- Преподавателю
- Информатика
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Растровая и векторная графика
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Растровая и векторная графика
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кунгурова Н.А. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Класс: 7.
Предмет: Информатика и ИКТ.
Раздел программы: Обработка графической информации.
Тема урока: Растровая и векторная графика.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: формирование представлений о разнообразии и целесообразности использования различных графических редакторов.
Решаемые учебные задачи:
1) расширение представлений о сферах применения компьютерной графики;
2) обобщение представлений о способах создания цифровых графических объектов;
3) расширение и систематизация представлений о растровой и векторной графике;
4) формирование представлений о разнообразии и целесообразности использования тех или иных графических форматов.
5) организовать взаимодействие для изучения графических редакторов.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
-
знание сфер применения компьютерной графики;
-
формирование потребности в самовыражении и самореализации;
-
формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
развитие целеустремленности, инициативности, трудолюбия
-
формирование умения вести диалог.
Метапредметные:
-
умение правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно - исследовательской деятельности;
-
развитие умения классифицировать и обобщать, делать выводы и умозаключения;
-
развитие у учащихся умений осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
-
развивать самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку;
-
развитие у учащихся умений работать с текстом;
-
соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Предметные:
-
формирование представлений учащихся о возможностях графических редакторов;
-
развивать умение работать с растровым и векторным редакторами и применять их в повседневной жизни.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
-
компьютерная графика;
-
графический редактор;
-
инструменты графического редактора;
-
растровая графика;
-
векторная графика;
-
форматы графических файлов.
Методы мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
Основные образовательные принципы урока: доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, системности и последовательности, наглядности.
Способы организации деятельности: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Внутрипредметные связи: «Технология обработки графической информации», «Кодирование графической информации», «Моделирование и формализация».
Межпредметные связи: «Искусство», «Черчение», «Технология», «Математика».
Оформление и оборудование: магнитно-маркерная доска, рабочие листы (Приложение 1), иллюстрации рисунков, выполненных в растровом и векторном графических редакторах (Приложение 2), задания для групп (Приложение 3). Учебник Л.Л. Босова Информатика: учебник для 7 класса - Москва.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014 г.
Аппаратное и программное обеспечение: Ноутбуки с операционной системой Windows; векторный графический редактор, встроенный в текстовый редактор Microsoft Word, входящий в состав интегрированного офисного приложения Microsoft Office; растровый графический редактор Paint; презентация PowerPoint (Приложение 4); мультимедийный проектор, интерактивная доска SmartBoard.
Ход урока:
Этапы урока
Время/
Слайд
Деятельность учителя
Деятельность обучаемого
-
Организационный момент
2 мин
Приветствует, проверяет готовность к уроку. Выдает рабочие листы (Приложение 1).
Демонстрируют готовность к уроку.
-
Подготовка учащихся к предстоящей работе, к активному и сознательному повторению
3 мин
Слайд 1
Слайд 2
Предлагает выполнить задание 1 (рабочий лист), связанные с ранее изученной темой.
Выполняют задание 1 в рабочих листах, определяют ключевое слово.
Организует самопроверку (на экране появляется слайд с эталоном решения), комментирует и корректирует ответы.
Самопроверка по слайду на интерактивной доске.
-
Актуализация знаний
5 мин
Слайд 3
Слайд 4
-
Итак, ключевое слово на данном уроке "графика" и говорить мы будем о графической информации.
-
Как вы думаете, что такое "графика"? Найдите определение в Internet и сформулируйте определение.
Предлагают свой вариант ответа и находят формулировку в Internet (работа в группах).
Формулируют определение: "Графика" - это представление каких - либо реальных или воображаемых объектов, воспринимаемое зрением.
Делают записи в рабочих листах.
-
Где можно встретить графику?
-
Нужны ли графические изображения?
-
Приведите примеры графических изображений.
Предлагает оформить на доске примеры рисунков, приготовленных дома (Приложение 2).
Высказывают свои варианты (пейзаж, нарисованный художником, чертеж конструктора, рисунок ребенка на асфальте и др.)
Ведут диалог с учителем и учащимися.
Приводят примеры и вывешивают на магнитной доске рисунки, картинки, фотографии, рекламу и др.
-
Постановка общей проблемы
7 мин
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Побуждающий диалог.
-
Чем отличаются эти графические работы?
-
Можно ли их сгруппировать?
-
Предложите названия этим группам.
-
Особое место в работе с изображениями занимает компьютерная графика. Как вы думаете, что значит «компьютерная»?
-
Компьютерная графика применяется в разных сферах жизни. Приведите примеры профессий, где можно встретить компьютерную графику.
-
Рассмотрите работы, которые мы отнесли к компьютерной графике (убирает с доски обычные рисунки). Можно ли их сгруппировать и по какому признаку?
-
Сколько групп вы получили?
-
У нас есть учащиеся, которые приготовили сообщения о компьютерных изображениях. Послушайте их выступления и обозначьте ключевые слова.
-
О чем вы прослушали информацию?
-
С какими трудными словами вы столкнулись? (организует работу с электронным словарем С. Ожегова)
-
Какие слова ключевые?
-
Дайте заголовок этим текстам.
-
Как вы думаете, для чего ребята познакомили нас с данным текстом?
-
Над каким вопросом мы будем сегодня работать?
-
Сформулируйте тему нашего урока.
Записывает тему урока на слайде интерактивной доски.
-
Итак, все компьютерные изображения делятся на 2 типа, какие?
-
Какая цель стоит перед вами на уроке?
