательно должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья. Рабочее место должно быть оснащено пюпитром для документов, расположенных вблизи экрана.

Расстояние от глаз пользователя до экрана монитора должно быть не менее 50 см, оптимально - 60 - 70см. Расстояние от экрана монитора до задней стенки монитора соседнего ряда должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми стенками - не менее 1,2м. Площадь на одного взрослого пользователя должна составлять не менее 6 м², объем - не менее 20 м³.

В качестве источников общего освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы ЛБ. Общая освещенность должна быть 300 - 500 люкс. Дополнительные источники должны использоваться только для подсветки документов и не создавать бликов на поверхности экрана. Естественный свет из окон должен падать сбоку, желательно слева.


Допустимое время работы детей

за компьютером

Дошкольники, возраст (лет)

Максимальное допустимое время

работы, мин

5

7

6

10

Школьники, класс

Максимальное допустимое непрерывное время работы, мин

2-5

15

6-8

20

8-9

25

10-11

30 на первом часу занятий, 20 на

втором часу

Приложение 22

Комплексы физкультурных пауз.


Повышают двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

  1. Исходное положение (и.п.): ноги врозь, руки вдоль туловища. На счет 1-2 встать на носки, руки вверх за руками, на счет 3-4-руки дугами в стороны вниз и расслаблено скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

  2. И.п. - ноги врозь, руки вперед; на счет 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину; на счет 2 - о.с.; на счет 3-4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

  3. И. п. - ноги вместе, руки вдоль туловища; на счет 1 - согнуть правую ногу и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу; на счет 2 - приставить ногу, руки вверх наружу; на счет 3-4 - то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

  4. И.п. - ноги вместе, руки вдоль туловища; на счет 1-руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад; на счет 2 - локти вперед; на счет 3-4 - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  5. И.п. - ноги врозь, кисти в кулаках; на счет 1-мах левой рукой назад, правой вверх - назад; на счет 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

  6. Сесть на стул; на счет 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад; на счет 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  7. Встать прямо или сесть на стул, руки на поясе; на счет 1-2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо; на счет 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  8. Сесть на стул, руки, на пояс; на счет 1 - повернуть голову направо; на счет 2 - голову прямо. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

  9. И.п. - ноги вместе, руки вдоль туловища; на счет 1 - поднять плечи как можно выше с напряжением; на счет 2 - опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

  10. И.п. - ноги вместе, руки согнуты перед грудью; на счет 1-2 - два пружинящих рывка назад согнутыми руками; на счет 3-4 - то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

  11. И.п. - ноги вместе, руки вдоль туловища; на счет 1-руки свободным махом в стороны, слегка прогнуться; на счет 2-расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки, скрестив их перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

И.п. - ноги врозь, руки вдоль туловища; на счет 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, - вдоль тела вверх; на счет 3-4 - о.с.; на счет 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний

45


© 2010-2022