- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа Школьный пресс-центр
Рабочая программа Школьный пресс-центр
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ляшенко И.И. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Красногвардейского района РА
ПРОГРАММА
«Школьный пресс-центр» - фактор развития и социализации личности»».
Номинация: Программы деятельности детских организаций (движений, объединений) и органов ученического самоуправления.
Ляшенко Ирина Ивановна
руководитель кружка по ИКТ муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества Красногвардейского района РА
2014 год
Пояснительная записка.
В новом ФГОС одной из приоритетных задач является духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.
Обучаясь в объединении, ребенок получает навыки и компетенции основ правовой и предпрофессиональной грамотности, понимание гражданской активности, другими словами, происходит процесс социализации личности школьника. Школьный пресс-центр позволяет создать в образовательном учреждении, такую среду, находясь в которой ученик через собственный опыт, через усвоение системы социальных связей и отношений, может приобрести вышеперечисленные компетенции, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Команда репортеров, редакторов и авторов, будет освещать события и вопросы, важные для школы и района. Данная программа апробирована в гимназии. По решению педагогических сообществ (районных МО учителей информатики и русского языка) с этого года, программа реализуется в школах района.
Главное назначение данного объединения - помочь подростку осознать важность своего участия как гражданина в решении актуальных вопросов на уровне школы, района через усвоение системы общественных связей, и побудить его найти и предложить свои варианты решения той или другой проблемы.
Цель программы: Организация общественно полезной деятельности с детьми направленная на развитие личности подростков, их творческих способностей, навыка устных и письменных публицистических выступлений, формирование гражданской позиции учащихся, предпрофессиональной подготовка юных корреспондентов путем издания традиционной бумажной и интернет газеты. Развитие детского самоуправления.
Задачи объединения это формирование социально-значимых навыков и компетенций:
-
Научить детей использовать различные источники информации.
-
Сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, понимать уровень компетентности использованных источников.
-
Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы.
-
Изучить этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат, цензуру.
-
Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор.
-
Используя современные технологии, рекомендации по написанию статей, журнальные стили, оформление создать информационный бюллетень.
-
Разместить результаты работы в выпусках газет и в сети Интернет (на школьном сайте), привлечь местное сообщество к проблемам школы.
-
Привить навыки проектной деятельности связанные с реальной ситуацией в современном обществе.
Программа «Школьный пресс-центр» рассчитана на изучение информационных компьютерных технологий в системе дополнительного образования детей в течение одного года. Объем программы 68 часов. Режим занятий 2 раза в неделю по 1 часу.
Основное внимание направлено на развитие творческих способностей ребенка, занимающегося в детском объединении, с применением здоровье сберегающих технологий. Данная программа разработана для детей V - IX классов, из разных социальных категорий, в том числе с повышенным фактором социального риска.
. Программа объединения не дублирует школьный курс информатики.
В начале учебного года формируется комплексная группа. Набор в группу свободный, по желанию детей и согласию их родителей (законных представителей). Наполняемость групп 8-15 человек. Обучающие занятия в смешанной разновозрастной группе позволяют воспитанникам изучать одну тему, выполняя различные по степени сложности задания. Для лучшего усваивания материала занятия носят как индивидуальный, гак и групповой характер (подгруппы, микрогруппы).
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной деятельности.
Фронтальная форма предполагает передачу учебного материала всему коллективу воспитанников.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу детей. Оказание помощи каждому воспитаннику педагогом, позволяет содействовать выработке навыков самостоятельной работы, не уменьшая активности ребенка.
В ходе групповой формы работы воспитанники самостоятельно строят свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости. Это способствует более качественному и быстрому выполнению задания, масштабных и наиболее сложных работ, с наименьшими затратами. В процессе такой формы работы каждый ребенок на отдельном этапе может научиться конкретному приему. Такая форма работы - ориентир на создание подгрупп (микрогрупп) с учетом возраста, опыта, навыков и знаний.
