Информационные технологии в деятельности педагога дополнительного образования

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационные компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

I - как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Цели новых информационных технологий:

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

  • Подготовка личности «информационного общества».

  • Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.

  • Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Объем социального заказа на обучение детей современным компьютерным технологиям резко увеличивается, и формирование новой культуры работы с информацией, в конечном итоге, становится одной из наиболее важных задач в обучении детей. В учреждениях дополнительного образования, куда дети приходят, руководствуясь собственным интересом к той или иной предметной области, любые инновации, любые методики и новшества, любые образовательные эксперименты находят благодатную почву. Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно - компьютерных технологий открывает для педагога дополнительного образования новые возможности. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ даёт возможность для размышления, и участия в создании элементов занятия, что способствует развитию интереса учащихся. Проведение занятий в сопровождении мультимедийных презентаций, тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. Педагог должен осознавать, какие возможности дает компьютер для повышения эффективности учебного процесса, освобождая и педагога, и ребенка от многих рутинных операций, и расширяет возможности для реализации творческих замыслов. Компьютерные технологии открывают новые возможности для создания иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, слайд - фильмов, т.к. их нехватка остро ощущается в учебном процессе. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации - важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий. Современный этап развития образования характеризуется активизацией поиска новых моделей образования, ориентированных на повышение уровня квалификации и профессионализма педагогов, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, готовых применять на своих занятиях современные ИКТ. Использование педагогом ИКТ в своей профессиональной деятельности предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формировании готовности к их внедрению в образовательную деятельность. Для этого необходимо формировать готовность и способность педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности, способность решения ряда задач.

К ним относятся:

•совершенствование и развитие навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей;

•ознакомление с программами общего и учебного назначения, моделирующими средствами, а так же с возможностями их использованиями в учебном процессе;

•овладением методикой преподавания с использованием ИКТ;

•развитие умений и навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация и т.д.).

Безусловно, современный педагог должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, с интернетом и электронной почтой.

В своей деятельности ИКТ применяю систематически и на всех этапах обучения.

Используемые мной направления ИТ можно представить в виде следующих блоков:

  • мультимедийные сценарии занятий (презентации);

  • Компьютерное тестирование;

  • Применение готовых учебных и демонстрационных программ;

  • Использование электронных сборников-тренажёров;

  • Работа с электронными энциклопедиями;

  • Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

При объяснении нового материала и проведении практических работ на занятиях я использую ряд компьютерных программ: текстовый редактор Word, Excel, Power Point, графический редактор Pain, Логомиры, Movie Maker, Adobe Photoshop и т.д. Информационные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе занятия:

  1. Для обозначения темы занятия.

  2. В начале занятия с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

  3. Как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

  4. Для контроля знаний

Основными программными средствами, используемыми в процессе обучения, при этом являются соответственно:

  • редакторы документов;

  • электронные таблицы;

  • программа подготовки презентаций;

  • графические редакторы;

  • интернет

Я хочу более подробно остановиться на некоторых программах, которые могут использовать педагоги в своей деятельности.

Текстовый редактор WORD. Уникальная программа, созданная специалистами компании Microsoft, совершенствовалась на протяжении нескольких десятилетий. Современный MS Word позволяет:

  • вводить и редактировать текст с помощью клавиатуры с возможностью последующего сохранения его в памяти компьютера;

  • выполнять форматирование информации (менять параметры и оформление текста);

  • пользоваться инструментами предварительного просмотра документов в процессе их подготовки к печати;

  • обрабатывать несколько документов одновременно; проверять правописание, орфографию и пунктуацию на разных языках;

  • внедрять в текст графические изображения и диаграммы; создавать и добавлять в текст таблицы, редактировать их; использовать в документах макросы и т. д.-

Excel - это широко распространенная компьютерная программа. Нужна она для проведения расчетов, составления таблиц и диаграмм, вычисления простых и сложных функций.

Power Point - это программа для создания презентаций. В настоящее время очень популярны такие занятия, где весь или частично, учебный материал представлен в программе Power Point (слайд - презентации). Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы, так как схемы, рисунки, таблицы и т. п. Презентация может оформляться всевозможными картинками, схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие - то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Все слайд - презентации представляют собой структуру, работая с которой педагог может в любом месте приостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме. Необходимо отметить, что использовать презентацию возможно как фронтально на большом экране, так и индивидуально для каждого, в зависимости от уровня подготовленности учащихся и оснащения кабинета. Графический редактор Paint - простейший графический редактор, встроенный в операционную систему Windows и предназначенный для создания и редактирования растровых графических изображений в основном формате Windows (BMP) и форматах GIF, JPEG. Он приемлем для создания простейших графических иллюстраций: схем, диаграмм и графиков, которые можно встраивать, например, в текстовые документы. Интернет, уникальная по своим возможностям общения и коммуникаций, по гигантскому объему информации. Интернет-технологии новое направление, которому нельзя не уделять внимание. Поэтому сегодня Интернет-технологии в системе образования представляются в высшей степени интересным и перспективным направлением. Современному педагогу необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно, формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами. Поиск информации в сети Интернет - это одно из важных направлений использования ресурсов сети. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования педагогов. Самообразование включает в себя следующие направления.

  1. Получение новых знаний в содержательной области;

  2. Приобретение новых дидактических материалов;

  3. Повышение уровня методического мастерства;

  4. Повышение общепедагогической культуры;

  5. Повышение квалификации

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках одной страны общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень. Интернет предоставляет педагогу возможность познакомиться с новыми учебниками и программами, желающий может найти в интернете конспекты занятий и иные материалы по любой теме. И в заключение хотелось бы процитировать слова одного из специалистов в области информатизации образования: «Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образованию». Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков. А методически грамотно применяющиеся приемы ИКТ повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Таким образом, внедрение информационных технологий в учреждениях дополнительного образования - одна из важнейших задач, стоящих в настоящее время перед российской образовательной системой.

7


© 2010-2022