- Преподавателю
- Информатика
- Программирование линейных алгоритмов
Программирование линейных алгоритмов
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Железко Е.Н. |
Дата | 22.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по информатике для 8 класса «Программирование линейных алгоритмов».
Цели: Познакомить с основными операторами линейных программ в Турбо Паскале.
Задачи:
Образовательная - формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером;
Развивающая - учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания;
Воспитательная - творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: фронтальная, групповая.
Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод, практическая работа, метод упражнений, анализ, синтез, обобщение.
Программно - дидактическое обеспечение: ПК, программы Microsoft PowerPoint, Turbo Pascal, мультимедиапроектор, презентация «Программирование линейных алгоритмов», карточки с индивидуальными заданиями.
План урока:
I. Организация начала урока.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление изученного на уроке.
V. Информация о домашнем задании.
VI. Подведение итогов урока.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний. (Слайд 2.)
- Что такое алгоритм? (Конечный набор точных и понятных предписаний, позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного класса однотипных задач.)
- Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный), ветвление, повторение (цикл).)
- В какой форме записываются алгоритмы? (Словесная, графическая, программная.)
- Составь программу вычисления идеального веса человека по его росту, при условии, что идеальный вес (кг) = рост (см) - 100.
(Слайд 3.)
Словесная форма:
1. Задать два числа v и r
2. Найти идеальный вес v = r-100
Графическая форма:
program p1;
var v,r: integer;
begin
writeln;
write ('vvedi svoj rost');
read (r);
v:= r-100;
writeln;
write ('idealnij ves=', v);
readln;
end.
III. Изучение нового материала.
(Слайд 4.)
ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:
-
присваивания,
-
ввода,
-
вывода.
(Слайд 5.)
Оператор присваивания
v:= r-100; где v - переменная, r-100 - выражение;
Типы переменной v и значение переменной r-100 должны соответствовать друг другу. Например: v, r: integer; v:= r-100;
(Слайд 6.)
-
Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?
А) X:=Y;
Б) MIN=K+1;
В) Rrr=125+1*A;
Г) Str:='120*Y'; (а, г)
(Слайд 7.)
-
Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания?
А) X:=X+2*Y; Y:=Y/2; (X=7, Y=1)
Б) X:=1; X:=X+Y; (X=3, Y=2)
В) X:=Y; Y:=X; (X=2, Y=2)
(Слайд 8.)
-
ОПЕРАТОР ВВОДА
Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:
ReadLn(A1,A2,…,An); - где A1,A2,…,An - имена переменных.
При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.
Readln; - переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.
(Слайд 9.)
-
ОПРЕАТОР ВЫВОДА
WRITE(B1,B2,…,Bn); где B1,B2,…,Bn - выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean.
Значения типа Integer - выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real - в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.
IV. Закрепление изученного на уроке.
- Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу. (Учащиеся набирают программу в среду Турбо Паскаль.)
(Слайд 10.)
Пример 1.
Вывести на экран фразу - «Моя первая программа».
Имя этой программы primer3. Заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование точки и запятой.
Решение:
Program primer1;
(Описательной части нет, а сразу идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin)
Begin
writeln('Моя первая программа'); (оператор вводит текст)
readln; (задерживает исполнение программы до нажатия клавиши Enter)
end. (конец программы)
(Слайд 11.)
Пример 2. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.
- Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.)
- Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S=A+B)
- Запишем алгоритм графическим способом.
- Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале.
Program primer2; { Заголовок программы }
Var A,B,S: Integer; {Раздел описания переменных }
Begin { Раздел операторов}
Writeln('Введите значения чисел А, В'); {оператор вывода}
Read(A,B); {оператор ввода значений переменных с клавиатуры}
S:=A+B; {оператор присваивания}
Writeln('S=', S); {оператор вывода значения}
Readln; {оператор ждет нажатия клавиши ввода}
End. {конец программы}
Учащиеся вводят программу в компьютер. Для тех, кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с индивидуальными заданиями.
V. Информация о домашнем задании.
(Слайд 12.) Написать программу вычисления площади равнобедренной трапеции. Значения основания и боковой стороны вводятся с клавиатуры.
VI. Подведение итогов урока.
(Слайд 13.)
- Какие операторы включают линейные программы? (Операторы присваивания, ввода, вывода.)
- Назовите операторы ввода? (readln)
- Назовите операторы вывода? (Write, writeln)
- Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln переводит курсор на новую строку.)
Карточка №1Написать программу нахождения периметра треугольника. Значения сторон вводятся с клавиатуры.
Карточка №2Написать программу нахождения периметра прямоугольника. Ввод значений с клавиатуры.
Карточка №3Написать программу нахождения площади прямоугольного треугольника. Ввод значений с клавиатуры.
Карточка №4Написать программу нахождения стоимости покупки. Значения цены и количества вводятся с клавиатуры.
Карточка №5Написать программу нахождения площади квадрата. Значение стороны вводится с клавиатуры.