Повышение качества уроков информатики через освоение различных методов и форм работы на уроке

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение качества уроков информатики через освоение различных методов и форм работы на уроке

Расита Заурбиевна Тугланова учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ №2 а.Кошехабль, Кошехабльского района.

То, что мы знаем, ограничено, а то, что мы не знаем - бесконечно.

П.Лаплас

Изучая вместе с учащимися информатику и информационные технологии, Моя деятельность как учителя информатики направлена на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях, моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Как учитель информатики, на своих уроках я ставлю следующие задачи:

1. организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они твердо усвоили программу курса;

2. выработать у учащихся умения формулировать новые задачи и решать задачи повышенной сложности, используя методы решения более простых задач;

3. воспитывать настойчивость в поиске решения задач

4.обучать обобщению задач и поиску различных методов решения.

Изучение информатики в школе, способствует освоению учащимися современных информационных технологий. И как показывает практика учащиеся, применяя полученные знания на уроках информатики, при подготовке к другим предметам, (например при подготовке сообщения) готовят презентации, повышают свою степень обученности не только по информатике, но и по другим предметам. Именно поэтому, учитель информатики должен как никто другой заинтересовать учащихся своими уроками, своим предметом. А для этого необходимо постоянно заниматься самообразованием.

В процессе своей педагогической деятельности веду поиск эффективных методов и форм обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. На уроках надо заботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, именно в этот момент возникает развитие любознательности и познавательный интерес. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда формируются и определяются постоянные интерес и склонности к тому или иному предмету. И в этот момент надо раскрыть перед подростком притягательные стороны информатики, иначе его интересы замкнуться на компьютерных играх, на «стрелялках» и «догонялках» в компьютерных салонах или личном компьютере.

На своих уроках стараюсь много внимания уделять вопросу сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, используя различные приемы и элементы здоровьесберегающих технологий:

- психологический настрой в начале урока и создание благоприятного психологического климата в течение всего урока;

- физкультминутки для сохранности зрения, осанки;

- снятие стрессовых ситуаций при контроле знаний через использование различных форм их организации, позволяющих ученику исправить оценку;

  • широкое использование наглядного демонстрационного материала, таблиц, памяток и т. д. в ходе самостоятельной деятельности

учащихся.

При изучении темы в 8 классе «Вставка рисунков в текстовом редакторе» проводится конкурс плакатов. Одна из тем - техника безопасности в кабинете информатики. Работы получаются разные: деловые, смешные, красочные. Но результат этого урока не только в формировании навыков работы на компьютере, умении вставлять рисунки в документ. Главное обсуждение по этим плакатам затрагивает не только красочность, правильность обработки рисунка, сколько его актуальность для кабинета, для учителя, для самого ученика, для здоровья. На этом этапе формируется осознанное отношение ученика к правилам поведения, в общем, и к своему здоровью в частности. Чтобы избежать нагрузки на глаза при работе на ПК, необходимо соблюдать регламент продолжительности общения учеников с компьютером, а при объяснении материала использовать проектор, на большом экране которого демонстрировать все подготовленные аудио- и видеоматериалы. При этом не страдает зрение учащихся, а разнообразие форм работы повышает интерес к предмету, снижает утомляемость от учебной нагрузки. Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенический условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11%. Особенность уроков информатики - это постоянное использование компьютеров. И, несмотря на то, что продолжительность работы в среднем звене не более 20 минут, за это время глаза учащихся устают. Поэтому обязательно в конце работы нужно проводить простые и доступные упражнение для глаз. Моменты здоровьесбережения могут прослеживаться так же в тематике и содержании материалов уроков. Например, урок по изучению электронных таблиц в 9 классе «Нормы питания». Таким образом, формируется осознанное отношение учащихся к своему здоровью, сбалансированному питанию, здоровому образу жизни.

В организации учебно-воспитательного процесса на уроке я использую, как традиционные формы обучения, так и нетрадиционные, а именно: фронтальная, групповая, один на один с компьютером, лабораторная работа, практикум, игра.

Групповая форма организации обучения.

При организации коллективного способа обучения возможен такой вариант, который приучает детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища. Это умение не рождается стихийно, а является результатом организованной педагогом деятельности ребенка.

Например, на одном из уроков для учащихся 9 класса при рассмотрении темы «Относительная и абсолютная адресация ячеек» предлагаю следующие задания:

I группа

1) В ячейке B8 записана формула: =D12+5. Ее скопировали в ячейку A8. Какой вид будет иметь формула в ячейке A8?