Для реализации программы используются следующие технологии:
-
Развивающего обучения (проблемный, поисковый, творческий)
-
Дифференцированного обучения (уровневые, индивидуальные задания)
-
Игровые.
При этом используются разнообразные формы проведения занятий: рассказ, беседа, демонстрация, объяснение, лекция, практическая работа с компьютером, самостоятельная работа, экскурсии, анализ ошибок, ролевые и деловые игры, творческие зачеты, соревнования, конкурсы.
Обучение воспитанников в объединении «Школьный пресс-центр» основывается на следующих педагогических принципах:
-
личностно-ориентированный подход (опыт собственной жизнедеятельности воспитанника; признание самобытности и уникальности каждого ребенка);
-
природосообразности (учитываются возраст, уровень интеллектуальной подготовки учащегося, предполагающий выполнение задания различной степени сложности);
-
культуросообразности (приобщение подростков к современной мировой культуре и ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
-
свободы выбора и самостоятельности решений;
-
сотрудничества и ответственности;
-
сознательного усвоения учебного материала воспитанниками;
-
систематичности, последовательности и наглядности обучения детей.
Программа должна помочь учащимся реализовать свои творческие возможности, повысить уровень информационной культуры, научить грамотно, готовить материал для дальнейшей работы с ним, публиковать собственные труды, внимательно относиться к написанному, попробовать себя в различных ролях используя при этом компьютерную технику и программное обеспечение.
Наряду с традиционными технологиями идет поиск инновационных форм и методов работы с детьми в объединении. Одним из ярких примеров является проект «Содружество», на базе районного Дома детского творчества, который и отличает данную программу от уже существующих образовательных программ. Суть проекта состоит в подготовке обучающихся и создании районного пресс-центра «Содружество», который позволит организовать совместную масштабную информационную общественную деятельность районных школ. Базой для создания центра являются компетенции, полученные обучающимися в объединениях дополнительного образования детей в школах района. Азы журналистики и сайтостроения, в будущем, так же могут быть использованы для достижения собственных целей обучающихся. Необходимо подчеркнуть следующее: чем больше молодые люди вовлечены в процесс выбора, подготовки и организации социально значимой деятельности, тем богаче и разнообразнее будет обретенный ими опыт, и тем большему они научатся. Именно эта позиция учитывается при организации работы по развитию ученических компетенций самоуправления и самореализации , как значимому фактору социализации молодежи на муниципальном и районном уровне, а в перспективе и республиканском.
Тематическое планирование кружка «Школьный пресс-центр»
(68 часов)
№
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Азы журналистики
24
12
12
2
Текстовый редактор
12
4
8
3
Создание веб - страниц и управления ими
12
4
8
4
Программа навигации в Интернете
12
4
8
5
Работа над проектами «Школьный пресс-центр» и «Содружество»
8
8
Итого:
68
24
44
1. Содержание программы
Азы журналистики.
Публикации в СМИ. Статьи, достойные публикации в СМИ. Ценности общества, отражаемые с помощью новостей. Темы школьных новостей интересные широкому кругу читателей. Реакция читателей на публикацию.
Право на свободу слова и цензура. Влияние цензуры средств массовой информации на читателя. Примеры цензуры. Необходимость цензуры СМИ. «Защита» детей от информации определенного рода. Сфера распространения цензуры? Право на свободу убеждений и на их свободное выражение.) Фундаментальные права. (Конституция РФ). Конституция РФ, в которой среди прочих прав и свобод человека и гражданина признаются и гарантируются «право на неприкосновенность частной жизни», «право на тайну переписки», «свобода мысли и слова», «свобода искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», «свобода массовой информации».
Вопросы в отношении этики. О чем следует писать. Способы получения информации. Способы преподнесения информации. Публикация графических и очень подробных материалов.
