Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по информатике и ИКТ

Данная рабочая программа разработана на основе примерной авторской программы А.В.Горячева, К.И.Горина "Информатика в играх и задачах". Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход...
Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 3 пгт. Тымовское"

694400, Россия, Сахалинская область, Тымовский район,

пгт. Тымовское, ул. Криворучко, 27,

тел./факс: 8 (42447) 2-17-19, 2-10-40

[email protected]

(наименование образовательного учреждения)


«Рекомендована»

Методическим объединением учителей

начальных классов

Протокол от «27»августа 2014 г. № 1

Руководитель методического объединения

____________ О.В. Утемишева

«Утверждена»

Приказом от «28»августа 2014г. № 240

(Протокол педагогического совета от 28.08.2014 г. № 13)

И.о. директора МБОУ СОШ № 3 пгт. Тымовское

______________ Р.Г. Балашов

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности


ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ

(наименование учебного предмета (курса))


Начальное основное образование 1, 2, 3, 4 классы

(уровень, ступень образования)


1 год

(срок реализации программы)


Составлена на основе примерной программы

ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ А.В.Горячев, Горина К.И.

(наименование программы) (автор программы)

Кирпичниковой Екатериной Николаевной

Кем (Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)











пгт. Тымовское

2014 год


Рабочая программа по внеурочной деятельности

«информатика в играх и задачах»

Пояснительная записка


Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями.

Рабочая учебная программа (далее программа) «Информатика в играх и задачах» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы направлено на воспитание интереса познания нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.

В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности обучающегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности обучающихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

В основе программы «Информатика в играх и задачах» лежит авторская программа Горячева «Информатика в играх и задачах» образовательной системы «Школа 2100». В дополнение к авторской программе была разработана система оценивания планируемых результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения.

Основные цели и задачи программы:

1.Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• объектно-ориентированный подход: самое важное - объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми и некоторыми другими.

3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на 33, 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Программа данного кружка реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МБОУ СОШ №3 пгт. Тымовское Сахалинской области.

Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:

  • системность;

  • гуманизация;

  • междисциплинарная интеграция;

  • дифференциация;

  • дополнительная мотивация через игру;

  • доступность, познавательность и наглядность

  • психологическая комфортность

Формы и методы работы:

  • Игровая деятельность (высшие виды игры - игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).

  • Круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования, проекты.

  • Творческая деятельность ( конструирование, составление мини-проектов).

Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни:

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;

  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Планируемые результаты реализации программы кружка

«Информатика в играх и задачах»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

Внутренняя позиция школьника

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

- Познавательные универсальные действия

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Умение выбрать основание для сравнения объектов

сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии

Умение выбрать основание для классификации объектов

проводит классификацию по заданным критериям

осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии

Умение доказать свою точку зрения

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Умение определять последовательность событий

устанавливать последовательность событий

устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы

Умение определять последовательность действий

определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

Умение использовать знаково-символические средства

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Умение кодировать и декодировать информацию

кодировать и декодировать предложенную информацию

кодировать и декодировать свою информацию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.

- Регулятивные универсальные действия

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

Принимать и сохранять учебные цели и задачи

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Умение контролировать свои действия

осуществлять контроль при наличии эталона

Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

Умения планировать свои действия

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

Умения оценивать свои действия

оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

- Коммуникативные универсальные действия

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы

Умение задавать вопросы

формулировать вопросы

формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметными результатами освоения программы «Занимательная информатика» являются следующие знания и умения:

Использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения знания:

- Название цветов, форм и размеров предметов, названия и последовательность чисел

- Владение понятиями «равно», «не равно», «больше», «меньше», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «действия предметов», «возрастание», «убывание», «множество», «симметрия», «отрицание», «правда», «ложь», «древо», «графы», «алгоритм».

Использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения умений: выделять форму предметов; определять размеры предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; располагать предметы, объекты симметрично; находить лишний предмет в группе однородных; давать название группе однородных предметов; находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.); находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности; отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.

Тематический план

1 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Практические работы.

1

Введение. Техника безопасности. Первичная диагностика.

1


2

Раздел 1. Отличительные признаки и составные части предметов.

7


2.1

Цвет предметов. Компьютер (примеры использования ПК, как изобретение ПК повлияло на профессии и жизнь людей).

1


2.2

Форма предметов. Основные устройства компьютера. Включение и выключение компьютера.

0,5

0,5

2.3

Размер предметов. Компьютерные программы.

1


2.4

Названия предметов. Рабочий стол на экране компьютера. Настройка рабочего стола.

0,5

0,5

2.5

Признаки предметов. Файлы, папки.

0,5

0,5

2.6

Состав предметов. Поиск файлов, папок.

0,5

0,5

2.7

Признаки и состав предметов. Работа с мышью.

0,5

0,5

3

Раздел 2. План действий и его описание.

8


3.1

Понятия "равно", "не равно". Клавиатура. Клавиатурный тренажер.

0,5

0,5

3.2

Отношения "больше", "меньше». Клавиатурный тренажер.

0,5

0,5

3.3

Понятия "вверх", "вниз", "влево", "вправо". Клавиатурный тренажер.

0,5

0,5

3.4

Действия предметов. Графический редактор Paint. (Запуск программы)

0,5

0,5

3.5

Последовательность событий. Инструменты графического редактора.

0,5

0,5

3.6

Порядок действий. Создание и сохранение, открытие графического файла.

0,5

0,5

3.7

Порядок действий. Инструмент Кисть. Дерево

0,5

0,5

4

Раздел 3. Множества.

9


4.1

Цифры. Инструмент кисть. Каникулы (прорисовка горизонта, горки, елки).

0,5

0,5

4.2

Возрастание, убывание. Каникулы (завершение работы).

0,5

0,5

4.3

Множество и его элементы. Инструменты карандаш, ластик. Человек.

0,5

0,5

4.4

Способы задания множеств. Операции выделение, копирование и вставка, изменение размеров.

0,5

0,5

4.5

Сравнение множеств. Моя семья.

0,5

0,5

4.6

Отображение множеств. Использование автофигур в графическом редакторе.

0,5

0,5

4.7

Кодирование. Открытка любимой маме.

0,5

05

4.8

Симметрия фигур. Открытка любимой маме.

0,5

0,5

4.9

Кодирование и симметрия фигур. Работа с автофигурами.

0,5

0,5

5

Раздел 4. Логические рассуждения

8


5.1

Отрицание. Работа с автофигурами.

