АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Целью данной методической разработки оказание помощи преподавателям в активизации познавательной деятельности на уроках информатики с помощью информационных технологий. Задачей методической разработки является разо­брать такие понятия как познавательная деятельность, активные методы обуче­ния, использование информационных технологий. Показать на конкретном при­мере применение информационных технологий на уроке по теме «Текстовой ре­дактор WORD».   В данной методической разработке предложены зада...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»


методическая разработка




Подготовила: преподаватель информатики Авдеева Н.В.

Целью данной методической разработки оказание помощи преподавателям в активизации познавательной деятельности на уроках информатики с помощью информационных технологий. Задачей методической разработки является разо­брать такие понятия как познавательная деятельность, активные методы обуче­ния, использование информационных технологий. Показать на конкретном при­мере применение информационных технологий на уроке по теме «Текстовой ре­дактор WORD».

В данной методической разработке предложены задания для закрепления и развития навыков приобретенных в работе с текстовым редактором WORD. Ме­тодическая разработка содержит инструкционную карту по теме «Текстовой ре­дактор WORD».










Оглавление



лист


Введение

4

Понятие познавательной активности.

5

Классификация методов активного обучения

6

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности студентов

7

Лабораторно - практическое занятие «Текстовый редактор WORD»

8

Используемая литература

23

Приложения

24
































Введение

Данная методическая разработка написана с целью оказания помощи преподавателям информатики в активизации познавательной деятельности на уроках.

Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных как психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, способы, условия обучения.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной подготовки ее требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения и утверждает в мысли, что стратегическим направлением, активизирующим обучение является не увеличение объема преподаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения.

Поэтому перед каждым преподавателем стоит проблема создания на уроке таких психологических и дидактических условий на каждом этапе, как первичное ознакомление с материалом, его осмысление, и наконец овладение материалом, выделяют три уровня активности:

  • Активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

  • Активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связь, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

  • Творческая активность - предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Поэтому одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей.





I. Понятие познавательной активности

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению. К выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задач, желание не только понимать усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

В педагогической литературе можно встретить также такие определения познавательной активности:

  • готовность к энергетическому овладению знаниями при упорных волевых систематических усилий;

  • как проявление преобразовательного отношения студента к окружающим предметом и явлениями;

  • как проявление потребности жизненных сил ученика.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются.

Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших обобщенное название методов активного обучения.





II. Классификация методов активного обучения

Существуют разные подходы и классификации методов активного обучения. В качестве отличительного признака используются степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности.

Различают имитационные методы активного обучения, то есть такие формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Они делятся на игровые и неигровые. К первым относится проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п., ко вторым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и др.

Все остальные методы относятся к не имитационным. К ним относятся и все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. Приведем характеристику активных основных методов обучения.

Проблемная лекция - лекционная форма, в которой процесс познания студентов приближается к пассивной исследовательской деятельности.

Семинар-дискуссия - образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

На семинаре-дискуссии студент учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения и т.д. В такой работе студент получает возможность построения собственной деятельности, что и обуславливает высокий уровень его интеллектуальной и личной активности, включенности в процесс учебного познания.

Мозговой штурм, - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы. «Ролевая игра». Прием реализуется несколькими студентами. Каждому заранее выдается соответствующая «роль» и объясняется время место его действия во время урока. Студент должен с помощью преподавателя подготовится к выступлению.

«Бригадно-индивидуальный метод». Дети распределяются по 4-5 человек. Учитель старается подобрать группы, так чтобы их состав был максимально разнородным во всех отношениях.

Члены бригады работают парами, обмениваясь проверочными листами, проверяя друг у друга выполнение контрольных работ.

Анализ конкретных ситуаций - один из наиболее эффективных и распространённых методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных нерафинированных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить, есть ли в ней проблема, в чем она состоит определить свое отношение к ситуации.


III. Использование информационных технологий

для активизации познавательной деятельности студентов


Технические средства всегда использовались для усиления наглядности в обучении. Внедрение компьютеров открывает принципиально новые возможности для управления учебно-познавательной деят6ельности, для ее интенсификации.

Компьютеры позволяют значительно увеличить объем усваиваемой учениками информации благодаря тому, что она подается в более обобщенном, систематическом виде, причем не в статике, а в динамике. Например, если в учебнике студент видит изображение разных траекторий движений, то на дисплее компьютера моделируется несколько типичных ситуаций.

С помощью компьютеров, запрограммированных определенным образом можно ускорить процесс учебного познания.

Богатые возможности открывают компьютеры для применения упражнений программированного типа. На дисплее не только даются вопросы-задания, но и проводятся варианты ответов на тот или иной вопрос, из которых студент выбирает верный ЭВМ оценивает правильность ответа и дает сигнал к продолжению действий или же предлагает дополнительное задание.

ЭВМ ускоряет вычисления, экономия времени за счет сокращения вычислительных операций позволяет изучать большой объем информации, расширять круг упражнений, более тщательно закреплять изученное.

