• Преподавателю
  • Информатика
  • План урока информатики на тему: Решение задач экономического прикладного характера средствами электронных таблиц Microsoft Еxcel для специальности «Организация питания

План урока информатики на тему: Решение задач экономического прикладного характера средствами электронных таблиц Microsoft Еxcel для специальности «Организация питания

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Қазақстан Республикасының Білім және ғылым Министрлігі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

«Қостанай облысы әкімдігінің білім басқармасы» ММ

ГУ «Управление образования акимата Костанайской области»

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының

«Рудный технологиялар мен қызмет көрсету колледжі» КМҚК

КГКП «Рудненский колледж технологии и сервиса»

Управления образования акимата Костанайской области







Разработка

учебного занятия


дисциплина: информатика

тема «Решение задач экономического прикладного характера средвами электронных таблиц Microsoft Еxcel для специальности «Организация питания»


План урока информатики на тему: Решение задач экономического прикладного характера средствами электронных таблиц Microsoft Еxcel для специальности «Организация питания






Преподаватель информатики

Федосова Г.К.








Рудный, 2014 жыл

Тема: «Решение задач экономического прикладного характера средвами электронных таблиц Microsoft Еxcel»


Специальность 0508000 «Организация питания»

Цели урока:

Образовательные: формирование умений применять имеющиеся знания из курса информатики к решению практических экономических задач;

Развивающие: развитие внимания, познавательной активности, творческих способностей, логического мышления.

Воспитательные: воспитание интереса к предмету; самостоятельности в принятии решения; формирование культуры общения.

Методы обучения: частично-поисковый; проблемный.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Дидактическое и методическое оснащение урока: план выполнения работы в Microsoft Excel, электронные карты-инструкции по выполнению практической работы.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение материала заданного на дом (фронтальный устный опрос с комментированием ответов)

  3. Закрепление изученной ранее темы и решение задачи (постановка проблемных вопросов с последующей реализацией результатов ответов средствами Microsoft Excel).

  4. Подведение итогов студентом-консультантом, выполнившим работу первым.

  5. Домашнее задание, связанное со специальными дисциплинами, проблемное.

Ход урока

  1. В нашей стране сейчас много внимания уделяется развитию бизнеса и предпринимательства. Вы должны понимать суть выполняемой работы на той или иной должности и меру ответственности перед людьми и предприятием. Мы убедимся с вами на сегодняшнем уроке, насколько необходимо успешному специалисту знать возможности информационных технологий и уметь применять их в своей деятельности.

На предыдущих уроках мы рассмотрели основные понятия электронных таблиц. Сегодня вы должны показать, насколько хорошо владеете понятиями: ячейка, абсолютный и относительный адрес, умеете решать различные задачи в электронных таблицах. Для этой цели вы подготовили алгоритмы в виде текста для решения следующих задач: расчет количества сырья, расчет количества сырья с учетом времени года, расчет взаимозаменяемости продуктов.

Вопросы:

С какой целью используют Microsoft Excel? (Электронные таблицы позволяют сформировать данные в виде таблицы, рассчитать содержимое ячейки с помощью формулы, представить числовую информацию в графическом виде).

Электронные таблицы - это мощная программа по обработке числовых данных.

Как выполнить форматирование текста в таблице? (Выделить ячейку, Формат, Ячейка, Выравнивание).

Как изменить тип данных в ячейке таблицы? (Выделить ячейку, Формат, Ячейка, Число).

Привести правила расчета по формулам. (Формула в ячейке начинается со знака «=»; формула может содержать цифры, адреса ячеек, знаки арифметических операций и функции).

Чем отличается относительная адресация от абсолютной? (При выполнении операции копирования или автозаполнения для ячеек, содержащих формулы, относительные адреса изменяются в соответствии с направлением и количеством перемещения, а абсолютный адрес неизменен).

Какие задачи по профессии «Организация питания» требуют расчетов? (Расчет количества сырья, расчет калькуляции продуктов).

Итак, можно ли автоматизировать расчеты с помощью электронных таблиц?

  1. Электронные таблицы Microsoft Excel позволяют производить расчеты в различных сферах деятельности. Нас с вами интересует использование программных средств, которые можно использовать в профессиональной деятельности по профессии «Организация питания».

Решение таких задач осуществляется по алгоритму, который был рассмотрен ранее и требует составления информационной модели, компьютерной модели, тестирования и анализа результатов.

Рассмотрим процесс решения некоторых профессиональных задач:

Производственная программа предприятия общественного питания представляет собой перечень блюд, а также их количество, которое необходимо произвести за день, чтобы предоставить полноценное питание потребителю.

