- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 9 класс Угринович
Рабочая программа по информатике 9 класс Угринович
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лебедева М.С. |
Дата | 08.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
MБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» работает по базисному учебному плану 2004 года, согласно которому предусмотрено изучение информатики в 9 классе в объеме 70 часов в год (2 часа в неделю). Согласно, учебному плану на 2015-2016 учебный год, на изучение информатики в 9 классе выделяют 2 часа в неделю.
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИТК» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, Автор: Угринович. Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
● освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
● овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
● воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
● выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать:
● виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
● основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
● назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
Уметь:
● выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
● оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
● оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
● создавать информационные объекты, в том числе:
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
● искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
● пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
● создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
● проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
● создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
● организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
● передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание курса.
-
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации- 15 ч
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторах. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Практические работы:
Практическая работа №1. «Кодирование графической информации»
Практическая работа №2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
Практическая работа №3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»
Практическая работа №4. «Анимация»
Практическая работа №5. «Кодирование и обработка звуковой информации»
Практическая работа №6. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»
Практическая работа №7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видемонтажа»
-
Кодирование и обработка текстовой информации- 9 ч
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы:
Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации»
Практическая работа №9 «Вставка в документ формул»
Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев»
Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков»
Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»
Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»
Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
-
Кодирование и обработка числовой информации-10 ч
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы.Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Практические работы:
Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов»
Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
-
Алгоритмизация и основы объектно- ориентированного программирования - 20 ч
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейнный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвления». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Практические работы:
Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»
Практическая работа №21 «Проект «Переменные»»
Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор»»
Практическая работа №23 «Проект «Строковый калькулятор»»
Практическая работа №24 «Проект «Даты и время»»
Практическая работа №25 «Сравнение кодов символов»
Практическая работа №26 «Проект «Отметка»»
Практическая работа №27 «Проект «Коды символов»»
Практическая работа №28 «Проект «Слово-перевертыш»»
Практическая работа №29 «Проект «Графический редактор»»
Практическая работа №30 «Проект «Системы координат»»
Практическая работа №31 «Проект «Анимация»»
-
Моделирование и формализация - 10ч
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Практические работы:
Практическая работа №32 «Проект «Бросание мячика в площадку»»
Практическая работа №33 «Проект «Графическое решение уравнения»»
Практическая работа №34 «Проект «Распознавание удобрений»»
Практическая работа №35 «Проект «Модели систем управления»»
-
Информатизация общества - 3ч
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
-
Итоговое повторение - 3ч
Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 9 классе.
№
Тема
Дата
Дата по факту
Правила техники безопасности в компьютерном классе. Кодирование графической информации.
Кодирование графической информации.
Практическая работа «Кодирование графической информации».
Растровая и векторная графика.
Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора
Практическая работа «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
Работа с объектами в векторных графических редакторах
Редактирование изображений и рисунков в векторном графическом редакторе
Практическая работа « Создание рисунков в векторном графическом редакторе»
Растровая и векторная анимация.
Практическая работа « Анимация»
Кодирование и обработка звуковой информации
Цифровое фото и видео.
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.
Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической информации»
Кодирование текстовой информации.
Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение и печать документов.
.
Форматирование документа.
Включение в текстовый документ списков, диаграмм, формул и графических объектов.
Практическая работа «Создание и форматирование списков»
Таблицы. Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
Системы оптического распознавания документов.
Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.
Электронные таблицы. Основные типы данных
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
Практическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
Встроенные функции. Практическая работа «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.
Базы данных в электронных таблицах.
Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
Повторение темы
Контрольная работа №3
Кодирование и обработка числовой информации.
Алгоритм и его формальное исполнение.
Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования
Практическая работа «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».
Переменная: тип, имя, значение.
Арифметические, строковые и логические выражения.
Практическая работа №23 « Проект «Строковый калькулятор»»
Функции в языках объективно-ориентированного и алгоритмического программирования.
Линейный алгоритм
Алгоритмическая структура «Ветвление»
Практическая работа « Проект «Сравнение кодов символов»»
Алгоритмическая структура «Выбор»
Практическая работа «Проект «Отметка»»
Алгоритмическая структура «Цикл»
Алгоритмическая структура «Цикл»
Практическая работа «Проект «Коды символов»»
Практическая работа « Проект «Слово-перевертыш»»
Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования Visual Basic.
Практическая работа «Проект «Графический редактор»»
Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа «Проект «Система координат»»
Практическая работа «Проект «Анимация»»
Практическая работа «Проект «Анимация»»
Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и программирования»
Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Построение и исследование физических моделей. Практическая работа «Бросание мячика в площадку»
Приближенное решение уравнений .
Практическая работа « Графическое решение уравнения»
Экспертные модели распознавания химических веществ.
Практическая работа «Распознавание удобрений»
Практическая работа «Проект «Модели систем управления»»
Информационные модели управления объектами
Повторение темы
Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»
Информационное общество. Информационная культура
Итоговая контрольная работа
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Повторение пройденного материала
Учебно - методическое обеспечение
Для ученика:
-
Информатика и ИТК: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 6-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Угринович, Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям для 8-11 класса/ Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Для учителя:
-
Информатика и ИТК: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 6-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Угринович, Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе». 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Угринович, Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям для 8-11 класса/ Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н.Бороздин. - 6-е изд. - 2009.
-
Инфрматика. 9 класс : поурочные планы по учебнику Н. Д. Угриновича / авт. -сост. А. С. Николаев. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР на заседании ШМО
________________Н.П. Ширяева от "__"_________2014г
«___»______________20__г. протокол №_________