Появление персональных компьютеров открывают новую страницу в развитии самостоятельности студента. По сигналу студента на экране монитора даются первая, вторая и т.д. дозы информации, контрольные вопросы, сведения.

ЭВМ позволяет дифференцировать задания учеником по степени сложности или по характеру требуемой мощью. В память компьютера закладываются консультативные указания, помогающие решить задачу от самых простых до весьма подробных. В начале компьютер указывает лишь класс задач, затем дает рисунок, ответ к задаче. Если ученик продолжает затрудняться, компьютер показывает аналогичную задачу и начало решения и т.п.

Надо иметь в виду, что компьютер может служить и справочно-библиографическим источником, а именно работа с Интернетом, как для студента, так и для преподавателя.

При длительном общении с ЭВМ возможна и чрезмерная индивидуализация обучения, и применение коллективной работы. Поэтому только сочетание различных методов активизации познавательной деятельности на всех этапах урока может дать положительный эффект.

IV. Лабораторно - практическое занятие по теме:

« ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР WORD.».

Рассмотрим конкретное применение ЭВМ на уроках информатики, как один из методов активизации познавательной активности. Примером такого урока может служить лабораторно - практическое занятие по теме « Текстовый редактор WORD». Актуальность проведения данной лабораторно - практической работы навеяно тем, что практически все профессиональные сферы человеческой жизни деятельности оснащены персональными компьютерами, практически вся документация создаются в текстовых редакторах. Цель этого занятия научить студентов основным приемам работы в текстовом редакторе.

В ходе проведения занятия были использованы следующие методы активизации познавательной деятельности:

  • Самостоятельная работа на ЭВМ по изучению строения панелей окна текстового редактора.

  • Были предложены задания тренировочного характера, для закрепления полученных навыков.

  • Для ребят, которые усвоили начальные сведения, также были предложены задания повышенного уровня. Выполняя эти задания, студент должен был подумать и применить те знания, которые у него уже были.

  • В качестве контроля знаний было предложено зачетное задание по набору текста и итоговый тест по данной теме.

  • Для тех студентов , которые не поняли выполнение каких - либо приемов работы в текстовом редакторе , были предложены услуги студента - консультанта. Работа данного студента заключалась в объяснении затруднений, которые возникли у студентов.

  • Для активизации познавательной деятельности студентов, так же была предложена инструкционная карта по работе с текстовым редактором «WORD», которая была взята из учебного практического пособия « Информатика и вычислительная техника» Воронина Е.А., Воловник Т.И., Катасонова Н.Л.

  • В качестве наглядного материала урока предлагался раздаточный материал, который давал толчок для активизации мыслительной, поисковой, познавательной деятельности.

  • Для активизации работы на уроке при сдачи зачетной работы студентам задавались контрольные вопросы, причем пока один из работающих в паре отвечал второй студент контролировал ответ на правильность: если были допущены ошибки при ответе то второй студент исправлял их.

Работа студентов оценивалась следующим образом:

Оценка ставилась за правильное выполнение практического задания и правильный ответ на тестовое задание.


Комбинированный метод оценки знаний.

  • Оценка «5» ставилась при условии правильного выполнения практического и тестового задания.

  • Оценка « 4» ставилась при условии правильного выполнения практического или тестового задания.

  • Оценка « 3» ставилась при условии неправильного выполнения практического или тестового задания.

  • Оценка « 2» ставилась при условии , если студент не разобрался в материале урока.

Рассмотрим структуру урока на котором применяются вышеописанные методы.

План открытого урока

по дисциплине «Информатика»

От 20.10.03

Группа 11«Б»

Преподаватель

Авдеева Н.В.

Тема: Текстовый редактор.

Цель: Научить студентов основным приемам работы в текстовом

редакторе Word, по созданию, форматированию и

редактированию документов.

студент должен

знать:

  • Как запустить текстовый редактор Word.

  • Строение окна Word.

  • Назначение панелей.

уметь:

  • создавать документ.

  • Вводить текст.

  • Редактировать и форматировать его.

Вид занятия: ЛПЗ.

Метод: рассказ с элементами беседы, практическое выполнение

заданий на ПЭВМ.

Оборудование:

  1. Тест.

  2. Инструкционные карты.

  3. ПЭВМ.

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 минуты)

  • проверка присутствующих на уроке и готовности аудитории к

занятию.

  1. Проверка знаний по пройденной теме (10 минут).

(Фронтальный опрос)

  • Что называется текстовым редактором?

  • Какие тексты редакторы вы знаете?

  • Где применяется текстовый редактор?

  • Что является основными функциями текстовых редакторов?

  1. Подведение итогов опроса (5 минут).

  2. Сообщение темы урока, постановка целей урока (5 минут).

  3. Изложение нового материала

а) Создание нового документа в Word, запуск в Word, экран и

панели инструментов Word.

  • Отработка упражнений полученных знаний на ПЭВМ.

Первое знакомство с Word

1. Загрузите текстовый процессор Word

2. Внимательно изучите экран программы. Ознакомьтесь со всеми пунктами меню

3. Медленно перемещаясь по кнопкам в панелях инструментов, прочитайте все всплывающие подсказки

4. С помощью кнопок управления режимами просмотра установите режим разметки

5. Мигающий внутри рабочей области курсор указывает на то, что Word готов к ра­боте.

