Внеклассное мероприятие Час Кода 2015

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Советский»






Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике

«Час Кода - 2015»









Подготовила: Вахрамеева Роза Геннадьевна

учитель математики, информатики и ИКТ

МБОУСОШ№4 г.Советский








г.Советский 2016.

Пояснительная записка.

Вопрос кем быть, неизбежно встает перед каждым молодым человеком и выбор профессии - это сложный и ответственный шаг. Молодежь ищет в работе что-то привлекательное, творческое, то есть стремиться быть квалифицированным специалистом. А работодатель хочет видеть не только квалифицированного специалиста, умеющие выполнять различные умения, навыки, но и компетентного специалиста.

В настоящее время требования к специалистам высокие. Компетентный специалист отличается от квалифицированного тем, что он обладает не только определёнными знаниями, умениями, навыками, но и способностями реализовать их в работе, в своей профессиональной деятельности.

Данная методическая разработка предназначена для внеклассной работы с обучающимися 9-х классов (3 группы по 12 человек, количество уроков: 2ч/нед, 68ч/год, Н.Д. Угринович. Информатика: учебник для 9 класса - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013.), многие из которых планируют поступать в колледжи и техникумы.

Внеклассное мероприятие представляет собой развивающую игру и метод опережающего обучения.

Форма внеклассного мероприятия: специализированная (тематическая) или профориентационная) акция.

Тип внеклассного мероприятия: внеклассное мероприятие с использованием технологии игрового обучения. Данный тип выбран не случайно, так как игра - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах (малых группах), работа с ИКТ.

Необходимое техническое оборудование: ноутбук с мультимедийным проектором, экран, 6 ноутбуков (3 класса на параллели, по 2 команды от класса ) для работы учащихся с выходом в интернет, тетради и ручки учащихся.

Цели внеклассного мероприятия:

  • пропедевтика базовых понятий программирования и получение первоначального практического опыта в данной сфере;

  • развитие алгоритмического и объектного стиля мышления;

  • формирование мотивации к получению образования в ИТ-сфере посредством организации практической деятельности.

Основные образовательные результаты:

предметные:

  • освоение понятий «алгоритм», «программа», «объект» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;

  • практические навыки реализации основных алгоритмов;

  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;

  • умение создавать программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

личностные:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

  • мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.

метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, действиями других учащихся,

  • осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.

Во время занятия и по его завершению обеспечивается объективная и конструктивная обратная связь. В данном мероприятии рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах:

  • перспективная рефлексия проводится в начале выполнения каждого практического задания и включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе планирования, выборе наиболее эффективных способов и приемов достижения поставленной цели;

  • ситуативная рефлексия проводится, в процессе выполнения упражнения и предназначена для выявления непосредственной включенности обучающегося в проблему или ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Обычно такой вид рефлексии осуществляется в процессе диалога учителя и обучающегося;

  • ретроспективная рефлексия, служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности в конце занятия. Этот вид рефлексивной работы направлен на более полное осознание, понимание, обобщение и структурирование полученного опыта.

Основная дидактическая цель заданий - тренинг. Учащимся предлагается сюжетная формулировка задачи с четко прогнозируемой целью. Выполняя задания тренажера или игры, обучающийся осваивает основные понятия, определенные подходы к программированию, виды деятельности, возможности системы.

Результативность обеспечивается прозрачностью описываемых действий, контролем и поддержкой со стороны онлайн-тренажера, одноклассников и учителя на каждом шаге. Это создает ситуацию успеха, вызывает азарт и побуждает обучающихся к творчеству в процессе самостоятельной работы.

Все задания построены на основе практикоориентированного подхода по принципу дидактической спирали:

  • первоначальное знакомство учащихся с определенными понятиями (характеристиками, свойствами объектов и т.п.) или видами деятельности через выполнение конкретных практических заданий;

  • развитие содержания обучения на качественно новой основе (более подробное изучение понятий или объектов с включением некоторых новых функций, свойств и т.п.).

Каждый интерактивный блок (уровень) онлайн тренажера, входящий в структуру занятия, имеет определенное методическое значение и ориентирован на развитие навыков самообразования, творчества и познавательной и личностной рефлексии обучающихся.

Так как, перед прохождение тренажёра, участники проходят простую регистрацию (возраст, пол и регион), то они могут видеть свой вклад и общее количество участников акции (таких же школьников, как они), прошедших тренажер, на интерактивной карте нашей страны на главной странице сайта акции.

