Рабочая программа Школьный пресс-центр

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Красногвардейского района РА







ПРОГРАММА

«Школьный пресс-центр» - фактор развития и социализации личности»».

Номинация: Программы деятельности детских организаций (движений, объединений) и органов ученического самоуправления.

Ляшенко Ирина Ивановна

руководитель кружка по ИКТ муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества Красногвардейского района РА

2014 год

Пояснительная записка.

В новом ФГОС одной из приоритетных задач является духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.

Обучаясь в объединении, ребенок получает навыки и компетенции основ правовой и предпрофессиональной грамотности, понимание гражданской активности, другими словами, происходит процесс социализации личности школьника. Школьный пресс-центр позволяет создать в образовательном учреждении, такую среду, находясь в которой ученик через собственный опыт, через усвоение системы социальных связей и отношений, может приобрести вышеперечисленные компетенции, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Команда репортеров, редакторов и авторов, будет освещать события и вопросы, важные для школы и района. Данная программа апробирована в гимназии. По решению педагогических сообществ (районных МО учителей информатики и русского языка) с этого года, программа реализуется в школах района.

Главное назначение данного объединения - помочь подростку осознать важность своего участия как гражданина в решении актуальных вопросов на уровне школы, района через усвоение системы общественных связей, и побудить его найти и предложить свои варианты решения той или другой проблемы.

Цель программы: Организация общественно полезной деятельности с детьми направленная на развитие личности подростков, их творческих способностей, на­выка устных и письменных публицистических выступлений, формирование гражданской позиции учащихся, предпрофессиональной подготовка юных коррес­пондентов путем издания традиционной бумажной и интернет газеты. Развитие детского самоуправления.

Задачи объединения это формирование социально-значимых навыков и компетенций:

  1. Научить детей использовать различные источники информации.

  2. Сформировать у учащихся критическое отношение к найденной инфор­мации, понимать уровень компетентности использованных источников.

  3. Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы.

  4. Изучить этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: ав­торское право, плагиат, цензуру.

  5. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор.

  6. Используя современные технологии, рекомендации по написанию статей, журнальные стили, оформление создать информационный бюллетень.

  7. Разместить результаты работы в выпусках газет и в сети Интернет (на школьном сайте), при­влечь местное сообщество к проблемам школы.

  8. Привить навыки проектной деятельности связанные с реальной ситуацией в современном обществе.

Программа «Школьный пресс-центр» рассчитана на изучение информаци­онных компьютерных технологий в системе дополнительного образования де­тей в течение одного года. Объем программы 68 часов. Режим занятий 2 раза в неделю по 1 часу.

Основное внимание направлено на развитие творческих способностей ребенка, занимающегося в детском объединении, с применением здоровье сбе­регающих технологий. Данная программа разработана для детей V - IX классов, из разных социальных категорий, в том числе с повышенным фактором социального риска.

. Программа объединения не дублирует школьный курс информатики.

В начале учебного года формируется комплексная группа. Набор в группу свободный, по желанию детей и согласию их родителей (законных пред­ставителей). Наполняемость групп 8-15 человек. Обучающие занятия в сме­шанной разновозрастной группе позволяют воспитанникам изучать одну тему, выполняя различные по степени сложности задания. Для лучшего усваивания материала занятия носят как индивидуальный, гак и групповой характер (под­группы, микрогруппы).

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной деятельности.

Фронтальная форма предполагает передачу учебного материала всему коллективу воспитанников.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу детей. Оказание помощи каждому воспитаннику педагогом, позволяет содействовать выработке навыков самостоятельной работы, не уменьшая активности ребенка.

В ходе групповой формы работы воспитанники самостоятельно строят свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости. Это способствует более качественному и быстрому выполнению задания, масштабных и наиболее сложных работ, с наименьшими затратами. В процессе такой формы работы ка­ждый ребенок на отдельном этапе может научиться конкретному приему. Такая форма работы - ориентир на создание подгрупп (микрогрупп) с учетом возраста, опыта, навыков и знаний.