6. Наберите Своё имя и фамилию попробуйте увеличить размер шрифта надписи, поставить по центру , по левому , по правому краю, изменить цвет шрифта, установить маркер.

б) Ввод и редактирование текста.

  • Отработка упражнений.

Ввод и редактирование текста

1. Загрузите текстовый процессор Word

2. Убедитесь, что включена русская раскладка клавиатуры (в противном случае ус­тановите её)

3. Введите с клавиатуры небольшой фрагмент текста

Информатика - это наука о способах сбора , хранения , обработки и передачи информации.

4. Для знакомства с клавишами управления курсором попробуйте их работу на примере введённого текста

5. Тройным щелчком мыши внутри абзаца выделите его скопируйте в буфер обмена

6. Установите текстовый курсор в начало 1-ой строки абзаца и дайте команду вставки из буфера обмена

7. Нажмите ENTER в конце 1-го абзаца для вставки пустой строки

8. Удалите какую-либо часть вашего текста и отмените это действие

в) Форматирование несложных документов.

(отработка упражнений.)

Форматирование несложных документов

1. Загрузить текстовый процессор Word

2. В окно программы осуществить ввод заданного ниже текста, который далее счи­тать одним абзацем:

Пакет программ Office 97 содержит следующие приложения: текстовый про­цессор Word, электронные таблицы Excel, базы данных Access, программу подго­товки экранных презентаций, графический редактор.

3. Установить в набитом абзаце шрифт №12 и, используя буфер обмена, сделать 3 копии этого абзаца

4. Между абзацами вставить пустые строки

5. В абзаце №2 установить шрифт - Arial №14.

6. В абзаце №3. установить шрифт - Arial Black № 16

  • Ответ упражнения

Пакет программ Office 97 содержит следующие приложения: текстовый про­цессор Word, электронные таблицы Excel, базы данных Access, программу подго­товки экранных презентаций, графический редактор.

Пакет программ Office 97 содержит следующие приложения: текстовый процессор Word, электронные таблицы Excel, базы данных Access, программу подго­товки экранных презентаций, графический редактор.

Пакет программ Office 97 содержит следующие приложения: текстовый про­цессор Word, электронные таблицы Excel, базы данных Access, программу подго­товки экранных презентаций, графический редактор.

  1. Сдача зачета по теме.

а) тестовая проверка (проводится преподавателем после сбора ответов)

б) набор текста. ( проверка выполнения задания проводится преподавателем и студентом - консультантом)

Свой дом в Интернете.

Как только вы захотите подключиться к Интернету, вам предстоит познакомиться со своим сервис - провайдером. Это организация, которая позволит вам подключиться к ее компьютеру, входящему в Интернет на постоянной основе. Начав работу, вы очень быстро узнаете, что среди многочисленных услуг сервис - провайдера есть и бесплатное размещение ваших собственных документов в мировой Сети.

Задание: Наберите данный текст согласно приведенному примеру.

Измените шрифт заголовка с 14 на 18.

Решение упражнения

Свой дом в Интернете.

Как только вы захотите подключиться к Интернету, вам предстоит познакомиться со своим сервис - провайдером. Это организация, которая позволит вам подключиться к ее компьютеру, входящему в Интернет на постоянной основе. Начав работу, вы очень быстро узнаете, что среди многочисленных услуг сервис - провайдера есть и бесплатное размещение ваших собственных документов в мировой Сети.

В) перекрестный опрос ( данная работа проводится следующим образом : преподаватель задаёт вопросы студенту по приемам работы в текстовом редакторе, работающий в паре одногруппник контролирует вопрос отвечающего, исправляет ошибки, дополняет его)


Вопросы для итогового контроля знаний:

1.Назовите основные функции форматирования текста.

2.Как осуществляется предварительный просмотр текста?

3.Что необходимо сделать для выделения строки в тексте?

4.Что необходимо сделать для копирования текста?

  1. Закрепление полученных на уроке приемов работы в текстовом редакторе (Студенты сделавшие задания досрочно печатают тексты в WORD)

8.Подведение итогов урока.

9.Домашнее задание.

Подобрать несложный газетный текст для следующего ЛПЗ.

















ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА.


Практическое занятие


Тема: «Текстовый редактор WORD»


Цель занятия

Дать представление об общих принципах работы с текстовым процессором, показать возможности и средства текстового процессора Word по созданию, редак­тированию и форматированию простых и более сложных текстовых документов.


Студент должен

уметь:

самостоятельно работать в среде текстового процессора Word.

Набирать тексты ,редактировать и форматировать их.

Работать со шрифтами.

знать:

Строение окна текстового редактора WORD.

Уметь сохранять документ на жестком диске.

Назначение панелей текстового редактора.



