Рабочая программа по информатике 8-9 класс

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) и на авторскую программу Семакина И.Г.,  рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течение 105 часов (в том числе в VIIIклассе - 35 учебных часа из расчета Iчас в неделю и в IXклассе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Про­грамма соответствует федеральному компоненту госуд...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №»

ОБСУЖДЕНА

на заседании методического объединения учителей математики

Протокол №___________2013 года

УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом

Протокол №___________2013года

Председатель МО

_________________

Директор школы

_______________________

Рабочая программа

«Информатика и ИКТ. 8-9 класс»

Составитель:


учитель информатики



Содержание

Содержание 2

Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 8 класс 8

Учебно-тематический план 9 класс 9

Структура и содержание курса 10

Материально-техническое обеспечение 17

Литература для обучающихся 21

Литература для учителя 22

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) и на авторскую программу Семакина И.Г., рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течение 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям и включает в себя идеи стандартов второго поколения.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Цели изучения информатики в основной школе:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;

  • формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;

  • знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

  • текущий контроль в виде проверочных работ;

  • тематический контроль в виде контрольных тестов и зачетов по практическим работам.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника Семакина И.Г.. Базовый курс 8 класс и базовый курс 9 класс. Обучение сопровождается практикой работы на современных ПК.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.



Учебно-тематический план 8 класс

№ темы

Содержание материала

Количество часов



Формы контроля

Всего

Теория

Практ

1

Человек и информация

5

3

2

Тест

2

Первое знакомство с компьютером

6

3

3

Зачет

3

Обработка текстовой информации

10

5

5

Зачет

4

Технологии обработки графической информации

5

2

3

Тест

5

Технология мультимедиа

6

2

4

Тест

6

Повторение

3



Итоговый зачет


Всего:

35






Учебно-тематический план 9 класс

№ темы

Содержание материала

Количество часов



Формы контроля

Всего

Теория

Практ

1

Передача информации в компьютерных сетях

10

4

6

Тест

2

Информационное моделирование

5

4

1

Тест

3

Хранение и обработка информации в базах данных

12

6

6

Зачет

4

Табличные вычисления на компьютере

10

5

5

Зачет

5

Управление и алгоритмы

10

4

6

Зачет

6

Программное управление работой компьютера

12

5

7

Зачет

7

Информационные технологии в обществе

4

4

0

Тест

8

Повторение

7



Итоговый зачет


Всего:

70






Структура и содержание курса

8 класс

  1. Человек и информация - 5 часов.

  • Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

  • Информация. Информационные объекты различных видов.

  • Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

  • Роль информации в жизни людей.

  • Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества инфор­мации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.

  1. Первое знакомство с компьютером - 6 часов.

  • Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода инфор­мации, оперативная и долговременная память).

  • Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

  • Программный принцип работы компьютера.

  • Программное обеспечение, его структура.

  • Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

  • Данные и программы. Файлы и файловая система.

  • Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интер­фейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

  1. Обработка текстовой информации - 10 часов.

  • Кодирование текстовой информации.

  • Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

  • Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.

  • Параметры шрифта, параметры абзаца.

  • Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.

  • Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

  1. Технология обработки графической информации - 5 часов.

  • Области применения компьютерной графики.

  • Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера. Кодирование изображения.

  • Растровая и векторная графика.

  • Интерфейс графических редакторов.

  • Форматы графических файлов.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

  1. Технология мультимедиа - 6 часов.

  • Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.

  • Технические средства мультимедиа.

  • Компьютерные презентации.

  • Дизайн презентации и макеты слайдов.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст; демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

Итоговое повторение и контроль - 3 часа

9 класс

  1. Передача информации в компьютерных сетях - 10 часов.

  • Локальные и глобальные компьютерные сети.

  • Что такое Интернет.

  • Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архи­вы, интерактивное общение.

  • Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

  • Поиск информации.

  • Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпью­терных источниках информации.

  • Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

  1. Информационное моделирование - 5 часов.

  • Модели натурные и информационные.

  • Типы информационных моделей.

  • Графические информа­ционные модели.

  • Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.

  • Ин­формационное моделирование на компьютере.

  • Модели, управляемые компьютером.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

  1. Хранение и обработка информации в базах данных - 12 часов.

  • Назначение информационных систем и баз данных (БД).

  • Классификация БД.

  • Структура реляционной базы данных.

  • Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.

  • Выборка информации из базы данных.

  • Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

  • Сортировка; ключи сортировки.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

  1. Табличные вычисления на компьютере - 10 часов.

  • Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.

  • Назначение и структура ЭТ.

  • Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.

  • Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.

  • Встроенные функции. Деловая графика.

  • Математическое моделирование на ЭТ.

  • Имитационное моделирование на ЭТ.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

  1. Управление и алгоритмы - 10 часов.

  • Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

  • Алгоритм. Свойства алгоритма.

  • Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

  • Возможность автоматизации деятельности человека.

  • Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).

  • Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

  • Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

  • Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

  • Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

  1. Программное управление работой компьютера - 12 часов.

  • Языки программирования, их классификация.

  • Правила записи основных операторов: ввода, вы­вода, присваивания, ветвления, цикла.

  • Правила записи программы.

  • Этапы разработки програм­мы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

  1. Информационные технологии в обществе - 4 часа.

  • Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

  • Организация групповой работы над документом.

  • Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

  • Этика и право при создании и использовании информации.

  • Информационная безопасность.

  • Правовая охрана информационных ресурсов.

Итоговое повторение и контроль - 7 часов



Материально-техническое обеспечение

8класс

  1. Технические средства обучения

  • Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  • Наушники (рабочее место ученика).

  • Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  • Колонки (рабочее место учителя).

  • Микрофон (рабочее место учителя).

  • Проектор.

  • Лазерный принтер черно-белый.

  • Лазерный принтер цветной.

  • Сканер.

  • Цифровая фотокамера.

  • Цифровая видеокамера.

  • Модем ADSL

  • Локальная вычислительная сеть.

  1. Программные средства обучения

  • Операционная система Windows ХР.

  • Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  • Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

  • Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  • Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

  • Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

  • Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

  • Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

  • Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.

  • Программа-архиватор WinRar.

  • Клавиатурный тренажер «Руки солиста».

  • Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

  • Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.

  • Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.

  • Система программирования TurboPascal.

9 класс

  1. Технические средства обучения

  • Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  • Наушники (рабочее место ученика).

  • Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  • Колонки (рабочее место учителя).

  • Микрофон (рабочее место учителя).

  • Проектор.

  • Лазерный принтер черно-белый.

  • Лазерный принтер цветной.

  • Сканер.

  • Цифровая фотокамера.

  • Цифровая видеокамера.

  • Модем ADSL

  • Локальная вычислительная сеть.


  1. Программные средства обучения

  • Операционная система Windows ХР.

  • Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  • Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

  • Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  • Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

  • Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

  • Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

  • Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

  • Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.

  • Программа-архиватор WinRar.

  • Клавиатурный тренажер «Руки солиста».

  • Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

  • Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.

  • Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.

  • Система программирования TurboPascal.



Литература для обучающихся

8 класс

  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. - 176 с: ил.

  • Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

  • Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

9 класс

  • Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 359 е.: ил

  • Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

  • Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)



Литература для учителя


  • Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  • Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  • Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

  • Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).

  • Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar (дата обращения: 01.07.10).

  • Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar (дата обращения: 01.07.10).


© 2010-2022