Предлагают варианты ответов.
Два ученика (представите 1 и 2 групп) выходят к доске и группируют работы.
-
рисунки и
-
изображения, выполненные на компьютере.
Это графика, которая обрабатывается и отображается средствами вычислительной техники (цифровое изображение).
Архитекторы при проектировании зданий; инженеры-конструкторы при создании новых видов техники; астрономы при нанесении новых объектов на карту звёздного неба; модельеры при конструировании новых моделей одежды; мультипликаторы при создании новых мультфильмов; специалисты по рекламе и др.
Ведут диалог с учителем, предлагают варианты ответов.
Два ученика группируют работы на доске.
Две.
Выступления двух учащихся (учащиеся не называют тему выступления).
Ведут диалог.
Перечисляют слова, которые вызвали затруднение. Работают с электронным словарем С. Ожегова, находят и зачитывают определения.
Перечисляют ключевые слова.
Растровые и векторные изображения.
Отвечают на вопрос.
(как создать растровые и векторные изображения?)
Записывают вопрос на магнитной доске (над рисунками, как заголовок).
Предлагают формулировки темы урока (Растровая и векторная графика. Записывают тему урока в рабочих листах (Приложение 1).
Растровые и векторные изображения.
Понять принципы построения этих изображений, чем они отличаются друг от друга, в чем их достоинства и недостатки.
-
Динамическая пауза
3 мин
Разминка для глаз, шеи, рук, спины (один из учеников выступает в роли тренера)
-
Поиск решения проблемы
5 мин
Поиск решения проблемы.
Обсуждение в группах. Выдвигают гипотезы.
-
Проверка гипотез (исследование)
10 мин
Слайд 8
Слайд 9
Слайд10
Слайд11
Проверка гипотез.
Задание 1. Предлагает открыть на компьютерах файлы РИСУНОК1.jpg (растровый рисунок) и РИСУНОК1в.docx (векторный рисунок), изучить программу и увеличить/уменьшить изображение (Приложение 3).
-
Какие изменения вы наблюдаете?
Выполняют работу в группах (работа на компьютерах).
При увеличении растрового рисунка появляется ступенчатый эффект, при уменьшении - теряется четкость;
Векторный рисунок остается четким в любой ситуации.
-
Задайте друг другу вопросы на понимание данной темы.
Каждая группа задает вопрос другой группе (по кругу).
-
Как строится изображение в растровой графике?
-
В векторной графике?
-
Чем отличаются эти изображения?
-
На какие типы можно разделить графические редакторы? (Так как у нас существует 2 типа графических изображений, то и графические редакторы можно разделить на 2 категории: растровые и векторные).
-
Какая программа называется графическим редактором?
-
Какие виды графических редакторов вам известны?
-
Как вы думаете, что могут выполнять растровые редакторы? (Они повышают качество старых фотографий, удаляют мелкие дефекты изображений, преобразуют чёрно-белое изображение в цветное, обрабатывают цифровые фотографии).
-
Когда, по вашему мнению, используют векторный редактор? (Его используют для создания рисунков, схем, чертежей. Изображение при этом можно легко редактировать: перемещать, изменять размеры, цвет, прозрачность).
Мы только что узнали, что для создания и обработки растровых или векторных изображений на компьютере используется специальные программы - графические редакторы. Найдите в электронном словаре определение графического редактора.
Работа в группах с компьютером (поиск информации).
Записывают определение в рабочих листах.
«Графический редактор - это программа для создания и редактирования рисунков».
Слайд12
Задание 2. Рассмотрим, как выглядит научный взгляд на эту тему. Предлагаю выполнить Задание 2 на рабочих листах (проанализировать § 3.2 (3.2.3 и 3.2.4) учебника и заполнить таблицу ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ).
Работа в группе.
Фиксируют результаты работы в рабочих листах.
Представители от каждой группы заполняют ячейки аналогичной таблицы на интерактивной доске.
-
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов
7 мин
-
Давайте подведем итог урока.
Как вы думаете, где вы можете применить полученные знания? На каких предметах?
Компьютерная графика позволяет раскрыть творческий потенциал и почувствовать себя настоящим художником, реализовать творческие проекты, создавать тематические буклеты!
В математике моделирование средствами компьютерной графики планиметрических и стереометрических объектов и задач, создание иллюстраций по геометрии и алгебре.
На биологии, химии, физике - моделирование реальных, но недоступных глазу (например, молекулярная биология) процессов.
Знание графических редакторов является неотъемлемой частью знаний и навыков профессионалов во множестве сфер - специалисты по рекламе, фотографы, дизайнеры в наше время не могут обойтись без компьютерной графики.
-
Рефлексия деятельности
2 мин
Слайд
13-17
Слайд18
Предлагает оценить свою работу на уроке, ответив на вопросы теста.
Организует взаимопроверку.
Благодарит за работу, оценивает работу каждого и выставляет отметки с учетом взаимопроверки и самооценивания.
Заполняют таблицу на рабочих листах.
-
Домашнее задание
1 мин
Слайд19
Комментирует домашнее задание.
Записывают задание в дневниках (прочитать § 3.2, стр. 115-122, придумать рекламу школьных принадлежностей (тетрадь, пенал, портфель) средствами графических редакторов).
Список литературы:
-
Н. Д. Угринович. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса - Москва.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011г.;
-
Н. Д. Угринович. Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе - Москва.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008 г.;
-
Долинер Л.И. Информатика. Вводный курс: Учеб. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005;
- ozhegov-online.ru/