- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 9 класс
Рабочая программа по информатике 9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бахтина Ю.А. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования городского округа «Охинский»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
РЕКОМЕНДОВАНА
кафедрой учителей естественно - математических дисциплин
Протокол № 1
от «___» сентября 2013г.
УТВЕРЖДАЮ
___________________Т.В.Гордеева
директор МБОУ СОШ № 5 г. Охи
Приказ №
от «___»____________20__ г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
(наименование учебного предмета/курса)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы Составитель М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2009
Бахтиной Юлией Александровной
(ФИО полностью)
Оха
2013 г
Пояснительная записка
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по Информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов:
-
Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
-
Информатика и ИКТ. 7-9 классы / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 341 е.: ил
Программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Изменения, внесённые в примерную программу:
Федеральный компонент на изучение информатики и ИКТ в 9 классе составляет 68 часов (2 часа в неделю из расчёта 34 рабочих недели)
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. Изучение темы «Передача информации в компьютерных сетях» перенесено из 1-ой в 4-ю четверть в связи с тем, что оставив трудную для изучения и усвоения тему «Программное управление работой компьютера» как одну из последних для изучения в 9-м классе, создается неблагоприятная ситуация для повторения и систематизации материала в конце года. В курс 9 класса включена тема «Основы логики», т.к. знание логических операций необходимо при изучении тем «Табличные вычисления на компьютере» и «Хранение и обработка информации в базах данных». Тема «Табличные вычисления на компьютере» является одной из основных тем при сдаче экзамена в форме ГИА, поэтому изучение этой темы перенесено в первую четверть. Тема «Информационное моделирование»отдельным блоком не изучается, так как в тематическом планировании темы данного блока разнесены в разделы «Табличные вычисления на компьютере»(Деловая графика, Математическое моделирование) и «Хранение и обработка информации в базах данных»(Моделирование как метод познания, знаковые, графические, табличные модели). Изменено количество часов в отдельных разделах. В связи с вышеизложенными изменениями имеем следующую структуру изучения материала
№раздела
Название раздела
Кол-во часов по программе
Кол-во часов для изучения
Основы логики
-
5
Табличные вычисления на компьютере
10
14
Хранение и обработка информации в базах данных
12
8
Управление и алгоритмы
10
10
Программное управление работой компьютера
12
14
Передача информации в компьютерных сетях
10
10
Информационные технологии и общество
4
4
Срок реализации программы: один год.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Словесные (рассказ, беседа, лекция)
Наглядные (показ презентаций, демонстрация выполнения практической работы)
Практические (выполнение практических и самостоятельных работ)
Технологии обучения:
Современное традиционное обучение
Проблемного обучения
Дифференцированное обучение
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
-
Тестовые задания;
-
Самостоятельные работы;
-
Практические работы
-
Контрольные работы.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Данный УМК является результатом развития учебно-методического комплекса, выпускаемого издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний», начиная с 1998 года. Новый УМК ориентируется на действующий ныне Базисный учебный план (федеральный компонент) (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательные стандарты по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.) и примерные программы изучения дисциплины, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ.
При построении содержания учебников (как и всего УМК) авторы ориентировались на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты,
а также сформулированные в этих документах задачи развивающего и воспитательного направления.
Основная цель авторов - решение задачи формирования школьного курса информатики как полноценного общеобразовательного предмета. В содержании этого предмета должны быть достаточно сбалансированно отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика. Фундаментальный характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информацию, информационные процессы, информационные модели.
Вместе с тем, усилена технологическая составляющая курса. Это связано как с изменением названия предмета, произошедшего в 2004 г. (с «Информатика» на «Информатика и ИКТ»), так и с концепцией образовательного стандарта. В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.
Учебники содержат теоретический материал курса. Материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме. Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.
Учебники обеспечивают возможность двухуровневого изучения теоретического содержания некоторых разделов курса.
Большое внимание в содержании учебников уделяется обеспечению важнейшего дидактического принципа - принципа системности. Как одно из средств этого, в конце каждой главы присутствуют логические схемы основных понятий изученной темы. В оформлении учебника в целом использован систематизирующий видеоряд, иллюстрирующий процесс изучения предмета как путешествия по Океану Информатики с посещением расположенных в нем материков и островов (тематические разделы предмета).