2) В ячейке H10 записана формула: =B12+E5. Ее скопировали в ячейку H9. Какой вид будет иметь формула в ячейке H9?

3) В ячейке E7 записана формула: =C10*2. Ее скопировали в ячейку E3. Какой вид будет иметь формула в ячейке E3?

4) В ячейке E7 записана формула: =C$10*$B10. Ее скопировали в ячейку E3. Какой вид будет иметь формула в ячейке E3?

5) В ячейке F5 записана формула: =E$3+4. Можно ли ее скопировать в ячейку:

  • B5?

  • A5?

  • F3?

  • F1?

6) При копировании формулы из ячейки C6 в ячейку B5 в последнюю была занесена формула =C4+3. Что было записано в ячейке C6?

7) При копировании формулы из ячейки E6 в ячейки B6 и E3 в них были занесены формулы =A5*2 и =D2*2 соответственно. Что было записано в ячейке E6?

8) При копировании формулы из ячейки E6 в ячейки E3 и C4 в них были занесены формулы =F$5*10 и =D$5*10 соответственно. Что было записано в ячейке E6?

II группа

1) В ячейке F15 записана формула: =А12*5. Ее скопировали в ячейку F16. Какой вид будет иметь формула в ячейке F16?

2) В ячейке В4 записана формула: =A3+D5. Ее скопировали в ячейку В5. Какой вид будет иметь формула в ячейке В5?

3) В ячейке В7 записана формула: =A$2*2. Ее скопировали в ячейку D7. Какой вид будет иметь формула в ячейке D7?

4) В ячейке В7 записана формула: =A$2-$C10. Ее скопировали в ячейку D7. Какой вид будет иметь формула в ячейке D7?

5) В ячейке D4 записана формула: =2*$С3. Можно ли ее скопировать в ячейку:

  • A4?

  • D2?

  • D1?

  • A1?

6) При копировании формулы из ячейки В3 в ячейку С4 в последнюю была занесена формула =D5*5. Что было записано в ячейке В3?

7) При копировании формулы из ячейки В4 в ячейки B2 и E4 в них были занесены формулы =С1-11 и =F3-11 соответственно. Что было записано в ячейке В4?

8) При копировании формулы из ячейки В2 в ячейки D4 и C4 в них были занесены формулы =F$4+4 и =E$4+4 соответственно. Что было записано в ячейке В2?

III группа

1) В ячейке Е8 записана формула: =В12*5. Ее скопировали в ячейку F8. Какой вид будет иметь формула в ячейке F8?

2) В ячейке Е7 записана формула: =B4-E10. Ее скопировали в ячейку E6. Какой вид будет иметь формула в ячейке E6?

3) В ячейке H5 записана формула: =F$5-5. Ее скопировали в ячейку E5. Какой вид будет иметь формула в ячейке E5?

4) В ячейке H5 записана формула: =F$5-$E9. Ее скопировали в ячейку E5. Какой вид будет иметь формула в ячейке E5?

5) В ячейке E5 записана формула: =$C$4*4. Можно ли ее скопировать в ячейку:

  • D2?

  • D1?

  • B5?

  • A5?

6) При копировании формулы из ячейки В4 в ячейку С3 в последнюю была занесена формула =B2-10. Что было записано в ячейке В4?

7) При копировании формулы из ячейки A4 в ячейки D4 и A6 в них были занесены формулы =E3*3 и =B5*3 соответственно. Что было записано в ячейке A4?

8) При копировании формулы из ячейки A4 в ячейки C4 и B2 в них были занесены формулы =D$7-1 и =D$7-1 соответственно. Что было записано в ячейке A4?

IV группа

1) В ячейке А10 записана формула: =D12/5. Ее скопировали в ячейку A9. Какой вид будет иметь формула в ячейке A9?

2) В ячейке F5 записана формула: =C4-D8. Ее скопировали в ячейку E5. Какой вид будет иметь формула в ячейке E5?

3) В ячейке В6 записана формула: =A$6+6. Ее скопировали в ячейку В7. Какой вид будет иметь формула в ячейке В7?

4) В ячейке В6 записана формула: =A$6+$B10. Ее скопировали в ячейку В7. Какой вид будет иметь формула в ячейке В7?

5) В ячейке D4 записана формула: =$B$3*3. Можно ли ее скопировать в ячейку:

  • D2?

  • D1?

  • B4?

  • A4?

6) При копировании формулы из ячейки D3 в ячейку С4 в последнюю была занесена формула =B3+100. Что было записано в ячейке D3?