Общие сведения о текстовом процессоре Word

Программа Microsoft Word 97 представляет собой мощный текстовый процес­сор, работающий под управлением Windows 95/98 и обладающий широкими воз­можностями по подготовке документов, такими, как: развитый интерфейс пользова­теля, обширная и, удобная в применении система справочной помощи, разнообраз­ное форматирование символов и абзацев, удобство в построении и редактировании таблиц, наличие развитого редактора формул, внедрение и связывание графических объектов и др.

Работа в среде Microsoft Word предполагает 2 возможных варианта:

• Документа еще нет. Он будет впервые создаваться в сеанс работы

• Документ уже есть. Он хранится на диске в какой-либо папке под каким-либо именем.

В связи с этим несколько изменяется технология работы.

Сеанс работы в Word для 1-го варианта:

Запуск Word  ввод текста документа  редактирование документа  фор­матирование документа  сохранение документа в какой-либо папке под каким-либо именем  печать документа (если в этом есть необходимость)  закрытие

Word.

Сеанс работы в Word для 2-го варианта:

Запуск Word  открытие папки, в которой находится нужный документ  от­крытие документа  редактирование и форматирование документа  сохранение полученного документа либо на старом месте под старым именем, либо на новом месте под новым именем  печать документа (если в этом есть необходимость)  Закрытие Word.

Действия по сохранению, открытию и закрытию документов в Word 97 анало­гичны этим же действиям в Windows 95/98.

Запуск WORD. Существует несколько способов запуска этой программы. Один из них - с помощью главного меню:

Пуск  Программы  Microsoft Word.

Запуск программы Word завершается появлением на экране специальной кар­тинки, называемой окном программы.

Экран Word. Окно программы Word можно представить разделенным на 3 области: строки над окном документа, собственно окно документа и строки ниже окна документа.

Внешний вид экрана Word может изменяться. Отдельные элементы можно добавлять или удалять с экрана. Эти действия называются настройкой экрана Word.

Настройка панелей инструментов. Всего в Word 97 имеется 13 панелей ин­струментов, но обычно одновременно используются лишь некоторые из них. Программа поддерживает возможность самостоятельной настройки панелей инструмен­тов. Настройку выполняет сам пользователь. Действия пользователя представлены ниже в виде цепочки действий: меню ВидПанели инструментовпоставить/снять флажок возле названия нужной панели. Ниже приведено назначе­ние некоторых наиболее часто используемых панелей инструментов:


Название панели инструментов

Содержит кнопки для:

примечание

Стандартная

Выполнения файловых операцией, редактирования, работы с буфером обмена

устанавливается по умолчанию

Форматирование

Форматирования

документа

устанавливается по умолчанию

WordArt

Создания художественных заголовков

Рисование

Выполнения простейших чертёжно-графических работ

создаваемые графические объекты вставляются в текст как графические кадры


Настройка режимов просмотра документа. В Word 97 есть 5 разных спосо­бов просмотра документа, которые можно выбрать в меню Вид: обычный, электронный документ, разметка страницы, структура и главный документ. Первые 4 режима можно также выбрать с помощью кнопок, расположенных в левом нижнем углу окна документа.

Коротко о назначении каждого из режимов:

Обычный - в нем удобно проводить правку текста, предварительно просмат­ривать большинство имеющихся в тексте эффектов, но нельзя отобразить графиче­ские и другие объекты.

Электронный документ - упрощает прочтение документа, делая шрифт более крупным, чем он будет выглядеть в напечатанном виде, и отображая схему доку­мента - средство, с помощью которого можно легко перемещаться по документу.

Разметка страницы - в этом режиме можно увидеть действительное распо­ложение текста и графики документа на напечатанных страницах.

Структура - можно просмотреть структуру документа. Каждый заголовок будет помечен знаком плюс, подзаголовки - знаком минус. В этом режиме можно изменить структуру документа, перетащив знаки плюс и минус в другую его часть.

Главный документ - здесь документ отображается также, как и в режиме структуры, но этот режим используется при работе с длинным документом.

Строка состояния. Эта строка находится в нижней части экрана и содержит информацию о текущем документе.

Пример. Вид строки состояния

Стр.1 Разд1 1/59 на 14,см Ст 25 Кол 28


Строка состояния, изображенная выше, показывает следующую информацию:

• Разд. 1 - текущий раздел (до тех пор, пока документ не разбит на разделы, будет отображаться Разд. 1)

• 1 / 59 - номер текущей страницы / число страниц в документе

• На 14,2 см - расстояние в сантиметрах от начала страницы до места расположе­ния курсора

• Ст. 25 - номер текущей строки (отсчет всегда ведется с первой строки страницы)

• Кол 28 - расстояние в символах от начала строки до курсора.

Кроме того, строка состояния выдает наиболее важные сообщения и инструк­ции по работе. В правой части строки состояния находятся индикаторы режимов -серые утопленные кнопки с надписями. Эти кнопки сообщают о включении или вы­ключении определенных режимов Word 97. Например, при нажатии клавиши INS осуществляется переход из режима вставки символов в режим замены символов. При этом буквы на индикаторе ЗАМ станут черными, показывая, что выбран режим замены. В этом режиме новый текст заменяет любой текст справа от курсора ввода, а не сдвигает старый текст вправо как в режиме вставки символов.