В методической структуре учебника большое значение придается выделению основных знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся. Этому служат упомянутые выше логические схемы, разделы «Коротко о главном» в конце каждого параграфа; разделы «Чему вы должны научиться, изучив главу …» в конце каждой главы; глоссарий курса в конце книги.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела, темы
Всего часов
В том числе на
Практические работы
контрольные работы
1
Основы логики
5
1.1
Вводный инструктаж по ТБ. Повторение основных понятий за 8 класс.
1
1.2
Высказывания. Логические операции.
1
1.3
Построение таблиц истинности для простых выражений.
1
1.4-1.5
Решение логических задач
1
1
2
Табличные вычисления на компьютере
14
2.1
Электронные таблицы: структура, типы данных. Правила заполнения.
1
2.2
Абсолютная и относительная адресация.
1
2.3
Встроенные функции.
1
1
2.4
Логические функции
2
2.5
Деловая графика.
1
1
2.6-2.11
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера
4
1
1
3
Хранение и обработка информации в базах данных
8
3.1-3.2
Моделирование как метод познания. Знаковые, графические, табличные модели
2
3.3-3.4
Понятие базы данных. Реляционные БД. Назначение СУБД. Создание БД.
1
2
3.5-3.7
Условия поиска информации, простые логические выражения. Логические операции. Запросы на выборку данных
1
1
1
4
Управление и алгоритмы
10
4.1
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов.
1
4.2
Алгоритмическая конструкция «следование»
1
4.3-4.4
Алгоритмическая конструкция «ветвление»
2
4.5-4.10
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл.
3
2
1
5
Программное управление работой компьютера
14
5.1
Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами
1
5.2-5.3
Возникновение и назначение языка программирования. Структура программы.
1
1
5.4-5.5
Оператор ветвления.
1
1
5.6
Логические операции на языке программирования. Разработка программы на языке программирования
1
5.7-5.8
Циклы на языке программирования
1
1
5.9-5.12
Одномерные массивы
1
2
1
6
Передача информации в компьютерных сетях
10
6.1
Компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.
1
6.2-3.3
Интернет Служба Word Wide Web.Способы поиска информации в интернете.
1
1
6.4.-6.5
Электронная почта, телеконференции
1
1
6.6-6.10
Технология создания сайта. Содержание и структура сайта
2
2
1
7
Информационные технологии и общество
4
7.1
Информационные ресурсы современного общества
1
7.2
Проблемы формирования информационного общества
1
Итоговое повторение
2
Резервные часы
1
Итого
68
20
8
СОДЕРЖАНИЕ
-
Информационное моделирование - 5 час.
1.1-1.5 Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
-
Табличные вычисления на компьютере - 14 час
2.1-2.11 Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
-
Хранение и обработка информации в базах данных - 8 час
3.1-3.7 Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
-
Управление и алгоритмы - 10 час
4.1-4.10 Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
-
Программное управление работой компьютера - 12 час
5.1-5.12 Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура языка программирования . Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке программирования; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
-
Передача информации в компьютерных сетях - 10 час
6.1-6.10 Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW - Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
-
Информационные технологии и общество 2 час.(2)
7.1-7.2 Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Повторение 3 часа
Перечень контрольных и практических работ
Контрольные работы
-
Контрольная работа №1 по теме: «Логические операции»
-
Контрольная работа №2 по теме: «Обработка числовых данных в электронных таблицах».
-
Контрольная работа №3 по теме «Системы счисления»
-
Контрольная работа №4 по теме: «Моделирование и формализация».
-
Контрольная работа №5 по теме: «Алгоритмы»
-
Контрольная работа № 6 по теме: «Программное управление работой компьютера»
-
Контрольная работа №7 по теме: «Коммуникационные технологии».
Практические работы
-
Практическая работа №1 по теме: «Организация вычислений»
-
Практическая работа №2 по теме "Решение задач с использованием встроенных функций»
-
Практическая работа №3 по теме «Логические функции».
