- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока по информатике
Конспект урока по информатике
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хижнякова Е.Д. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Размер файла.
Автор: Хижнякова Елена Дмитриевна
Класс: 6
Предмет: информатика
Данный конспект предназначен в помощь учителю информатики, работающему в 6 классе по ФГОС (автор Босова Л.Л). На уроке учитель использует проблемно-диалоговое обучение.
Цель урока: Понимание школьниками единиц измерения и способа измерения информации. Приобретение учащимися опыта определять свойства объектов файловой системы.
Задачи урока:
-
узнать единицы измерения информации;
-
получить информацию о размере файла;
-
приобрести практическое навыки перевода из одной единицы измерения информации в другую;
-
выработать алгоритм нахождения информационного объема файла;
-
приобрести практические навыки определения свойств объектов файловой системы;
-
развивать логическое мышление;
-
приобрести опыт в организации самостоятельной и индивидуальной работу;
-
обобщить знания по теме «Компьютерные объекты».
Ожидаемые результаты:
-
формулировать проблему и тему;
-
называть единицы измерения информации: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
-
переводить из одной единицы измерения информации в другую.
-
результаты своей работы по подсчету объёма информации вносить в таблицу.
-
определять свойства объектов файловой системы на компьютере.
Основные понятия:
Бит - наименьшая единица измерения информации (файла).
1 Байт=8 бит - единица измерения информации (файла).
Более крупные единицы, используемые для выражения размера файлов:
1Килобайт=1024 байт;
1Мегабайт= 1024 Кбайт;
1Гигабайт= 1024Мбайт.
План занятия:
1. Организационный блок (1-2 мин)
2. Мотивационный блок (3-5 мин)
3.Информационный блок. (10-12 мин)
4. Аналитический (практический) блок. (15-20 мин)
5.Оценочный блок (2-3 мин)
6. Рефлексивный блок (3 мин)
Ресурсное обеспечение: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран, учебник для 6 класса Л.Л. Босовой «Информатика», рабочая тетрадь для 6 класса, презентация, задания для практической работы, линейка, калькуляторы.
-
Этап мотивации
Анализ
Учитель
Ученик
Постановка
Побуждение
Проблема
Ребята что вы видите у меня в руках?
У меня вопрос, сколько словарей можно ли разместить на этот диск?
- Вопрос один? А мнений сколько? Чего мы не знаем?
- Какой возникает вопрос?
Фиксирует вопрос на доске
- лазерный диск
Мнения учащихся
- Как измерить объем информации в словаре.
2. Этап актуализации и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Побуждение
- Что надо знать, чтобы найти объем информации в словаре?
-
Единицы измерения информации.
-
Как выполнить измерения.
-
Какой алгоритм для вычисления объема информации.
Поиск
Выясним в каких единицах выражается размер файла. Для этого «заглянем» внутрь компьютерной памяти. Ее удобно представить в виде чего? Каждая «Клетка» памяти компьютера называется битом. Для хранения одного произвольного символа (буква, цифра, знак препинания) может использоваться 8 бит. А 8 бит составляют 1 байт.
Фиксирует на доске
Более крупными единицами, используемыми для выражения размера файлов являются килобайт, мегабайт, гигибайт.
Фиксирует на доске
Как выполнить измерения.
Например, слово ИНФОРМАТИКА каким размером оно может быть сохранено в файле? Какие есть предположения?
Фиксирует на доске.
- компьютерную память удобно представить в виде листа в клетку (смотрят слайд №_)
Подсчитать количество символов. Состоит из 11 символов, для хранения каждого требуется 8 бит памяти. Размер файла 88 бит или 11 байт.
Выполнение (индивидуально) №19 Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
(Задача: научить переводить из одной единицы измерения информации в другую)
Теперь мы сможем найти объем информации в словаре? Как подсчитайте объем информации в словаре?
Фиксирует алгоритм на доске.
1.Посчитать количество символов в строке, учитывая знаки препинания, пробелы, цифры
2. Посчитать количество строк на странице
3. Умножить количество символов на количество строк.
4. Умножить это число на количество страниц. Получаем общее ≈ количество символов (байтов) книги.
Выполнение №20 Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Отчеты групп о результатах вычислений.
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
- ВОПРОС Если мы словарь сохранили на лазерный диск в виде файла, то какой объем информации занимал бы файл? Ответы учащихся.
Размер лазерного диска равен 700 М байт Выясним сколько копий словаря можно разместить на таком диске?
Ответы учащихся.
- Ребята, над какой проблемой мы работали? (Как измерить объем информации в словаре).
-Так какая тема нашего урока?
- Размер - это одна из характеристик файла. Узнать размер файла, хранящемся на жестком диске компьютера, и другие характеристики файла мы сможем при выполнении компьютерного практикума.
Работа №2 Работаем с объектами файловой системы. Задание 2. Свойства файла.
-
Откройте файл Описание.doc из папки Заготовки.
Свойства
Имя файла
Тип файла
Приложение
Расположение
Размер
На диске
Создан
Изменен
Открыт
-
Внесите в соответствующие ячейки таблицы информацию о свойствах трёх файлов - текстового документа, рисунка и презентации.
-
Сохраните файл в личной папке под именем Описание1. Для этого:
-
в основном меню Файл выберите пункт Сохранить как
-
в появившемся окне Сохранение документа, последовательно открывая папки, выберите ту, в которой следует сохранить документ;
-
двойным щелчком мышью откройте нужную папку;
-
введите имя документа в поле Имя файла (Расположение);
-
щёлкните на кнопке Сохранить.
-
Завершите работу с программой.
4. Этап включения изученного в систему знаний
Кроссворд «Компьютерные объекты» №26 Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
5. Этап рефлексии учебной деятельности
Продолжите фразу
- сегодня на уроке я узнал…
- я научилась делать на компьютере…
- я понял, что…
- мне понравилось…
- теперь я могу…
Домашнее задание §2 (2), РТ: №21, №26. Дополнительное задание: №27 в РТ.