- Преподавателю
- Информатика
- «Специальные символы в запросах. Сортировка данных»
«Специальные символы в запросах. Сортировка данных»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Краснослободцева М.П. |
Дата | 10.04.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Класс 10 «б»
Тема урока «Специальные символы в запросах. Сортировка данных»
Дидактическая цель формирование навыков работы с информацией, дать представление о назначении информационных систем и баз данных и способах работы в них.
Образовательные задачи: закрепить пройденный материал, продолжить формировать знания учащихся об объектах СУБД, продолжить освоение технологических приемов по созданию запросов в среде СУБД; познакомить учащихся с сортировкой в БД.
Понимать: практическую значимость данной темы, учащиеся должны понимать важность знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий, а именно технологий хранения, поиска и сортировки информации.
Знать: назначение специальных символов при создании запросов; знать, что такое сортировка данных, виды сортировки данных.
Уметь: создавать запросы, используя специальные символы и логические операции; сортировать данные по возрастанию и убыванию; уметь осуществлять вложенную сортировку.
Исследовать: взаимосвязь между объектами БД.
Задачи воспитания: воспитание информационной культуры учащихся, воспитание интереса к предмету.
Задачи развития: развитие логического мышления и внимания; развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся; создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ.
Тип урока комбинированный урок.
Основные методы обучения на уроке: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод.
Основные организационные формы обучения на уроке: фронтальная, самостоятельная.
Средства обучения (персональный компьютер, мультимедиа проектор, презентация в PowerPoint, учебники, программные средства MO Access; система задач).
Список используемой литературы
-
Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
-
О.В.Ефимова, В.В. Морозов, Практикум по компьютерной технологии. Учебное пособие для старших классов по курсу «Информатика и вычислительная техника», 3-е изд. -М.: АБФ, 1998.
-
Информатика, 11 класс/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К. - 2-е изд. - М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
План урока
-
Организационный момент (1мин.).
-
Постановка цели и задач урока, мотивация (2 мин.).
-
Проверка знаний и умений по пройденному материалу, перенос приобретенных знаний и первичное применение в измененных условиях. (15 мин.).
-
Изучение нового материала (10 мин.).
-
Первичное закрепление изученного материала (15 мин.).
-
Подведение итогов (2 мин.).
Система задач
1) Создайте запрос, который будет выводить всех сотрудников, у которых либо фамилия, либо имя, либо профессия начинается с буквы «и».
2) Создайте запрос, который будет выводить всех сотрудников, у которых фамилия и имя начинается с буквы «К».
3) Создайте запрос, который будет выводить всех сотрудников, у которых день рождения с января по сентябрь с 10 по 19 число.
4) Производим сортировку по возрастанию в БД «Профессия» по полю «Количество детей».
5) Производим сортировку по полю «Имя» (сортировка от А до Я).
6) Осуществить в БД «Профессия» вложенную сортировку по полям «Кол-во детей», «Фамилия», «Имя».
7)Производим сортировку по полю «Дата рождения».
8) Осуществить в БД «Профессия» вложенную сортировку по полям «Пол», «Фамилия», «Имя», «Телефон».
Этапы урока
(с указанием их длительности)
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Организаци-онный
момент
8.30
Постановка
целей и задач урока
8.31
Проверка знаний и умений по пройденному материалу, перенос приобретен-ных знаний и первичное применение в измененных условиях.
8.33
Создание проблемной ситуации на уроке
8.34
Мотивация
Изучение нового
материала
8.48
Первичное закрепление
8.58
Подведение итогов
9.12
Приветствие учащихся, установка рабочей атмосферы
Сегодня на уроке мы с вами научимся сортировать данные по возрастанию и убыванию, но для начала давайте посмотрим, как можно создавать запросы, используя специальные символы и логические операторы.
Слайд 1.
Посмотрите на экран, кто знает, как сделать задание №1, а №2, а №3?
№1.
Создать запрос, который будет выводить всех сотрудников, у которых либо фамилия, либо имя, либо профессия начинается с буквы «и».
№2.
Создать запрос, который будет выводить всех сотрудников, у которых фамилия и имя начинается с буквы «К».
№3.
Создайте запрос, который будет выводить всех сотрудников, у которых день рождения с января по сентябрь с 10 по 19 число.
Пока что нам не хватает знаний.
Слайд 2.
Откройте тетради, запишите число.
Записываем, что
оператор шаблона звездочка * служит для обозначения любого числа символов (включая нулевое количество);
? -любой одиночный символ;
# - любая одиночная цифра (0-9);
Обратите внимание на то, что иногда требуется предварительно записать оператор Like и кавычки.
Оператор Like можно использовать для поиска значений в полях, соответствующих указанному шаблону.
Слайд 3.
Как вы думаете, что будет выведено, если записать в строке Условие отбора
Like "*.*.1982"
Посмотрите на второй запрос, что будет выведено?
