- Преподавателю
- Информатика
- Методическая разработка урока методом проектов по тем Технология обработки текстовой информации. Практическая работа: создание и оформление кроссворда по информатике
Методическая разработка урока методом проектов по тем Технология обработки текстовой информации. Практическая работа: создание и оформление кроссворда по информатике
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лещенко Е.А. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тольяттинский техникум сервисных технологий и предпринимательства
Методическая разработка урока методом проектов.
Профессия: НПО 34.2 «Повар, кондитер»
Раздел: «Информационные технологии»
Тема: «Технология обработки текстовой информации. Практическая работа: создание и оформление кроссворда по информатике».
Преподаватель: Лещенко Е. А.
г.о. Тольятти
2011 г.
Введение.
Цели урока: обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Технология обработки текстовой информации», научить учащихся представлять свои работы на обсуждение и оценивать других.
Урок проводится в конце темы, когда учащиеся изучили тему и владеют навыками обработки информации в текстовом редакторе, а также обладают навыками работы с таблицами.
Тема проекта: «Создание кроссворда». Учащиеся должны определиться с предметом, по которому будет составлен кроссворд. За две недели до занятия, группа делится на 5 групп (методом жеребьевки). Группам дается задание - собрать материал. В начале занятия с учащимися проводится тест, для систематизации знаний, полученных на занятиях информатики. Во время практической части, каждая группа самостоятельно работает с материалом, который был заранее подготовлен, составляет вопросы, затем разрабатывает макет кроссворда в тетрадях, после чего оформляют его в программе MS Word. Каждая группа в конце занятия должна представить свой проект и защитить его. В конце урока подводятся итоги в форме рефлексии. Происходит обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность составления кроссворда. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось…
В процессе работы учащиеся обучают и помогают друг другу. Также можно дать задание «составить кроссворд по любому предмету», тогда в результате работы будет прослеживаться связь этого предмета и информатики.
Учащиеся свободно высказывают свое мнение и суждение в группах, перед товарищами, что позволяет им развивать коммуникабельность.
В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы можно использовать учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.
Методическая разработка урока методом проектов.
Тема: «Технология обработки текстовой информации. Практическая работа: создание и оформление кроссворда по информатике».
Тип урока: практическое занятие.
Цели урока:
образовательная:
-
обобщить и систематизировать пройденные знания по теме «Технология обработки текстовой информации».
-
отражать навыки работы в текстовом редакторе
-
познакомиться с новыми возможностями текстового редактора
-
научить учащихся представлять свои работы на обсуждение и оценивать других
развивающая:
-
формирование интереса к предмету
-
расширить кругозор учащихся
-
развитие мышления, воображения
-
развитие умений и навыков самостоятельной работы
воспитательная:
-
воспитание самостоятельности
-
воспитание культуры интеллектуального труда
пояснение значимости данной темы и предмета в целом в современной жизни
Мотивация: актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся
Тип проекта: творческий, мини проект
Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре MS Word.
Цели проекта:
-
обучение навыкам систематизации и структуризации информации
-
развитие творческой и исследовательской инициативы
-
разработка проекта
-
отработка основных навыков работы с текстом
-
освоение технологии создания кроссвордов.
Предметно-содержательная область: информатика
Длительность: одна пара
Оборудование и материалы: бланки листов планирования на каждого учащегося, компьютер, текстовый редактор MS Word 2003/2007
План урока:
-
организационный момент (3 - 5 минут)
-
актуализация опорных знаний (тест) (5 минут)
-
создание проекта (70 минуты):
-
мотивация и организация деятельности учащихся на уроке (3 минуты)
-
определение темы вопросов для кроссворда (5 минут)
-
отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами (15 минут)
-
создание макета кроссворда на бумаге (10 минут)
-
создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур; (15 минут)
-
запись вопросов и ответов к кроссворду (7 минут)
-
представление результатов работы преподавателю (15 минут)
-
заключительный момент (5 минут)
-
подведение итогов
-
постановка д/з.
-
рефлексия
Содержание урока:
-
организационный момент
Проверка присутствующих, запись темы урока на доске, оглашение её и целей данного занятия учащимся, объявление задания для учащихся во время урока.
-
актуализация опорных знаний (тест)
Тест на тему «WORD»
Вариант 1.
1. Укажите, какой из перечисленных программных продуктов является текстовым редактором, имеющим средства форматирования и включения графики:
-
Corel;
-
MuliEdit;
-
Microsoft Exsel;
-
WinWord;
-
Paint.