Линейка. Если эта строка отсутствует на экране, то для ее вывода нужно в пункте меню Вид активизировать пункт подменю Линейка. Строка Линейка нужна, чтобы видеть границы документа. Под границами понимаются: левый отступ, пра­вый отступ и абзацный отступ (красная строка). Графические обозначения границ в строке Линейка называются маркерами.

 - маркер левой границы

- маркер абзацного отступа

Δ - маркер правой границы

Упражнение.

Первое знакомство с Word

1. Загрузите текстовый процессор Word

2. Внимательно изучите экран программы. Ознакомьтесь со всеми пунктами меню

3. Медленно перемещаясь по кнопкам в панелях инструментов, прочитайте все всплывающие подсказки

4. Убедитесь, что в строке Линейка маркеры границ абзаца установлены по умолча­нию

5. С помощью кнопок управления режимами просмотра установите режим разметки

6. Мигающий внутри рабочей области курсор указывает на то, что Word готов к ра­боте.

7 Наберите Своё имя и фамилию попробуйте увеличить размер шрифта надписи, поставить по центру , по левому , по правому краю, изменить цвет шрифта, установить маркер.

Ввод и редактирование текста

Ввод текста. Создание нового документа начинается с ввода текста документа в рабочую область окна. Ввод текста осуществляется с помощью алфавитно-цифровых клавиш. Место в документе, в которое происходит ввод текста, отмечается на экране мигающей вертикальной чертой, которую называют курсором. При вводе пользователю не нужно следить за текстом. Когда текст достигнет правой границы окна, Word97 сам переместит курсор на следующую строку для продолже­ния ввода.

Для ввода заглавных символов используется клавиша SHIFT,

Для переключения между русскими и латинскими символами на разных пер­сональных компьютерах используются различные комбинации клавиш. Для того чтобы узнать комбинацию клавиш данной машины, надо посмотреть, как настроены её свойства. Следующая цепочка действий покажет как это сделать:

Пуск  Настройка  Панель управления  Клавиатура  Языки и раскладки. Обычно для этой цели используют комбинацию клавиш CTRL+SHIFT.

Редактирование текста. Под редактированием понимают изменение уже су­ществующих документов. В процессе редактирования пользователь активно исполь­зует клавиши управления курсором, которые перечислены ниже:

  • Home - перемещение курсора ввода текста в начало строки (на неполных клавиатурах тот же эффект достигается через комбинацию клавиш fn + ←).

  • Home - перемещение курсора ввода текста в начало строки (на неполных клавиатурах тот же эффект достигается через комбинацию клавиш fn + ←)

  • End - перемещение курсора ввода текста в конец строки (на неполных клавиатурах тот же эффект достигается через комбинацию клавиш fn + →).

  • ←↑→↓ - клавиши перемещения курсора ввода по тексту.

  • Ctrl + → - перемещение курсора на одно слово вправо.

  • Ctrl + ← - перемещение курсора на одно слово влево.

  • Page Up - на экранную страницу вверх.

  • Page Down - на экранную страницу вниз.

  • Ctrl + Page Up - на страницу вверх.

  • Ctrl + Page Down - на страницу вниз.

  • Ctrl + Home - переход в начало текста / документа.

  • Ctrl + End - переход в конец текста / документа.

  • Shift + F5 - переход к месту недавнего редактирования текста.

Текстовый процессор предоставляет возможность выбора между двумя режи­мами редактирования текста: режим вставки символов и режим замены символов. По правилу умолчания в Word работает режим вставки символов. В этом режиме вводимый текст "раздвигает" существующий текст, а в режиме замены новые символы замещают символы предшествующего текста, находившиеся в точке ввода. Двойной щелчок на индикаторе ЗАМ позволяет переключать режимы.

Удаление ошибочно введённых символов выполняют клавишами BACKSPACE и DELETE. Разница между ними состоит в том, что первая удаляет символы, стоящие слева от курсора, а вторая - справа.

Для удаления большой части текста необходимо сначала произвести выделе­ние этой части, а затем нажать клавишу DELETE.

Выделение текста. Выделение фрагмента текста необходимо тогда, когда предполагается выполнить какие-либо действия только над этим фрагментом. Выделение - это подсвечивание альтернативным цветом. Например, если экран белый, а символы на нем чёрные, то при выделении фрагмента фон во фрагменте будет чёрным, а символы - белые.

Word97 позволяет выделить слово, строку, предложение, абзац, одну экранную страницу текста или весь документ.

Выделение слова. Чтобы выделить одно слово, достаточно дважды щелкнуть внутри него.

Выделение строк. В окне документа левая вертикальная область называется областью выделения. Указатель мыши в этой области принимает вид стрелки, направленной в правый верхний угол. Чтобы выделить одну строку, нужно вывести указатель мыши в область выделения , добиться вида стрелки, направленной в правый верхний угол, и щёлкнуть мышью. Если нужно выделить несколько строк, то нужно выполнить действия, описанные выше, но во время щелчка не отпускать кнопку мыши и протащить её через все подлежащие выделению строки.