0,5

0,5

5.2

Понятия "истина", "ложь". Гроздь винограда.

0,5

0,5

5.3

Понятие "дерево". Ветка рябины.

0,5

0,5

5.4

Графы. Эти разные зверушки.

0,5

0,5

5.5

Комбинаторика. Это День Победы (салют).

0,5

0,5

5.6

Комбинаторика. Ура! Каникулы. (Мой дворик).

0,5

0,5

5.7

Повторение. Ура! Каникулы. (Мой дворик).

0,5

0,5

5.8

Повторение.

0,5

05

5.9

Заключительная диагностика.

0,5

0,5


Содержание программы


Наименование разделов

Тема урока

Наименование практических работ

1

Введение. Техника безопасности. Первичная диагностика.


2

Раздел 1.

Отличительные признаки и составные части предметов.

2.1 Цвет предметов. Компьютер (примеры использования ПК, как изобретение ПК повлияло на профессии и жизнь людей).

2.2 Форма предметов. Основные устройства компьютера. Включение и выключение компьютера.

2.3 Размер предметов. Компьютерные программы.

2.4 Названия предметов. Рабочий стол на экране компьютера.

2.5 Признаки предметов. Файлы, папки.

2.6 Состав предметов. Поиск файлов, папок.

2.7 Признаки и состав предметов. Работа с мышью.


  1. Включение и выключение компьютера.

  2. Настройка рабочего стола.

  3. Файлы и папки.

  4. Поиск файлов, папок.

  5. Работа с мышью.

3

Раздел 2. План действий и его описание.

2.1 Понятия "равно", "не равно". Клавиатура.

2.2 Отношения "больше", "меньше».

2.3 Понятия "вверх", "вниз", "влево", "вправо".

2.4Действия предметов. Графический редактор Paint.

2.5Последовательность событий. Инструменты графического редактора.

2.6Порядок действий. 2.7 Порядок действий. Инструмент Кисть.

2.8 Повторение изученного материала Инструмент кисть. Дерево.


  1. Клавиатурный тренажер.

  2. Графический редактор Paint. (Запуск программы)

  3. Инструменты графического редактора.

  4. Создание и сохранение, открытие графического файла.

  5. Инструмент кисть. Дерево.


Раздел 3. Множества.

3.1 Цифры. Инструмент кисть. Каникулы

3.2 Возрастание, убывание. Каникулы (завершение работы).

3.3 Множество и его элементы. Инструменты карандаш, ластик. Человек.

3.4 Способы задания множеств. Операции выделение, копирование и вставка, изменение размеров.

3.5 Сравнение множеств. Моя семья.

3.6 Отображение множеств.Использование автофигур в графическом редакторе.

3.7 Кодирование. Открытка любимой маме.

3.8 Симметрия фигур. Открытка любимой маме.

3.9 Кодирование и симметрия фигур. Работа с автофигурами.


  1. Инструмент кисть. Каникулы (прорисовка горизонта, горки, елки).

  2. Инструменты карандаш, ластик. Человек.

  3. Операции выделение, копирование и вставка, изменение размеров.

  4. Моя семья.

  5. Использование автофигур в графическом редакторе.

  6. Открытка любимой маме.

Работа с автофигурами.

5

Раздел 4. Логические рассуждения

4.1 Отрицание. Работа с автофигурами.

4.2 Понятия "истина", "ложь". Гроздь винограда.

4.3 Понятие "дерево". Ветка рябины.

4.4 Графы. Эти разные зверушки.

4.5 Комбинаторика. Это День Победы (салют).

4.6 Комбинаторика. Ура! Каникулы. (Мой дворик).

4.7 Повторение. Ура! Каникулы. (Мой дворик).

4.8 Повторение.

4.9Заключительная диагностика.


  1. Работа с автофигурами.

  2. Гроздь винограда.

  3. Ветка рябины.

  4. Эти разные зверушки.

  5. Это День Победы (салют).

  6. Ура! Каникулы. (Мой дворик).


1. Отличительные признаки и составные части предметов (8 ч.)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

2. План действий и его описание (7 ч.)

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

3.Множества (9 ч.)

Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний. Действия с множествами.

4.Логические рассуждения (9 ч.)

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчёт вариантов.

Перечень практических работ по информатике и ИКТ 1 класс

Четверть

Наименование практических работ

1

I четверть

  1. Включение и выключение компьютера.

  2. .Настройка рабочего стола.

  3. Файлы и папки.

  4. Поиск файлов, папок.

  5. Работа с мышью.

2

II четверть

  1. Клавиатурный тренажер.

  2. Графический редактор Paint. (Запуск программы)

  3. Инструменты графического редактора.

  4. Создание и сохранение, открытие графического файла.

  5. Инструмент кисть. Дерево.

3

III четверть

  1. Инструмент кисть. Каникулы (прорисовка горизонта, горки, елки).

  2. Инструменты карандаш, ластик. Человек.

  3. Операции выделение, копирование и вставка, изменение размеров.

  4. Моя семья.

  5. Использование автофигур в графическом редакторе.

  6. Открытка любимой маме.

  7. Работа с автофигурами.

4

IV четверть

  1. Работа с автофигурами.

  2. Гроздь винограда.

  3. Ветка рябины.

  4. Эти разные зверушки.

  5. Это День Победы (салют).

  6. Ура! Каникулы. (Мой дворик).

Требования к уровню подготовки обучающихся 1-й класса

В результате изучения материала обучающиеся должны уметь:

  • находить лишний предмет в группе однородных;

  • давать название группе однородных предметов;

  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);

  • находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;

  • называть последовательность простых знакомых действий;

  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

  • отличать заведомо ложные фразы;

  • называть противоположные по смыслу слова.

Тематический план

2-й класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Практические работы

1

Введение. Техника безопасности. Диагностика.

1


2

Раздел 1. План действия и его описание.

16


2.1

Признаки предметов. Создание, сохранение и открытие папки, графического файла.

0,5

0,5

2.2

Описание предметов. Операции с объектами в графическом редакторе.

0,5

0,5

2.3

Состав предметов. Сделаем красивый пол в своей комнате. Паркет.

0,5

0,5

2.4

Действия предметов. Дом и черепица на крыше дома.

0,5

0,5

2.5

Симметрия. Создание кроссворда в графическом редакторе.

0,5

0,5

2.6

Координатная сетка. Надпись и текст в графическом редакторе.

