Тема урока: Поиск и отбор информации, методы поиска, критерии отбора

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

__урок

Класс:_______ Дата:___________

Учитель:________________ Проверял:_________________

Тема урока: Поиск и отбор информации, методы поиска, критерии отбора

Цель урока:

  • Дать представление о методах поиска, критериях отбора информации, назначении информационных систем.

Учащиеся должны знать: возможные вредные последствия работы за компьютером; о необходимости учитывать влияние на пользователя интерфейса программ; понятие поиска информации, виды поиска, назначение поисковых систем, части поисковых систем и их функции; понятие робота, индекса, программы обработки запроса, методы поиска, определение информационной системы, географической информационной системы (ГИС); примеры ГИС, их струкруру, сферу использования ГИС; приемы работы в некоторых ГИС.

Учащиеся должны уметь: решать вопросы эргономики на своем рабочем месте, проводить поиск информации; определять информационную систему; проводить поиск в информационной системе; использовать ГИС.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Постановка целей и задач урока

Правила техники безопасности.

Вопросы техники безопасности рассматриваются обычно в начале каждого учебного года и к нам постоянно возвращаются при проведении практических работ за компьютером. Для учащихся 11 классов можно организовать работу в группах и результаты работы предложить использовать в итоговом проекте (на отдельной страницы собственного сайта), либо объвить эту работу частью конкурса на лучшее офомление кабинета информатики. Предварительно нужно дать время для изучения текста параграфа т выполнения практических заданий из него.

Варианты заданий для организации работы в группах:

  • Самостоятельно создать плакат на тему «Безопасная работа за компьютером» для кабинета информатики.

  • Заполнить таблицу (правую часть заполняют учащиеся).

Например:

НЕ

на рабочем месте

должно быть шумно

рабочий стол(парта)

должна быть

экран монитора

должен мерцать

...

при работе за компьютером в течение долгого времени

НУЖНО

иметь стул, который регулируется по высоте и хорошо поддерживает спину

регулярно делать перерывы и выполнять физические упражнения и упражнения для глаз

обеспечить комфортный микроклимат в помещении(температуру,проветривание и пр.)

...

Изучение нового материала

Поиск информации

Учитель: Какие виды поиска информации вам известны?

Действительно, различают несколько видов поиска: полнотекстовый поиск, поиск по метаданным и поиск изображений.

Учитель дает характеристику каждому виду поиска. Затем переходит к объяснению методов поиска.

Георграфическая информационная система

Учитель: Где вы встречались с цифровыми картами?

На каких картах удобнее проводить поиск информации - на бумажных или цифровых?

Конечно, сегодня невозможно представить жизнь без цифровых гоеграфических карт. Географические информционные системы базируются на геоинформационном моделировании. Такого рода моделирование проводится на базе данных, в которой содержатся электронные карты. Причем эти карты являются многослойнымы. Первый, базовый слой представляет собой аналог обычной бумажной карты с географическими данными. Другие слои отражают разные аспекты,характеризующие текущее состояние данной территории. Например, одн слой содержит информацию о населенных пунктах на данной территории, другой слой отражает получение ответов на вопросы, связанные с транспортом, третий слой - информациюо водных русурсах и т.д.

Работа за компььютером в поисковых системах.

Учитель дает задание ученикам найти определения географических информационных систем.

Учащиеся отвечают,учитель дополняет ответы.

Возможные варианты определений, которые ученики находят в сети Интернет:

Географическая информационная система (ГИС) являяетс возможностью нового взгляда на окружающий вас мир.

Геоинформационная система - это система, предназначенная для сбора, хранения, анализа пространственных данных и связанной с ними информации.

Термин также используется в более узком смысле - ГИС как инструмент (программный продукт), позволяющий пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания,адрес,количество жильцов.

ГИС - это современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете,в нашей жизни и деятельности.

Эта технология объединяет традиционные операйи работы с базами данных, такими как запрос и статистический анализ,с преумуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа,которые предоставляет карта.

Учитель : Как вы думаете, чем ГИС отличается от других информационнах систем?

Понятно, что на карты ГИС наносят не только данные из области географии, но и данны из области статистики,деиографии, техники,. Кроме того, в ГИС заложены возможности применения аналитических операций к хранящимся в них данным.

Учитель : Определите структуру ГИС. Из каких составляющих частей состоит ГИС? (работа по рис.1 из учебника.)

Возникает вопрос, как работает ГИС, в наличие от обычной бумажной карты содержит скрытую информацию, которую можно вызвать по необходимости. Мы с вами уже говорили о том, что ГИС хранит информацию о мире в виде набора тематических слоев, которые объединены на основе географическкого положения.

Каждый слой состоит из данных на определенную тему. Например, сведения о размещении того или иного оьъекта, его географические координаты, адрес и др. Если вы изучаете территорию своего города (например, Кокшетау), то один слой карты может содержать данные о дорогах, второй - о реках и озерах, третий - о школах и т.д. Пользователь ГИС имеет возможность просматривать каждый слой отдельно, а может совмещать для просмотра несколько слоев.

Примеры ГИС. Ученики рассматривают наиболее известные примеры ГИС - это программа Google, Earth, Infobus.kz (выдают информацию о маршрутах городского общественного транспорта, об остановках, о текущем положении транспорта в онлайн-режиме). Если в вашем городе используется какая-то определенная местная ГИС , то можно в качестве примера привести и ее.

Практическая работа

Выполнение задание по уравням.

Задание Уровня A - работа с электронными картами Google map по поиску информации и получению географических координат.

Задание Уровня B - создание своей карты. Желательно для создания собственной карты выбрать регион, в которым проживают ученики.

Задание Уровня C - создание собственной карты и размещение в блоге учителя.

Подведение итогов

Выставление оценок за выполнение практической работы за компьютером.

Домашнее задание

Текст $1. Ответить

на контрольные вопросы, вопросы теста.



© 2010-2022