7) При копировании формулы из ячейки D4 в ячейки A4 и D7 в них были занесены формулы =B3*3 и =E6*3 соответственно. Что было записано в ячейке D4?

8) При копировании формулы из ячейки D5 в ячейки D2 и F3 в них были занесены формулы =B$7*2 и =D$7*2 соответственно. Что было записано в ячейке D5?

Класс разбивается на группы по четыре человека, учитель объясняет цель и порядок выполнения работы. В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между членами группы.

Время, отводимое на работу, доводится до сведения учащихся, оно зависит от уровня сформированности навыка организации работы в группе и умения учащихся решать задачи данного вида.

Групповой отчет происходит таким образом: один ученик рассказывает условие, другой анализирует задачу, третий определяет, что он будет узнавать, четвертый выбирает действие и данные и доказывает целесообразность своего выбора. Высказываются группы поочередно. Учащиеся класса внимательно следят за ходом обоснования решения задач, делая в случае необходимости соответствующие замечания. Этот прием способствует развитию внимания. Причем, очень важным моментом является то, что к доске может быть вызван любой представитель от группы.На первых порах учащиеся не очень внимательны к тому, что и как отвечают их одноклассники. После того как они действительно поймут, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, и что любой ученик может быть вызван к доске для ответа по заданию другой группы, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где необходимо, тактично оказывать помощ».

Различные виды сотрудничества учащихся способствуют росту осознанности при формировании умений и навыков. Учащиеся, сталкиваясь с необходимостью не только учиться, но и учить, уясняют проблему, задумываются над вопросами, которых раньше не осознавали, стоят перед необходимостью правильной их формулировки и поиска средств их решения.

Практикум

Одна из задач учителя информатики состоит в формировании у учеников устойчивых навыков в использовании компьютера для научных и бытовых задач.

Утверждение «Компьютер - инструмент человека в его информационной деятельности» становится осознанным для ребёнка лишь тогда, когда подтверждается собственным опытом.

Для приобретения такого опыта использую уроки - практикумы. Перед ребятами ставится задача, решение которой заинтересует их.

Например, для закрепления навыков рисования по теме «Рисование в редакторе Flash » учащимся 11 класса предлагаю следующее задание:

Задание.

Создайте иллюстрацию к сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», используя изученные инструментальные средства. Вот несколько строк из сказки:

…«Раз он в море закинул невод, -

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, -

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод -

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой - золотою»…

Какой эпизод из сказки вы захотите проиллюстрировать - выбирать вам. Например, можно нарисовать морские глубины с камушками, диковинными раковинами на дне, кружевом водорослей и, конечно же, с золотой рыбкой. Выполненное задание представьте в виде файла в формате flash.

Демонстрация.

Используя демонстрационный экран показываю различные учебные элементы содержания курса - элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п. При этом она сама работает на компьютере, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях она пересылает специальные демонстрационные программы на компьютеры учащихся, которые работают с ними самостоятельно. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется возрастанием общих графических возможностей современных компьютеров. Основная дидактическая функция демонстрации - сообщение школьникам новой учебной информации.

Урок - игра

Детям интересны игровые уроки. Во время проведения таких уроков появляется возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме. В процессе игры вырабатывается у детей умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям.

Увлёкшись, ребёнок не замечает, что учится - он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы.

Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения, т.е. методов обучения. В процессе своей педагогической деятельности применяю следующие методы обучения: беседа, рассказ, видеоуроки, презентации, объяснительно - иллюстративный метод и д.р.

Объяснительно - иллюстративный метод обучения.

Объяснительно-иллюстративное изложение, как вид повествовательного изложения, предполагает устный монолог педагога, в основе которого лежит элемент содержания учебного материала, характеризующийся сложностью логических построений, образов, доказательств. Эффективность этого метода достигается логическим, последовательным изложением материала, с грамотным подбором иллюстраций, демонстраций. Важной особенностью этого метода является его сочетание с приемами активизации познавательной деятельности учащихся.

Суть объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

Поэтому рекомендую при использовании этого метода обучения соблюдать ряд условий:

а) применяемые иллюстрации должны соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Этот метод предлагаю использовать на уроках в начальном или среднем звене обучения, например в 6 классе при изучении темы «Функциональные блоки компьютера».

Объяснение нового материала начинаю с рассказа о роли компьютера в жизни человека.

«Компьютер быстро вошел в нашу жизнь. Еще несколько лет назад было редкостью увидеть какой-нибудь персональный компьютер - они были, но были очень дорогие, и даже не каждая фирма могла иметь у себя в офисе компьютер. А теперь? Теперь в каждом третьем доме есть компьютер, который уже глубоко вошел в жизнь человека.