По окончании внеклассного мероприятия, все участники получают сертификат за участие во Всероссийской образовательной акции «Час Кода - 2015». Сертификат дается не за выполнение всех заданий, а за участие в акции, т.о. мы поощряем инициативу, мотивацию и старания обучающихся.

Методическая разработка была опробована, как внеклассное мероприятие, в рамках Всероссийской акции «Час Кода-2015» и получила одобрение школьного МО учителей математики, физики и информатики. Считаем, что данная методическая разработка поможет преподавателям организовать такое мероприятие.













Сценарий мероприятия.

Форма внеклассного мероприятия: специализированная (тематическая) или профориентационная) акция.

Тип внеклассного мероприятия: внеклассное мероприятие с использованием технологии игрового обучения. Данный тип выбран не случайно, так как игра - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Цели внеклассного мероприятия:

  1. пропедевтика базовых понятий программирования и получение первоначального практического опыта в данной сфере;

  2. развитие алгоритмического и объектного стиля мышления;

  3. формирование мотивации к получению образования в ИТ-сфере посредством организации практической деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

  2. воспитание морально - нравственных качеств личности, уважению к достижениям отечественной науки, людям, которые внесли свой вклад в развитие ИКТ;

  3. развитие мотивов познавательной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный алгоритмический продукт;

  5. развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости;

  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование);

  2. формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  3. формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

  4. формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

  5. освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

  6. развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

  7. развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Методы и приемы:

  1. методы формирования сознания: метод примера, эмоциональное воздействие;

  2. методы убеждения: информационный, поисковый, взаимного просвещения;

  3. методы самоопределения: рефлексия,

  4. методы стимулирования и коррекции действий и отношений: соревнование

Средства воспитания (виды деятельности, развивающие личность): познание, общение.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах (малых группах), работа с ИКТ.

Необходимое техническое оборудование: ноутбук с мультимедийным проектором, экран, 6 ноутбуков (3 класса на параллели, по 2 команды от класса) для работы учащихся с выходом в интернет, тетради и ручки учащихся.

Предварительная подготовка:

  1. создание психологического настроя: рассказ о предстоящем деле;

  2. подбор содержательного материала;

  3. создание презентации;

  4. прохождение всех уровней тренажёра «Искать сокровища».

План мероприятия.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово.

  3. Просмотр видеоролика.

  4. Работа в группах (прохождение тренажёра).

  5. Просмотр мультфильма.

  6. Подведение итогов, вручение сертификатов.

Ход мероприятия.

«Чтобы удивиться, достаточно одной минуты;

чтобы сделать удивительное, нужны многие годы»

К. Гельвеций

I. Добрый день участники и гости нашего мероприятия. Сегодня мы вам предлагаем принять участия во Всероссийской образовательной акции «Час Кода - 2015».(1 слад презентации)

Участие в акции «Час кода» - это для вас уникальный шанс почувствовать себя частью большого и значимого события, заявить о своих способностях, осознать важность изучения информатики для своего успеха в будущем, и в течение мероприятия овладеть азами программирования в простой, увлекательной форме, доказав себе и окружающим, что программирование доступно и интересно.

II. 4 декабря считается Днем рождения российской информатики. 4 декабря 1948 года Государственный комитет Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал за номером 10475 изобретение Исаака Семеновича Брука и Башира Искандаровича Рамеева - цифровую электронную вычислительную машину. Это первый официально зарегистрированный документ, касающийся развития вычислительной техники в нашей стране, а впоследствии и информатики (ведь появление такой техники повлекло за собой необходимость обучаться работе с ней, изучать ее устройство и возможности). Поэтому данный день с полным правом назван днем рождения российской информатики.(2 слайд презентации)

III. Сейчас мы вам предлагаем посмотреть видеоролик. Это яркая лекция-обращение представителей ведущих ИТ-компаний к молодежи, в которой они делятся своим взглядом на перспективу развития информационных технологий, на то, как изменится мир в самом ближайшем будущем, и рассказывают о том, чем ИТ может привлечь молодых людей, мечтающих добиться успеха в будущем.(3 слайд презентации, гиперссылка на видеоролик ChasKoda2015 в Интернете).

Скажите, пожалуйста, какие основные направления выделяют участники видеоролика?

(Ценность технологий в нашей жизни, Будущее развития интернета (облачные технологии), Будущее технологий для дома и человека (интернет вещей), Будущее информационной безопасности, Будущее игр)

Какое направление заинтересовало больше вас?

Что же лежит в основе каждого направления? Какой знакомый термин из области информатики, употребляли ведущие специалисты? (Программирование).

