• Преподавателю
  • Информатика
  • Из опыта работы по теме «Проведение компьютерных практикумов в среде КУМИР как средство развития алгоритмического мышления учащихся»

Из опыта работы по теме «Проведение компьютерных практикумов в среде КУМИР как средство развития алгоритмического мышления учащихся»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на РМО учителей информатики

Из опыта работы по теме

«Проведение компьютерных практикумов в среде КУМИР как средство развития алгоритмического мышления учащихся»


Сегодня уже нет споров о том, нужно ли изучать программирование в школьном курсе информатики. Тогда возникает вопрос - на чем учить программированию, какой язык использовать? Стандарт образования не определяет язык, поэтому возможны варианты. Особое место занимают учебные языки, основанные на русскоязычных командах.

В середине 80-х годов академик Ершов предложил школьный алгоритмический язык на основе АЛГОЛА для безмашинного курса информатики. В 1985 году в МГУ разработали «Е-практикум» - редактор и транслятор с этого языка.

В 1990 году вышел учебник Кушниренко, который за 7 лет был издан тиражом 7 млн экз. В том же году фирма «ИнфоМир» разработала среду КуМир для поддержки этого учебника.

После этого развитие КуМира практически остановилось и он мало использовался в школах. Взамен были разработаны новые среды программирования с русскими командами.

Несколько лет назад в НИИСИ РАН началось возрождение КуМира.

В среде есть несколько встроенных исполнителей: Робот, Чертежник, Водолей, Кузнечик, Черепаха.

В версии 1.8 появился новый инструмент - практикумы. Учитель заранее готовит набор задач, разбитых на темы. Для каждой задачи строится шаблон, в котором некоторые строки заблокированы (ученик не может их менять) и оставлено место для программы ученика.

Ученик вводит программу и щелкает по кнопке «Проверить». Если задача решена, она отмечается специальным знаком. Как это происходит?

В современных версиях КуМира есть режим учителя, в котором видны скрытые строки. В этом же режиме можно делать строки скрытыми и заблокированными. В скрытой части записан алгоритм тестирования, у которого специальное имя. Если задача решена верно, он возвращает 10, если неверно - 0.

Итак, что хорошего в практикумах. Можно использовать шаблоны, особенно в первое время, в начале изучения. Автоматическая проверка, в том числе для исполнителей. Для одной задачи можно сделать несколько тестов. Задачи можно объединять в курсы. Вся работа ученика - это один XML-файл, его легко списать на флэшку, чтобы работать дома.

Используя возможности современных версий КуМира, можно делать очень интересные тренажеры, с которыми ученики могут работать самостоятельно.

Когда решение готово, ученик может сам проверить правильность решения, в данном случае, что задача решена неверно. Кроме того, он видит вариант исходных данных, при которых программа выдает неверный ответ.

Если введено верное решение, в нижнем окне будет фраза «Задание зачтено!»

Я работаю на КуМире несколько лет, опробовала его в 7, 9, 10 классах. В 7 классе - Чертежник, в 9 классе - Робот и Вычислитель, в 10 классе Вычислитель с массивами. Для изучения основ алгоритмизации, развития алгоритмического стиля мышления он не хуже, чем Паскаль и Бейсик. Ученики с удовольствием работают в этой среде. Русские команды воспринимаются значительно легче английских, тем более что в нашей школе изучается только немецкий язык. Поэтому главный упор дети делают не на запоминании незнакомых команд, а на составления программы, тем более, что при работе в исполнителями Робот, Чертежник, Водолей наглядно виден результат работы программы. Радует возможность автоматическая проверка.

Использую материалы, размещенные на сайте учителя информатики, к.т.н. К. Ю. Полякова. По его рекомендациям сама разработала несколько уроков-практикумов для 9 класса (исполнитель Вычислитель). Уроки-практикумы разработаны так, что в каждом имеются задачи разных уровней (на 3, 4, 5). Ученик, решая задачи, видит свой уровень, может прогнозировать свою оценку, повышать свой уровень усвоения изученного материала. Учитель же выступает в качестве организатора работы, консультанта.

Традиционно ученикам тяжело дается изучение тем, связанных с алгоритмизацией и программированием, что сказывается на снижении качества успеваемости в этой четверти. В этом году впервые по результатам 3 четверти успеваемость у 9-классников повысилась(9 А класс: 1 четверть - 83, 3%, 2 четверть - 66, 7%, - 3 четверть - 88, 9 %, в 9Б классе во всех четвертях - 72,2 %).

Важно, что алгоритмический язык системы КуМир - это один из языков компьютерного ЕГЭ.

Поэтому мне кажется, что КуМир сейчас - это лучший вариант для тех, кто не будет серьезно «влезать» в программирование, а выполняет задачу развития алгоритмического стиля мышления.


© 2010-2022