Рабочая программа 4 класс

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа
по информатике
для 4 ГО класса


составитель;
учитель информатики
ГБОУ Школа №1231
Волкова Светлана Генриховна.

2015-2016 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Семенова А.А. «Информатика и ИКТ» для 3-4 классов общеобразовательной школы (2009 г.) и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям.

В курсе «Информатика и ИКТ» используется система базовых понятий современной информатики, в наибольшей степени соответствующая задачам продолжения образования в средней, старшей школе и продолжения образования в вузе. Речь идет о таких понятиях, как цепочка, мешок, бусина, дерево и др.

В ходе изучения курса «Информатика и ИКТ» важные фрагменты математических основ информатики, относящиеся к базовому человеческому знанию, осваиваются учащимися в наглядной графической и телесной форме. Математические основы информатики во многих отношениях являются естественным полем формирования общеучебных навыков и развития общих мыслительно-коммуникативных способностей ребенка.

В основу построения теоретического курса положен ряд принципов:

• ясные правила игры, одинаково понимаемые учителем и учеником;

• графические и телесные объекты учебной деятельности;

• введение всего спектра основных понятий современной компьютерной математики на материале наглядных примеров, а не в виде формальных определений для заучивания;

• использование человеческих языков как основной области реальных приложений математических конструкций.

Курс тесно связан с образовательными областями «Математика» и «Языки». Однако и с другими школьными дисциплинами он имеет достаточно много точек соприкосновения. Так в процессе решения задач курса ученики пользуются географической картой, работают с родословными царей, деревом классификации растений, дневником наблюдения за погодой и т. п. Таким образом, курс можно использовать для интеграции предметных областей и установления более тесных межпредметных связей, а также иллюстрации специфики практических задач, которые, как правило, выходят за рамки какой-либо учебной дисциплины. Важной составляющей курса являются проектные уроки. Это групповая работа ребят по выполнению общей задачи. В процессе таких уроков ребята учатся координировать и планировать общую работу, общаться друг с другом.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи изучения курса - научить ребят:

• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;

• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;

• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения; • работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;

• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;

• анализировать языковые объекты; использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Инструктаж по ТБ. Повторение понятий: бусина. цепочка, мешок, слово.

1

Цепочка цепочек, длина цепочки. Таблица для мешка (по двум признакам).

3

Словарный порядок. Дефис и апостроф

3

Дерево. Вершины и листья. Все пути дерева.

13

Робик. Команды, программы для Робика, Конструкции повторения.

6

Склеивание цепочек, мешков, таблицы для склеивания мешков.

8

Итого:

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Информатика и ИКТ» (34 часа)

  1. Цепочка цепочек, длина цепочки. Таблица для мешка (по двум признакам). - понятие длины цепочки, пустая цепочка. Длина «слова». Цепочки слов и цепочки чисел. Сложные цепочки: цепочки цепочек (цепочек…). Заполнение таблицы по двум признакам: строки и столбцы. Решение задач.

  2. Словарный порядок. Дефис и апостроф - порядок слов в словаре, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Составление слов из любых цепочек. Решение задач.

  3. Дерево. Вершины и листья. Все пути дерева. - понятие корня, вершин и листьев дерева. Предыдущие и следующие вершины. Уровни вершин дерева. Способы изображения. Пути деревьев. Старшие представители рода (корневые вершины). Решение задач.

  4. Робик. Команды, программы для Робика, Конструкции повторения - понятие поля и позиции на нем Робика. Размеры поля. Команды Робика. Цепочки команд - программа для Робика. Конструкции повторения. Решение задач.

  5. Склеивание цепочек, мешков, таблицы для склеивания мешков - очередность цепочек при склеивании, понятие «перед» и «после!. Бессмысленные утверждения. Склеивание мешков с цепочками. Табличное склеивание мешков. Операции с пустым мешком. Решение задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения предмета «Информатика и ИКТ» в 4 классе учащиеся должны:

• иметь представления об общих правилах игры: правилах работы с учебником, проектом и т.д.;

• иметь представление об условиях задачи, как системе ограничений, уметь последовательно выполнять указания инструкций;

• иметь представления о базисных объектах курса (бусины, буквы и пр.) и их основных свойствах (одинаковость, форма, цвет бусин и пр.);

