- Преподавателю
- Информатика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и информационным технологиям
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и информационным технологиям
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никитина Т.В. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и информационным технологиям
9 класс
Базовый уровень
Учитель: НикитинаТ.В.
2015 - 2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО информатике и информационным
технологиям для 9 класса
общеобразовательной школы
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- примерной программы по информатике для 9 класса Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);
- авторской программы по информатике для 9 класса: Н.Д.Угринович Информатика и ИКТ 7-9 классы.- М.:Глобус, 2008;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике;
- рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования;
- учебного плана среднего образования МОУ «СОШ «Токсовский центр образования».
Целями освоения данной программы являются
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В соответствии с учебным планом и годовым графиком МОУ «СОШ «Токсовский центр образования» на освоения курса отводится 68 часов, в том числе 6 часов контрольных работ, 33 часов практических работ, в том числе 8 часов проектных работ и 4 часа исследовательских работ.
Преобладающими формами организации учебного процесса является традиционные уроки, уроки организации проектной деятельности, уроки-исследования.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются тестовые и практические работы. Освоение курса предполагает промежуточную аттестацию в форме тестов и практических работ.
Обучение осуществляется по УМК:
-
Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ:.учебник для 9 класса /Н.Д.Угринович.- 2-е изд.испр.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.-295с
-
Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ, 2001.
-
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2001.
ОСНОВНОЕ содержание программы
-
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (13ч)
Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Кодирование звуковой информации. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
1. Кодирование графической информации
2. Кодирование и обработка звуковой информации
3. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе .
4. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
5.Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.
6. Разработка мультимедийной интерактивной презентации.
7.Захват и редактирование цифрового фото и видео
8.Создание GIF и Flash-анимации
II.Алгоритмизация и основы объективно-ориентированного визуального программирования (14ч)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Объектно-ориентированное программирование. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
Практические работы:
-
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
-
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
-
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
-
Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
-
Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
-
Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
III. Моделирование и формализация (10ч)
Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Информационные модели систем управления. Обратная связь.
Практические работы:
1. Приближенное решение уравнений с использованием компьютерных моделей на языке программирования и в электронных таблицах.
2.Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
3.Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
4.Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах.
IV.Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (6 ч)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.
Практические работы:
1. Создание простой базы данных.
2.Поиск записей в готовой базе данных.
3.Сортировка записей в готовой базе данных.
V.Коммуникационные технологии (13 ч)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации. Адресация с Интернете. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста. Гиперссылки.
Практические работы:
-
Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
-
Настройка подключения к Интернет.
-
Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
-
Путешествие по Всемирной паутине.
-
Загрузка файла из файлового архива.
-
Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
-
Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
VI. Аппаратные и программные средства ИКТ - (5 ч)
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Практические работы:
-
Защита от вирусов: обнаружение и лечение.
VII. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность (5 ч)
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Календарно-тематический план преподавания курса информатика и информационные технологии
9 класс
(68ч (по 2ч в неделю)
Тема 5. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 13 часов
№ урока
Теория
Компьютерный практикум
Дата проведения
план
факт
1/1
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
№ 24. Кодирование графической информации .
2/2
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков и изображений. Форматы графических файлов.
№ 26. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе .
3/3
№ 27. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
4/4
GIF и Flash-анимация.
№ 32. Создание GIF и Flash-анимации
5/5
Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования).
№ 25. Кодирование и обработка звуковой информации.
6/6
Цифровое фото и видео. Разрешающая способность и частота кадров
7/7
№ 6. Захват и редактирование цифрового фото и видео
8/8
№ 30. Запись и монтаж звукового клипа.
9/9
№ 31. Запись и монтаж видеоклипа.
10/10
Компьютерное черчение.
№ 28. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.
11/11
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок.
12/12
№ 29. Разработка мультимедийной интерактивной презентации
13/13
Контрольная практическая работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
Тема 6. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования - 14 часов
№ урока
Теория
Компьютерный практикум
Дата проведения
14/1
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя
15/2
Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.
16/3
Объектно-ориентированное программирование.
17/4
Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.
№ 33. Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов»
18/5
Событийные процедуры.
19/6
Тип, имя и значение переменной. Присваивание.
20/7
Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования.
№ 34. Проект «Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных».
21/8
№35. Проект «Ветвление».
22/9
№ 36. Проект «Выбор»
23/10
№37. Проект «Цикл».
24/11
Графические возможности языка программирования.
25/13
№38. Проект «Графический редактор»
26/14
Контрольная практическая работа №2 по теме «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования»
Тема 7. Моделирование и формализация - 10 часов
№ урока
Теория
Компьютерный практикум
Дата проведения
27/1
Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные.
28/2
№ 39. Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей на языке программирования и в электронных таблицах.
29/3
Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов).
30/4
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей.
31/5
№40. Исследование движения тела с использованием компьютерных моделей на языке программирования и в электронных таблицах.
32/6
Геоинформационные модели.
№41. Построение и исследование геоинформационной модели.