-
Практическая работа №4 по теме: «Сортировка и поиск данных»
-
Практическая работа №5 по теме: «Построение диаграмм»
-
Практическая работа №6 по теме «Восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления»
-
Практическая работа №7 по теме: «Реляционные базы данных».
-
Практическая работа №8 по теме: «Создание базы данных».
-
Практическая работа №9 по теме: «Запросы на выборку данных»
-
Практическая работа №10 по теме «Конструирование алгоритмов».
-
Практическая работа №11 по теме: «Алгоритмы управления».
-
Практическая работа №12 по теме: «Работа с готовыми программами на языке программирования»
-
Практическая работа №13 по теме «Линейные алгоритмы»
-
Практическая работа №14 по теме: «Программирование с использованием простых ветвлений»
-
Практическая работа №15по теме: «Разработка программ с использованием цикла»
-
Практическая работа № 16 по теме «Одномерные массивы»
-
Практическая работа №17 по теме: «Всемирная паутина. Файловые архивы».
-
Практическая работа №18 по теме: «Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие».
-
Практическая работа №19 по теме: «Технология создания сайта».
-
Практическая работа №20 «Размещение сайта в Интернете»
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
знать/понимать
-
сущность понятия «информация», её основные виды:
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
-
программный принцип работы компьютера:
-
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
-
«1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
I. Учебно-методический комплект
9 класс
-
Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 390 е.: ил
-
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
II. Литература для учителя.
-
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. - М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
-
Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
III. Технические средства обучения.
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
-
Сканер.
-
Web-камера.
-
Локальная сеть.
VI. Программные средства.
-
Операционная система Windows 7.
-
Антивирусная программа Dr.Web 6.0
-
Программа-архиватор 7z .
-
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.
-
Мультимедиа проигрыватель.
-
Система программирования Pascal ABC.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения: МП - мультимедийная презентация
ЭОР - электронные образовательные ресурсы
ФХ - фонохрестоматия
ИД - интерактивная доска
ПК - персональный компьютер
№
Содержание
(раздел, тема урока)
Количество часов
Сроки проведения
Наглядно
-техническое оснащение урока
Примечания
По плану
фактически
9Б
9В
9Г
9Д
-
Основы логики
5
1/1
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
1
2-7.09
2/2
Высказывания. Логические операции.
1
2-7.09
МП
3/3
Построение таблиц истинности для простых выражений.
1
9-14
4/4
Решение логических задач
1
9-14
5/5
Контрольная работа №1 по теме: «Логические операции»
1
16-20
-
Табличные вычисления на компьютере.
14
6/1
Электронные таблицы. Данные. Основные режимы работы.
1
16-20
МП
ПК
7/2
Организация вычислений. Практическая работа №1 по теме: «Организация вычислений»
1
23-27
МП
ПК
8/3
Относительные ссылки. Абсолютные ссылки. Встроенные функции.
1
23-27
ПК
9/4
Практическая работа №2 по теме "Решение задач с использованием встроенных функций»
1
30-4.10
МП
ПК
10/5
Логические функции. Практическая работа №3 по теме «Логические функции».
1
30-4.10
МП
ПК
11/6
Практическая работа №4 по теме: «Сортировка и поиск данных»
1
7-11
МП
ПК
12/7
Деловая графикам Практическая работа №5 по теме: «Построение диаграмм»
1
7-11
МП
ПК
13/8
Контрольная работа №2 по теме: «Обработка числовых данных в электронных таблицах».
1
14-18
ПК
14/9
Двоичная система счисления.
1
14-18
15/10
Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
1
21-25
16/11
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную
1
21-25
17/12
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
1
29-1.11
18/13
Практическая работа №6 по теме «Восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления»
1
29-1.11
МП
ПК
19/14
Контрольная работа №3 по теме «Системы счисления»
1
11-15
ПК
-
Моделирование. Хранение и обработка информации в базах данных.
8
11-15
20/1
Моделирование как метод познания. Знаковые и графические модели.
1
18-22
МП
21/2
Табличные модели
1
18-22
МП
ПК
22/3
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.