Выделение абзацев. Абзац - это текст, находящийся между двумя маркерами концов абзацев. Эти маркеры вставляются в текст после нажатия на клавишу ENTER, однако, увидеть их можно только при включенном режиме непечатаемых символов. Включение этого режима осуществляется щелчком на нужной кнопке в панели ин­струментов Стандартная. Для выделения абзаца нужно произвести двойной щелчок в области выделения или тройной щелчок внутри абзаца. Для выделения нескольких абзацев нужно выделить первый и, не отпуская кнопку мыши, переместить указа­тель мыши вверх или вниз.

Выделение больших фрагментов текста. Иногда требуется быстро выде­лить большую часть документа. Для быстрого выделения следует воспользоваться так называемыми "горячими клавишами":

• Для выделения текста от точки ввода до конца документа следует нажать CTRL + SHIFT + END

• Для выделения фрагмента текста от точки ввода до начала документа следует нажать CTRL + SHIFT + HOME

• Чтобы выделить весь документ, нужно трижды щёлкнуть левой кнопкой мыши в области выделения.

Отмена выполненных действий. В Word 97 существует команда, позволяю­щая отменить некоторое количество последних действий пользователя. Это команда Отменить из меню Правка.

Проверка орфографии и грамматики. Word 97 предоставляет два способа проверки орфографии и грамматики: с помощью диалогового окна и при вводе текста. Для использования диалогового окна следует выполнить действия: если не требуется проверять орфографию и грамматику всего документа, то нужно выделить только нужный текст. В меню Сервис выбрать команду Правописание или в панели инструментов Стандартная щёлкнуть соответствующую кнопку. В появившемся диалоговом окне Word 97 обозначит ошибку и предложит вариант замены. Далее следует щёлкнуть один из предложенных вариантов.

Word 97 подчёркивает орфографические ошибки красной линией, а возможные грамматические ошибки - зелёной.

При наборе текста Word 97 проверяет правописание автоматически. Чтобы исправить орфографическую ошибку, которая подчёркнута красной линией, следует щёлкнуть её правой кнопкой мыши. В появившемся при этом контекстном меню нужно выбрать правильное написание слова. Если ни один из предложенных вари­антов не подходит, следует попробовать исправить слово и посмотреть, осталось ли оно подчёркнутым. И с помощью контекстного меню проверки орфографии, и с помощью контекстного меню проверки грамматики можно быстро попасть в диалого­вое меню проверки правописания. Для этого следует из этих меню выбрать самый нижний пункт Орфография.

Упражнение.

Ввод и редактирование текста

1. Загрузите текстовый процессор Word

2. Убедитесь, что включена русская раскладка клавиатуры (в противном случае ус­тановите её)

3АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

. Введите с клавиатуры небольшой фрагмент текста

4. Для знакомства с клавишами управления курсором попробуйте их работу на примере введённого текста

5. Тройным щелчком мыши внутри абзаца выделите его скопируйте в буфер обмена

6. Установите текстовый курсор в начало 1-ой строки абзаца и дайте команду вставки из буфера обмена

7. Нажмите ENTER в конце 1-го абзаца для вставки пустой строки

8. Удалите какую-либо часть вашего текста и отмените это действие

Форматирование несложных документов

Форматирование - это изменение внешнего вида документа. Цель формати­рования - сделать документ более красивым и более читаемым. Word обладает большим набором удобных средств форматирования документа" в нем можно фор­матировать отдельные символы, слова, абзацы, весь текст. Основные приёмы фор­матирования позволяют:

• управлять шрифтовым оформлением текста (размер, начертание шрифта);

• задавать метод выравнивания текста;

• управлять параметрами абзаца;

• создавать нумерованные и маркированные списки;

• создавать Буквицу;

• строить таблицы и диаграммы;

• записывать сложные формулы

• вставлять в текст рисунки.

Последние три приёма форматирования следует сделать предметом отдельного рассмотрения, т.к. они применяются к более сложным документам.

Шрифт - это набор символов определённого стиля. Перечень шрифтов представлен в виде раскрывающегося списка в панели Форматирование.

Чаще других используются следующие шрифты:

Times New Roman (для основного текста)

Arial (для заголовков).

Шрифт можно поменять у одного символа, у слова, у абзаца, у всего текста. Команде смены шрифта всегда предшествует одно и то же действие - выделение той части текста, в которой предполагается сменить шрифт.

При форматировании текста быстрые изменения можно произвести с помощью панели Форматирование. Однако, более широкие возможности предоставляет диалоговое окно Шрифт" которое вызывается следующей цепочкой действий: меню Формат => Шрифт...

По сравнению с панелью Форматирование диалоговое окно Шрифт имеет одно существенное преимущество: в нижней части окна находится поле Образец, которое позволяет видеть последствия предпринимаемых действий ещё до их выполнения. Кроме того, диалоговое окно Шрифт предоставляет несколько типов обработки текста, недоступных из панели Форматирование. Это несколько видов подчеркивания, а также различные эффекты, например, нижние и верхние индексы, эффект тени и др.