Интеллектуальная собственность, авторское право и законное использование. Что такое интеллектуальная собственность? Всемирная конвенция об авторском праве. Некоторые международные законы об авторском праве.
Этичная журналистика. Обсуждение вопросов этики и плагиата в журналистике. Примеры безответственного или неэтичного поведения журналистов. Борьба с плагиатом.
Обсуждение основных проблем СМИ. Учащиеся отвечают на вопросы, подводят итог обсуждению свободы слова и цензуры в СМИ.
Примеры информационных бюллетеней. Цель каждой газеты или журнала. Целевая аудитория каждого издания. Характерная информация для публикации в разных изданиях. Элементы структуры и оформления используемые для создания внешне привлекательного продукта. Ознакомление с изданиями школ разных регионов (ресурсы интернет). Определение цели создания информационного бюллетеня и его целевой аудитории.
Экскурсия в типографию газеты. Знакомство с работой редколлегии, типографии.
Определение функций редакторов и распределение ролей. Главный редактор: контролирует выпуск информационного бюллетеня. Редактор раздела новостей: отвечает за окончательное редактирование новостей. Редакторы постоянных разделов: отвечают за окончательное редактирование статей постоянных разделов. Редактор макета: отвечает за общую структуру и оформление информационного бюллетеня.
Основы написания статьи. Объективность новостей. Основные правила написания статьи.
Как следует брать интервью. Количество вопросов. Внешний вид журналиста, необходимый инвентарь. Система записи интервью.
Краткий обзор новостей: краткое изложение, описание или отчет о новостях. Отчет о расследовании: исследование проблемы, влияющей на аудиторию, и использование данных.
Разработка проекта макета. Заголовок или сведения об издании: название, логотип или символ, название команды, дата создания бюллетеня. Формат колонок. Стиль заголовков. Стиль строки в подзаголовке. Форматирование фотографий или графики. Расположение/формат номеров страниц.
Редактирование статьи. Проверка орфографии и стиля. Правила размещения информации в газете
-
Текстовый редактор.
Назначение и основные возможности текстовых редакторов и процессоров.
Структура макета текстового документа. Окно программы. Работа в текстовом редакторе. Навыки набора и редактирования текстового документа.
Ввод и корректировка текста. Набор текста по образцу. Проверка орфографии. Автоматическая расстановка переносов.
Формат страницы. Установка границ страницы (отступы границ, ориентация страницы). Нумерация страниц. Списки. Маркеры. Колонтитулы, Сноски. Буквица. Колонки.
Форматирование абзацев Выбор шрифта, размера и начертания. Выравнивание. Копирование. Абзацные отступы и интервалы.
Форматирование таблиц. Создание простой таблицы. Создание сложной таблицы. Редактирование структуры таблиц.
Вставка графических рисунков, фотографий, автофигур, объектов Wor- dArt, формул и символов.
Контекстный поиск и замена.
Печать документа Автоматизация работы.
Шаблоны.
Практические работы: Работа в текстовом редакторе. Освоение приемов создания и редактирования текстовых документов. Основные операции над объектами текстового документа.
-
Создание веб-страниц и управления ими.
Назначение и основные возможности программы создания веб - страниц.
Окно программы. Работа в программе.
Общие принципы создания сайта, веб - страницы. Структура макета веб- документа. Способы проектирования модели веб - документа.
Дополнительные эффекты на странице. Веб - компоненты. Дизайн WEB- страниц и виды сайтов (анимация). Гиперссылки.
Использование аппаратных средств для создания Web-сайтов.
-
Программа навигации в Интернете.
Интерфейс программ Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator. Назначение и основные возможности программ. Адресация ресурсов Интернет. Настройка программы. Работа с файлами.
Сборка и установка сайта. Регистрация на сайте и размещение бюллетеня Размещение HTML-документа на сервере.
Защита информации сайта.
-
Работа над проектом «Школьный пресс-центр». Защита проекта.