1
25-30
МП
ПК
23/4
Практическая работа №7 по теме: «Реляционные базы данных».
1
25-30
МП
ПК
24/5
Система управления базами данных. Создание базы данных.
2-6.12
25/6
Практическая работа №8 по теме: «Создание базы данных».
1
2-6.12
МП
ПК
26/7
Запросы на выборку данных.
Практическая работа №9 по теме: «Запросы на выборку данных»
1
9-13
МП
ПК
27/8
Контрольная работа №4 по теме: «Моделирование и формализация».
1
9-13
ПК
-
Основы алгоритмизации.
10
16-20
29/1
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов.
1
16-20
МП
30/2
Алгоритмическая конструкция «следование».
1
23-27
МП
31/3
Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.
1
23-27
МП
32/4
Сокращённая форма ветвления.
1
13-17.01
МП
34/5
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием работы.
1
13-17.01
МП
35/6
Цикл с заданным условием окончания работы.
1
20-24
МП
36/7
Цикл с заданным числом повторений.
1
20-24
МП
37/8
Практическая работа №10 по теме «Конструирование алгоритмов».
1
27-21
МП
38/9
Практическая работа №11 по теме: «Алгоритмы управления».
1
27-21
МП
39/10
Контрольная работа №5 по теме: «Алгоритмы»
1
3-7.02
-
Программное управление работой компьютера
14
40/1
Что такое программирование. Структура программы. Практическая работа №12 по теме: «Работа с готовыми программами на языке программирования»
1
3-7.02
МП
ПК
41/2
Организация ввода и вывода. Программирование как этап решения задачи на компьютере
1
10-14
ПК
42/3
Линейные алгоритмы Практическая работа №13 по теме «Линейные алгоритмы»
1
10-14
ПК
43/4
Оператор ветвления Практическая работа №14 по теме: «Программирование с использованием простых ветвлений»
1
17-20
ПК
44/5
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы
1
17-20
ПК
45/6
Программирование циклов с заданным условием окончания работы
1
24-28
ПК
46/7
Программирование циклов с заданным числом повторений
1
24-28
ПК
47/8
Практическая работа №15по теме: «Разработка программ с использованием цикла»
1
3-7.03
ПК
48/9
Одномерные массивы. Целых чисел
1
3-7.03
ПК
49/10
Вычисление суммы элементов массива
1
10-15
ПК
50/11
Последовательный поиск в массиве.
1
10-15
ПК
51/12
Сортировка массива
1
17-21
ПК
52/13
Практическая работа № 16 по теме «Одномерные массивы»
1
17-21
ПК
53/14
Контрольная работа № 6 по теме: «Программное управление работой компьютера»
1
30-4,04
ПК
-
Коммуникационные технологии.
10
54/1
Локальные и глобальные компьютерные сети.
1
30-4,04
МП
ПК
55/2
Как устроен интернет. IP-адрес компьютера.
1
7-11
МП
ПК
56/3
Доменная система имен. Протоколы передачи данных.
1
7-11
МП
ПК
57/4
Всемирная паутина. Файловые архивы.
Практическая работа №17 по теме: «Всемирная паутина. Файловые архивы».
1
14-18
МП
ПК
58/5
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.
Практическая работа №18 по теме: «Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие».
1
14-18
МП
ПК
59/6
Технология создания сайта.
1
21-25
МП
ПК
60/7
Содержание и структура сайта.
1
21-25
МП
ПК
61/8
Оформление сайта.
Практическая работа №19 по теме: «Технология создания сайта».
1
28.04-8.05
МП
ПК
62/9
Практическая работа №20 «Размещение сайта в Интернете»
1
28.04-8.05
ИП
ПК
63/10
Контрольная работа №7 по теме: «Коммуникационные технологии».
1
12-16
МП
ПК
-
Информационные технологии в обществе.
2
12-16
64/1
Информационные ресурсы современного общества.
1
19-23
МП
ПК
65/2
Проблемы формирования информационного общества.
1
19-23
МП
ПК
-
Итоговое повторение
66
Основные понятия курса
1
МП
ПК
67
Резерв учебного времени.
1
68
Резерв учебного времени.
1