Экономически необходимо знать виды сырья и его количество, которые необходимо приобрести для реализации данной программы на день.

Задача 1. Рассчитать количество сырья (нетто) необходимого для приготовления 10, 50 и 100 порций салата из капусты с зеленым горошком, если известно количество сырья для приготовления одной порции блюда.

Демонстрируется таблица 1.

Таблица 1

Количество сырья (нетто) необходимого для приготовления одной порции салата из капусты с зеленым горошком

Сырье

Масса, г

брутто

нетто

Капуста

31,3

25,0

Горошек зелёный

15,4

10,0

Лук репчатый

11,9

10,0

Яйца

10,0

10,0

Соль

0,6

0,6

Масло растительное

5,0

5,0

Выход готового блюда

60

На первом этапе построим описательную информационная модель объекта: для расхода сырья следует найти произведение массы единицы сырья и количества порций; выход готового блюда - сумма расхода сырья, необходимого для приготовления блюда.

Формализованная модель исследуемого нами объекта выглядит следующим образом (Таблица 2):


Таблица 2.

Расчет количества сырья для приготовления салата из капусты с зеленым горошком

Сырье

Масса, г

Расход сырья нетто, г на

брутто

нетто

10 порций

50 порций

100 порций

Капуста

31,3

25,0

Горошек зелёный

15,4

10,0

Лук репчатый

11,9

10,0

Яйца

10,0

10,0

Соль

0,6

0,6

Масло растительное

5,0

5,0

Выход готового блюда

60


На третьем этапе необходимо формализованную информационную «модель преобразовать в компьютерную модель, т. е. выразить ее на понятном для компьютера языке посредством формирования компьютерной модели с использованием Microsoft Excel. Для этого следует представить математическую модель в форме таблицы функции зависимости (Рисунок 3).

План урока информатики на тему: Решение задач экономического прикладного характера средствами электронных таблиц Microsoft Еxcel для специальности «Организация питания

Рисунок 3. Модель в форме таблицы функции зависимости.

Для реализации третьего этапа, откройте файл «Задачи ОП» с алгоритмом выполнения практической работы:


  1. Откройте Microsoft Excel;

  2. Переименуйте Лист 1 в Задача 1;

  3. Cоздай таблицу по образцу;

  4. В ячейке Е6 выполни вычисления по формуле, используя абсолютную адресацию для строки в ячейке Е5 (см.Рисунок3);

  5. В блоке ячеек Е7:Е11 выполни вычисления, используя функцию автозаполнения;

  6. Выполни вычисления в блоке ячеек F6:F11;

  7. В ячейках Е12, F12 найди выход готового блюда (сумму в столбцах Е и F), используя встроенную функцию суммирования.

Четвертый этап исследования информационной модели состоит в проведении компьютерного эксперимента. Для этого следует ввести тестовые данные и проверить результаты (Например, 5*10=50).

Произведи анализ полученных результатов и при необходимости выполни корректировку исследуемой модели.

Результаты решения задачи предъяви преподавателю и сохрани под именем исполнителя и номера практической работы, например, «Салимов_ПР1».

Самостоятельно реши задачу 2 и 3.

Задача 2. Рассчитать количество сырья необходимого для приготовления 100 г. салата из капусты с зеленым горошком, если в технологической карте расчет произведен на 60 грамм (Таблица 3).

Алгоритм реализации задачи:

  1. Составь описательную информационную модель.

Для приготовления 60г. салата требуется 31,3г. капусты, а для приготовления 100г. салата - Хг., откуда

Х=31,3*100/60=52,1 (1)

  1. Составь формализованную модель (Таблица 3).

Таблица 3.

Количество сырья необходимого для приготовления 60 г салата из капусты с зеленым горошком

Сырье

Масса, г

Масса, г

брутто

нетто

брутто

нетто

Капуста

31,3

25,0

52,1

41,7

Горошек зелёный

15,4

10,0

25,6

16,7

Лук репчатый

11,9

10,0

19,8

16,7

Яйца

10,0

10,0

16,7

16,7

Соль

0,6

0,6

1,0

1,0

Масло растительное

5,0

5,0

8,3

8,3

Выход готового блюда

60,0

100,0


  1. Составь компьютерную модель в среде Microsoft Excel.

  2. Проведи компьютерный эксперимент.

  3. Оцени правильность решения задачи по результатам эксперимента и, если необходимо, выполни корректировку.

  4. Предъяви результаты работы учителю и сохрани промежуточный вариант работы.