Слайд 1
Посмотрите на задачу №1.
Какие поля мы должны включить в запрос?
1)Выбираем группу объектов Запрос, Создание-Конструктор запросов
2)На диалоговой панели Добавление таблицы выберете таблицу, для которой создается запрос. Нажмите Добавить
3)Выберете поля Фамилия, имя и профессия.
В строке условие отбора напишите
Like "И*" для этих полей.
4) Закройте запрос, задайте имя и откройте его заново.
У всех получилось?
№2.
В чем отличие данной задачи от предыдущей?
Начинайте выполнять самостоятельно.
Кому не ясно как делать?
№3.
Что нам важно в данной задаче?
Какие поля будем добавлять в запрос?
Как записать в условии отбора, что дата с 10 по 19 число, используя специальные символы.
А месяц с января по сентябрь?
А год любой?
Выполняем самостоятельно.
Хорошо. А теперь давайте посмотрим как можно сортировать данные в MS Access.
Запишите тему урока: «Сортировка данных»
Cлайд 4
Базы данных могут содержать сотни и тысячи записей. Часто бывает необходимо упорядочить записи, т.е. расположить в определенной последовательности. Упорядочение записей называется сортировкой.
Сортировка записей производится по какому-либо полю. Значения, содержащиеся в этом поле, располагаются в определенном порядке, который определяется типом поля:
-по алфавиту, если поле текстовое;
-по величине числа, если поле числовое;
и т.п.
Сортировка записей может производиться либо по возрастанию, либо по убыванию значений поля. В процессе сортировки целостность данных сохраняется.
Запишем, что сортировка записей БД - это их упорядочение по значениям одного из полей.
А сейчас откройте БД, которую вы делали на прошлом уроке и вместе со мной работает.
№4.
Давайте произведем сортировку по полю «Количество детей»
1)В своем окошке выберете группу объектов Таблицы и откройте свою таблицу.
2)Выделите поле Количество детей, нажмите на правую клавишу мыши и выберете Сортировка от минимального к максимальному.
Записи в БД будут отсортированы по возрастанию количества детей.
У всех получилось?
№5.
А теперь давайте произведем сортировку по полю «Имя» (сортировка от А до Я)
Что произошло с записями БД?
№ 6.
Могут реализовываться вложенные сортировки, т.е. сортировки, которые последовательно производятся по нескольким полям. После сортировки по первому столбцу производится сортировка по второму столбцу и т.д.
В моем случае в поле Количество детей, по которому была произведена сортировка две записи (11 и 6) имеют одинаковое значение 0, три записи (5, 4, 2) - одинаковое значение 2.
Чтобы упорядочить эти записи произведем вложенную сортировку.
1)В своем окошке выделите группу объектов Запросы. Выберете вкладку Создание -> конструктор запросов
2)На диалоговой панели Добавление таблицы выберете таблицу, для которой создается запрос. Нажмите Добавить.
3)В окне запроса в строке Сортировка: из раскрывающегося списка выбрать имена полей, в которых задать тип сортировки.
Выбираем поля «Кол-во детей, Фамилия, Имя».
Сортировка по возрастанию.
В строке вывод на экран: задать поля, которые будут представлены в запросе.
4)Сохранить запрос под именем Вложенная сортировка.
5) На вкладке Запросы, выделить Вложенные сортировки и открыть.
Вы видите отсортированную таблицу.
А сейчас вы работаете самостоятельно.
Слайд 6
№7.
Произвести сортировку по полю «Дата рождения».
№8.
Осуществить в БД «Профессия» вложенную сортировку по полям «Пол», «Фамилия», «Имя», «Телефон».
Вам понравился урок?
Что нового вы узнали на уроке?
Выставляю оценки за урок.
До свидания, спасибо.
Учащиеся готовятся к уроку.
Слушают рассказ учителя.
Ученики приходят к выводу, что им требуются новые знания.
Записывают в тетрадь.
Будет выведена таблица с полями Фамилия и Дата рождения, все сотрудники, год рождения которых 1982.
Будет выведена таблица с полями Фамилия и Имя, в которой будут указаны те сотрудники, у которых либо фамилия, либо имя начинается на букву «И».
Фамилия, имя, профессия.
Выполняют вслед за учителем.
Учащиеся начинают выполнять задание параллельно с учителем.
Отличие данной задачи от предыдущей в том, что здесь должны одновременно выполняться оба условия (и фамилия, и имя на букву «К»).
Фамилия, дата рождения.
Like "1#.0#.*"
Слушают рассказ учителя.
Записывают в тетрадь определение.
Учащиеся начинают выполнять задание параллельно с учителем.
Отсортировались по алфавиту.
Слушают рассказ учителя.
Учащиеся начинают выполнять задание параллельно с учителем.
Приступают к самостоятельному выполнению задания.
Мы научимся сортировать данные по возрастанию и убыванию и узнали как можно создавать запросы, используя специальные символы.