«Специальные символы в запросах. Сортировка данных»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается конспект урока по информатике  и ИКТ с демонстрационной презентацией и базой данных MS Ассess. Работа ориентирована на учащихся 10-11  общеобразовательных классов.Тема урока  «Специальные символы в запросах. Сортировка данных». В работе представлена система из 8 задач, цель которой формирование навыков работы с информацией, формирование представления о назначении информационных систем и баз данных и способах работы в них. Тип урока - комбинированны...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс 10 «б»

Тема урока «Специальные символы в запросах. Сортировка данных»

Дидактическая цель формирование навыков работы с информацией, дать представление о назначении информационных систем и баз данных и способах работы в них.

Образовательные задачи: закрепить пройденный материал, продолжить формировать знания учащихся об объектах СУБД, продолжить освоение технологических приемов по созданию запросов в среде СУБД; познакомить учащихся с сортировкой в БД.

Понимать: практическую значимость данной темы, учащиеся должны понимать важность знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий, а именно технологий хранения, поиска и сортировки информации.

Знать: назначение специальных символов при создании запросов; знать, что такое сортировка данных, виды сортировки данных.

Уметь: создавать запросы, используя специальные символы и логические операции; сортировать данные по возрастанию и убыванию; уметь осуществлять вложенную сортировку.

Исследовать: взаимосвязь между объектами БД.

Задачи воспитания: воспитание информационной культуры учащихся, воспитание интереса к предмету.

Задачи развития: развитие логического мышления и внимания; развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся; создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ.

Тип урока комбинированный урок.

Основные методы обучения на уроке: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод.

Основные организационные формы обучения на уроке: фронтальная, самостоятельная.

Средства обучения (персональный компьютер, мультимедиа проектор, презентация в PowerPoint, учебники, программные средства MO Access; система задач).

Список используемой литературы

  1. Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

  2. О.В.Ефимова, В.В. Морозов, Практикум по компьютерной технологии. Учебное пособие для старших классов по курсу «Информатика и вычислительная техника», 3-е изд. -М.: АБФ, 1998.

  3. Информатика, 11 класс/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К. - 2-е изд. - М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.


План урока

  1. Организационный момент (1мин.).

  2. Постановка цели и задач урока, мотивация (2 мин.).

  3. Проверка знаний и умений по пройденному материалу, перенос приобретенных знаний и первичное применение в измененных условиях. (15 мин.).

  4. Изучение нового материала (10 мин.).

  5. Первичное закрепление изученного материала (15 мин.).

  6. Подведение итогов (2 мин.).

Система задач

1) Создайте запрос, который будет выводить всех сотрудников, у которых либо фамилия, либо имя, либо профессия начинается с буквы «и».

2) Создайте запрос, который будет выводить всех сотрудников, у которых фамилия и имя начинается с буквы «К».

3) Создайте запрос, который будет выводить всех сотрудников, у которых день рождения с января по сентябрь с 10 по 19 число.

4) Производим сортировку по возрастанию в БД «Профессия» по полю «Количество детей».

5) Производим сортировку по полю «Имя» (сортировка от А до Я).

6) Осуществить в БД «Профессия» вложенную сортировку по полям «Кол-во детей», «Фамилия», «Имя».

7)Производим сортировку по полю «Дата рождения».

8) Осуществить в БД «Профессия» вложенную сортировку по полям «Пол», «Фамилия», «Имя», «Телефон».








Этапы урока

(с указанием их длительности)


Деятельность

учителя


Деятельность

учащихся

Организаци-онный

момент

8.30

Постановка

целей и задач урока

8.31

Проверка знаний и умений по пройденному материалу, перенос приобретен-ных знаний и первичное применение в измененных условиях.

8.33

Создание проблемной ситуации на уроке

8.34

Мотивация
















Изучение нового

материала

8.48





















Первичное закрепление

8.58



Подведение итогов

9.12



Приветствие учащихся, установка рабочей атмосферы


Сегодня на уроке мы с вами научимся сортировать данные по возрастанию и убыванию, но для начала давайте посмотрим, как можно создавать запросы, используя специальные символы и логические операторы.

Слайд 1.

Посмотрите на экран, кто знает, как сделать задание №1, а №2, а №3?

1.

Создать запрос, который будет выводить всех сотрудников, у которых либо фамилия, либо имя, либо профессия начинается с буквы «и».

2.

Создать запрос, который будет выводить всех сотрудников, у которых фамилия и имя начинается с буквы «К».

3.

Создайте запрос, который будет выводить всех сотрудников, у которых день рождения с января по сентябрь с 10 по 19 число.

Пока что нам не хватает знаний.

Слайд 2.

Откройте тетради, запишите число.

Записываем, что

оператор шаблона звездочка * служит для обозначения любого числа символов (включая нулевое количество);

? -любой одиночный символ;

# - любая одиночная цифра (0-9);

Обратите внимание на то, что иногда требуется предварительно записать оператор Like и кавычки.

Оператор Like можно использовать для поиска значений в полях, соответствующих указанному шаблону.

Слайд 3.

