Рабочая программа по информатике 9 класс Угринович

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

MБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» работает по базисному учебному плану 2004 года, согласно которому предусмотрено изучение информатики в 9 классе в объеме 70 часов в год (2 часа в неделю). Согласно, учебному плану на 2015-2016 учебный год, на изучение информатики в 9 классе выделяют 2 часа в неделю.

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИТК» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, Автор: Угринович. Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

● освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

● овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

● воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

● выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

● виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

● основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

● назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

Уметь:

● выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

● оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

● оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

● создавать информационные объекты, в том числе:

создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

создавать записи в базе данных;

создавать презентации на основе шаблонов;

● искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

● пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

● создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

● проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

● создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

● организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

● передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Содержание курса.

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации- 15 ч

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторах. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.

Практические работы:

Практическая работа №1. «Кодирование графической информации»

Практическая работа №2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

Практическая работа №3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

Практическая работа №4. «Анимация»

Практическая работа №5. «Кодирование и обработка звуковой информации»

Практическая работа №6. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

Практическая работа №7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видемонтажа»

  1. Кодирование и обработка текстовой информации- 9 ч

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Практические работы:

Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации»

Практическая работа №9 «Вставка в документ формул»

Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев»

Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков»

Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

  1. Кодирование и обработка числовой информации-10 ч

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы.Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Практические работы:

Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов»

Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

  1. Алгоритмизация и основы объектно- ориентированного программирования - 20 ч

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейнный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвления». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Практические работы:

Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

Практическая работа №21 «Проект «Переменные»»

Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор»»

Практическая работа №23 «Проект «Строковый калькулятор»»

Практическая работа №24 «Проект «Даты и время»»

Практическая работа №25 «Сравнение кодов символов»

Практическая работа №26 «Проект «Отметка»»

Практическая работа №27 «Проект «Коды символов»»

Практическая работа №28 «Проект «Слово-перевертыш»»

Практическая работа №29 «Проект «Графический редактор»»

Практическая работа №30 «Проект «Системы координат»»

Практическая работа №31 «Проект «Анимация»»

  1. Моделирование и формализация - 10ч

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Практические работы:

Практическая работа №32 «Проект «Бросание мячика в площадку»»

Практическая работа №33 «Проект «Графическое решение уравнения»»

Практическая работа №34 «Проект «Распознавание удобрений»»

Практическая работа №35 «Проект «Модели систем управления»»

  1. Информатизация общества - 3ч

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

  1. Итоговое повторение - 3ч

Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 9 классе.

Тема

Дата

Дата по факту

Правила техники безопасности в компьютерном классе. Кодирование графической информации.


Кодирование графической информации.


Практическая работа «Кодирование графической информации».


Растровая и векторная графика.


Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора


Практическая работа «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»


Работа с объектами в векторных графических редакторах


Редактирование изображений и рисунков в векторном графическом редакторе


Практическая работа « Создание рисунков в векторном графическом редакторе»


Растровая и векторная анимация.


Практическая работа « Анимация»


Кодирование и обработка звуковой информации


Цифровое фото и видео.


Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.


Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической информации»


Кодирование текстовой информации.


Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение и печать документов.

.


Форматирование документа.


Включение в текстовый документ списков, диаграмм, формул и графических объектов.


Практическая работа «Создание и форматирование списков»


Таблицы. Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»


Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.


Системы оптического распознавания документов.


Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»


Представление числовой информации с помощью систем счисления.


Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.


Электронные таблицы. Основные типы данных


Относительные, абсолютные и смешанные ссылки


Практическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»


Встроенные функции. Практическая работа «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»


Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.


Базы данных в электронных таблицах.

Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»


Повторение темы


Контрольная работа №3

Кодирование и обработка числовой информации.


Алгоритм и его формальное исполнение.


Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования


Практическая работа «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».


Переменная: тип, имя, значение.


Арифметические, строковые и логические выражения.


Практическая работа №23 « Проект «Строковый калькулятор»»


Функции в языках объективно-ориентированного и алгоритмического программирования.


Линейный алгоритм


Алгоритмическая структура «Ветвление»


Практическая работа « Проект «Сравнение кодов символов»»


Алгоритмическая структура «Выбор»


Практическая работа «Проект «Отметка»»


Алгоритмическая структура «Цикл»


Алгоритмическая структура «Цикл»

Практическая работа «Проект «Коды символов»»


Практическая работа « Проект «Слово-перевертыш»»


Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования Visual Basic.


Практическая работа «Проект «Графический редактор»»


Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа «Проект «Система координат»»


Практическая работа «Проект «Анимация»»


Практическая работа «Проект «Анимация»»


Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и программирования»


Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели.


Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.


Построение и исследование физических моделей. Практическая работа «Бросание мячика в площадку»


Приближенное решение уравнений .

Практическая работа « Графическое решение уравнения»


Экспертные модели распознавания химических веществ.

Практическая работа «Распознавание удобрений»


Практическая работа «Проект «Модели систем управления»»


Информационные модели управления объектами


Повторение темы


Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»


Информационное общество. Информационная культура


Итоговая контрольная работа


Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий


Повторение пройденного материала



Учебно - методическое обеспечение

Для ученика:

  1. Информатика и ИТК: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 6-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Угринович, Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям для 8-11 класса/ Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Для учителя:

  1. Информатика и ИТК: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 6-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  3. Угринович, Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе». 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  4. Угринович, Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям для 8-11 класса/ Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  5. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н.Бороздин. - 6-е изд. - 2009.

  6. Инфрматика. 9 класс : поурочные планы по учебнику Н. Д. Угриновича / авт. -сост. А. С. Николаев. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013.













СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР на заседании ШМО

________________Н.П. Ширяева от "__"_________2014г

«___»______________20__г. протокол №_________

© 2010-2022