- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике. (8 класс)
Рабочая программа по информатике. (8 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бочкарева С.С. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа учебного предмета
«ИНФОРМАТИКА» 8 класс
базовый уровень
Разработана
Бочкаревой Светланой Сергеевной
учителем информатики,
Рабочая программа составлена на основе:
Примерной государственной программы по информатике
для общеобразовательных школ (Угринович Н.Д. Программа
базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы.
Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений.
2-11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012).
2015 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе и ориентирована на преподавание предмета по учебнику Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ, 8 класс» БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
-
ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
-
дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
-
познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
-
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
-
познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
-
продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
-
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке…; обучить навыкам работы с системой программирования.
Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом их содержание составлено с учетом обязательных работ авторской программы Н.Д. Угриновича .
Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума - интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.
Контроль знаний и умений учащихся по каждой теме осуществляется в ходе проведения тестирования или зачетной практической работы.
Учебно-методическое обеспечение программы.
Учебная дисцип-
лина
Класс
Программа, кем рекомендована
и когда
Тип программмы
(государственная, авторская)
Кол-во часов.
Неделя, общее.
Базовый учебник
УМК
Информатика
8
авторская
1/34
Учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г..
Информатика и ИКТ для 8 класса
II. Содержание курса (толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане)
Информация и информационные процессы (10 ч)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1.1 « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 1.2 « Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (16 ч)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа №2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2.2 «Форматирование дискеты».
Практическая работа №2.3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Коммуникационные технологии (7 ч)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»
Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 3.3 «География Интернета».
Практическая работа № 3.4 «Путешествие во Всемирной паутине».
Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
III. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
-
связь между информацией и знаниями человека;
-
что такое информационные процессы;
-
какие существуют носители информации;
-
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
-
как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);
-
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
-
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
-
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
-
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
-
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
-
типы и свойства устройств внешней памяти;
-
типы и назначение устройств ввода/вывода;
-
сущность программного управления работой компьютера;
-
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
-
назначение программного обеспечения и его состав.
-
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
-
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
-
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
-
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
-
какие существуют области применения компьютерной графики;
-
назначение графических редакторов;
-
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
-
что такое мультимедиа;
-
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
-
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
уметь
-
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
-
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
-
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
-
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
-
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
-
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
-
включать и выключать компьютер;
-
пользоваться клавиатурой;
-
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
-
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
-
просматривать на экране каталог диска;
-
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
-
использовать антивирусные программы.
-
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
-
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
-
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
-
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
-
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
-
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
-
уметь работать в Интернете: общение, поиск, электронная почта, файловые архивы.
IV. Перечень учебно-методического обеспечения.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в основной и старшей школе. 8 - 11 классы. Методическое пособие для учителей. - М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2012.
-
Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ Лабор. знаний.
V. Список литературы.
-
Учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
-
Рабочие программы по информатике и ИКТ, 5-11 классы, Москва, Глобус, 2012 г
-
Преподавание информатики в основной школе, 8-11 классы, Н. Д. Угринович, Бином, Москва, 2012г.
VI. Учебно-тематическое планирование уроков по информатике
(Базовый уровень)
8 класс 34 часа.
№
Разделы, темы
Количество часов
Количество
диктантов
сочинений
проектов
экскурсий
лабораторных работ
практических работ
тестов
контрольных работ
изложений
словарные диктанты
Доклады,сообщения
Информация и информационные процессы
10
2
1
1
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
16
5
1
Коммуникационные технологии
8
8
Итого за учебный год
34
15
2
1
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата проведения
Наименование разделов и тем
Форма
проведения учебного занятия
Элементы содержания образования, отрабатываемые на уроке
Виды деятельности
Вид контроля, измерители
Дом. задание
Информационное сопровождение
План
Факт
1
Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, информатика
Ознакомление с новым материалом
фронтальный опрос
Информационно-объяснительная
Текущий
§1.1
videouroki.net/
2
Информация в живой природе
Ознакомление с новым материалом
устный опрос
Информационно-объяснительная
Текущий
§1.1
videouroki.net/
3
Информационные процессы.
Комбинированный урок
устный опрос
Диагностическая
Текущий
§1.1
4
Кодирование информации с помощью знаковых систем.
Ознакомление с новым материалом
фронтальный опрос
Информационно-объяснительная
Текущий
§1.2
5
Знаковые системы.
Ознакомление с новым материалом
устный опрос
Информационно-объяснительная
Текущий
§1.2
6
Кодирование информации.