0,5

0,5

2.7

Симметрия. Координатная сетка. Горшочек меда Вини - Пуха.

0,5

0,5

2.8

Повторение по теме «План действий». Открытка ко Дню Матери.

0,5

0,5

2.9

Повторение пройденного материала.

0,5

0,5

2.10

Действия предметов. Надпись на открытке.

0,5

0,5

2.11

Обратные действия. Текстовый редактор WordPad. Клавиатурный тренажер.

0,5

0,5

2.12

Последовательность событий. Набор текста. Клавиши Delete, Backspace.

0,5

0,5

2.13

Алгоритм. Форматирование шрифта.

0,5

0,5

2.14

Ветвление. Выравнивание текста.

0,5

0,5

2.15

Ветвление. Набор и форматирование стихотворения.

0,5

0,5

2.16

Повторение. Работа с абзацами.

0,5

0,5

3

Раздел 2. Отличительные признаки и составные части предметов.

10


3.1

Множество. Элементы множества. Работа с абзацами.

0,5

0,5

3.2

Способы задания множеств. Вставка нумерации.

0,5

0,5

3.3

Сравнение множеств. Междустрочный интервал, нумерованные списки.

0,5

0,5

3.4

Отображение множеств. Работа с текстом.

0,5

0,5

3.5

Кодирование. Работа с текстом.

0,5

0,5

3.6

Вложение множеств. Вставка изображения.

0,5

0,5

3.7

Пересечение множеств. Работа с текстом и изображением.

0,5

0,5

3.8

Объединение множеств. Копирование, вставка и удаление строк, слов.

0,5

0,5

3.9

Работа с множествами. Операции над объектами в тексте.

0,5

0,5

3.10

Повторение пройденного материала.

0,5

0,5

4

Раздел 3. Логические рассуждения.

8


4.1

Высказывание. Понятие «Истина» и «Ложь». Знакомство с текстовым редактором Open Office.

0,5

0,5

4.2

Отрицание. Набор текста и форматирование.

0,5

0,5

4.3

Высказывания со связками «и», «или». Работа с абзацем, нумерованный и маркированный список.

0,5

0,5

4.4

Графы. Деревья. Нумерованный и маркированный список, междустрочный интервал.

0,5

0,5

4.5

Комбинаторика. Работа с текстом.

0,5

0,5

4.6

Повторение. Работа с текстом.

0,5

0,5

4.7

Повторение пройденного материала. Работа с текстом.

0,5

0,5

4.8

Заключительная диагностика.

1


Содержание учебного материала.

Наименование разделов, тем

Тема урока

Название практических работ

1

Введение. Техника безопасности. Диагностика.

1


2

Раздел 1. План действия и его описание.

2.1 Признаки предметов. Создание, сохранение и открытие папки, графического файла.

2.2 Описание предметов. Операции с объектами в графическом редакторе.

2.3 Состав предметов. Сделаем красивый пол в своей комнате. Паркет.

2.4 Действия предметов. Дом и черепица на крыше дома.

2.5 Симметрия. Создание кроссворда в графическом редакторе.

2.6 Координатная сетка. Надпись и текст в графическом редакторе.

2.7 Симметрия. Координатная сетка. Горшочек меда Вини - Пуха.

2.8 Повторение по теме «План действий». Открытка ко Дню Матери.

2.9 Повторение пройденного материала.

2.10 Действия предметов. Надпись на открытке.

2.11 Обратные действия. Текстовый редактор WordPad. Клавиатурный

тренажер.

2.12 Последовательность событий. Набор текста. Клавиши Delete, Backspace.

2.13 Алгоритм. Форматирование шрифта.

2.14 Ветвление. Выравнивание текста.

2.15 Ветвление. Набор и форматирование стихотворения.

2.16 Повторение. Работа с абзацами.


  1. Создание, сохранение и открытие папки, графического файла. Настройка рабочего стола.

  2. Операции с объектами в графическом редакторе.

  3. Сделаем красивый пол в своей комнате. Паркет.

  4. Дом и черепица на крыше дома.

  5. Создание кроссворда в графическом редакторе.

  6. Надпись и текст в графическом редакторе.

  7. Горшочек меда Вини - Пуха.

  8. Открытка ко Дню Матери.

3

Раздел 2.

Отличительные признаки и составные части предметов.

3.1 Множество. Элементы множества. Работа с абзацами.

3.2 Способы задания множеств. Вставка нумерации.

3.3 Сравнение множеств. Междустрочный интервал, нумерованные списки.

3.4 Отображение множеств. Работа с текстом.

3.5 Кодирование. Работа с текстом.

3.6 Вложение множеств. Вставка изображения.

3.7 Пересечение множеств. Работа с текстом и изображением.

3.8 Объединение множеств. Копирование, вставка и удаление строк, слов.

3.9 Работа с множествами. Операции над объектами в тексте.

3.10Повторение пройденного материала.


  1. Надпись на открытке.

  2. Текстовый редактор WordPad. Клавиатурный тренажер.

  3. Набор текста. Клавиши Delete, Backspace.

  4. Форматирование шрифта.

  5. Выравнивание текста.

  6. Набор и форматирование стихотворения.

  7. Работа с абзацами.

  8. Вставка нумерации.

  9. Междустрочный интервал, нумерованные списки.

  10. Работа с текстом.

  11. Вставка изображения.

  12. Работа с текстом и изображением.

  13. Копирование, вставка и удаление строк, слов.

  14. Операции над объектами в тексте.

4

Раздел 3. Логические рассуждения.

4.1 Высказывание. Понятие «Истина» и «Ложь». Знакомство с текстовым редактором Open Office.

4.2 Отрицание. Набор текста и форматирование.

4.3 Высказывания со связками «и», «или». Работа с абзацем, нумерованный и маркированный список.

4.4 Графы. Деревья. Нумерованный и маркированный список, междустрочный интервал.

4.5 Комбинаторика. Работа с текстом.

4.6 Повторение. Работа с текстом.

4.7 Повторение пройденного материала. Работа с текстом.

4.8 Заключительная диагностика.


  1. Знакомство с текстовым редактором Open Office.

  2. Набор текста и форматирование.

  3. Работа с абзацем, нумерованный и маркированный список.

  4. Нумерованный и маркированный список, междустрочный интервал.

  5. Работа с текстом.

1. План действий и его описание. (17 часов)

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

2. Отличительные признаки и составные части предметов. (10 часов)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

3. Логические рассуждения. (8 часов)

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

Перечень практических работ по информатике и ИКТ 2 класс

Четверть

Наименование практических работ

1

I четверть

  1. Создание, сохранение и открытие папки, графического файла. Настройка рабочего стола.