Для реализации программы используются следующие технологии:

  • Развивающего обучения (проблемный, поисковый, творческий)

  • Дифференцированного обучения (уровневые, индивидуальные задания)

  • Игровые.

При этом используются разнообразные формы проведения занятий: рассказ, бе­седа, демонстрация, объяснение, лекция, практическая работа с компьютером, самостоятельная работа, экскурсии, анализ ошибок, ролевые и деловые игры, творческие зачеты, соревнования, конкурсы.

Обучение воспитанников в объединении «Школьный пресс-центр» основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно-ориентированный подход (опыт собственной жизнедеятельности воспитанника; признание самобытности и уникальности каждого ребенка);

  • природосообразности (учитываются возраст, уровень интеллектуальной подготовки учащегося, предполагающий выполнение задания различной степе­ни сложности);

  • культуросообразности (приобщение подростков к современной мировой культуре и ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

  • свободы выбора и самостоятельности решений;

  • сотрудничества и ответственности;

  • сознательного усвоения учебного материала воспитанниками;

  • систематичности, последовательности и наглядности обучения детей.

Программа должна помочь учащимся реализовать свои творческие воз­можности, повысить уровень информационной культуры, научить грамотно, го­товить материал для дальнейшей работы с ним, публиковать собственные тру­ды, внимательно относиться к написанному, попробовать себя в различных ро­лях используя при этом компьютерную технику и программное обеспечение.

Наряду с традиционными технологиями идет поиск инновационных форм и методов работы с детьми в объединении. Одним из ярких примеров является проект «Содружество», на базе районного Дома детского творчества, который и отличает данную программу от уже существующих образовательных программ. Суть проекта состоит в подготовке обучающихся и создании районного пресс-центра «Содружество», который позволит организовать совместную масштабную информационную общественную деятельность районных школ. Базой для создания центра являются компетенции, полу­ченные обучающимися в объединениях дополнительного образования детей в школах района. Азы журналистики и сайтостроения, в будущем, так же могут быть использованы для дос­тижения собственных целей обучающихся. Необходимо подчеркнуть следующее: чем больше молодые люди вовлечены в процесс выбора, подготовки и организации социально значимой деятельности, тем богаче и разнообразнее будет обретенный ими опыт, и тем большему они научатся. Именно эта позиция учитывается при организации работы по развитию ученических компетенций самоуправления и самореализации , как значимому фактору социализации молодежи на муниципальном и районном уровне, а в перспективе и республиканском.

Тематическое планирование кружка «Школьный пресс-центр»

(68 часов)

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Азы журналистики

24

12

12

2

Текстовый редактор

12

4

8

3

Создание веб - страниц и управления ими

12

4

8

4

Программа навигации в Интернете

12

4

8

5

Работа над проектами «Школьный пресс-центр» и «Содружество»

8

8

Итого:

68

24

44

1. Содержание программы

Азы журналистики.

Публикации в СМИ. Статьи, достойные публикации в СМИ. Ценности обще­ства, отражаемые с помощью новостей. Темы школьных новостей интересные широкому кругу читателей. Реакция читателей на публикацию.

Право на свободу слова и цензура. Влияние цензуры средств массовой ин­формации на читателя. Примеры цензуры. Необходимость цензуры СМИ. «За­щита» детей от информации определенного рода. Сфера распространения цен­зуры? Право на свободу убеждений и на их свободное выражение.) Фундаментальные права. (Конституция РФ). Конституция РФ, в которой среди прочих прав и свобод человека и гражданина признаются и гаранти­руются «право на неприкосновенность частной жизни», «право на тайну пере­писки», «свобода мысли и слова», «свобода искать, получать, передавать, про­изводить и распространять информацию любым законным способом», «свобода массовой информации».

Вопросы в отношении этики. О чем следует писать. Способы получения ин­формации. Способы преподнесения информации. Публикация графических и очень подробных материалов.

Интеллектуальная собственность, авторское право и законное использова­ние. Что такое интеллектуальная собственность? Всемирная конвенция об ав­торском праве. Некоторые международные законы об авторском праве.

