Разработка урока по теме Ввод и редактирование документа

Конспект урока по теме "Ввод и редактирование документа".  Этот материал может использоваться на уроках информатики при изучении темы "Кодирование и обработка текстовой информации".Урок изучения новового материала. В начале урока представлена проверочная работа с последующей самопроверкой , в конце - практические работы для закрепления практических навыков работы в Microsoft Word, таких как поиск и замена, ввод математических формул различного уровня сложности.  Основными понятиями урока являютс...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: «Ввод и редактирование документа»

3 урок по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с режимом ввода-редактирования текста, обучить основным приемам работы с текстовым редактором

Задачи урока:

  • Образовательная: Образовательная: научить вводить и редактировать текст, научить автоматической проверке правописания, поиск и замена фрагмента текста.

  • Развивающая: Развить познавательные интересы, навыки работы с мышью и клавиатурой, самоконтроль.

  • Воспитательная: Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Понятия: текст, ввод текста, редактирование, копирование, перемещение, удаление, текстовый редактор, фрагмент текста, правописание.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Межпредметные связи:

  • алгебра;

  • геометрия;

  • физика.

План урока:

I. Организационный момент (1 минута).

II. Актуализация опорных знаний (5 минут).

  • Двоичный диктант.

III. Основная часть урока (32 минуты).

  • Объяснение нового материала (9 минут);

  • Практическая работа на компьютере (7 минут);

  • Самостоятельная работа (15 минут);

IV. Подведение итогов урока (2 минуты).

  • Домашнее задание (1 минута).

  • Рефлексия. Выставление оценок (1 минута).

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих. План урока.

II. Актуализация опорных знаний

Прежде чем приступить к изучению новой темы, проведем двоичный диктант, с целью проверить домашнее задание. Если высказывание верное - пишем 1, если неверное - 0. Каждое высказывание читаю только 2 раза. Ответ записываем после второго прочтения.

1. Текстовые редакторы позволяют создавать, редактировать, форматировать, сохранять и распечатывать документы.

2. Настольные издательские системы предназначены для подготовки к публикации в Интернете.

3. Формат страниц документа позволяет выбрать расположение страницы на экране монитора: книжная или альбомная.

4. Для вывода на каждой странице документа одинакового текста используются колонтитулы.

5. Наиболее известными примерами текстовых процессоров являются Microsoft Word и OpenOffice.org Writer.

6. Размеры полей определяют формат страницы.

7. Для задания параметров страницы нужно выбрать команду: Разметка страницы - размер.

Отложите ручки в сторону и возьмите карандаш. Осуществим самоконтроль.

Правильные ответы: 1001101.

Критерии оценивания на доске.

Оценка «5» - 7 правильных ответов

Оценка «4» - 5 или 6 правильных ответов

Оценка «3» - 4 правильных ответа

Оценка «2» - <4 правильных ответов

Оценку за тест внесите в оценочный лист ученика.

Но сначала несколько вопросов по предыдущим темам.

- Что такое текстовый редактор? (ТР - это прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы, редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ.)

-Что можно назвать стандартными компонентами среды ТР? (Рабочее поле, текстовый курсор, строка состояния, меню команд.)

- Порядок создания документа? (1.Создать документ. 2. Ввод текста. 3.Редактирование.)

- Какие параметры страниц необходимо задать перед началом создания документа?( В начале работы над документом необходимо задать параметры страницы: формат, ориентацию и размеры полей.)

Какие ориентации страниц существуют? ( Книжная и альбомная.)

Что определяет формат страниц документа?( Формат страниц документа определяет их размеры.)

Что определяют размеры полей?( Размеры полей определяют расстояния от краев страницы до границ текста.)


III. Новый материал

Профессионалы, знакомые с Word давно, умеют выполнять работу с минимальным количеством манипуляций. Их действия не просто умелые, а эффективные, особенно при выполнении повторяющихся задач. Овладев этими способами, вы сможете ускорить свою подготовку документов.

На прошлом уроке вы создавали документ в текстовом редакторе, а сегодня мы научимся вводить и редактировать док-т.

Итак, запишите тему урока: Ввод и редактирование документа.

Вспомним, что называется документом?

Ввод текста

Ввод-редактирование - это основной режим работы текстового редактора.

Основой большинства документов явл-ся текст.

Что такое текст в информатике?

Существуют правила ввода текста (распечатано на листах).

