- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пузеева Я.А. |
Дата | 25.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №»
ОБСУЖДЕНА
на заседании методического объединения учителей математики
Протокол №___________2013 года
УТВЕРЖДЕНА
педагогическим советом
Протокол №___________2013года
Председатель МО
_________________
Директор школы
_______________________
Рабочая программа
«Информатика и ИКТ. 8-9 класс»
Составитель:
учитель информатики
Содержание
Содержание 2
Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план 8 класс 8
Учебно-тематический план 9 класс 9
Структура и содержание курса 10
Материально-техническое обеспечение 17
Литература для обучающихся 21
Литература для учителя 22
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и на авторскую программу Семакина И.Г., рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течение 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям и включает в себя идеи стандартов второго поколения.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели изучения информатики в основной школе:
-
формирование информационной и алгоритмической культуры;
-
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
-
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
-
развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
-
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
-
знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
-
текущий контроль в виде проверочных работ;
-
тематический контроль в виде контрольных тестов и зачетов по практическим работам.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника Семакина И.Г.. Базовый курс 8 класс и базовый курс 9 класс. Обучение сопровождается практикой работы на современных ПК.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
смысловое чтение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
-
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
-
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
-
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
-
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
-
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
-
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
-
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
-
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Учебно-тематический план 8 класс
№ темы
Содержание материала
Количество часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практ
1
Человек и информация
5
3
2
Тест
2
Первое знакомство с компьютером
6
3
3
Зачет
3
Обработка текстовой информации
10
5
5
Зачет
4
Технологии обработки графической информации
5
2
3
Тест
5
Технология мультимедиа
6
2
4
Тест
6
Повторение
3
Итоговый зачет
Всего:
35
Учебно-тематический план 9 класс
№ темы
Содержание материала
Количество часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практ
1
Передача информации в компьютерных сетях
10
4
6
Тест
2
Информационное моделирование
5
4
1
Тест
3
Хранение и обработка информации в базах данных
12
6
6
Зачет
4
Табличные вычисления на компьютере
10
5
5
Зачет
5
Управление и алгоритмы
10
4
6
Зачет
6
Программное управление работой компьютера
12
5
7
Зачет
7
Информационные технологии в обществе
4
4
0
Тест
8
Повторение
7
Итоговый зачет
Всего:
70
Структура и содержание курса
8 класс
-
Человек и информация - 5 часов.
-
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
-
Информация. Информационные объекты различных видов.
-
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
-
Роль информации в жизни людей.
-
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
-
Первое знакомство с компьютером - 6 часов.
-
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
-
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
-
Программный принцип работы компьютера.
-
Программное обеспечение, его структура.
-
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
-
Данные и программы. Файлы и файловая система.
-
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
-
Обработка текстовой информации - 10 часов.
-
Кодирование текстовой информации.
-
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
-
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
-
Параметры шрифта, параметры абзаца.
-
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
-
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
-
Технология обработки графической информации - 5 часов.
-
Области применения компьютерной графики.
-
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера. Кодирование изображения.
-
Растровая и векторная графика.
-
Интерфейс графических редакторов.
-
Форматы графических файлов.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
-
Технология мультимедиа - 6 часов.
-
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
-
Технические средства мультимедиа.
-
Компьютерные презентации.
-
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст; демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Итоговое повторение и контроль - 3 часа
9 класс
-
Передача информации в компьютерных сетях - 10 часов.
-
Локальные и глобальные компьютерные сети.
-
Что такое Интернет.
-
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
-
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
-
Поиск информации.
-
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
-
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
-
Информационное моделирование - 5 часов.
-
Модели натурные и информационные.
-
Типы информационных моделей.
-
Графические информационные модели.
-
Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.
-
Информационное моделирование на компьютере.
-
Модели, управляемые компьютером.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
-
Хранение и обработка информации в базах данных - 12 часов.
-
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
-
Классификация БД.
-
Структура реляционной базы данных.
-
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
-
Выборка информации из базы данных.
-
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
-
Сортировка; ключи сортировки.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
-
Табличные вычисления на компьютере - 10 часов.
-
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
-
Назначение и структура ЭТ.
-
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
-
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
-
Встроенные функции. Деловая графика.
-
Математическое моделирование на ЭТ.
-
Имитационное моделирование на ЭТ.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
-
Управление и алгоритмы - 10 часов.
-
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
-
Алгоритм. Свойства алгоритма.
-
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
-
Возможность автоматизации деятельности человека.
-
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
-
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
-
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
-
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
-
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
-
Программное управление работой компьютера - 12 часов.
-
Языки программирования, их классификация.
-
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла.
-
Правила записи программы.
-
Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
-
Информационные технологии в обществе - 4 часа.
-
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
-
Организация групповой работы над документом.
-
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
-
Этика и право при создании и использовании информации.
-
Информационная безопасность.
-
Правовая охрана информационных ресурсов.
Итоговое повторение и контроль - 7 часов
Материально-техническое обеспечение
8класс
-
Технические средства обучения
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Наушники (рабочее место ученика).
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Колонки (рабочее место учителя).
-
Микрофон (рабочее место учителя).
-
Проектор.
-
Лазерный принтер черно-белый.
-
Лазерный принтер цветной.
-
Сканер.
-
Цифровая фотокамера.
-
Цифровая видеокамера.
-
Модем ADSL
-
Локальная вычислительная сеть.
-
Программные средства обучения
-
Операционная система Windows ХР.
-
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
-
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
-
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
-
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
-
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
-
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
-
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
-
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
-
Программа-архиватор WinRar.
-
Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
-
Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
-
Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
-
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
-
Система программирования TurboPascal.
9 класс
-
Технические средства обучения
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Наушники (рабочее место ученика).
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Колонки (рабочее место учителя).
-
Микрофон (рабочее место учителя).
-
Проектор.
-
Лазерный принтер черно-белый.
-
Лазерный принтер цветной.
-
Сканер.
-
Цифровая фотокамера.
-
Цифровая видеокамера.
-
Модем ADSL
-
Локальная вычислительная сеть.
-
Программные средства обучения
-
Операционная система Windows ХР.
-
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
-
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
-
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
-
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
-
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
-
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
-
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
-
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
-
Программа-архиватор WinRar.
-
Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
-
Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
-
Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
-
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
-
Система программирования TurboPascal.
Литература для обучающихся
8 класс
-
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. - 176 с: ил.
-
Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
9 класс
-
Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 359 е.: ил
-
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
Литература для учителя
-
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
-
Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).
-
Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).
-
Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar (дата обращения: 01.07.10).
-
Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar (дата обращения: 01.07.10).