Этичная журналистика. Обсуждение вопросов этики и плагиата в журнали­стике. Примеры безответственного или неэтичного поведения журналистов. Борьба с плагиатом.

Обсуждение основных проблем СМИ. Учащиеся отвечают на вопросы, подво­дят итог обсуждению свободы слова и цензуры в СМИ.

Примеры информационных бюллетеней. Цель каждой газеты или журнала. Целевая аудитория каждого издания. Характерная информация для публикации в разных изданиях. Элементы структуры и оформления используемые для соз­дания внешне привлекательного продукта. Ознакомление с изданиями школ разных регионов (ресурсы интернет). Определение цели создания информаци­онного бюллетеня и его целевой аудитории.

Экскурсия в типографию газеты. Знакомство с работой редколлегии, типо­графии.

Определение функций редакторов и распределение ролей. Главный редак­тор: контролирует выпуск информационного бюллетеня. Редактор раздела но­востей: отвечает за окончательное редактирование новостей. Редакторы посто­янных разделов: отвечают за окончательное редактирование статей постоянных разделов. Редактор макета: отвечает за общую структуру и оформление инфор­мационного бюллетеня.

Основы написания статьи. Объективность новостей. Основные правила напи­сания статьи.

Как следует брать интервью. Количество вопросов. Внешний вид журналиста, необходимый инвентарь. Система записи интервью.

Краткий обзор новостей: краткое изложение, описание или отчет о новостях. Отчет о расследовании: исследование проблемы, влияющей на аудиторию, и использование данных.

Разработка проекта макета. Заголовок или сведения об издании: название, ло­готип или символ, название команды, дата создания бюллетеня. Формат коло­нок. Стиль заголовков. Стиль строки в подзаголовке. Форматирование фотогра­фий или графики. Расположение/формат номеров страниц.

Редактирование статьи. Проверка орфографии и стиля. Правила размещения информации в газете

  1. Текстовый редактор.

Назначение и основные возможности текстовых редакторов и процессоров.

Структура макета текстового документа. Окно программы. Работа в текстовом редакторе. Навыки набора и редактирования текстового документа.

Ввод и корректировка текста. Набор текста по образцу. Проверка орфогра­фии. Автоматическая расстановка переносов.

Формат страницы. Установка границ страницы (отступы границ, ориентация страницы). Нумерация страниц. Списки. Маркеры. Колонтитулы, Сноски. Бук­вица. Колонки.

Форматирование абзацев Выбор шрифта, размера и начертания. Выравнива­ние. Копирование. Абзацные отступы и интервалы.

Форматирование таблиц. Создание простой таблицы. Создание сложной таб­лицы. Редактирование структуры таблиц.

Вставка графических рисунков, фотографий, автофигур, объектов Wor- dArt, формул и символов.

Контекстный поиск и замена.

Печать документа Автоматизация работы.

Шаблоны.

Практические работы: Работа в текстовом редакторе. Освоение приемов соз­дания и редактирования текстовых документов. Основные операции над объек­тами текстового документа.

  1. Создание веб-страниц и управления ими.

Назначение и основные возможности программы создания веб - страниц.

Окно программы. Работа в программе.

Общие принципы создания сайта, веб - страницы. Структура макета веб- до­кумента. Способы проектирования модели веб - документа.

Дополнительные эффекты на странице. Веб - компоненты. Дизайн WEB- страниц и виды сайтов (анимация). Гиперссылки.

Использование аппаратных средств для создания Web-сайтов.

  1. Программа навигации в Интернете.

Интерфейс программ Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator. На­значение и основные возможности программ. Адресация ресурсов Интернет. Настройка программы. Работа с файлами.

Сборка и установка сайта. Регистрация на сайте и размещение бюллетеня Размещение HTML-документа на сервере.

Защита информации сайта.

  1. Работа над проектом «Школьный пресс-центр». Защита проекта.

  2. Выдвижение предложений по созданию районного информационного центра «Содружество».

Планируемые результаты.

