- Преподавателю
- Информатика
- ДОКЛАД. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИНФОРМАЦИОННО_КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
ДОКЛАД. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИНФОРМАЦИОННО_КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тукушева А.Н. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тукушева Айнур Нургазиновна.
учитель математики и информатики
первой категории, образование высшее,
Специальная коррекционная школа-интернат,
г.Астана
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИНФОРМАЦИОННО_КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Коррекционная школа осуществляет подготовку ребенка с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в условиях современного общества. Важнейшей составной частью социализации личности в современном обществе является формирование информационной культуры. Информационная культура современного человека является частью коммуникативной культуры с использованием современных информационных технологий.
Информационные технологии в образовательном процессе являются средством обучения, коррекции и развития. Они могут применяться на учебных предметах, а также во внеурочной деятельности.
Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся коррекционных школ в силу их психофизических особенностей и программы обучения. Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации. В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК.
Задача специального (коррекционного) образовательного учреждения сегодня заключается в создании условий воспитания и обучения, способствующих не столько усвоению обучающимися программного материала, сколько появлению у каждого воспитанника механизма компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Основным направлением специального обучения является работа по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, с тем, чтобы они могли более полноценно жить и трудиться, то есть успешная социализация. Для достижения данной цели разработана программа по приобщению к ИКТ наших учащихся.
Основная цель: ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения. Общие задачи: дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах; развивать познавательный интерес к исполь- зованию информационных и коммуникационных технологий; расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения; повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными воз-можностями здоровья, их социальной ориентировки за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.
Данная программа разработана для обучающихся 7-9 классов Специальной коррекционной школы-интернат города Астаны. В Программе с учетом психофизических и возрастных особенностей обучающихся выделяются три направления в обучении:
-Подготовительный - 7 класс
-Ознакомительный - 8 класс
-Основной - 9 класс
Сегодня в СКШИ изучают информатику по данной программе учащиеся с диагнозами «Легкая степень умственной отсталости» в следующем количестве:
7 класс - 12 учеников
8 класс - 11 учеников
9 классы - 28 учащихся
Количество учащихся в классе, особенности их психофизического состояния обусловливают вариативность методических приемов обучения.
Формы и методы работы: индивидуальные, парное и групповое обучение; демонстрация; объяснительно-иллюстративный метод; практический; игровой; тренировочные упражнения; репродуктивный; беседы; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Данная программа по информатике носит пропедевтический характер, так как ранее данный предмет не изучался. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться предметом информатика и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни.
Программа построена с учетом программы факультатива "Информационная культура школьников в коррекционных классах VIII вида" Петровой И.Е.
Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга.
Одним из важнейших принципов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.
Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.
Процесс обучения в школе детей с особыми потребностями в образовании выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Наряду с этим следует выделить и специфическую - коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.
Литература
1. Босова Л.Л. Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы: Авторская программа // В сб.: Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. 6-е изд. М.: БИНОМ. Лаборато- рия знаний, 2009. 96
2. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. 4-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 192 с.: ил.
3. Босова Л.Л. Практикум по компьютерной графике для младших школьников // Информатика в школе. 2009. №5. 94 с.
4. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Коррекционная педагогика. 2009. №4 (34). С. 29-37.