• иметь представление об основных структурах курса: цепочках (конечных последовательностях) и мешках (мультимножествах) и их свойствах;

• уметь использовать и строить цепочки и мешки;

• оперировать понятиями «все», «каждый», «следующий», «предыдущий»;

• иметь представление о началах классификации, уметь использовать и строить одномерные таблицы мешка, сортировать объекты по одному признаку;

• иметь представление о началах типологии: выделение областей картинки, подсчитывание количества областей картинки;

• иметь представление об логических значениях утверждений для данного объекта: истинность, ложность, неопределенность;

• иметь представление об алфавитном и лексикографическом (словарном) порядке; уметь найти нужное слово в словаре;

• участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4ГО класс

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Количество часов

Календарные сроки

Планируемые результаты

планируемые

фактические

знания

умения

ОУУН

и способы деятельности

1

Инструктаж по ТБ. Повторение понятий: бусина. цепочка, мешок, слово

1

03.09


- знать и понимать правила работы на уроке;

- понимать и строго соблюдать установленные правила;

- умение оценивать работу в соответствии с критериями;

Цепочка цепочек, длина цепочки. Таблица для мешка (по двум признакам).

3

2

Цепочка цепочек

1

10.09


- знать и понимать правила работы на уроке;

- иметь представление об условии задачи как системе ограничений;

- иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения;

- правильно работать с рабочей тетрадью;

- последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи;

- понимать и строго соблюдать установленные правила игры;

- анализировать условия учебной задачи;

- умение оценивать работу в соответствии с критериями;

- оценивать работу товарища;

- участвовать в коллективном обсуждении;

3

Таблица для мешка ( по двум признакам)

1

17.09


4

Форма и цвет бусин, строки и столбцы. Самостоятельная работа.

1

24.09


Словарный порядок. Дефис и апостроф

3

5

Порядок слов в словаре.

1

01.10


- базисные объекты курса (словарь, слова, буквы и пр.);

- иметь представление о свойствах базисных объектов;

- иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;

- составлять различные цепочки;

- правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, раскрась, нарисуй в окне и пр.);

- умение оценивать работу в соответствии с критериями;

- участвовать в коллективном обсуждении;

6

Внутрисловные знаки - дефис и апостроф. Слово - это любая цепочка из букв, дефисов и апострофов

1

08.10


7

Решение задач по теме. Контрольная работа № 1 по теме «Цепочки».

1

15.10


Дерево. Вершины и листья.

9



8

Дерево.

1

22.10


- иметь представление о дереве, как корневой структуре с вершинами и листьями;

- знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в дереве;

- иметь представление о предыдущих и следующих вершинах;

- иметь представление об уровнях вершин дерева, уметь их располагать;

- строить и достраивать вершины по инструкции и по описанию;

- выделять деревья по нескольким заданным свойствам;

- выделять предыдущие и следующие вершины;

- выделять уровни дерева;

- рисовать уровни дерева по одной прямой;

- анализировать условия учебной задачи;

- умение воспринимать информацию;

- умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное;

- умение оценивать работу в соответствии с критериями;

- участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности;

9

Следующие вершины и листья

1

29.10


10

Предыдущие вершины

1

12.11


11

Уровень вершины дерева

1

19.11


12

Корневые вершины и нумерация уровней

1

26.11


13

Решение задач по теме

1

03.12


14

Подготовка к контрольной работе. «Дерево»

1

10.12


15

Контрольная работа № 2 по теме «Дерево».

1

17.12


16

Анализ контрольной работы. Решение дополнительных трудных задач.

1

24.01


Робик. Команды, программы для Робика.

4

17

Робик. Поле с клетками. Положение Робика. Команды для Робика, закрашивание клеток.

1

14.01


- иметь представление о клеточном поле;

- иметь представление о выполнении команд роботом;

- иметь представление о начальной позиции, из которой начинается движение;

- иметь представление о программе, как цепочке команд;

- фиксировать цветом позицию робота на клеточном поле;

- отслеживать строгое исполнение команд;

- задавать направление движения робота;

- участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности;

- анализировать условия учебной задачи;

- умение воспринимать информацию;

- умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное;

- умение оценивать работу в соответствии с критериями;

- участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности;

18

Команды для Робика, перемещение Робика. Начальная позиция.

