Конспект урока по информатике

Конспект урока "Размер файла" предназначен в помощь учителю информатики, работающему в 6 классе по ФГОС (автор Босова Л.Л). На уроке учитель использует проблемно-диалоговое обучение. Цель урока: Понимание школьниками единиц измерения и способа измерения информации. Приобретение учащимися опыта определять свойства объектов файловой системы. Задачи урока: o   узнать единицы измерения информации; o   получить информацию о размере файла; o приобрести практическое навыки перевода из одной единицы изм...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Размер файла.

Автор: Хижнякова Елена Дмитриевна

Класс: 6

Предмет: информатика

Данный конспект предназначен в помощь учителю информатики, работающему в 6 классе по ФГОС (автор Босова Л.Л). На уроке учитель использует проблемно-диалоговое обучение.

Цель урока: Понимание школьниками единиц измерения и способа измерения информации. Приобретение учащимися опыта определять свойства объектов файловой системы.

Задачи урока:

  • узнать единицы измерения информации;

  • получить информацию о размере файла;

  • приобрести практическое навыки перевода из одной единицы измерения информации в другую;

  • выработать алгоритм нахождения информационного объема файла;

  • приобрести практические навыки определения свойств объектов файловой системы;

  • развивать логическое мышление;

  • приобрести опыт в организации самостоятельной и индивидуальной работу;

  • обобщить знания по теме «Компьютерные объекты».

Ожидаемые результаты:

  • формулировать проблему и тему;

  • называть единицы измерения информации: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

  • переводить из одной единицы измерения информации в другую.

  • результаты сво­ей работы по подсчету объёма информации вносить в таблицу.

  • определять свойства объектов файловой системы на компьютере.

Основные понятия:

Бит - наименьшая единица измерения информации (файла).

1 Байт=8 бит - единица измерения информации (файла).

Более крупные единицы, используемые для выражения размера файлов:

1Килобайт=1024 байт;

1Мегабайт= 1024 Кбайт;

1Гигабайт= 1024Мбайт.

План занятия:

1. Организационный блок (1-2 мин)

2. Мотивационный блок (3-5 мин)

3.Информационный блок. (10-12 мин)

4. Аналитический (практический) блок. (15-20 мин)

5.Оценочный блок (2-3 мин)

6. Рефлексивный блок (3 мин)

Ресурсное обеспечение: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран, учебник для 6 класса Л.Л. Босовой «Информатика», рабочая тетрадь для 6 класса, презентация, задания для практической работы, линейка, калькуляторы.


  1. Этап мотивации

Анализ

Учитель

Ученик

Постановка


Побуждение

Проблема

Ребята что вы видите у меня в руках?

У меня вопрос, сколько словарей можно ли разместить на этот диск?

- Вопрос один? А мнений сколько? Чего мы не знаем?

- Какой возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске

- лазерный диск

Мнения учащихся

- Как измерить объем информации в словаре.

2. Этап актуализации и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Побуждение

- Что надо знать, чтобы найти объем информации в словаре?

  • Единицы измерения информации.

  • Как выполнить измерения.

  • Какой алгоритм для вычисления объема информации.

Поиск







Выясним в каких единицах выражается размер файла. Для этого «заглянем» внутрь компьютерной памяти. Ее удобно представить в виде чего? Каждая «Клетка» памяти компьютера называется битом. Для хранения одного произвольного символа (буква, цифра, знак препинания) может использоваться 8 бит. А 8 бит составляют 1 байт.

Фиксирует на доске

Более крупными единицами, используемыми для выражения размера файлов являются килобайт, мегабайт, гигибайт.

Фиксирует на доске

Как выполнить измерения.

Например, слово ИНФОРМАТИКА каким размером оно может быть сохранено в файле? Какие есть предположения?

Фиксирует на доске.


- компьютерную память удобно представить в виде листа в клетку (смотрят слайд №_)




Подсчитать количество символов. Состоит из 11 символов, для хранения каждого требуется 8 бит памяти. Размер файла 88 бит или 11 байт.

Выполнение (индивидуально) №19 Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

(Задача: научить переводить из одной единицы измерения информации в другую)

Теперь мы сможем найти объем информации в словаре? Как подсчитайте объем информации в словаре?

Фиксирует алгоритм на доске.

1.Посчитать количество символов в строке, учитывая знаки препинания, пробелы, цифры

2. Посчитать количество строк на странице

3. Умножить количество символов на количество строк.

4. Умножить это число на количество страниц. Получаем общее ≈ количество символов (байтов) книги.

Выполнение №20 Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Отчеты групп о результатах вычислений.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

- ВОПРОС Если мы словарь сохранили на лазерный диск в виде файла, то какой объем информации занимал бы файл? Ответы учащихся.

Размер лазерного диска равен 700 М байт Выясним сколько копий словаря можно разместить на таком диске?

Ответы учащихся.

- Ребята, над какой проблемой мы работали? (Как измерить объем информации в словаре).

-Так какая тема нашего урока?

- Размер - это одна из характеристик файла. Узнать размер файла, хранящемся на жестком диске компьютера, и другие характеристики файла мы сможем при выполнении компьютерного практикума.

Работа №2 Работаем с объектами файловой системы. Задание 2. Свойства файла.

  1. Откройте файл Описание.doc из папки Заго­товки.


Свойства

Имя файла

Тип файла

Приложение

Расположение

Размер

На диске

Создан

Изменен

Открыт


  1. Внесите в соответствующие ячейки таблицы информацию о свойствах трёх файлов - текстового документа, рисунка и презентации.

  2. Сохраните файл в личной папке под именем Описание1. Для этого:

  1. в основном меню Файл выберите пункт Сохранить как

  2. в появившемся окне Сохранение документа, последователь­но открывая папки, выберите ту, в которой следует сохра­нить документ;

  3. двойным щелчком мышью откройте нужную папку;

  4. введите имя документа в поле Имя файла (Расположение);

  5. щёлкните на кнопке Сохранить.

  6. Завершите работу с программой.

4. Этап включения изученного в систему знаний

Кроссворд «Компьютерные объекты» №26 Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

5. Этап рефлексии учебной деятельности

Продолжите фразу

- сегодня на уроке я узнал…

- я научилась делать на компьютере…

- я понял, что…

- мне понравилось…

- теперь я могу…

Домашнее задание §2 (2), РТ: №21, №26. Дополнительное задание: №27 в РТ.


© 2010-2022