Задача 3. Определи закладку продуктов брутто и нетто для приготовления 50 порций супа молочного с пшеном. В наличии имеется только сухое молоко. Порция супа равна 250г. (Таблица 4).

Таблица 4.

Закладка продуктов брутто и нетто для приготовления супа молочного с пшеном

Сырье

Масса, г.

брутто

нетто

Молоко

800,0

800,0

Вода

250,0

250,0

Крупа пшено

80,0

80,0

Масло сливочное

12,0

12,0

Сахар

10,0

10,0

Выход готового блюда

1000,0


Расчет взаимозаменяемости продуктов для приготовления блюд проводится в соответствии с нормами взамозаменяемости (СТН).

По таблице взаимозаменяемости продуктов 1 кг молока коровьего цельного пастеризованного эквивалентно 0,12 кг молока сухого. Отсюда сухого молока на 1000 грамм выхода супа:

0,12*800/1000 = 0,096г. (2)


Выполни расчет в соответствии с образцом (Рисунок 4), тестирование и анализ результатов.


План урока информатики на тему: Решение задач экономического прикладного характера средствами электронных таблиц Microsoft Еxcel для специальности «Организация питания

.

Рисунок 4. Закладка продуктов брутто и нетто для 50 порций супа.


Задача 4. Рассчитать количество овощей необходимых для приготовления фарша для вареников. Масса готовых вареников 100г. При использовании картофеля и лука репчатого в марте месяце (Таблица 5).

Таблица 5

Расчет количества сырья для приготовления блюда «Вареники с картофелем» с учетом времени года

Сырье

Масса в соответствии с СТН, г

Масса в марте, г

брутто

нетто

брутто

нетто

Картофель

52,9

38,6

42,3

41,0

Лук репчатый

11,1

5,6

11,1

5,6

Фарш картофельный с луком№757

52,0

52,0

Выход готового блюда

100

100,0

Овощи, поступающие на предприятие, по своим качествам должны отвечать требованиям действующих стандартов в противном случае увеличивается количество отходов. В сборнике рецептур расчет овощей произведен на период с 1 сентября по 31 октября, соответственно потери при холодной обработке составляют 25%. В приложении 1 приводится расчет расхода сырья, выхода полуфабрикатов и готовых изделий при переработке картофеля, овощей, грибов, плодов, ягод, орехов и потери при разных способах тепловой обработки.

Решение задачи можно осуществить по следующему алгоритму:

1)Необходимо найти количество сырья. Если по нормативу из 137г картофеля продовольственного массой брутто при очистке получают 103г картофеля, то необходимо составить пропорцию, откуда

Х=(52,9*137):103=70,4г. (3)

2). Найди массу картофеля сырого очищенного, с учетом потерь в марте, которые равны 40%: 70,4 - 100 %, Х - 40%, откуда количество отходов:

Х= (70,4*40): 100= 28,1г. (4)

Следовательно, масс картофеля сырого очищенного равна:

70,4-28,2=42,3г. (5)


3). Найди массу картофеля отварного, если потери массы при варке составляют 3%: 42,3 - 100% , Х - 3%, откуда количество потерь

Х = (42,3*3):100 = 1,3г. (6)


Следовательно, масса картофеля нетто равна:


42,3 - 1,3= 41,0 г (7)


4). Аналогично найди массу лука репчатого сырого очищенного (брутто) и массу нетто (пассерованного).

Результаты оформи в соответствии с образцом (Таблица 5).


4.Итог урока

Студент, завершивший работу первым, предоставляет работу преподавателю, а затем, становится консультантом для других студентов. В его задачу входит оценка работ студентов группы.

Каждый из учащихся решил поставленную задачу средствами Microsoft Excel. Кто-то самостоятельно справился с процессом решения, а кому-то удалась только техническая часть. Самое главное, что вы были настойчивы в достижении поставленной цели.

  • Давайте посмотрим, добились ли мы целей, поставленных в начале занятия.

  • Как вы думаете, какие еще профессиональные задачи могут быть решены средствами электронных таблиц?

  • На следующих занятиях вы продолжите решение прикладных экономических задач средствами электронных таблиц.

  • Оценка учащегося за работу на уроке: студент -косультант принимает участие в выставлении оценок.

5. Домашнее задание: Повторить материал по спецтехнологии, тема: «Расчет взаимозаменяемости продуктов», составить задачу для реализации средствами электронных таблиц.

Карточка рефлексии.

1. Оцените свою работу.

2. Что было для тебя трудного при решении задачи?

3. Оцени по пятибалльной шкале понятность изложения алгоритма решения задач и реализации их на компьютере.


© 2010-2022