РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и информационным технологиям

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и информационным технологиям



9 класс

Базовый уровень






Учитель: НикитинаТ.В.





2015 - 2016 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО информатике и информационным

технологиям для 9 класса

общеобразовательной школы

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

- примерной программы по информатике для 9 класса Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);

- авторской программы по информатике для 9 класса: Н.Д.Угринович Информатика и ИКТ 7-9 классы.- М.:Глобус, 2008;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике;

- рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования;

- учебного плана среднего образования МОУ «СОШ «Токсовский центр образования».

Целями освоения данной программы являются

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

В соответствии с учебным планом и годовым графиком МОУ «СОШ «Токсовский центр образования» на освоения курса отводится 68 часов, в том числе 6 часов контрольных работ, 33 часов практических работ, в том числе 8 часов проектных работ и 4 часа исследовательских работ.

Преобладающими формами организации учебного процесса является традиционные уроки, уроки организации проектной деятельности, уроки-исследования.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются тестовые и практические работы. Освоение курса предполагает промежуточную аттестацию в форме тестов и практических работ.

Обучение осуществляется по УМК:

  • Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ:.учебник для 9 класса /Н.Д.Угринович.- 2-е изд.испр.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.-295с

  • Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ, 2001.

  • Угринович Н.Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2001.

ОСНОВНОЕ содержание программы



  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (13ч)

Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Кодирование звуковой информации. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы:

1. Кодирование графической информации

2. Кодирование и обработка звуковой информации

3. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе .

4. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

5.Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.

6. Разработка мультимедийной интерактивной презентации.

7.Захват и редактирование цифрового фото и видео

8.Создание GIF и Flash-анимации


II.Алгоритмизация и основы объективно-ориентированного визуального программирования (14ч)

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Объектно-ориентированное программирование. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

Практические работы:

  1. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

  2. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.

  3. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.

  4. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.

  5. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.

  6. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.


III. Моделирование и формализация (10ч)

Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Информационные модели систем управления. Обратная связь.

Практические работы:

1. Приближенное решение уравнений с использованием компьютерных моделей на языке программирования и в электронных таблицах.

2.Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

3.Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

4.Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах.

IV.Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (6 ч)

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.

Практические работы:

1. Создание простой базы данных.

2.Поиск записей в готовой базе данных.

3.Сортировка записей в готовой базе данных.

V.Коммуникационные технологии (13 ч)

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации. Адресация с Интернете. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста. Гиперссылки.


Практические работы:

  1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

  2. Настройка подключения к Интернет.

  3. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.

  4. Путешествие по Всемирной паутине.

  5. Загрузка файла из файлового архива.

  6. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.

  7. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.

VI. Аппаратные и программные средства ИКТ - (5 ч)

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура.

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Практические работы:

  1. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

VII. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность (5 ч)

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.







Календарно-тематический план преподавания курса информатика и информационные технологии

9 класс

(68ч (по 2ч в неделю)

Тема 5. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 13 часов

урока

Теория

Компьютерный практикум

Дата проведения

план




факт


1/1

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

№ 24. Кодирование графической информации .

2/2

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков и изображений. Форматы графических файлов.

№ 26. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе .

3/3

№ 27. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

4/4

GIF и Flash-анимация.

№ 32. Создание GIF и Flash-анимации

5/5

Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования).

№ 25. Кодирование и обработка звуковой информации.

6/6

Цифровое фото и видео. Разрешающая способность и частота кадров

7/7

№ 6. Захват и редактирование цифрового фото и видео

8/8

№ 30. Запись и монтаж звукового клипа.

9/9

№ 31. Запись и монтаж видеоклипа.

10/10

Компьютерное черчение.

№ 28. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.

11/11

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок.

12/12

№ 29. Разработка мультимедийной интерактивной презентации

13/13

Контрольная практическая работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

Тема 6. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования - 14 часов

урока

Теория

Компьютерный практикум

Дата проведения

14/1

Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя

15/2

Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.

16/3

Объектно-ориентированное программирование.

17/4

Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.

№ 33. Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов»

18/5

Событийные процедуры.

19/6

Тип, имя и значение переменной. Присваивание.

20/7

Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования.

№ 34. Проект «Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных».

21/8

№35. Проект «Ветвление».

22/9

№ 36. Проект «Выбор»

23/10

№37. Проект «Цикл».

24/11

Графические возможности языка программирования.

25/13

№38. Проект «Графический редактор»

26/14

Контрольная практическая работа №2 по теме «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования»

Тема 7. Моделирование и формализация - 10 часов

урока

Теория

Компьютерный практикум

Дата проведения

27/1

Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные.

28/2

№ 39. Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей на языке программирования и в электронных таблицах.

29/3

Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов).

30/4

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей.

31/5

№40. Исследование движения тела с использованием компьютерных моделей на языке программирования и в электронных таблицах.

32/6

Геоинформационные модели.

№41. Построение и исследование геоинформационной модели.