  2. Операции с объектами в графическом редакторе.

  3. Сделаем красивый пол в своей комнате. Паркет.

  4. Дом и черепица на крыше дома.

  5. Создание кроссворда в графическом редакторе.

  6. Надпись и текст в графическом редакторе.

  7. Горшочек меда Вини - Пуха.

  8. Открытка ко Дню Матери.

2

II четверть

  1. Надпись на открытке.

  2. Текстовый редактор WordPad. Клавиатурный тренажер.

  3. Набор текста. Клавиши Delete, Backspace.

  4. Форматирование шрифта.

  5. Выравнивание текста.

  6. Набор и форматирование стихотворения.

  7. Работа с абзацами.

3

III четверть

  1. Работа с абзацами.

  2. Вставка нумерации.

  3. Междустрочный интервал, нумерованные списки.

  4. Работа с текстом.

  5. Вставка изображения.

  6. Работа с текстом и изображением.

  7. Копирование, вставка и удаление строк, слов.

  8. Операции над объектами в тексте.

4

IV четверть

  1. Знакомство с текстовым редактором Open Office.

  2. Набор текста и форматирование.

  3. Работа с абзацем, нумерованный и маркированный список.

  4. Нумерованный и маркированный список, междустрочный интервал.

  5. Работа с текстом.

Требования к уровню подготовки обучающихся 2-й класса.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;

  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;

  • точно выполнять действия под диктовку учителя;

  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Тематический план

3 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Практические работы

1

Введение. Техника безопасности. Диагностика.

1


2

Раздел 1. Алгоритмы

8


2.1

Алгоритм. (Делай раз - делай два). Клавиатурный тренажер

0,5

0,5

2.2

Схема алгоритма. Клавиатурный тренажер.

0,5

0,5

2.3

Ветвление в алгоритме. Набор и форматирование текста. (Open Office)

0,5

0,5

2.4

Цикл в алгоритме. Встроенные автофигуры.

0,5

0,5

2.5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Вставка изображений, работа с автофигурами.

0,5

0,5

2.6

Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Вставка текста в автофигуры.

0,5

0,5

2.7

Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Коллаж на тему «Моя школа».(работа с двумя программами)

0,5

0,5

2.8

Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Коллаж на тему «Моя школа».

0,5

0,5

3

Раздел 2. Группы объектов

7


3.1

Объекты. Состав и действия объектов. Работа с таблицами в текстовом редакторе.

0,5

0,5

3.2

Группа объектов. Общее название. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Выравнивание текста в таблице.

0,5

0,5

3.3

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы Работа с таблицами в текстовом редакторе. Направление текста в таблице.

0,5

0,5

3.4

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Работа с таблицами в текстовом редакторе.

0,5

0,5

3.5

Отличительные признаки объектов. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Фон и заливка.

0,5

0,5

3.6

Работа с таблицами в текстовом редакторе. Кроссворд.


1

3.7

Повторение по теме «Объекты». Работа с таблицами в текстовом редакторе.

0,5

0,5

4

Раздел 3. Логические рассуждения

10


4.1

Множество. Число элементов в множества. Подмножество. Знакомство с программой для создания презентаций. Панели инструментов в программе.

0,5

0,5

4.2

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. Создание слайдов. Сохранение файла. Шаблоны слайдов.

0,5

0,5

4.3

Пересечение и объединение множеств. Фон и заливка слайда. Правила использования цветов фона.

0,5

0,5

4.4

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «не». Работа с текстом. Правильное сочетание цветов фона слайда и текста.

0,5

0,5

3.5

Истинность высказываний со словами «и», «или». Разработка презентации «Моя семья».

0,5

0,5

4.6

Граф. Вершины и ребра графа. Презентация «Моя семья».

0,5

0,5

4.7

Граф с направленными ребрами. Вставка изображений. Правила использования и вставки изображений.

0,5

0,5

4.8

Графы. Вставка фотографий членов семьи.

0,5

0,5

4.9

Графы. Вставка фотографий.

0,5

0,5

4.10

Повторение по теме «Множество». Правила расположения текста и изображений в презентациях.

0,5

0,5

5

Раздел 4. Применение моделей для решения задач.

9


5.1

Аналогия. Настройка смены слайдов.

0,5

0,5

5.2

Закономерность. Настройка анимации объектов.

0,5

0,5

5.3

Аналогичная закономерность. Настройка анимации объектов.

0,5

0,5

5.4

Аналогичная закономерность. Вставка звука.

0,5

0,5

5.5

Аналогичная закономерность. Доработка презентации «Моя семья».

0,5

0,5

5.6

Представление и защита своей презентации «Моя семья».

1


5.7

Представление и защита своей презентации «Моя семья».

1


5.8

Повторение.

0,5

0,5

5.9

Заключительная диагностика

0,5

0,5

Содержание учебного материала.

Наименование разделов

Тема урока

Наименование практические работы

1

Введение. Техника безопасности. Диагностика.

1


2

Раздел 1. Алгоритмы

2.1 Алгоритм. (Делай раз - делай два). Клавиатурный тренажер

2.2 Схема алгоритма. Клавиатурный тренажер.

2.3 Ветвление в алгоритме. Набор и форматирование текста. (Open Office)

2.4 Цикл в алгоритме. Встроенные автофигуры.

2.5 Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Вставка изображений, работа с автофигурами.

2.6 Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Вставка текста в автофигуры.

2.7 Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Коллаж на тему «Моя школа».(работа с двумя программами)

2.8 Алгоритмы с ветвлениями и

циклами.

  1. Клавиатурный тренажер

  2. Набор и форматирование текста. (Open Office).

  3. Встроенные автофигуры.

  4. Вставка изображений, работа с автофигурами.

  5. Вставка текста в автофигуры.

Коллаж на тему «Моя школа».(работа с двумя программами)

3

Раздел 2. Группы объектов

3.1 Объекты. Состав и действия объектов. Работа с таблицами в текстовом редакторе.

3.2 Группа объектов. Общее название. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Выравнивание текста в таблице.

3.3 Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы Работа с таблицами в текстовом редакторе. Направление текста в таблице.

3.4 Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Работа с таблицами в текстовом редакторе.

3.5 Отличительные признаки объектов. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Фон и заливка.

3.6 Работа с таблицами в текстовом редакторе. Кроссворд.