33/7
Информационные модели систем управления. Обратная связь.
34/8
№42. Построение и исследование компьютерной модели системы управления.
35/9
№42. Построение и исследование компьютерной модели системы управления. (продолжение)
40/10
Контрольная работа №3 по теме «Моделирование и формализация»
Тема 8. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных - 6 часов
№ урока
Теория
Компьютерный практикум
Дата проведения
41/1
Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы.
№ 45. Сортировка данных в электронных таблицах.
42/2
Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных.
43/3
Поиск данных. Условия поиска.
№ 44. Поиск данных в электронных таблицах.
44/4
Сортировка данных.
45/5
№ 43. Создание и редактирование базы данных «Записная книжка».
46/6
Контрольная практическая работа №4 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных»
Тема 9. Коммуникационные технологии - 13 часов
№ урока
Теория
Компьютерный практикум
Дата проведения
47/1
Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
№ 46. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети
48/2
Локальные и глобальные компьютерные сети.
49/3
Защита информации от несанкционированного доступа.
50/4
История Всемирной сети Интернет Введение в Интернет.
№ 47. Подключение к Интернету.
51/5
Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен).
№ 48. «География» Интернета.
52/6
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей:
№ 49. Путешествие по Всемирной паутине.
№ 52 Интерактивное общение в локальной и глобальной сетях.
53/7
Электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
№ 50. Работа с электронной Web-почтой.
54/8
Поиск информации в компьютерных сетях.
№ 51. Загрузка файлов с серверов файловых архивов.
№ 53. Поиск информации в Интернете.
55/9
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML - HyperText Markup Language).
56/10
Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки.
57/11
№ 54. Разработка сайта с использованием Web-редактора
58/12
№ 54. Разработка сайта с использованием Web-редактора
58/13
Контрольная работа №5 по теме «Коммуникационные технологии»
Тема 2. Аппаратные и программные средства ИКТ - 5 часа
№ Урока
Теория
Компьютерный практикум
Дата проведения по плану
59/1
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура.
60/2
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
61/3
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
62/4
№7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.
63/5
Контрольная работа №6 по теме «Аппаратные и программные средства ИКТ»
Тема 10. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность - 5 часа
№ Урока
Теория
Компьютерный практикум
Дата проведения по плану
64/1
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
65/2
Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
66/3
Основные этапы развития средств информационных технологий.
67/4
Обобщающий урок.
68/5
Обобщающий урок.
Контрольно-измерительные материалы курса
Раздел
Вид контроля
Форма контроля
Источник контрольных материалов
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Промежуточная аттестация
Практическая работа
Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования
Промежуточная аттестация
Практическая работа
Моделирование и формализация
Промежуточная аттестация
Тест
А.А.Кузнецов. Информатика.Тестовые задания./Кузнецов А.А.,Пугач В.И.,Добудькл Т.В., Матвеева Н.В. -2-е изд.,испр.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2003. Стр107-116
Хранение, поиск и сортировка информации в базе данных
Промежуточная аттестация
Практическая работа
Коммуникационные технологии
Промежуточная аттестация
Тест
Аппаратные и программные средства ИКТ
Промежуточная аттестация
Тест
А.А.Кузнецов. Информатика.Тестовые задания./Кузнецов А.А.,Пугач В.И.,Добудькл Т.В., Матвеева Н.В. -2-е изд.,испр.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2003. Стр 124-135
Учебно-методическое обеспечение реализации программы
Основная литература
-
Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ:.учебник для 9 класса /Н.Д.Угринович.- 2-е изд.испр.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.-295с
-
Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ, 2001.
-
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2001.
Дополнительная литература
-
Анеликова Л.А. Тесты. Информатика и информационные технологии. 6-11 классы/Л.А.Анеликова.-М.:Дрофа, 2004. -251с
-
Н.Н,Самылкина Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие/Н.Н.Самылкина.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.-176с.
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Методическое пособие для учителей. - М.: БИНОМ, 2001.
-
Информатика и ИКТ.9 класс.Подготовка к ГИА-2011./Под ред.Ф.Ф,Лысенко, Л.Н. Евич. - Ростов-на-Дону:Легион-М,2011.-272с.
-
Информатика:ГИА: Учебно-справочные материалы для 9 класса (Серия «Итоговый контроль:ГИА»)/С.М.Авдошин, Р.З.Ахметсафина,О.В.Максименкова, И.Н.Лесовская, М.В.Курак, Н.П.Липкин, С.А.Семикина.-М.;СПб.:Просвещение,2011.-252с.
-
А.А.Кузнецов. Информатика.Тестовые задания./Кузнецов А.А.,Пугач В.И.,Добудькл Т.В., Матвеева Н.В. -2-е изд.,испр.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2003.-232с.
Оборудование
Аппаратные средства
-
Компьютер.
-
Проектор
-
Принтер
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети
-
Устройства вывода звуковой информации
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Звуковой редактор.
-
Простая система управления базами данных.
-
Простая геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Простой редактор Web-страниц