Интерактивные презентации как средство развития личностно-творческого потенциала учащихся

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Максименко Вера Николаевна

МБОУ СОШ №48, учитель


Интерактивные презентации как средство развития личностно-творческого потенциала учащихся

Принципиальное отличие новых ФГОС от стандартов 2004 года заключается в том, что цель обучения - не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Большие возможности для формирования личностного потенциала обучаемых, повышения эффективности познавательной деятельности школьников на основе универсальных способов учебной деятельности, их успешной социализации в современном мире в значительной степени обеспечиваются изучением информатики, а также реализацией в учебном процессе возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. В этой связи возрастает значимость непрерывного освоения учащимися средств и методов информатики и ИКТ, совершенствования содержания и методики обучения информатике в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. [1, 1]

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

В мультимедийных технологиях можно выделить особое направление - интерактивные технологии, основанное на использовании в образовательном процессе

  • интерактивных досок,

  • интерактивного многопользовательского обучающего центра SMART Table;

  • интерактивной системы опросов SMART Response;

  • альтернативных выше перечисленным технологиям надстроек пакета PowerPoint.

В учебном процессе это новый подход построения образовательного пространства.
Современные мультимедиа-технологии позволяют говорить о предметном уроке в компьютерном классе, например, с интерактивной доской, с использованием нескольких мониторов или мышей, или с использованием одного лишь экрана и проекора.

Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я отмечаю их пользу для обучения учащихся, которым не хватает внимательности, а также учащихся с низким уровнем способностей. Тактильный контроль и визуализация материала вовлекает учеников в образовательный процесс, что позволяет им легче усваивать уроки.

Свой урок можно моделировать вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся, выстраивать логическую схему изучаемых понятий и, таким образом, создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом.

Компьютер на мультимедийном уроке использую по-разному: средство наглядности; «тренажер для отработки знаний, умений, навыков»; для диагностики успешности обучения; для коррекции пробелов в знаниях.

Особую популярность в области мультимедийных технологий завоевали интерактивные презентации.

Интерактивные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук, изображение, элементы интерактивности т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ученика. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитываю, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

  • усиливает воздействие выступления.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда использую не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

Применение программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока.
Программное обеспечение MS Power Point позволяет к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы, а дополнительные надстройки - структурировать информацию определенным образом, вносить элементы интерактивности посредством различных видов заданий и ручного ввода информации.

Надстройки - это дополнительные программы, расширяющие возможности Microsoft PowerPoint. Я в своей работе использую только те, которые относятся к категории freeware - бесплатного программного обеспечения, что немаловажно для любого учителя.

Так, например, при изучении темы «Системы объектов. Состав и структура системы» всю презентацию структурирую сообразно логической схеме изучаемых понятий в рамках данной темы. Для этого используется надстройка pptPlex. Данная надстройка позволяет представить презентацию как единое обозримое полотно, которое можно организовать в иерархическую или иную структуру. Следует отметить, что в процессе просмотра презентации по технологии pptPlex анимация на слайдах не работает. Однако завораживающее зрелище динамических переходов и произвольной детализации представляемых объектов, возможность мгновенной реакции на полет мысли с лихвой окупает этот недостаток. К тому же ничто не мешает, приостановив демонстрацию, запустить ее в обычном режиме и наслаждаться прелестями анимации.

А для выполнения творческих интерактивных заданий на этапе закрепления данной темы я использовала надстройку ShowRoom. С помощью этой надстройки, кроме Flash-роликов, в презентации можно использовать видеофрагменты в форматах MP4 и FLV, а также потоковое видео с YouTube. Сервис дополнен инструментами поиска и вставки графики с сервиса Google и загрузки видео сYouTube.

Следующая надстройка Mouse Mischief - «озорная мышка», или в русифицированной версии, «Несколько мышей», помогает мне обеспечить интерактивный опрос всего класса даже при наличии единственного компьютера, особенно, если он оснащен проектором, также эту надстройку хорошо использовать и в качестве демонстрации при фронтальной проверке заданий со свободным вводом ответа или на обсуждение. Особенно, учащимся очень нравится решать задачи на отношение объектов и их множеств с использованием кругов Эйлера.

Работа с мультимедийными технологиями во внеучебное время направлена в основном на создание творческих проектов. Развитию творческих способностей учащихся при выполнении проекта способствует необходимость и возможность проявления эстетического вкуса, инициативы, логического и ассоциативного мышления, воображения, фантазии. Это особенно заметно у учащихся среднего звена, у которых эти качества проявляются наиболее ярко и которые обладают своим видением окружающего мира. Так результатами внеучебной деятельности стали мультимедийные презентации на темы: «Водитель, внимание! Пешеходы!», «Криптографический фронт Великой Отечественной войны», «Коллективный Internetпроект».

Таким образом, использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

Список литературы

1. ФГОС. Инфоратика. Основная школа [Электронный ресурс] // Интернет-газета «Лаборатория знаний»/ - изд-во БИНОМ. - 2012. - № 9, сентябрь. URL: gazeta.lbz.ru/2012/9/9nomer.pdf (дата обращения 13.10.2015)



© 2010-2022