Современные вычислительные машины представляют одно из самых значительных достижений человеческой мысли, влияние которого на развитие научно-технического прогресса трудно переоценить. Области применения ЭВМ непрерывно расширяются».

Далее рассказываю учащимся о компьютере как о современном инструменте для работы с информацией. Продемонстрировала общий вид компьютера.

«Компьютер помогает человеку: быстро обрабатывать большие объемы информации, хранить информацию на своих носителях, осуществлять поиск и передачу информации.

Аппаратное обеспечение компьютера представляет собой набор технических устройств».

Рассказ о функциональных блоках компьютера и об аппаратном обеспечении компьютера сопровождался многочисленными иллюстрациями. Вот некоторые из них:

Повышение качества уроков информатики через освоение различных методов и форм работы на уроке


Беседа.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Поэтому задаю вопросы всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

По ее мнению вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

Так, например, урок в 9 классе по теме «Построение диаграмм с помощью мастера» она начинала с беседы.

«Посмотрите, пожалуйста, на наглядность (информация записана в текстовой форме). И в течение 30 секунд изучения информации, представленной в наглядности ответьте, пожалуйста, на вопросы. Вопросы записаны на доске.

Вопросы:

  • Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?

  • По каким предметам приведены оценки учеников?

  • Сколько учеников имеют только отличные оценки?

  • Кто из учеников имеет «6» по математике?

А теперь посмотрите на следующую наглядность (информация записана в форме таблицы). Вопросы прежние. И ещё одна наглядность(информация представлена в виде диаграммы). Какой вывод мы можем сделать: Информация представлена в трех формах: словесная, табличная, графическая. Табличная и графическая формы представления информации позволяют более наглядно представить данные, а диаграммы помогают при анализе и сравнении данных».

Тест

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Различают следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.

Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5.Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Практическая работа

Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д

Лабораторная работа

Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с компьютерами.

Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.

Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.

Контрольная работа

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.

Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.

Самостоятельная работа

Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.

Компьютер - идеальное средство для контроля тренировочных стадий учебного процесса, т. к. компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки ученика: они в значительной степени оказываются частным делом ученика. Учитель быстрее выявляет пробелы в знаниях, а ученик быстрее реагирует на свои ошибки и устраняет их.

Компьютерные видеофильмы и презентации

Известно, что систематическое использование компьютерных видеофильмов и демонстрационных презентаций как средства обучения развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом.

Уроки с использованием компьютерных видеофильмов провожу в старших классах. Например, уроки по теме «Основы анимации». В фильме подробно демонстрируются основные приемы создания анимации с звуковым сопровождением. Фильм может быть показан в первой части урока в различных вариантах:

  • На одном компьютере с использованием программы Internet Explorer и звуковых колонок (желательно с использованием проектора, при его отсутствии просмотр фильма осуществляется с монитора при условии небольших размеров кабинета);

  • На каждом рабочем месте с использованием наушников;

верена, что применение фильма позволяет создать положительную мотивацию учения прежде всего благодаря высокой наглядности представления информации и внесения элемента новизны. Яркие иллюстрации и анимированные процессы привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к рассматриваемой теме.

Такой способ еще и позволяет уменьшить время на объяснение нового материала. Благодаря этому освобождается время для закрепления, которое осуществляется также с помощью компьютерных технологий.

Краткое обсуждение просмотренного фильма позволяет заострить внимание на основных моментах изложенного материала и сделать выводы.

Основным этапом урока, как известно, является проверка знаний учащихся. С учетом этого использую несколько методов опроса: устный опрос, компьютерный тест, диктант, ребусы, кроссворды.

Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков.

Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных задания по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.



Компьютерный тест

На своих уроках часто использует компьютерные тесты, выполненные в тестовой оболочке My Test 2.4.1, что значительно облегчает работу при выставлении оценок. Но почему - то по компьютерным тестам оценки получаются несколько ниже, чем если бы этот же тест выполнялся на бумаге. По ее мнению, причина здесь в том, что в компьютерных тестах сложнее списать друг у друга.

Диктант

Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.

Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.

Возможны различные варианты диктантов. На уроках информатики наиболее используем компьютерный диктант, который позволяет проверить знания и умения одновременно. Этот метод проверки знаний предлагаю использовать на уроках по темам: «Обработка текстовой информации» и «Технология обработки текстовых документов». Учащиеся отвечают на вопросы диктанта, набирая ответы в текстовом редакторе. При проведении такого диктанта проверяются одновременно теоретические знания и практические навыки работы в текстовом редакторе, знание учащимися раскладки клавиатуры.