Ознакомление с новым материалом
фронтальный опрос
Информационно-объяснительная
Текущий
§1.2
7
Количество информации.
Ознакомление с новым материалом
устный опрос
Информационно-объяснительная
Текущий
§1.3
8
Измерение количества информации.
Тестирование.
Ознакомление с новым материалом
Информационно-объяснительная
Итоговый
§1.3
9
Алфавитный подход к определению количества информации.
Ознакомление с новым материалом
устный опрос
Диагностическая
Текущий
§1.3
videouroki.net/
10
Единицы измерения информации. Практическая работа №1.1 Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.
Комбинированный урок
П/Р1.1.
Информационно-объяснительная
Текущий, П/Р1
§1.3
Калькулятор
11
Процессор и системная плата.
Комбинированный урок
устный опрос
Информационно-объяснительная
Текущий
§2.1.
12
Устройства ввода информации. Практическая работа № 1.2. «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Комбинированный урок
Практическая работа.1.2
Информационно-объяснительная
Текущий, П/Р2
§2.2.
MS Word.
13
Устройства вывода информации.
Ознакомление с новым материалом
устный опрос
Диагностическая
Текущий
§2.2.
14
Оперативная память.
Комбинированный урок
фронтальный опрос
Информационно-объяснительная
Текущий
§2.2.
15
Долговременная память.
Комбинированный урок
фронтальный опрос
Диагностическая
Текущий
§2.2.
16
Контрольная работа №1. Информация.
Комбинированный урок
К/р
Информационно-объяснительная
Итоговый
§2.2.
17
Файл.
Комбинированный урок
устный опрос
Информационно-объяснительная
Текущий
§2.3.
18
Файловая система. Практическая работа №2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Комбинированный урок
П/Р№2.1
Информационно-объяснительная
Текущий,
§2.3.
19
Работа с фалами и дисками. Практическая работа № 2.2 «Форматирование дискеты».
Ознакомление с новым материалом
П/Р№2.2.
Информационно-объяснительная
Текущий П/Р4
§2.3.
20
Операционная система.
Комбинированный урок
фронтальный опрос
Диагностическая
Текущий
§2.4.
21
Прикладное программное обеспечение.
Комбинированный урок
устный опрос
Информационно-объяснительная
Текущий
§2.4.
22
Графический интерфейс операционной системы и приложений. Практическая работа №2.3 «Определение разрешающей способности мыши».
Комбинированный урок
П/Р№2.3
Диагностическая
Текущий, П/Р5
§2.5.
23
Представление графического пространства с помощью графического интерфейса. Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Комбинированный урок
П/Р№2.4
Информационно-объяснительная
Текущий, П/Р6
§2.6.
24
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Комбинированный урок
П/Р№2.5
Диагностическая
Текущий, П/Р7
§2.7.
25
Правовая охрана информации. Лицензирование, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Ознакомление с новым материалом
устный опрос
Информационно-объяснительная
Текущий
§2.8.
26
Защита информации.
Тестирование.
Комбинированный урок
Диагностическая
Итоговый
§2.8.
27
Передача информации. Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»
Ознакомление с новым материалом
Информационно-объяснительная
Текущий П/Р8
§3.1.
Internet Explorer
28
Локальные компьютерные сети
Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету».
Ознакомление с новым материалом
Практикум на
ПК
Информационно-объяснительная
Текущий
П/Р9
§3.2.
Сеть Интернет
29
Глобальная компьютерная сеть Интернет
Практическая работа № 3.3 «География Интернета».
Ознакомление с новым материалом
Практикум на
ПК
Информационно-объяснительная
Текущий
П/Р10
§3.3.
Internet Explorer
30
Информационные ресурсы Интернета Практическая работа № 3.4 «Путешествие во Всемирной паутине».
Ознакомление с новым материалом
Практикум на ПК
Информационно-объяснительная
Текущий
П/Р11
§3.4.
Internet Explorer
31
Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».
Комбинированный урок
Практикум на ПК
Информационно-объяснительная
Текущий, П/Р12
§3.5.
Internet Explorer
32
Электронная коммерция
Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».
Комбинированный урок
Практикум на ПК
Информационно-объяснительная
Текущий, П/Р13
§3.6.
Internet Explorer
33
Разработка Web-сайтов Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете».
Комбинированный урок
Практикум на ПК
Информационно-объяснительная
Текущий, П/Р13
§3.7.
Internet Explorer
34
Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Комбинированный урок
Практикум на ПК
Информационно-объяснительная
Итоговый