IV. Сегодня программирование становится второй грамотностью! Те, кто умеет программировать, становятся обладателями супер-силы, способной претворять в жизнь самые невероятные вещи, помогать себе и окружающим людям быстрее решать их проблемы и задачи, делать жизнь всего человечества лучше. Освоить основы программирования и знать основные направления развития ИТ-индустрии пригодятся каждому современному человеку, потому что:

  1. программирование учит людей думать и четко выражать свои мысли! Умение программировать позволяет воплощать в жизнь невероятные идеи, делать нашу жизнь ярче, удобнее. Язык программирования - тот язык, на котором будут разговаривать в скором будущем многие окружающие нас вещи.

  2. любой специалист, в какой бы сфере он ни работал, должен понимать, как устроены и работают технологии, чтобы иметь возможность справляться с различными задачами быстрее и эффективнее, достигать успеха в том, чем он занимается. (4 слайд презентации)

Научиться программировать может каждый! Давайте попробуем вместе! Предлагаем вам игру «Искать сокровища»

Сюжет игры.

Главный герой является искателем сокровищ и путешествует по миру в поисках сундуков с золотом. На каждом уровне главному герою требуется пройти по лабиринту к сундуку, не сбившись с пути. Также не стоит забывать и о возможности получения бонусов за сбор драгоценных камней, который можно взять по пути к сундуку. Для этого требуется придумать неочевидное решение задачи.

У главного героя есть помощник, который рассказывает о задаче уровня, дает советы и подсказки:

в начале уровня - рассказывает сюжетную историю, ставит игровую задачу и говорит о взаимодействии со средой уровня (ловушки лабиринта); знакомит учащегося с новым элементом управления (функциональным блоком-оператором);

в процессе прохождения уровня - дает комментарии и подсказки; по факту успешного прохождения уровня - показывает, как выглядит программный код на одном из популярных языков программирования. (5 слайд презентации)

Чтобы выполнить задание и пройти уровень, игроку, т.е. вам необходимо составить алгоритм из программных команд, которые представлены в виде визуальных блоков в центральной части окна экрана. Персонаж игры двигается согласно составленному вами алгоритму, и при выполнении поставленной задачи переходит на следующий уровень. Перед налом игры вам надо пройти простую регистрацию: возраст, регион и пол. Пол поставьте тот, который преобладает в вашей команде. (6 слайд презентации)

Окно (интерфейс) тренажера состоит из:

  1. игрового поля (слева), в котором двигается персонаж, таким образом, визуализируя процесс выполнения алгоритма;

  2. списка доступных блоков (центральная колонка);

  3. рабочего пространства для составления алгоритма/написания кода (справа);

  4. ссылок на другие уровни и главную страницу сайта. (7слайд презентации)

У вас, у каждой команды, на столах находятся ноутбуки для прохождения уровней, листочки для решения и ручки. Ваша задача, быстро, а самое главное правильно, составить алгоритм прохождения уровня. Проверить его с помощью тренажёра у себя на ноутбуках. После чего, один представитель команды подходит к центральному ноутбуку, набирает и показывает правильное решение уровня, тем самым зарабатывая для команды баллы соответствующие уровню, который прошли. Остальные команды дублируют алгоритм уровня у себя. И лишь после этого все команды приступают к следующему уровню.

Помогать в проведении этой части мероприятия нам будут гости: жюри (достаточно одного человека) и контролёры(в нашем случае 6 человек), закреплённые за каждым игровым столом, чтобы каждый уровень команды начинали одновременно.

Ну что ж! Мы вам желаем удачи! Поехали!

(Ребята выполняют задания. Работа продолжается ориентировочно минут 20-25. Примерно проходят семь основных уровня. Если скорость прохождения высока, то можно выполнить и остальные уровни).

V. Ребята, вы сегодня молодцы! Прошли все основные уровни. Побыли в роли начинающих программистов. Так же вы можете попытаться пройти дома повышенной сложности уровни, зайдя на сайт акции «Час Кода - 2015» (8 слайд презентации). И пока жюри подводит итоги, мы вам предлагаем отдохнуть и посмотреть мультфильм «Про программистов» (9 слайд презентации, гиперссылка на мультфильм «Про программистов»).

VI. Сейчас предоставляем слово нашему жюри для подведения итогов. (Жюри вручает грамоту команде победителей). И так как вы все принимали участие в прохождении уровней, а значит, участвовали во Всероссийской образовательной акции «Час Кода - 2015», то все получаете сертификат за участие (вручаются сертификаты). (9 слайд презентации).