Например, для диктанта в 6 классе учащимся предлагаю следующие вопросы:

  • Что такое текстовый редактор?

  • Как загрузить текстовый редактор?

  • Что такое текстовый курсор?

  • Укажите один из способов перемещения курсора.

  • Как загрузить текст с диска?

  • Какие вы знаете операции редактирования текста?

  • Как выполняется вставка символа?

  • Как можно удалить символ?

  • Как выполнить замену символа?

Викторина

Викторина - это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.

Кроссворды

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые - на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них - 15-25.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Существует мнение, согласно которому кроссворды предназначены для досуга, а в педагогической деятельности их можно применять исключительно для активизации учащихся. При решении кроссвордов ученик в первую очередь развивает мышление, а, испытывая затруднение, обращается к памяти. Для снижения вероятности угадывания ответов количество пересечений слов в кроссворде в зависимости от целей проверки может скорректировать сам учитель.

Следующий кроссворд она предложила учащимся 8 класса для проверки знаний основных терминов.



Повышение качества уроков информатики через освоение различных методов и форм работы на уроке

Повышение качества уроков информатики через освоение различных методов и форм работы на уроке




Кроссворд по теме «Компьютерная графика»

Повышение качества уроков информатики через освоение различных методов и форм работы на уроке




Кроссворд по теме Обработка текстовой информации

Повышение качества уроков информатики через освоение различных методов и форм работы на уроке


Ребусы

Важной задачей курса информатики является усвоение учащимися правильной терминологии. Для этого я использую всевозможные тематические ребусы. Такие упражнения развивают логическое мышление, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, позволяют отрабатывать грамотное написание терминов по информатике.

К разработке ребусов привлекаю учеников, творчески мыслящие ребята делают это с огромным удовольствием. Средством реализации является текстовый редактор Miсrosoft Word (у ребят отрабатываются навыки работы с графическим объектами - вставка рисунков из файла, вставка картинки, создание рисунка, создание надписи в рисунке, расположение элементов и комбинирование их в один объект, копирование, перемещение, изменение размеров и т.д.).

Следующие ребусы я использую в 8 классе при изучении темы «Первоначальные навыки работы с персональным компьютером»:

Повышение качества уроков информатики через освоение различных методов и форм работы на уроке


Повышение качества уроков информатики через освоение различных методов и форм работы на урокеПовышение качества уроков информатики через освоение различных методов и форм работы на уроке

Повышение качества уроков информатики через освоение различных методов и форм работы на уроке





Повышение качества уроков информатики через освоение различных методов и форм работы на уроке

Повышение качества уроков информатики через освоение различных методов и форм работы на уроке







Учебные проекты

Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой-либо предметной области. Итоги своей деятельности дети демонстрируют на заключительной конференции. Здесь же они формируют первичную схему работы над проектом с применением вычислительной техники.

В 9-ом классе проект может идти как основная учебная деятельность на уроках информатики и совмещаться с изучением разделов "Моделирование" и "Основы алгоритмизации и программирование" или, как в 8 -м классе, использоваться в качестве итоговой работы. В процессе разработки проекта у учащихся формируются навыки коллективной работы над программным комплексом и общие представления об использовании языка программирования для моделирования реальных процессов.

При применении учебно-исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет:

1. четкого планирования работы;

2. повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком;

3. спирального подхода к формированию к вышеперечисленных умений и приемов работы.

Опыт работы показывает, что на уроках информатики, как ни на каких других уроках, учитель может не только обучать детей, но и сам учиться у них. Современные учащиеся как настоящие «цифровые аборигены» часто раньше нас узнают что-то новенькое и спешат сообщить об этом своим учителям.

Быть учителем информатики, в настоящее время, когда информационные технологии бурно развиваются, очень трудно, но интересно.

Литература:

  1. festival/1september.ru. Степанова В.А. Формы и методы обучения информатике.

  2. moluch.ru/Маматова О.Г. Формы контроля знаний студентов педвузов.

  3. edu.resurs.kz. Методы обучения в школе.

  4. metod-kopilka.ru. Использование различных видов , форм контроля знаний, умений и навыков.

  5. infoteacher-olg.ucoz.ru. Современные педагогические технологии на уроках информатики и ИКТ.

  6. nsportal.ru. Зинякова Е.В. Использование занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах


© 2010-2022