3.7 Повторение по теме «Объекты». Работа с

таблицами в текстовом редакторе.


  1. Работа с таблицами в текстовом редакторе.

  2. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Выравнивание текста в таблице.

  3. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Направление текста в таблице.

  4. Работа с таблицами в текстовом редакторе.

  5. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Фон и заливка.

  6. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Кроссворд.

  7. Работа с таблицами в текстовом редакторе.

Знакомство с программой для создания презентаций.

4

Раздел 3.

Логические рассуждения

4.1Множество. Число элементов в множества. Подмножество. Знакомство с программой для создания презентаций. Панели инструментов в программе.

4.2Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. Создание слайдов. Сохранение файла. Шаблоны слайдов.

4.3Пересечение и объединение множеств. Фон и заливка слайда. Правила использования цветов фона.

4.4 Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «не». Работа с текстом. Правильное сочетание цветов фона слайда и текста.

3.5 Истинность высказываний со словами «и», «или». Разработка презентации «Моя семья».

4.6 Граф. Вершины и ребра графа. Презентация «Моя семья».

4.7 Граф с направленными ребрами.Вставка изображений. Правила использования и вставки изображений.

4.8Графы.Вставка фотографий членов семьи.

4.9 Графы. Вставка

фотографий.

4.10 Повторение по теме «Множество».Правила расположения текста и изображений в презентациях.

  1. Панели инструментов в программе. Создание слайдов. Сохранение файла.

  2. Шаблоны слайдов.

  3. Фон и заливка слайда. Правила использования цветов фона.

  4. Работа с текстом. Правильное сочетание цветов фона слайда и текста.

  5. Разработка презентации «Моя семья».

  6. Вставка изображений. Правила использования и вставки изображений.

  7. Вставка фотографий членов семьи.

Правила расположения текста и изображений в презентациях.

5

Раздел 4. Применение моделей для решения задач.

5.1 Аналогия. Настройка смены слайдов.

5.2 Закономерность. Настройка анимации объектов.

5.3Аналогичная закономерность. Настройка анимации объектов.

5.4Аналогичная закономерность. Вставка звука.

5.5Аналогичная закономерность. Доработка презентации «Моя семья».

5.6Представление и защита своей презентации «Моя

семья».

5.7 Представление и защита своей презентации «Моя семья».

5.8Повторение.

5.9Заключительная диагностика


  1. Настройка смены слайдов.

  2. Настройка анимации объектов.

Вставка звука.

Алгоритмы. (9 часов)

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов. (7 часов)

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения. (10 часов)

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач. (9 часов)

Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Перечень практических работ по информатике и ИКТ 3 класс

Четверть

Наименование практических работ

1

I четверть

  1. Клавиатурный тренажер

  2. Набор и форматирование текста. (Open Office).

  3. Встроенные автофигуры.

  4. Вставка изображений, работа с автофигурами.

  5. Вставка текста в автофигуры.

  6. Коллаж на тему «Моя школа».(работа с двумя программами)

2

II четверть

  1. Работа с таблицами в текстовом редакторе.

  2. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Выравнивание текста в таблице.

  3. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Направление текста в таблице.

  4. Работа с таблицами в текстовом редакторе.

  5. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Фон и заливка.

  6. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Кроссворд.

  7. Работа с таблицами в текстовом редакторе.

  8. Знакомство с программой для создания презентаций.

3

III четверть

  1. Панели инструментов в программе. Создание слайдов. Сохранение файла.

  2. Шаблоны слайдов.

  3. Фон и заливка слайда. Правила использования цветов фона.

  4. Работа с текстом. Правильное сочетание цветов фона слайда и текста.

  5. Разработка презентации «Моя семья».

  6. Вставка изображений. Правила использования и вставки изображений.

  7. Вставка фотографий членов семьи.

  8. Правила расположения текста и изображений в презентациях.

4

IV четверть

  1. Настройка смены слайдов.

  2. Настройка анимации объектов.

  3. Вставка звука.

Требования к уровню подготовки обучающихся 3-й класса

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Тематический план

4 класс

Наименование разделов, тем.

Количество часов

Практические работы

1

Введение. Техника безопасности.

1


2

Раздел 1. Алгоритмы.

8


2.1

Ветвление в по­строчной записи алгоритма (команда «Ес­ли - то»). Клавиатурный тренажер.

0,5

0,5

2.2

Ветвление в по­строчной записи алгоритма (команда «Ес­ли - то - иначе»). Разработка презентации «Моя Родина».

0,5

0,5

2.3

Цикл в построч­ной записи алго­ритма (команда «Повторяй»). Презентация «Моя Родина».

0,5

0,5

2.4

Алгоритм с пара­метрами («Слова-актеры»). Презентация «Моя Родина».

0,5

0,5

2.5

Пошаговая запись результатов вы­полнения алго­ритма («Выполняй и записывай»). Презентация «Моя Родина».

0,5

0,5

2.6

Пошаговая запись результатов вы­полнения алго­ритма («Выполняй и записывай»). Презентация «Моя Родина».

0,5

0,5

2.7

Пошаговая запись результатов вы­полнения алго­ритма («Выполняй и записывай»). Презентация «Моя Родина».

0,5

0,5

2.8

Защита своего проекта «Моя Родина»


1

3

Раздел 2. Объекты

7


3.1

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?»). Презентация «Наши милые мамули».

0,5

0,5

3.2

Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме - дверь, в двери - замок»). Презентация «Наши милые мамули».

0,5

0,5

3.3

Массив объектов на схеме состава («Веток - много, ствол - один»). Защита мини - проекта «Наши милые мамули».

0,5

0,5

3.4

Признаки и дей­ствия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»). Защита мини - проекта «Наши милые мамули».

0,5

0,5

3.5

Массив объектов на схеме состава. Знакомство с глобальной сетью Интернет. Правила пользования сетью.

0,5

0,5

3.6

Массив объектов на схеме состава. Поисковые системы. Виртуальные справочники.

0,5

0,5

3.7

Поиск информации в Интернете, скачивание и сохранение информации.

0,5

0,5

4

Раздел 3. Логические рассуждения

10


4.1

Множество. Под­множество. Пере­сечение множеств («Расселяем мно­жества»). Разработка презентации с использованием Интернет - ресурсов. («Животный мир Сахалина», «Растения Сахалина», «Лекарственные растения нашей области»).

0,5

0,5

4.2

Истинность вы­сказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или»). Разработка презентации с использованием Интернет - ресурсов. («Животный мир Сахалина», «Растения Сахалина», «Лекарственные растения нашей области»).