При работе с текстовым редактором в режиме ввода-редактирования по экрану дисплея перемещается курсор, который указывает текущую позицию для ввода. Символ, соответствующий нажатой клавише, помещается в позицию курсора, который после этого перемещается на один шаг вправо или, если достигнут конец строки, в начало следующей строки.

Что вы понимаете под редактированием текста?

В процессе редактирования текста пользователь может выделять фрагменты и манипулировать ими (переносить, удалять, копировать), вставлять какие либо объекты (формулы, изображения, таблицы, диаграммы и т.д.).

Редактирование документа производится путем копирования, перемещения или удаления выделенных символов или фрагментов документа.

Выделение производится с помощью мыши или клавиши управления курсором на клавиатуре при нажатой клавише{Shift}.

Работа с фрагментами текста

Большинство текстовых редакторов позволяют выделять в тексте куски, которые называют фрагментами (блоками). Чаще всего блок на экране отмечается изменением цвета фона и символов.

С выделенным блоком могут быть выполнены следующие действия:

  • удаление;

  • перенос;

  • копирование.

Эти три операции связаны с использованием специальной области памяти, которую называют буфером обмена.

Копирование:

  • После выделения фрагмента документа и ввода команды копировать выделенная часть док-та помещается в буфер обмена (спец. обл. памяти).

  • С помощью мыши или клавиш управления курсором на клавиатуре курсор устанавливается в определенное место документа и вводится команда вставить.

  • Для многократного копирования фрагмента достаточно несколько раз повторить команду вставить.

Перемещение:

1. Выделить копируемый фрагмент в тексте.

2. Выбрать команду «Вырезать».

3. Установить курсор в позицию вставки.

4. Выбрать команду «Вставить».

Удаленный из текста по команде «Вырезать» фрагмент не исчезает совсем, а только перемещается в буферную область. Затем из буферной области он копируется в указанное курсором место. Такое копирование можно производить многократно.

Удаление:

Позволяет удалить выделенный фрагмент.

Поиск и замена.

В процессе работы над документом иногда бывает необходимо заменить одно многократно встречающееся слово на другое.

Существует операция Найти и заменить.

В меню команд выбрать ПРАВКА - НАЙТИ.

Проверка правописания.

В процессе создания документа могут быть допущены орфографические ошибки в написании слов и грамматические ошибки в построении предложений.

МЕНЮ КОМАНД - СЕРВИС - ПРАВОПИСАНИЕ

Красной волнистой линией - орфографические ошибки.

Зеленой волнистой линией - синтаксические ошибки.

Ребята, давайте подумаем какую информацию может содержать документ?

Запишите задание в тетрадь. Создать документ описания алгоритма решения квадратного уравнения.

Давайте вспомним этот алгоритм. (проговаривается алгоритм решения квадратного уравнения в общем виде)

Сможете ли вы создать такой документ? В чем состоит трудность? (не знаем как вводить формулы)

Сегодня на уроке мы будем учиться вставлять формулы в текстовый документ. Это цель нашего урока.

Для ввода формул в текстовые редакторы всторены специальные редакторы формул.

Рассмотрим основные шаблоны. Обратить особое внимание на кнопки: символы сравнения, символы математических операторов, парные скобки, дроби и корни, верхние и нижние индексы.

IV. Закрепление нового материала

Задание 1: вставить в документ формулу закона Ома.

Задание 2: вставить в документ формулу нахождения гипотенузы прямоугольного треугольника.

Задание 3: вставить в документ формулу корней квадр. Ур.

Для редактирование формулы непосредственно в документе достаточно выполнить не ней двойной щелчок.

У кого есть вопросы? Что было не понятно?

Задание, записанное в тетради, будет вашим домашним заданием.

Учитель оценивает работу учащихся в оценочном листе.

Практическая работа на компьютере (Приложение 3)

Цель: научиться вставлять в документ формулы закона Ома, теоремы Пифагора и алгебраические выражения.

Для того, чтобы проверить, как вы поняли материал и отработать навыки по созданию формул, выполним практическую работу.

Выполнить задания с 1 по 3 на компьютере.

Учитель оценивает работу учащихся в оценочном листе.

Самостоятельная работа (Приложение 2)

Цель: проверить навыки работы с редактором формул.

Самостоятельная работа предлагается разная по уровню сложности. Ребята должны сами оценить свои возможности и выбрать себе вариант. Если остаётся время можно взять дополнительный вариант.

Учитель оценивает работу учащихся в оценочном листе и выставляет итоговые отметки за урок.