33/7

Информационные модели систем управления. Обратная связь.

34/8

№42. Построение и исследование компьютерной модели системы управления.

35/9

№42. Построение и исследование компьютерной модели системы управления. (продолжение)

40/10

Контрольная работа №3 по теме «Моделирование и формализация»

Тема 8. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных - 6 часов

урока

Теория

Компьютерный практикум

Дата проведения

41/1

Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы.

№ 45. Сортировка данных в электронных таблицах.

42/2

Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных.

43/3

Поиск данных. Условия поиска.

№ 44. Поиск данных в электронных таблицах.

44/4

Сортировка данных.

45/5

№ 43. Создание и редактирование базы данных «Записная книжка».

46/6

Контрольная практическая работа №4 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных»

Тема 9. Коммуникационные технологии - 13 часов

урока

Теория

Компьютерный практикум

Дата проведения

47/1

Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

№ 46. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети

48/2

Локальные и глобальные компьютерные сети.

49/3

Защита информации от несанкционированного доступа.

50/4

История Всемирной сети Интернет Введение в Интернет.

№ 47. Подключение к Интернету.

51/5

Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен).

№ 48. «География» Интернета.

52/6

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей:

№ 49. Путешествие по Всемирной паутине.

№ 52 Интерактивное общение в локальной и глобальной сетях.

53/7

Электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

№ 50. Работа с электронной Web-почтой.

54/8

Поиск информации в компьютерных сетях.

№ 51. Загрузка файлов с серверов файловых архивов.

№ 53. Поиск информации в Интернете.

55/9

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML - HyperText Markup Language).

56/10

Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки.

57/11

№ 54. Разработка сайта с использованием Web-редактора

58/12

№ 54. Разработка сайта с использованием Web-редактора

58/13

Контрольная работа №5 по теме «Коммуникационные технологии»

Тема 2. Аппаратные и программные средства ИКТ - 5 часа

Урока

Теория

Компьютерный практикум

Дата проведения по плану

59/1

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура.

60/2

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

61/3

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

62/4

№7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

63/5

Контрольная работа №6 по теме «Аппаратные и программные средства ИКТ»


Тема 10. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность - 5 часа

Урока

Теория

Компьютерный практикум

Дата проведения по плану

64/1

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

65/2

Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

66/3

Основные этапы развития средств информационных технологий.

67/4

Обобщающий урок.

68/5

Обобщающий урок.




Контрольно-измерительные материалы курса

Раздел

Вид контроля

Форма контроля

Источник контрольных материалов

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Промежуточная аттестация

Практическая работа

Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования

Промежуточная аттестация

Практическая работа

Моделирование и формализация

Промежуточная аттестация

Тест

А.А.Кузнецов. Информатика.Тестовые задания./Кузнецов А.А.,Пугач В.И.,Добудькл Т.В., Матвеева Н.В. -2-е изд.,испр.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2003. Стр107-116

Хранение, поиск и сортировка информации в базе данных

Промежуточная аттестация

Практическая работа

Коммуникационные технологии

Промежуточная аттестация

Тест

Аппаратные и программные средства ИКТ

Промежуточная аттестация

Тест

А.А.Кузнецов. Информатика.Тестовые задания./Кузнецов А.А.,Пугач В.И.,Добудькл Т.В., Матвеева Н.В. -2-е изд.,испр.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2003. Стр 124-135






Учебно-методическое обеспечение реализации программы


Основная литература

  • Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ:.учебник для 9 класса /Н.Д.Угринович.- 2-е изд.испр.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.-295с

  • Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ, 2001.

  • Угринович Н.Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2001.

Дополнительная литература

  • Анеликова Л.А. Тесты. Информатика и информационные технологии. 6-11 классы/Л.А.Анеликова.-М.:Дрофа, 2004. -251с

  • Н.Н,Самылкина Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие/Н.Н.Самылкина.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.-176с.

  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Методическое пособие для учителей. - М.: БИНОМ, 2001.

  • Информатика и ИКТ.9 класс.Подготовка к ГИА-2011./Под ред.Ф.Ф,Лысенко, Л.Н. Евич. - Ростов-на-Дону:Легион-М,2011.-272с.

  • Информатика:ГИА: Учебно-справочные материалы для 9 класса (Серия «Итоговый контроль:ГИА»)/С.М.Авдошин, Р.З.Ахметсафина,О.В.Максименкова, И.Н.Лесовская, М.В.Курак, Н.П.Липкин, С.А.Семикина.-М.;СПб.:Просвещение,2011.-252с.

  • А.А.Кузнецов. Информатика.Тестовые задания./Кузнецов А.А.,Пугач В.И.,Добудькл Т.В., Матвеева Н.В. -2-е изд.,испр.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2003.-232с.


Оборудование

Аппаратные средства


  • Компьютер.

  • Проектор

  • Принтер

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети

  • Устройства вывода звуковой информации

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации


Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Простой редактор Web-страниц



© 2010-2022