0,5

0,5

4.3

Описание отно­шений между объектами с по­мощью графов («Строим графы»). Разработка презентации с использованием ресурсов Интернет. («Животный мир Сахалина», «Растения Сахалина», «Лекарственные растения нашей области»).

0,5

0,5

4.4

Пути в графах («Путешествие по графу»). Разработка презентации с использованием ресурсов Интернет. («Животный мир Сахалина», «Растения Сахалина», «Лекарственные растения нашей области»).

0,5

0,5

4.5

Высказывание со словами «не», «и», «или» и вы­деление подгра­фов. «Разбираем граф на части». Разработка презентации с использованием ресурсов Интернет. («Животный мир Сахалина», «Растения Сахалина», «Лекарственные растения нашей области»).

0,5

0,5

4.6

Правило «Если -то». Разработка презентации с использованием ресурсов Интернет. («Животный мир Сахалина», «Растения Сахалина», «Лекарственные растения нашей области»).

0,5

0,5

4.7

Схема рассужде­ний («Делаем вы­воды»). Защита презентации.

0,5

0,5

4.8

Защита презентации.

0,5

0,5

4.9

Схема рассуждений. Разработка своей презентации.

0,5

0,5

4.10

Повторение.

0,5

0,5

5

Раздел 4. Применение моделей (схем) для решения задач.

9


5.1

Составные части объектов. Объек­ты с необычным составом. Защита своей презентации.

0,5

0,5

5.2

Действия объек­тов. Объекты с необычным составом и дейст­виями («Что сту­чит и что щеко­чет?»). Знакомство с киностудией Windows Live.

0,5

0,5

5.3

Признаки объек­тов. Объекты с необычными при­знаками и дейст­виями («У кого дом вкуснее?»). Создание фильма «Моя семья»

0,5

0,5

5.4

Объекты, выпол­няющие обратные действия. Алго­ритм обратного действия («Все наоборот»). Создание фильма.

0,5

0,5

5.5

Повторение по теме «Модели в ин­форматике». Анимация в фильме. Титры.

0,5

0,5

5.6

Монтирование фильма.


1

5.7

Просмотр полученных работ.


1

5.8

Повторение за год.



5.9

Заключительная диагностика

0,5

0,5

Содержание учебного материала

Наименование разделов

Тема урока

Наименование практических работ

1

Введение. Техника безопасности.

1


2

Раздел 1. Алгоритмы.

2.1 Ветвление в по­строчной записи алгоритма (команда «Ес­ли - то»). Клавиатурный тренажер.

2.2 Ветвление в по­строчной записи алгоритма (команда «Ес­ли - то - иначе»). Разработка презентации «Моя Родина».

2.3 Цикл в построч­ной записи алго­ритма (команда «Повторяй»). Презентация «Моя Родина».

2.4 Алгоритм с пара­метрами («Слова-актеры»). Презентация «Моя Родина».

2.5 Пошаговая запись результатов вы­полнения алго­ритма («Выполняй и записывай»). Презентация «Моя Родина».

2.6 Пошаговая запись результатов вы­полнения

алго­ритма («Выполняй и записывай»). Презентация «Моя Родина».

2.7 Пошаговая запись результатов вы­полнения алго­ритма («Выполняй и записывай»). Презентация «Моя Родина».

2.8 Защита своего проекта «Моя Родина»


  1. Клавиатурный тренажер

  2. Разработка презентации «Моя Родина».

  3. Защита своего проекта «Моя Родина»

3

Раздел 2. Объекты

3.1 Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?»). Презентация «Наши милые мамули».

3.2 Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме - дверь, в двери - замок»). Презентация «Наши милые мамули».

3.3 Массив объектов на схеме состава («Веток - много, ствол - один»). Защита мини - проекта «Наши милые мамули».

3.4 Признаки и дей­ствия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»). Защита мини - проекта «Наши милые мамули».

3.5 Массив объектов на схеме состава. Знакомство с глобальной сетью Интернет. Правила пользования сетью.

3.6 Массив объектов на схеме состава. Поисковые системы. Виртуальные справочники.

3.7 Поиск информации в Интернете, скачивание и сохранение информации.

  1. Презентация «Наши милые мамули».

  2. Защита мини - проекта «Наши милые мамули».

  3. Знакомство с глобальной сетью Интернет. Правила пользования сетью.

  4. Поисковые системы. Виртуальные справочники.

  5. Поиск информации в Интернете, скачивание и сохранение информации.

  6. Работа с информацией в Интернете.

4

Раздел 3. Логические рассуждения

4.1 Множество. Под­множество. Пере­сечение множеств («Расселяем мно­жества»). Разработка презентации с использованием Интернет - ресурсов.

(«Животный мир Сахалина», «Растения Сахалина», «Лекарственные растения нашей области»).

4.2 Истинность вы­сказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или»). Разработка презентации с использованием Интернет - ресурсов. («Животный мир

Сахалина», «Растения Сахалина», «Лекарственные растения нашей области»).

4.3 Описание отно­шений между объектами с по­мощью графов («Строим графы»). Разработка презентации с использованием ресурсов Интернет. («Животный мир Сахалина», «Растения

Сахалина», «Лекарственные растения нашей области»).

4.4 Пути в графах («Путешествие по графу»). Разработка презентации с использованием ресурсов Интернет. («Животный мир Сахалина», «Растения Сахалина», «Лекарственные растения нашей области»).

4.5 Высказывание со словами «не», «и», «или» и вы­деление подгра­фов. «Разбираем граф на части». Разработка презентации с использованием ресурсов Интернет. («Животный мир Сахалина»,

«Растения Сахалина», «Лекарственные растения нашей области»).

4.6 Правило «Если -то». Разработка презентации с использованием ресурсов Интернет. («Животный мир Сахалина», «Растения Сахалина», «Лекарственные растения нашей области»).

4.7 Схема рассужде­ний («Делаем вы­воды»). Защита презентации.

4.8 Защита презентации.

4.9 Схема рассуждений. Разработка своей презентации.

4.10 Повторение.

Разработка и защита презентации с использованием Интернет - ресурсов. («Животный мир Сахалина», «Растения Сахалина»,«Лекарственные растения нашей области»).

5

Раздел 4. Применение моделей (схем) для решения задач.

5.1 Составные части объектов. Объек­ты с необычным составом. Защита своей презентации.