Воспитанники получат возможность изучить:

Технику безопасности на занятиях кружка; правила эвакуации при пожаре и ЧС; оказание первой доврачебной помощи. Что следует публиковать в СМИ. Фундаментальные права. Право на свободу слова и цензура. Фундаментальные права (Конституция РФ). Примеры информационных бюллетеней. Вопросы в отношении этики. Этичная журналистика. Цели создания информационного бюллетеня и его целевой аудитории. Содержание информационного бюллетеня. Основы написания статьи. Как следует брать интервью. Авторское право и за­конное использование. Правила размещения информации в газете. Правила ис­пользования цифровой и компьютерной техники. Алгоритм размещения WEB страниц на сайте.

Воспитанники получат возможность научатся:

Эвакуироваться при чрезвычайных ситуациях; оказывать первую доврачебную помощь. Разрабатывать проекты макета газеты. Брать интервью и писать ста­тьи. Редактировать статьи.

Использовать различное программное обеспечение для набора статей. Исполь­зовать программу FRONT PAGE для создания и размещения газеты в сети ИН­ТЕРНЕТ. Использовать ПК, сканер, принтер, модем, флэш-память, диски, каме­ру, фотоаппарат для создания материалов газеты.

Ожидаемый результат:

  • создание команды детей (редколлегия газеты), выпуск школьной газеты ежемесячно в бумажном варианте и в Интернет на школьном сайте.

  • Предпрофессиональная подготовка детей по специальности «Журналист»;

  • развитие творческих способностей у детей;

  • адаптация подростков в обществе;

  • навыки проектной деятельности;

  • развитие мотивации личности ребенка к творческой деятельности.

Виды контроля, используемые в процессе обучения:

  • вводный контроль проводится перед началом работы;

  • текущий контроль проводится во время занятий;

  • этапный контроль проводится после завершения изучения главных час­тей программ, закрепляя ЗУНы, связанные технологической характери­стикой изделия;

  • итоговый контроль проводится после завершения изучения всей учеб­ной программы.

Контроль осуществляется в форме собеседования, защиты выпускной работы, участия в конкурсах и выставках и т.п.

Программа кружка разработана на основе «Методического пособия для учи­теля «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» в рамках програм­мы Microsoft «Партнерство в образовании». (2010, Издательство «БИНОМ. Ла­боратория знаний»).





ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК
рекомендуемой литературы для педагога:

«Методическое пособие для учителя «Учебные проекты с использованием Mi­crosoft Office» в рамках программы Microsoft «Партнерство в образовании». (2010, Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Гейн А.Г. Земля информатика: Пособие для учителей.- Екатеренбург: Издатель­ство УрГУ; 2015г.

Коцюбинский А. О., Грошев С.В. "Современный самоучитель работы в сети Ин­тернет. Быстрый старт.: Практическое пособие. - М: Издательство ТРИУМФ, 2010.

Фок Б. Internet с самого начала 1-е изд. - C-Пб,: Издательство ПИТЕР, 2013. Соломенчук В. Интернет: краткий курс, 2-е изд. C-Пб,: Издательство ПИТЕР, 2012.

Интернет. Энциклопедия, 2-е изд. Под редакцией Мелиховой Л.Г. - C-Пб.: Из­дательство ПИТЕР, 2015.

СПИСОК

рекомендуемой литературы для учащихся и родителей:

Шафрин Ю.А. Информационные технологии.. - М.: Издательство Лаборатория базовых знаний, 2012

Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура.. - М.: Издательство Дрофа, 2011

Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура.. - М.: Издательство Дрофа Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих.- М.: Педагогика- Пресс; 2014г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ. Оборудование: столы, стулья, ПК, проектор, сканер, принтер, модем. Цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, настенная доска.

Инструменты: флешь- карта, памяти, CD-диски

Наглядные пособия: книги, журналы, методический материал, схемы.

ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКА

Операционная система Windows,Microsoft Word- текстовый редактор Microsoft Front Page- программа для создания веб- страниц, Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator,Растровые и векторные графические редакторы.


© 2010-2022