-
Выдвижение предложений по созданию районного информационного центра «Содружество».
Планируемые результаты.
Воспитанники получат возможность изучить:
Технику безопасности на занятиях кружка; правила эвакуации при пожаре и ЧС; оказание первой доврачебной помощи. Что следует публиковать в СМИ. Фундаментальные права. Право на свободу слова и цензура. Фундаментальные права (Конституция РФ). Примеры информационных бюллетеней. Вопросы в отношении этики. Этичная журналистика. Цели создания информационного бюллетеня и его целевой аудитории. Содержание информационного бюллетеня. Основы написания статьи. Как следует брать интервью. Авторское право и законное использование. Правила размещения информации в газете. Правила использования цифровой и компьютерной техники. Алгоритм размещения WEB страниц на сайте.
Воспитанники получат возможность научатся:
Эвакуироваться при чрезвычайных ситуациях; оказывать первую доврачебную помощь. Разрабатывать проекты макета газеты. Брать интервью и писать статьи. Редактировать статьи.
Использовать различное программное обеспечение для набора статей. Использовать программу FRONT PAGE для создания и размещения газеты в сети ИНТЕРНЕТ. Использовать ПК, сканер, принтер, модем, флэш-память, диски, камеру, фотоаппарат для создания материалов газеты.
Ожидаемый результат:
-
создание команды детей (редколлегия газеты), выпуск школьной газеты ежемесячно в бумажном варианте и в Интернет на школьном сайте.
-
Предпрофессиональная подготовка детей по специальности «Журналист»;
-
развитие творческих способностей у детей;
-
адаптация подростков в обществе;
-
навыки проектной деятельности;
-
развитие мотивации личности ребенка к творческой деятельности.
Виды контроля, используемые в процессе обучения:
-
вводный контроль проводится перед началом работы;
-
текущий контроль проводится во время занятий;
-
этапный контроль проводится после завершения изучения главных частей программ, закрепляя ЗУНы, связанные технологической характеристикой изделия;
-
итоговый контроль проводится после завершения изучения всей учебной программы.
Контроль осуществляется в форме собеседования, защиты выпускной работы, участия в конкурсах и выставках и т.п.
Программа кружка разработана на основе «Методического пособия для учителя «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» в рамках программы Microsoft «Партнерство в образовании». (2010, Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК
рекомендуемой литературы для педагога:
«Методическое пособие для учителя «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» в рамках программы Microsoft «Партнерство в образовании». (2010, Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Гейн А.Г. Земля информатика: Пособие для учителей.- Екатеренбург: Издательство УрГУ; 2015г.
Коцюбинский А. О., Грошев С.В. "Современный самоучитель работы в сети Интернет. Быстрый старт.: Практическое пособие. - М: Издательство ТРИУМФ, 2010.
Фок Б. Internet с самого начала 1-е изд. - C-Пб,: Издательство ПИТЕР, 2013. Соломенчук В. Интернет: краткий курс, 2-е изд. C-Пб,: Издательство ПИТЕР, 2012.
Интернет. Энциклопедия, 2-е изд. Под редакцией Мелиховой Л.Г. - C-Пб.: Издательство ПИТЕР, 2015.
СПИСОК
рекомендуемой литературы для учащихся и родителей:
Шафрин Ю.А. Информационные технологии.. - М.: Издательство Лаборатория базовых знаний, 2012
Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура.. - М.: Издательство Дрофа, 2011
Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура.. - М.: Издательство Дрофа Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих.- М.: Педагогика- Пресс; 2014г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ. Оборудование: столы, стулья, ПК, проектор, сканер, принтер, модем. Цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, настенная доска.
Инструменты: флешь- карта, памяти, CD-диски
Наглядные пособия: книги, журналы, методический материал, схемы.
ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКА
Операционная система Windows,Microsoft Word- текстовый редактор Microsoft Front Page- программа для создания веб- страниц, Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator,Растровые и векторные графические редакторы.