Для смены размера шрифта следует предварительно выделить ту часть текста, к которой будет применяться команда смены размера шрифта, и в панели Форматирование щёлкнуть на том размере шрифта, который следует установить.

В Word возможны следующие начертания шрифта: полужирное, курсив, с подчёркиванием. Кроме того. Word допускает также и любую их комбинацию. Для смены начертания следует выделить нужный фрагмент текста и щёлкнуть на соответствующей кнопке в панели Форматирование.

Настройка параметров абзаца. Форматирование отдельного символа или слова используется довольно редко. Гораздо чаще приходится иметь дело с абзацем или даже с блоком текста. Word имеет команды и кнопки, выполняющие большинство задач форматирования абзаца. Перед подачей команды форматирования абзаца следует установить курсор ввода в нужный абзац, тогда любое изменение атрибута абзаца будет применено ко всему абзацу, в котором расположен курсор ввода.

К абзацу можно применить следующие настройки:

• выбрать тип выравнивания;

• установить отступы (от левого или от правого края текста);

• установить отступ первой строки абзаца ("красная строка");

• создать "буквицу";

• задать обрамление абзаца;

• создать нумерованный или маркированный список.

Текстовый процессор Word 97 поддерживает четыре типа выравнивания текста: по левому краю, по центру, по правому краю и по ширине.

Выбор метода выравнивания выполняют соответствующими кнопками в пане­ли инструментов Форматирование или через команды:

меню Формат  Абзац...  Отступы и интервалы  Выравнивание. Избранный метод действует на текущий и последующие вводимые абзацы.

Иногда возникает необходимость весь абзац подвинуть влево или вправо. Для этого достаточно щёлкнуть мышью внутри абзаца и в панели Форматирование щёлкнуть на кнопке "увеличить отступ" или "уменьшить отступ" соответственно.

Отформатировать абзац с отступом позволит цепочка действий: меню ФорматАбзац…Отступы и интервалыдалее в полях отступ слева и отступ справа следует ввод числа, определяющего, на сколько сантиметров текст необходимо ото­двинуть от края.

Создать "красную строку" можно следующими командами: меню ФорматАбзац…в поле первая строка выбрать опцию отступ.

Буквица - это увеличенная стилизованная первая буква в абзаце. Ниже в тексте приведен пример использования буквицы.

Для создания буквицы необходимо установить точку ввода в любое место предложения. Далее следует воспользоваться цепочкой действий: меню Формат => Буквица...

В появившемся диалоговом окне Буквица нужно выбрать то назначение, которое подходит.

С помощью средств обрамления можно текст в абзаце заключить в рамку. Обрамление выполняется либо через панель инструментов Таблицы и границы, либо через диалоговое окно Границы и заливка . Для выполнения обрамления необходимо поместить точку ввода внутрь того абзаца, который предполагается взять в рамку. Далее следовать цепочке действий: меню ФорматГраницы и заливка. в открывшемся диалогом окне Границы и заливка произвести все нужные назначения (задать тип рамки, тип линии обрамления, цвет, ширину).

Создание нумерованных и маркированных списков относится к наиболее часто используемым методам форматирования, позволяющим обратить внимание читателя на определённые текстовые фрагменты. Для создания списка следует установить точку ввода в то место, где будет начинаться список, и в панели Форматирование щёлкнуть на нужной кнопке. Если список создаётся из уже подготовленного текста, то нужная часть его должна быть предварительно выделена. Однако, если предложенный вид нумерации или вид маркера не устраивает пользователя, то для их смены нужно выполнить цепочку действий: меню ФорматСписок...МаркированныйИзменить.... Для завершения маркированного или нумерованно­го списка и выхода из режима его создания по завершении ввода последней строки дважды нажать клавишу ENTER.


Упражнение.

Форматирование несложных документов

1. Загрузить текстовый процессор Word

2. В окно программы осуществить ввод заданного ниже текста, который далее счи­тать одним абзацем:

Пакет программ Office 97 содержит следующие приложения: текстовый про­цессор Word, электронные таблицы Excel, базы данных Access, программу подго­товки экранных презентаций, графический редактор.

3. Установить в набитом абзаце шрифт №12 и, используя буфер обмена, сделать 3 копии этого абзаца

4. Между абзацами вставить пустые строки

5. В абзаце №1 выполнить форматирование по следующим назначениям: отступ слева - 2,5; отступ справа - 2; шрифт - полужирный; красная строка; выравнива­ние - по ширине

6. В абзаце №2 установить шрифт - Arial №14, задать буквицу на 2 строки

  1. В абзаце №3 из перечисленных приложений сделать маркированный список, установить шрифт №14 и сделать обрамление.