5.2 Действия объек­тов. Объекты с необычным составом и дейст­виями («Что сту­чит и что щеко­чет?»). Знакомство с киностудией Windows Live.

5.3 Признаки объек­тов. Объекты с необычными при­знаками и дейст­виями («У кого дом вкуснее?»). Создание фильма «Моя семья»

5.4 Объекты, выпол­няющие обратные действия. Алго­ритм обратного действия («Все наоборот»). Создание фильма.

5.5 Повторение «Модели в ин­форматике». Анимация в фильме. Титры.

5.6 Монтирование фильма.

5.7 Просмотр полученных работ.

5.8 Повторение за год.

5.9Заключительная диагностика

4-й класс

Алгоритмы. (9 часов)

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Объекты. (8 часов)

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Логические рассуждения. (10 часов)

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и - или».

Применение моделей (схем) для решения задач. (8 часов)

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.).

Перечень практических работ по информатике и ИКТ 4 класс


Четверть

Наименование практических работ

1

I четверть

  1. Клавиатурный тренажер

  2. Разработка презентации «Моя Родина».

  3. Защита своего проекта «Моя Родина»

2

II четверть

  1. Презентация «Наши милые мамули».

  2. Защита мини - проекта «Наши милые мамули».

  3. Знакомство с глобальной сетью Интернет. Правила пользования сетью.

  4. Поисковые системы. Виртуальные справочники.

  5. Поиск информации в Интернете, скачивание и сохранение информации.

  6. Работа с информацией в Интернете.

3

III четверть

  1. Разработка и защита презентации с использованием Интернет - ресурсов. («Животный мир Сахалина», «Растения Сахалина», «Лекарственные растения нашей области»).

4

IV четверть

  1. Знакомство с киностудией Windows Live.

  2. Создание фильма «Моя семья»

  3. Анимация в фильме. Титры.

  4. Монтирование фильма.

  5. Просмотр полученных работ.


4-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;

  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);

  • выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;

  • изображать множества с разным взаимным расположением;

записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Информатика в играх и задачах» - игры, соревнования, конкурсы, марафон.

Способы контроля:

  • устный опрос;

  • контрольная работа;

  • комбинированный опрос;

  • проверка самостоятельной работы.

  • игры.

  • защита проектов

Система оценивания - безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Оценка достигнутых результатов (личностных и метопредметных) осуществляется с помощью пакета диагностических методик и критериев, а также через наблюдение; предметные результаты оцениваются с помощью контрольных работ. Все результаты заносятся в таблицы фиксации результатов с последующим количественным и качественным анализами. (Приложение № 1). Все полученные результаты фиксируются в листах наблюдений (Приложение № 2).

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Информатика в играх и задачах» - игры, соревнования, конкурсы, марафон.



Материально-техническое обеспечение курса

;



  • Интерактивная комплекс (ноутбук, проектор, интерактивная доска).

  • Сканер.

  • Принтер.

  • Колонки.

  • Персональные компьютеры.

  • Операционная система (Windows 7 - 32, 64разрядная). Paint (входят в операционную систему), антивирусная программа, интернет - браузеры, прикладные программы (Open Office, Microsoft Office)/

  • Локальная сеть с выходом в интернет.

Список литературы

  1. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс(1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2013 г.

  2. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2011 г.

  3. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 2 класс(1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2013 г.\

  4. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2011 г.

  5. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 3 класс(1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2013 г.

  6. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2011 г.

  7. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 4 класс(1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2013 г.

  8. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2011 г.

  9. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. - М.: Баласс, 2007. - 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  10. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. Под. ред. А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2011 г.щ

  11. Планируемые результаты начального общего образования. Под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Догиновой. М.: «Просвещение», 2011 г.

  12. Интернет портал PROШколу.ru proshkolu.ru/

  13. Интернет - портал nsportal.ru/

  14. .school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-ef6397e6c1c3/?&subject=19 - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  15. psihu.net/tests/diag_reb/mishlenie_dets/comparing_the_concepts_of/

  16. pandia.ru/text/78/101/1581-2.php

  17. imcluga.ru/obrazovatelnye-resursy-internet-po-informatike-i-informacionnym-texnologiyam/

  18. gigabaza.ru/doc/64723.html

  19. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/17/metodicheskiy-instrumentariy-otsenki-dostizheniya

Приложение № 1


Методики и критерии оценки планируемых результатов



- Познавательные универсальные учебные действия

Для определения уровня развития познавательных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:

1. Методика «Сравнение понятий».

Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей.

2. Методика «Выделение существенных признаков».

Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

3. Тест «Исключение лишнего» (Марцинковская Т.Д.)

Цель: исследовать способность к классификации и анализу.

4. Методика «Простые аналогии».

Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями. 5. Методика «Схематизация».

Направлена на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.

6. Методика «Таинственное письмо» (Венгер Л.А.).

Цель: диагностика познавательной активности и умения декодировать информацию.

Критерии оценки познавательных универсальных учебных действий


  1. Умение анализировать объекты с целью выделения признаков.

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

Высокий (повышенный)

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся

осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется выделить признаки объекта

1 балл

2. Умение выбрать основание для сравнения объектов

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение выбрать основание для сравнения объектов

Высокий (повышенный)

Обучающийся осуществляет сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии.

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

низкий

Обучающийся затрудняется сравнить объекты по предложенному основанию

1 балл

3. Умение выбрать основание для классификации объектов

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение выбрать основание для классификации объектов

Высокий (повышенный)

Обучающийся осуществляет классификацию, самостоятельно выбирая критерии.

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся проводит классификацию по заданным критериям

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется классифицировать объекты по предложенному основанию

1 балл

4. Умение доказать свою точку зрения

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение доказать свою точку зрения

Высокий (повышенный)

Обучающийся строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется в подборе аргументов для обоснования своей точки зрения

1 балл

5. Умение определять последовательность событий

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение определять последовательность событий

Высокий (повышенный)

Обучающийся устанавливает последовательность событий, выявляет недостающие элементы

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся устанавливает последовательность событий

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется установить последовательность событий

1 балл

6. Умение определять последовательность действий

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение определять последовательность действий

Высокий (повышенный)

Обучающийся определяет последовательность выполнения действий, составляет инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся определяет последовательность выполнения действий, составляет простейшую инструкцию из двух-трех шагов

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется определить последовательность выполнения действий, не может составить простейшую инструкцию из двух-трех шагов

1 балл

7. Умение использовать знаково-символические средства

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение использовать знаково-символические средства

Высокий (повышенный)

Обучающийся могут создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется при использовании знаково-символические средств для решения задач

1 балл

8. Умение кодировать и декодировать информацию

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение кодировать и декодировать информацию

Высокий (повышенный)

Обучающийся может закодировать и декодировать свою информацию

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся может закодировать и декодировать предложенную информацию

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется закодировать и декодировать предложенную информацию

1 балл

9. Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

Высокий (повышенный)

Обучающийся понимает информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и может самостоятельно представить информацию в неявном виде.