Практическая работа

Прилагается к конспекту.

V. Итог урока.

  1. Что понимается под редактированием текста?

  2. Что такое фрагмент текста? Какие действия с ним можно выполнять?

  3. Как осуществляется в текстовом редакторе поиск и замена?

Урок окончен.

Д/З . параграф 2.3.

Домашнее задание записано в тетради. Информацию можете отправить мне по электронной почте, либо принести на флешке.

.





Документом называется любой файл, обрабатываемый с помощью приложений.

Текст - последовательность различных символов: прописных и строчных букв русского и латинского алфавитов, цифр, знаков препинания, математических символов и др.

Раздаю ученикам правила ввода текста.





Записывают в тетрадь.

Под редактированием понимается внесение любых изменений в набранный текст (т.е. меняется содержимое, а не внешний вид). Например, стереть ошибочный символ, слово, строку; заменить один символ на другой; вставить пропущенные символы, слова, строки.



(текст, изображения, формулы и др.)





.

БО - область оперативной памяти для временного хранения информации.

Показать в word на компьютере.







Спрашиваю учащихся.





Записывают в тетрадь.

Показываю на экране телевизора, через компьютер. Показываю на компьютере в word.(гиперссылка).

Разработка урока по теме Ввод и редактирование документа








ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА



№1. ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ

Куропатка белая

Эти птици поселяются в тундре там где есть ивовые кустарники, карликовые березы и ягодные ростения. Курапатки склевывают почки, сережки и молодые побеги карликовых ив, берез и осин а зимой вырывают из-под снега ягоды. К зиме птицы приабретают чисто белое поерение. Ноги и пальцы у них покрываются длинными упругими перьями,(когти становятся плоскими), а лапы превращаются в широкие «снегоступы», благодаря которым куропатки не проваливаются в рыхлый снег и не мерзнут на нем. На ночь они зарываются в снег, а днем разыскивают корм.

№2 НАЙТИ И ЗАМЕНИТЬ.

ПРОИЗВЕСТИ ЗАМЕНУ СЛЕДУЮЩИХ СЛОВ:



«песинка» - на «лесенка»

«один» - на «раз»

«три» - на «два»

«дащечка» - на «дощечка»

один дащечка три дащечка будет лесенка один дащечка три дащечка будет лесенка один дащечка три дащечка будет лесенка один дащечка три дащечка будет лесенка один дащечка три дащечка будет лесенка один дащечка три дащечка будет лесенка один дащечка три дащечка будет лесенка один дащечка три дащечка будет лесенка один дащечка три дащечка будет лесенка один дащечка три дащечка будет лесенка один дащечка три дащечка будет лесенка один дащечка три дащечка будет лесенка один дащечка три дащечка будет песинка один дащечка три дащечка будет песинка.

№3 РАБОТА С ФРАГМЕНТОМ

Задание: Используя операцию перемещения, расположить двустишия в алфавитном порядке. Повторяющие стихи удалить. Сохранить работу в своей папке под тем же именем.

Звезды видели мы днем

За рекою, над Кремлем.

Воробей влетел в окно

Воровать у нас пшено

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

Жук упал, и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

Бегемот разинул рот:

Булки просит бегемот.

Гриб растет среди дорожки -

Голова на тонкой ножке.

Воробей влетел в окно

Воровать у нас пшено.

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка - тоже.

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка - тоже.

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

С. Маршак

Приложение 1

Оценочный лист ученика


Фамилия и имя ученика

Вид деятельности

Моя оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

1

Двоичный диктант

2

Работа с доской

3

Практическая работа

4

Самостоятельная работа

5

Дополнительное задание

Общая оценка за урок

Оценочный лист ученика


Фамилия и имя ученика

Вид деятельности

Моя оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

1

Двоичный диктант

2

Работа с доской

3

Практическая работа

4

Самостоятельная работа

5

Дополнительное задание

Общая оценка за урок


Оценочный лист ученика


Фамилия и имя ученика

Вид деятельности

Моя оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

1

Двоичный диктант

2

Работа с доской

3

Практическая работа

4

Самостоятельная работа

5

Дополнительное задание

Общая оценка за урок

Практическая работа

Задание 1: вставить в документ формулу закона Ома.

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого проводника и обратно пропорциональна его сопротивлению.

Задание 2: вставить в документ формулу нахождения гипотенузы прямоугольного треугольника.

Задание 3: вставить в документ формулу . Разработка урока по теме Ввод и редактирование документа



© 2010-2022