• Преподавателю
  • Информатика
  • Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на уроках информатики и ИКТ

Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на уроках информатики и ИКТ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование и организация образовательного процесса

в условиях ФГОС нового поколения на уроках информатики и ИКТ

Учитель информатики Федотов К.В.,

ГБОУ Школа с углубленным изучением английского языка № 1381

СП 1778 Московский Шереметьевский кадетский корпус

Учитель первой квалификационной категории

e-mail: [email protected]

Перед нами новый документ - ФГОС. Изучая содержание этого документа, мы понимаем, что учителю необходимо изучить новые требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы. Теперь педагогу важно обратить особое внимание на формирование и развитие умений у обучающихся самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности, а ученику теперь необходимо овладеть системой учебных действий с изучаемым по информатике и ИКТ учебным материалом. То есть изменился акцент в изучении школьной учебной дисциплины: в настоящее время учителю необходимо обеспечить развитие универсальных учебных действий у обучающегося.

С этой точки зрения интересен творческий подход учителя в проектировании учебного процесса как предварительной разработки основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Словарь синонимов русского языка помог мне определить содержание этих деталей. Это и учебные конструирование, планировка, синтезирование, проектировка, планирование, дизайн, задумывание, проецирование.

Лексическое значение любого из этих терминов наглядно демонстрирует роль учителя в организации учебного процесса. Именно планирование организации урока с этих позиций позволяет обеспечить развитие универсальных учебных действий у ученика. Поэтому логично будет предположить, что эвристические, исследовательские и поисковые методы обучения станут использоваться учителем как инструмент для формирования универсальных учебных действий в 5 классе.

В соответствии с приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" кардинально изменится ролевая позиция учителя, особенно учителя информатики и ИКТ, как педагога, обладающего особыми знаниями и обучающего детей в современной цифровой эпохе.

В связи с этим особо остро встает проблема оценивания труда ученика. Ведь не следует забывать, что обучающийся ждет от учителя и оценки, и отметки. Оценка работы ученика может быть выражена как в цифровой форме, так и в форме устного поощрения учебных действий. Особенную ценность представляет второй тип оценки. А поддержка учебных действий пятиклассника учителем информатики носит особый оттенок, так как современный школьник видит в учителе информатики еще и «знатока» гаджетов, столь активно используемых каждым обучающимся.

Современный ученик - это личность, которую учитель должен развивать, применяя различные педагогические методы и приемы. Оценка деятельности ученика проявляется в увеличении учебных практических навыков и компетенций, которые он приобрел, в способности не использовать, а применять современные технологические устройства для личного и «рабочего» пользования в дальнейшей жизни.

Современная оценка - это личностная взаимосвязь ученик- учитель, которая выстраивается в современном образовательном процессе. Отметка - принятый стандарт оценивания знаний, умений и компетенций учащегося, которая фиксируется в журнале.

Согласно новому профессиональному стандарту педагога, учитель должен: уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).; планировать образовательный процесс для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования.

В своей практике учителя информатики в 5 классах должен иметь в виду, что в новом 2015/16 учебном году к нему приходят учиться дети, которые в течение четырех лет обучались по ФГОС и обладают некоторыми сформированными в достаточной степени УУД. Поэтому в проектирование учебной деятельности можно заложить принципы деятельности в соответствии с деятельностью самого ученика:

  • логический - создание простых алгоритмических конструкций с условием да, нет, если, и. Прослеживание процессов работы компьютера путем построение алгоритмической конструкции;

  • академический - глубокое изучение исторических аспектов компьютерных технологий, их развитие, строение. Развитие математических способностей путем исчисление информационных задач, объёмов памяти, скорости передачи данных и пр.;

  • творческий - использование креативного мышления для создание архитектурных проектов будущих компьютерных технологий и различных технических устройств на базе существующего. Исследовательские работы по современным актуальным вопросам;

  • спортивный - использование лего - конструирование и робототехнику на выполнение определенных операций на время. Или определенные конкурсные работы;

  • художественный - изучение и создание художественных работ на компьютере с учетом цветовых гамм и правил рисования с применением графических планшетов или сенсорных панелей;

  • социальный (лидерская) - создание социальных видеопроектов на современную актуальную тему.

Таким образом, подобные работы смогут раскрыть особые потребности ребенка цифрового века.

Дифференциация деятельности учащихся способствует увеличению интереса обучающегося к предмету; позволяет проявить интерес и способности ученика в смежных и\или углубленных вопросах компьютерных (цифровых) технологий; развивает необходимые учащемуся УУД, не только те, что определены учебным планом, но и те, которые реально будут им применены в дальнейшей жизни, в профессии; позволяет учащемуся становится не обычным пользователем компьютерных технологий, а показывает практическое использование для достижения определенных поставленных задач и целей.

При организации работы на уроках важно не только выявить тип деятельности каждого конкретного ученика, но и создать условия для проявления способностей и выявления скрытых задатков для каждого из указанных типов. Предмет «Информатика» обладает большим спектром возможностей в работе с различными учащимися.

Каждый ребенок - это, безусловно, в чем-то одаренный ученик. Одаренность может проявляется в разных видах деятельности. Задача учителя - определить эту одаренность, развить ее и таким образом научить использовать современные цифровые технологии. То есть учителю информатики следует заложить такую базу знаний и компетенций у учащихся, которая позволит им использовать современные компьютерные и информационные технологии в необходимом им русле.

На сайте Московского центра качества образования размещена информация о содержании учебных программ по информатике в 5 классе, где прописаны следующие цели и задачи изучения предмета:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Как мы видим, достижение поставленных задач не может быть осуществлено без особого отношения учителя к проектированию и организации образовательного процесса.

На основании изложенного выше мы делаем вывод о необходимости развития ролевой позиции детей с последующей оценкой (отметкой), выявление вида одаренности учащегося, что позволяет скорректировать методы и приемы работы с ним, а значит лучше понимать предмет, привлечь интерес к изучению предмета, научить не пользоваться, а использовать современные компьютерные и информационные технологии.

Потому проектирование курса и организация образовательного процесса уроков информатики и ИКТ требует от учителя большой предварительной работы.


Литература

  1. Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности // Психология в вузе. 2005. N 4.

  2. Леонтьев Д.А., Гордеева Т.О. Потенциал личности: запрос современного мира // Наука и образование эпохи нового возрождения в мировой научно-образовательной системе: материалы междунар. науч. конф. (Ашхабад, 9-11 сентября 2009 г.). Ashgabat: Ylym, 2009.

  3. Intel "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. - 5-е издание, испр. - М.: Издательско-торговый дом "Русская редакция", 2006.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000.

  5. Педагогические технологии обучения в условиях реализации государственного стандарта образования. Сб. Педагогические технологии. Физика. Информатика и ИКТ./ авт. сост. Ананичева С.В., Левицкова Л.А. Ульяновск.: УИПКПРО, 2007.

  6. Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice: Методическое пособие для учителя. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

© 2010-2022