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся понимает информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется в понимании информации, которая представлена в нееявном виде (не выделяет общий признак группы элементов, не характеризует явление по его описанию).

1 балл


- Регулятивные универсальные учебные действия

Для определения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:

1. Методика «Выкладывание узора из кубиков».

Цель: выявление развития регулятивных действий.

2. Методика «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая).

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

3. Методика «Сокращение алфавита» Г.А. Цукермен.

Цель: выявление предметной организации ребенка, помогающая или мешающая ему принимать учебную задачу.

4. Методика изучения уровня внимания (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабылицкая).

Цель: Изучить уровень внимания и самоконтроля школьников.

Критерии оценки регулятивных универсальных учебных действий


  1. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи

Высокий (повышенный)

Обучающийся в сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся принимает

и сохраняет учебные цели и задачи

2 балла

низкий

Обучающийся принимает и сохраняет учебные цели и задачи при поддержке взрослого

1 балл


  1. Умение контролировать свои действия

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение контролировать свои действия

Высокий (повышенный)

Обучающийся осуществляет контроль на уровне произвольного внимания

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся осуществляет контроль при наличии эталона

2 балла

низкий

Обучающийся осуществляет контроль только при помощи взрослого

1 балл


  1. Умения планировать свои действия

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умения планировать свои действия

Высокий (повышенный)

Обучающийся планирует и выполняет свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся планирует и выполняет свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

2 балла

низкий

Обучающийся осуществляет планирование только при помощи взрослого

1 балл


  1. Умения оценивать свои действия

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умения оценивать свои действия

Высокий (повышенный)

Обучающийся адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся оценивает правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

2 балла

низкий

Обучающийся осуществляет оценку действий при поддержке взрослого

1 балл

- Коммуникативные универсальные учебные действия

Для определения уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:

1. Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).

Цель: выявление уровня сформированности действия по передачи информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Критерии оценки коммуникативных универсальных учебных действий


  1. Умение объяснить свой выбор

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение объяснить свой выбор

Высокий (повышенный)

Обучающийся может построить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора, ответить на поставленные вопросы

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся может построить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется в построении понятных для партнера высказываний при объяснении своего выбора

1 балл


  1. Умение задавать вопросы

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение задавать вопросы

Высокий (повышенный)

Обучающийся может сформулировать вопрос, необходимый для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся формулирует вопрос

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется при формулировки вопросов

1 балл


Личностные планируемые результаты


Для определения уровня сформированности личностных результатов были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:

1. Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера).

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Критерии сформированности личностных планируемых результатов


  1. Внутренняя позиция школьника

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Внутренняя позиция школьника

Высокий (повышенный)

У обучающегося сформирована внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний

3 балла

средний (базовый)

У обучающегося сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

2 балла

низкий

У обучающегося только формируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

1 балл

Приложение №2

Лист наблюдений для определения уровня развития познавательных универсальных учебных действий

Умения


ФИ учеников

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

Умение выбрать основание для сравнения объектов

Умение выбрать основание для классификации объектов

Умение доказать свою точку зрения

Умение определять последовательность событий

Умение определять последовательность действий

Умение использовать знаково-символические средства

Умение кодировать и декодировать информацию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

Средне арифметическое

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика





















Лист наблюдений для определения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий

Умения


ФИ учеников

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи

Умение контролировать свои действия

Умения планировать свои действия

Умения оценивать свои действия

Средне арифметическое

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика











Лист наблюдений для определения уровня развития коммуникативными универсальных учебных действий

Умения

ФИ учеников

Умение объяснить свой выбор

Умение задавать вопросы

Средне арифметическое

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика






Лист наблюдений для определения уровня сформированности личностных результатов

Умения и уровень


ФИ учеников

Выделение цели задания

Средне арифметическое

Начальная диагностика

Повторная диагностика













Лист наблюдений для определения уровня освоения предметных результатов

Разделы

уровни


ФИ учеников

Отличительные признаки и составные части предметов

План действий и его описание

Множества

Логические рассуждения

Средне арифметическое















Приложение № 3

Исключение лишнего (Марцинковская Т.Д.)

Шкалы: уровень развития мышления (способность к обобщению, выделению существенных признаков)

Назначение теста

Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Методика имеет два варианта:

первый вариант - исследование на предметном, второй - на вербальном материале.

I . Предметный вариант

Описание теста.


Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция к тесту.

«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых

ТЕСТ

Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по информатике и ИКТ.

Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по информатике и ИКТ. Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по информатике и ИКТ.

Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по информатике и ИКТ. Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по информатике и ИКТ.

Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по информатике и ИКТ. Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по информатике и ИКТ.

Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по информатике и ИКТ. Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по информатике и ИКТ.

Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по информатике и ИКТ. Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по информатике и ИКТ.

Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по информатике и ИКТ. Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по информатике и ИКТ.

II. Словесный вариант

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.

Тестовый материал

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

Число баллов Характеристика решения задач

I Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:

5 - объединяемых в одну группу предметов (слов);

- 5 «лишнего» предмета (слова).

Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:

4 - для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;

- 4 для обозначения «лишнего» предмета (слова).

Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:

2,5 - объединяемых в одну группу предметов (слов);

- 2,5 «лишнего» предмета (слова).

То же, но с помощью исследователя для обозначения:

1 - предметов (слов) объединенных в одну группу;

- 1 «лишнего» предмета (слова).

Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:

0 - предметов (слов) объединенных в одну группу;

- 0 «лишнего» предмета (слова)

Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

Методика "Дорога к дому"(модифицированный вариант методики "Архитектор-строитель")
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.Оцениваемые универсальные учебные действия:коммуникативно-речевые действия.

Возраст: 8-10 лет.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому другому

- карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо идти к дому.

Второй старается провести линию - дорогу к дому - по его инструкции.

Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый

путь к дому

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

- умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

- способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или

формулируются непонятно для партнера.

2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.


© 2010-2022