1

21.01


19

Программа для Робика. Цепочки команд.

1

28.01


20

Контрольная работа № 3 по теме «Робик».

1

04.02


Склеивание цепочек

4

21

Перед каждой бусиной. После каждой бусины.

1

11.02


- иметь представление очередности бусин;

- знать основные понятия, относящиеся к объектам в цепочке;

- иметь представление о делении объектов на группы по различным признакам;

- иметь представление о сложении или «склеивании».

- строить и достраивать цепочки по инструкции и по описанию;

- выделять цепочки по нескольким заданным свойствам;

- выделять из набора одинаковые и разные цепочки;

-

- анализировать условия учебной задачи;

- умение воспринимать и осмысливать учебный материал, выделять в нем главное;

- умение оценивать работу в соответствии с критериями;

- участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности

22

Утверждения, не имеющие смысла

1

18.02


23

Склеивание цепочек

1

25.02


24

Контрольная работа № 4 по теме «Склеивание цепочек». Анализ контрольной работы.

1

04.03


Дерево. Все пути дерева

4

25

Все пути дерева (для каждого листа)

1

11.03


- иметь представление о дереве, как корневой структуре с вершинами и листьями;

- знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в дереве;

- иметь представление о предыдущих и следующих вершинах;

- иметь представление об уровнях вершин дерева, уметь их располагать;

- строить и достраивать вершины по инструкции и по описанию;

- выделять деревья по нескольким заданным свойствам;

- выделять предыдущие и следующие вершины;

- выделять уровни дерева;

- рисовать уровни дерева по одной прямой;

- анализировать условия учебной задачи;

- умение воспринимать информацию;

- умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное;

- умение оценивать работу в соответствии с критериями;

- участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности;

26

Самостоятельная работа: «Моё родословное древо»

1

18.03


27

Корневые вершины. Деревья потомков

1

01.04


28

Проект «Моё родословное Древо»

1

08.04


Робик. Конструкции повторения.

2

29

Запись программы для Робика с использованием структуры повторения.

1

15.04


- иметь представление о клеточном поле;

- иметь представление о выполнении команд роботом;

- иметь представление о начальной позиции, из которой начинается движение;

- иметь представление о программе, как цепочке команд;

- фиксировать цветом позицию робота на клеточном поле;

- отслеживать строгое исполнение команд;

- задавать направление движения робота;

- участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности

- анализировать условия учебной задачи;

- умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное;

- умение оценивать работу в соответствии с критериями;

- участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности;

30

Контрольная работа № 5 по теме «Робик. Конструкции повторения». Анализ контрольной работы.

1

22.04


Склеивание мешков, таблицы для склеивания мешков.

4

31

Склеивание мешков цепочек. Склеивание с пустым мешком.

1

29.04


- иметь представление о мешке, понимать основные отличия мешка от других структур курса;

- знать основные понятия, относящиеся к объектам в мешке;

- иметь представление о мешке бусин цепочки;

- иметь представление о делении объектов на группы по различным признакам;

- иметь представление о цепочке мешков.

- выделять мешок по нескольким заданным свойствам;

- выделять из набора одинаковые и разные мешки;

- использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;

- сортировать объекты по одному и двум признакам;

- строить мешок бусин цепочки;

- анализировать условия учебной задачи;

- умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное;

- умение оценивать работу в соответствии с критериями;

- участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности;

32

Таблица для склеивания мешков

1

06.05


33

Контрольная работа №6 по теме «Склеивание мешков».

1

13.05


34

Анализ контрольной работы. Подведение итогов, повторение

1

20.05


Источники информации и средства обучения.

I. Учебно-методический комплект

4 класс

  1. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. 3-4 класс. Часть 1. - М. : Просвещение, 2009. - 48 с.;

  2. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. 3-4 класс. Часть 2. - М. : Просвещение, 2009. - 56 с.;

  3. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 3-й класс.. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2009. - 48 с.;

II. Литература для учителя.

  1. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. 3-4 класс. Часть 1. - М. : Просвещение, 2009. - 48 с.;

  2. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. 3-4 класс. Часть 2. - М. : Просвещение, 2009. - 56 с.;

  3. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 3-й класс.. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2009. - 48 с.;

  4. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2009.

III. Технические средства обучения.

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса

  5. Сканер


© 2010-2022