Список литературы

  1. Балаев А.А. «Активные методы обучения» /Москва 1986/

  2. Бабанский Ю.К. «Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов» /Москва 1988г/

  3. Буланова - Топоркова М.В. , Духавнева А.В. « Педагогические технологии»/Ростов на Дону 2002/

  4. Воронин Е.А., Воловник Т.И., Катанасова Н.Л. «Информатика и вычислительная техника»

  5. Петровский А.В « Общая психология» /Москва 1986/

  6. Семакин И. «Базовый курс 7-9» /Москва 2001/

  7. Хеннер Е.К., Пак Н.И. « Практикум по информатике» /Москва 2001/
































Приложение 1

Контрольный тест

по теме «Текстовый редактор»

1. Текстовый редактор - это:

а) прикладное программное обеспечение, используемое для создания текстовых документов и работы с ними;

б) прикладное программное обеспечение, используемое для создания таблиц и работы с ними;

в) прикладное программное обеспечение, используемое для автоматизации задач бухгалтерского учета.

2. К текстовым редакторам относятся редакторы:

a) Lexicon 2.0 for Windows, Word for Windows 6.0, 7.0;

6) Quattro Pro, Super Calc;

в) Paradox, Clipper.

3. Для загрузки программы MS -Word необходимо:

а) в меню Пуск выбрать пункт Программы, в выпадающих подменю щелкнуть по позиции Microsoft Office, а затем - Microsoft Word;

б) в меню Пуск выбрать пункт Документы, в выпадающем подменю щелкнуть по строке Microsoft Word;

в) набрать на клавиатуре Microsoft Word и нажать клавишу Enter.

4.Курсор - это:

а) короткая мигающая линия, показывающая позицию в рабочем поле для ввода символов;

б) короткая мигающая линия, показывающая начало абза­ца строки символов;

в) короткая не мигающая линия, показывающая позицию в рабочем поле, для ввода символов.

4. Нажатие клавиш PgUp и PgDn перемещает текст на:

а) один абзац;

б) одну строку;

в)одну страницу.

5. Рабочее поле - это:

а) пространство на экране дисплея для создания докумен­та и работы с ним;

б) часть окна на экране дисплея, предназначенная для вставки объектов;

в) пространство на экране дисплея для создания рисунков и диаграмм пользователя.



Приложение 2

В приведенном, ниже списке неправильно соответственны фамилии поэтов и писателей с именами и отчествами. Не набирая не одной буквы, составьте правильный список.

Михаил Михайлович Горький

Александр Сергеевич Чехов

Михаил Юрьевич Пушкин

Самуил Яковлевич Крылов

Николай Алексеевич Лермонтов

Агния Львовна Гайдар

Константин Георгиевич Пришвин

Алексей Максимович Маршак

Аркадий Петрович Паустовский

Иван Андреевич Толстой

Антон Павлович Некрасов

Лев Николаевич Барто







, Приложение 3

Ниже записаны в случайном порядке половинки пословиц. Каждая половин­ка заканчивается многоточием. Восстановите правильные тексты пословиц (не набирая не одной буквы!), заменив многоточие на нужные знаки препинания. Каждая пословица должна быть записана в отдельной строке.

Слово - не воробей............. рот не разевай...

И хочется, и колется... пригодится напиться... Своя рубашка........ вылетит - не поймаешь...

Не плюй в колодец.......... и мама не велит...

Дурная голова................ а сам не плошай...

Чем дальше в лес................ ближе к телу...

На чужой каравай....... ногам покоя не дает...

Делу - время................. тем больше дров...

На бога надейся..................... потехе час...

Что с возу упало... то не вырубишь топором... Что написано пером................то пропало...

Друга ищи............................ всем - нет...

Старый друг................ а найдешь, береги...

Одному страшно.............. а недруг - ложь...

Друг скажет правду...... лучше новых двух...






Приложение 4

Свой дом в Интернете

Как только вы захотите подключиться к Интернету, вам предстоит познакомиться со своим сервис-провайдером. Это организация, которая позволит вам подклю­читься к ее компьютеру, входящему в Интернет на постоянной основе. Начав ра­боту, вы очень быстро узнаете, что среди многочисленных услуг сервис-провайдера есть и бесплатное размещение ваших собственных документов в ми­ровой Сети.

Задание: Наберите данный текст согласно приведенному примеру. Измени­те шрифт заголовка с 14 на 18.









Приложение 5

Наберите текст следующего детского стихотворения:

1 вариант

Я шалил; разбилась ваза.

- Кто разбил? - спросил мой father.

- Это бабушкина ваза.. .

Прослезилась моя mother.

Тут за меня вступилась sister:

- Осколки он убрал, все чисто!

Потом сказала: «Father, mother,

Шалить не будет больше brother».

2 вариант

Ну почему считает папа,

Что все медведи косолапы?

Пет, мой медведь не косолап.

Я попросил его: «Stand up!»

Он встал... на две кривые лапы.

«Садись - sit down!» Прав мой папа..

Создайте в программе Word наклейку на тетрадь

1. Разверните рамочку для текста.

2. В центре рамочки наберите текст:

Т Е Т Р А Д Ь

по информатике

Студента гр.№______

Адамовского сельскохозяйственного техникума

Фамилия , имя

3. Слово «тетрадь» выделить жирным шрифтом.

4. Выражение «по информатике» подчеркнуть.

5. Рамочку при необходимости поправить.

29

© 2010-2022