- Преподавателю
- Информатика
- Технологическая карта урока информатики по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления»
Технологическая карта урока информатики по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ухина Т.В. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
ФИО педагога: Ухина Татьяна Владимировна
Предмет, класс: информатика и ИКТ, 9 класс
Название и автор учебника: Информатика и ИКТ 9 класс, Н.Угринович
Тема урока: Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Программно-технические средства на уроке: компьютеры, проектор, экран
Цель урока: развитие интересов и способностей учащихся к информатике на основе представления числовой информации через системы счисления.
Личностные результаты:
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Метапредметные результаты:
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
-
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;
-
развитие представлений о числе и числовых системах; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений.
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые результаты
Возможные
используемые инструменты
Организационный этап.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Учащиеся встают, приветствуя учителя.
Включаются в деловой ритм урока.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. Что называют информацией?
2. Как осуществляется представление информации?
3. Что называется кодированием?
4. Что называется декодированием? Привести пример.
5. Какие знаки мы используем для записи чисел и как они называются?
6. Какие способы записи чисел вы можете назвать? Сегодня мы познакомимся с основами кодирования числовой информации.
- Что такое кодирование?
Отвечают на вопросы учителя
- (Процесс преобразования информации из одной формы представления в другую называют кодированием).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные:
Общеучебные- структурирование знаний, построение речевого высказывания, знаково-символические действия
логические- поведение под понятие
Целеполагание и мотивация
- Проблема кодирования числовой информации появилась с тех пор, как человеку стало не хватать пальцев рук, чтобы считать. Как это сделать?
Слушают, делают записи в тетради
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
Усвоение новых знаний и способов усвоения
- С древнейших времён перед людьми стояла проблема обозначения (кодирования) числовой информации.
- Числом обозначали некоторые реальные объекты, свойства которых были одинаковы.
- Когда мы что-то считаем или пересчитываем, мы как бы обезличиваем предметы, т.е. подразумеваем, что их свойства одинаковы. Но самым главным свойством числа является наличие объекта, т.е. единица и его отсутствие, т.е. ноль.
- Маленькие дети показывают свой возраст на пальцах. Робинзон Крузо считал дни зарубками.
- Первые системы счисления были единичными. Про ноль не думали совсем - и очень плохо.
- Давайте подумаем, что же это такое системы счисления?
- Раз счисления, значит система вычисления или счёта - нет.
- Это запись чисел? Да! Но мы не можем писать так, как нам вздумается - нас должны понимать другие люди. Поэтому необходимо ещё использовать и правила.
Запишите в тетрадь: система счисления - это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
- Скажите, пожалуйста, что такое цифра? (Это алфавит чисел, набор символов, с помощью которых мы кодируем числа. Цифры - числовой алфавит)
Цифры и числа - это разные вещи!
Рассмотрим два числа 52 и 25
Цифры одни и те же - 5 и 2, а чем эти числа отличаются? Порядком цифр? - Да! Но лучше сказать местом. Место цифры в числе звучит не очень красиво, лучше сказать позиция цифры в числе.
Давайте еще раз повторим, что такое система счисления?
- Различают позиционные и непозиционные системы счисления.
- А какую систему счисления применяли древние греки?
(Алфавитную, непозиционную, альфа, бэта, гамма), а древние славяне? (Алфавитную, непозиционную, аз, буки, веди)
- На слайде схематично изображен взгляд на системы счисления с исторической точки зрения. Вплоть до конца средневековья не существовало никакой универсальной системы записи чисел. Только с развитием математики, физики, техники, торговли, финансовой системы возникла потребность в единой универсальной системе счисления, хотя и сейчас многие племена, нации и народности используют другие системы счисления.
В непозиционных системах счисления значение числа не зависит от места (позиции) цифр.
- Итак, какая система называется непозиционной?
- Давайте это запишем в тетрадь.
- Римская система является современной непозиционной системой счисления. До сих пор римские числа очень часто используются.
Запомните: 5, 50, 500 не повторяются!
-А какие могут повторяться? (I,X,C,M)
- Правильно, если слева от старшей цифры стоит младшая, то она отнимается. Если младшая цифра стоит справа от старшей, то она прибавляется.
