Поурочный план на тему: Моделирование

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: "Понятие модели и моделирование. Типы моделей»

Цель урока:

  • формирование представления о моделировании, как одного из способов исследования объектов, процессов и явлений в различных областях;

  • формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, развитие познавательного интереса, логического мышления; совершенствование навыков создания моделей для исследования объектов и проведения компьютерных экспериментов; развитие ассоциативного мышления и памяти.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приступаем к изучению интереснейшей, темы "Модели и моделирование". На уроке мы познакомимся с понятием модель, с видами и типами моделей.

2. Изложение нового материала

В своей деятельности - научной, практической, художественной - человек очень часто использует модели, т. е. создает образ того объекта (процесса или явления), с которым ему приходится иметь дело.

В основе термина "модель" лежит латинское слово modulus - мера, образец.

Понятие моделирования очень древнее. Люди изучали окружающую природу, чтобы научиться противостоять природным стихиям, использовать их на благо человечества и просто выживать. Свои знания они передавали потомкам при помощи символов. Первыми моделями, как заместителями некоторых объектов, были языковые знаки. Они возникли в ходе развития человечества и постепенно превратились в разговорный язык. Слово было первой моделью реального объекта.

Значительное развитие моделирование получило в Древней Греции, так, например, в V-III вв. до н.э. была создана геометрическая модель Солнечной системы.

И в наше время что-то изучается, создаются какие-то модели. В повседневной жизни мы постоянно занимаемся моделированием. Например, Вы идете по улице, вам необходимо перейти дорогу, ваши действия: посмотрели по сторонам, проанализировали ситуацию и в зависимости от этого выработали свою модель поведения. Если модель поведения правильная, то переход проезжей части завершится удачно, если нет, то может произойти авария.

Вывод:

Для чего применяется моделирование? (Отвечают учащиеся)

Моделирование применяется для исследования объектов, процессов, явлений в различных областях.

В чем оно помогает человеку? (Отвечают учащиеся)

Оно помогает человеку принимать обоснованные и продуманные решения, предвидеть последствия своей деятельности.

КОНСПЕКТ: Моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Если моделирование это построение моделей, то необходимо выяснить что такое модель и какие виды моделей бывают.

Слово модель в повседневной жизни мы слышим очень часто: фотомодель, топ-модель, модель телевизора. Макет моста, формула земного притяжения, теория развития общества, расчеты численности популяции особей и многое другое - это тоже модели. Оказывается, что одно слово может вмещать в себя огромное количество разных понятий.

КОНСПЕКТ: Модель - упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.

Зачем создавать модель, а не исследовать сам оригинал?

Причины самые разнообразные. Например, когда реальный объект очень велик (Галактика, Вселенная). Ваши примеры:

(Рекомендуется: Учащиеся самостоятельно называют причины с примерами. Учитель корректирует, дополняет)

- очень мал (атом);

- очень быстр (двигатель внутреннего сгорания);

- очень медленен (геологические процессы);

- очень дорог (макет города);

А также если:

- исследование может привести к разрушению самого объекта (самолет);

- исследуемый объект в природе не существует (динозавры, Атлантида).

Строгих правил построения моделей не существует, т.к. каждый реальный объект имеет большое количество различных свойств, но в процессе построения необходимо выделить главные, наиболее существенные свойства.

Например: Глобус - правильно отражает геометрическую форму Земли.

Блок-схема - правильно отражает последовательность действий.

Муляж сердца - правильно отражает строение и форму.

Вы обратили внимание, что разные науки исследуют объекты и процессы под разным углом зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и движения объектов, а в химии - их внутреннее строение. Возьмем, например, человека. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии - как объект, состоящий из разных веществ, в биологии - как систему, стремящуюся к самосохранению. С другой стороны, в механике различные тела (от планеты до песчинки) можно рассматривать как материальные точки.

КОНСПЕКТ: Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Совершенно неважно, какие объекты выбираются в качестве моделирующих. Важно лишь то, что с их помощью удается отразить наиболее существенные черты (признаки) изучаемого объекта, явления или процесса;

  • Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересует определенное свойство изучаемого объекта, модель оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом исследования

Познакомившись с объектами моделирования, мы убедились в их многообразии, которое зависит от разнообразия как объектов, так и их конкретных моделей. Поэтому их необходимо классифицировать. Для этого нужно, прежде всего, правильно выбрать некий единый признак (параметр), а затем объединить те объекты, у которых он совпадает.

Наиболее распространенные признаки, по которым классифицируются модели:

  • область использования;

  • временной фактор;

  • форма (способ) представления моделей;

  • тип данных.

3. Рефлексия

4. Д\З

5. Итог урока

© 2010-2022