Всех благодарим за участие в акции! Большое спасибо! До новых встреч!

Используемые источники.

  1. часкода.рф

  2. infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-informatike-chas-koda

  3. ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/formy-vneklasnoi-raboty.html

  4. infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-vneklassnogo-meropriyatiya-soglasno-trebovaniyam-fgos-po-teme-poslanie-na-kosmicheskuyu-orbitu

Приложения.

Приложение 1.

Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных, городских (районных) и областных (окружных, региональных, республиканских) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты «знатоков виртуального мира» (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший выпускник школы (лицея, гимназии)», «Лучшее портфолио ученика».

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия: работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», соревнований «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).

4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс школа», КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5. Специализированные (тематические) или профориентационные) акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги или библиофилов.

6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста».

7. Спортивная и туристская деятельность: организация и проведение туристских слетов, «робинзонад» и соревнований, одно- и многодневных пешеходных, комбинированных, горных, вело-мото походов и экспедиций; вечеров туристов, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивных эстафет (с учащимися, родителями); соревнований «Мама, папа, я - спортивная семья», «Самый спортивный класс».

Наиболее распространенные формы досугового общения: «огоньки», круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактив.

Становятся популярными новые игровые формы: по типу игры программы «Новая цивилизация», интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).





Приложение 2.

Примеры прохождения уровней тренажёра.

Внеклассное мероприятие Час Кода 2015Внеклассное мероприятие Час Кода 2015


Внеклассное мероприятие Час Кода 2015Внеклассное мероприятие Час Кода 2015





























Приложение 3.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

Приветствует участников и гостей мероприятия. Мотивирует присутствующих на активную работу в течении всего мероприятия. (1 слайд презентации)

Формируют представление о предстоящем мероприятии.

Регулятивные (самоопределение к деятельности)

2

Вступительное слово.

Рассказывает о возникновении «Дня рождения российской информатики». (2 слайд презентации)

Слушают выступление учителя по данной теме, просматривают слайд презентации.

Личностные, познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать)

3

Просмотр видеоролика.

Предлагает посмотреть видеоролик. Это яркая лекция-обращение представителей ведущих ИТ-компаний к молодежи, в которой они делятся своим взглядом на перспективу развития информационных технологий, на то, как изменится мир в самом ближайшем будущем, и рассказывают о том, чем ИТ может привлечь молодых людей, мечтающих добиться успеха в будущем.(3 слайд презентации, гиперссылка на видеоролик ChasKoda2015 в Интернете).

Ведёт диалог с учащимися по некоторым моментам видеоролика.

Скажите, пожалуйста, какие основные направления выделяют участники видеоролика?

Какое направление заинтересовало больше вас?

Что же лежит в основе каждого направления? Какой знакомый термин из области информатики, употребляли ведущие специалисты?

Просматривают видеоролик.


Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение:

Ценность технологий в нашей жизни,

Будущее развития интернета (облачные технологии),

Будущее технологий для дома и человека (интернет вещей),

Будущее информационной безопасности,

Будущее игр.

Программирование

Личностные,

коммуникативные (формулировка собственного мнения),

4

Работа в группах (прохождение тренажёра).

Организует работу в группах, объясняет правила игры, необходимые действия со стороны участников, представляет жури и контролеров.

Научиться программировать может каждый! Давайте попробуем вместе! Предлагаем вам игру «Искать сокровища» (4-7 слайды презентации)

Слушают выступление учителя, работают в группах, проходят уровни игры, зарабатывают баллы.

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации), познавательные (работа с информацией, моделирование), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности, оценка своей деятельности).

5

Просмотр мультфильма.

Подводит итоги работы над уровнями, акцентирует внимание заинтересовавшихся учащихся на самостоятельное прохождение более сложных уровней дома на официальном сайте акции. Предлагает просмотреть мультфильм «Про программистов» (8 и 9 слайд презентации, гиперссылка на мультфильм «Про программистов»).

Слушают выступление учителя, просматривают мультфильм.

Коммуникативные, личностные, регулятивные.

6

Подведение итогов, вручение сертификатов.

Подводит итог всему мероприятию. Предоставляет слово жюри для награждения команды победителей. Вручают всем участникам сертификаты за участие во Всероссийской образовательной акции «Час Кода - 2015». Благодарит за участие в акции.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками, обмениваются мнениями об мероприятии, команда победителей получают грамоту, все участники получают сертификаты за участие во Всероссийской образовательной акции «Час Кода - 2015».

Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации), регулятивные (оценка своей деятельности)


© 2010-2022