Как вы думаете, что будет выведено, если записать в строке Условие отбора

Like "*.*.1982"

Посмотрите на второй запрос, что будет выведено?


Слайд 1

Посмотрите на задачу №1.

Какие поля мы должны включить в запрос?

1)Выбираем группу объектов Запрос, Создание-Конструктор запросов

2)На диалоговой панели Добавление таблицы выберете таблицу, для которой создается запрос. Нажмите Добавить

3)Выберете поля Фамилия, имя и профессия.

В строке условие отбора напишите

Like "И*" для этих полей.

4) Закройте запрос, задайте имя и откройте его заново.

У всех получилось?

2.

В чем отличие данной задачи от предыдущей?

Начинайте выполнять самостоятельно.

Кому не ясно как делать?

3.

Что нам важно в данной задаче?

Какие поля будем добавлять в запрос?

Как записать в условии отбора, что дата с 10 по 19 число, используя специальные символы.

А месяц с января по сентябрь?

А год любой?

Выполняем самостоятельно.

Хорошо. А теперь давайте посмотрим как можно сортировать данные в MS Access.

Запишите тему урока: «Сортировка данных»

Cлайд 4

Базы данных могут содержать сотни и тысячи записей. Часто бывает необходимо упорядочить записи, т.е. расположить в определенной последовательности. Упорядочение записей называется сортировкой.

Сортировка записей производится по какому-либо полю. Значения, содержащиеся в этом поле, располагаются в определенном порядке, который определяется типом поля:

-по алфавиту, если поле текстовое;

-по величине числа, если поле числовое;

и т.п.

Сортировка записей может производиться либо по возрастанию, либо по убыванию значений поля. В процессе сортировки целостность данных сохраняется.

Запишем, что сортировка записей БД - это их упорядочение по значениям одного из полей.

А сейчас откройте БД, которую вы делали на прошлом уроке и вместе со мной работает.

4.

Давайте произведем сортировку по полю «Количество детей»

1)В своем окошке выберете группу объектов Таблицы и откройте свою таблицу.

2)Выделите поле Количество детей, нажмите на правую клавишу мыши и выберете Сортировка от минимального к максимальному.

Записи в БД будут отсортированы по возрастанию количества детей.

У всех получилось?

5.

А теперь давайте произведем сортировку по полю «Имя» (сортировка от А до Я)

Что произошло с записями БД?

6.

Могут реализовываться вложенные сортировки, т.е. сортировки, которые последовательно производятся по нескольким полям. После сортировки по первому столбцу производится сортировка по второму столбцу и т.д.

В моем случае в поле Количество детей, по которому была произведена сортировка две записи (11 и 6) имеют одинаковое значение 0, три записи (5, 4, 2) - одинаковое значение 2.

Чтобы упорядочить эти записи произведем вложенную сортировку.

1)В своем окошке выделите группу объектов Запросы. Выберете вкладку Создание -> конструктор запросов

2)На диалоговой панели Добавление таблицы выберете таблицу, для которой создается запрос. Нажмите Добавить.

3)В окне запроса в строке Сортировка: из раскрывающегося списка выбрать имена полей, в которых задать тип сортировки.

Выбираем поля «Кол-во детей, Фамилия, Имя».

Сортировка по возрастанию.

В строке вывод на экран: задать поля, которые будут представлены в запросе.

4)Сохранить запрос под именем Вложенная сортировка.

5) На вкладке Запросы, выделить Вложенные сортировки и открыть.

Вы видите отсортированную таблицу.

А сейчас вы работаете самостоятельно.

Слайд 6

7.

Произвести сортировку по полю «Дата рождения».

8.

Осуществить в БД «Профессия» вложенную сортировку по полям «Пол», «Фамилия», «Имя», «Телефон».

Вам понравился урок?

Что нового вы узнали на уроке?

Выставляю оценки за урок.

До свидания, спасибо.


Учащиеся готовятся к уроку.


Слушают рассказ учителя.



Ученики приходят к выводу, что им требуются новые знания.





Записывают в тетрадь.




Будет выведена таблица с полями Фамилия и Дата рождения, все сотрудники, год рождения которых 1982.

Будет выведена таблица с полями Фамилия и Имя, в которой будут указаны те сотрудники, у которых либо фамилия, либо имя начинается на букву «И».

Фамилия, имя, профессия.

Выполняют вслед за учителем.

Учащиеся начинают выполнять задание параллельно с учителем.



Отличие данной задачи от предыдущей в том, что здесь должны одновременно выполняться оба условия (и фамилия, и имя на букву «К»).

Фамилия, дата рождения.


Like "1#.0#.*"


Слушают рассказ учителя.





Записывают в тетрадь определение.


Учащиеся начинают выполнять задание параллельно с учителем.



Отсортировались по алфавиту.

Слушают рассказ учителя.




Учащиеся начинают выполнять задание параллельно с учителем.





Приступают к самостоятельному выполнению задания.



Мы научимся сортировать данные по возрастанию и убыванию и узнали как можно создавать запросы, используя специальные символы.



© 2010-2022