- I, X, C, M могут повторяться до 3-х раз. А теперь давайте подробно запишем примеры:
1) IV=(Старшая цифра какая?(5), младшая стоит слева, значит, отнимается)=5-1=4
2) Следующий пример поясните сами:
XXVIII=10+10+5+1+1+1=28
3)Третий пример запишите самостоятельно.
Скажите, что получилось?
MMIV=1000+1000+5-1=2004
Самостоятельно, пожалуйста:
149=(Сто будем писать C, сорок девять запишем как XL, а девять как запишем? IX)=CXLIX
- Запишем ещё пример…
Главная проблема с римскими цифрами заключается в том, что сложно производить умножение и деление. Тем не менее, они были основными до конца средних веков. Но и в наше время их ещё используют.
- К другим недостаткам непозиционных систем относятся:
Запись больших чисел требует введения новых символов. А дробные числа можно записывать только как отношение двух чисел.
Использование ЭОР
-Загрузите модуль ЭОР
Откройте раздел «Основные определения» и запишите в тетради определение позиционной системы счисления
- В позиционной системе счисления позиция цифры определяет её "вес", то есть "значимость" или "порядок".
Каждая позиционная система определяется набором цифр и основанием. Добавление нуля означает умножение на 10 поэтому говорят, что в основании используемой нами системы счисления лежит число 10, или по-другому - десять - основание системы счисления, а сама система называется десятичная.
- Запишите в тетрадь развёрнутую запись числа:
4 957 829=4•106+9•105+5•104+7•103+ 8•102+ 2•101+ 9•100
-Так что же нам показывает позиция числа?
(В какую степень надо возвести число 10).
-Число 10 называется основание.
Запишите, пожалуйста, правило в тетрадь.
- Итак, давайте сформулируем теперь общее правило позиционной системы:
Чтобы получить значение числа надо цифру умножить на основание в степени позиции и сложить.
Запишите, пожалуйста, правило в тетрадь. Теперь вы обладаете оружием или инструментом для определения числа в любой системе счисления. Для этого вам надо знать цифры, которые используются и основание системы. Обычно цифры используют арабские, а если не хватает, то буквы латинского алфавита. Основание системы ставится справа внизу маленьким индексом.
- Скажите, пожалуйста, в четверичной системе счисления сколько цифр?(4)
- Какие? (0, 1, 2, 3)
- Никогда не забывайте про 0.
В четверичной системе счисления цифры будут - 0, 1, 2, 3. а основание - 4.
- Восьмеричная система?
А теперь давайте в тетради запишем перевод числа 21023 из троичной системы в десятичную. Обратите внимание, в других системах счисления число не произносится как 2102 (две тысячи сто два), а называются отдельные цифры.
- Теперь самостоятельно переведите:
2013=2х32 + 0х31 + 1х30=18 + 1=19
1103=1х32 + 1х31 + 0х30=9 + 3=12
Слушают, отвечают на вопросы, работают с ЭОР, делают записи в тетради
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая форма представления чисел
fcior.edu.ru/card/6370/predstavlenie-chislovoy-informacii-s-pomoshyu-sistem-schisleniya-alfavit-bazis-osnovanie-svernutaya.html
Первичное закрепление
Использование ЭОР
(модуль практических заданий)
Контролирует работу учащихся, организует индивидуальную помощь и обсуждение правильных решений
Работают с ЭОР
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая форма представления чисел
fcior.edu.ru/card/6497/predstavlenie-chislovoy-informacii-s-pomoshyu-sistem-schisleniya-alfavit-bazis-osnovanie-svernutaya.html
. Организация первичного контроля
Использование ЭОР
(модуль контроля)
Контролирует работу учащихся
Работают с ЭОР.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные: самоопределение.
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая форма представления чисел
fcior.edu.ru/card/6815/predstavlenie-chislovoy-informacii-s-pomoshyu-sistem-schisleniya-alfavit-bazis-osnovanie-svernutaya.html
. Подведение итогов урока.
Задает вопросы учащимся, подводит итог урока, оценивает работу класса, объявляет отметки
Отвечает на вопросы учителя, выставляет отметки в дневник.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
. Рефлексия
-
Что такое система счисления?
-
Как записываются числа в римской системе счисления?
-
Что означает развёрнутая форма записи числа?
Отвечают на вопросы
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.