2. Что такое режим вставки:
-
Метод добавления текста в документ, при котором существующий текст сдвигается влево, освобождая место вводимому тексту.
-
Метод добавления текста в документ, при котором существующий текст сдвигается вниз, освобождая место вводимому тексту.
-
Метод добавления текста в документ, при котором существующий текст остается на месте.
-
Метод добавления текста в документ, при котором существующий текст сдвигается вправо, освобождая место вводимому тексту.
-
Метод добавления текста в документ, при котором существующий текст удаляется, освобождая место вводимому тексту.
3. Для чего предназначен буфер редактора Word?
-
Для длительного хранения нескольких фрагментов текста и рисунков.
-
Для временного хранения копии какого-либо блока или удаленного блока.
-
Для защиты информации от вирусов.
-
Для исправления ошибок при вводе команд.
-
Для передачи текста на печать.
4.Укажите номера эффектов для следующих начертаний:
-
-
H2O;
1. полужирный
-
Иванов3;
2. подчеркнутый
-
Текстовый редактор;
3. нижний индекс
-
Текстовый редактор;
4. верхний индекс
-
Текстовый редактор;
5. курсив
-
-
Какое действие с текстом можно выполнить:
-
Щелкнув правой кнопкой мыши и выбрав абзац ( или Формат/Абзац)
1. Изменить размеры полей документа
-
Щелкнув в меню Файл/Параметры страницы/Поля
2. Изменить отступы и размеры красной строки.
6. С помощью какой последовательности команд можно получить следующий вид надписи:
-
Правка/Специальная вставка…
-
Формат/Шрифт…
-
Вставка/Рисунок/Объект WordArt…
-
Формат/Стиль…
7. Для каких целей служит такое окно?
-
Для проведения несложных вычислений в таблицах.
-
Для ввода формул в текст.
-
Для вычислений на калькуляторе.
-
В редакторе Word такого окна нет.
Тест на тему «WORD»
Вариант 2.
1. Для чего предназначен помощник?
-
Для украшения окна документа.
-
Для получения быстрых советов или справок.
-
Для демонстрации анимационных возможностей Word.
-
Для вставки в текст документа анимации.
2. Укажите номера пиктограмм, выполняющих указанное действие:
-
Ввод документа с диска.
-
Печать документа.
-
Запись документа на диск.
-
Предварительный просмотр.
1
2
3
4
3. Укажите номера клавиш меню, выполняющих:
-
Изменение размеров букв.
1Изменение начертания шрифта.
3
2
4
4. Если выполнить команду Формат/Границы и заливки, то можно сделать:
-
Обрезку текста всего документа и окраску.
-
Смену цвета текста в одном абзаце.
-
Обрамление страницы или абзаца и заливку фона.
5. Что такое колонтитул?
-
Элемент оформления страницы, куда можно ввести нужный текст, рисунок, номер страницы, дату и время.
-
Разбиение документа на несколько колонок.
-
Элемент оформления титульного листа документа.
6. Что такое форматирование таблицы?
-
Это изменение положения таблицы в документе.
-
Это изменение размера шрифта и положения надписей в ячейках.
-
Это изменение размеров ячеек, вставка и удаление строк и столбцов таблицы, объединение и разбивка ячеек.
7. Если по ходу работы нужно использовать несколько документов, то удобнее использовать возможность редактора:
-
Сделать выписку из документа, сохранить ее в буфере или в новом файле, загрузить другой документ и вставить в него выписку.
-
Сделать несколько окон и в каждом окне иметь по нужному тексту.
Тест на тему «WORD»
Вариант 3.
1. Для чего предназначена клавиша прокрутки?
-
Для изменения размеров документа.
-
Для выбора элементов меню.
-
Для быстрого перемещения по тексту.
-
Для оформления экрана.
2. С помощью какой команды можно изменить ориентацию текста на листе бумаги?
-
Файл/Параметры страницы/Поля.
-
Файл/Предварительный просмотр.
-
Файл/параметры станицы/Размер бумаги.
-
Формат/Границы и заливки.
-
Файл/Печать/Свойства.
-
Укажите номера клавиш, с помощью которых можно быстро перемещаться:
-
-
В начало стоки
1. [ PgUp]
-
В конец строки
2. [ Home]
-
На экран вверх
3. [ End]
-
На экран вниз
4. [ PgDn]
-
4. Выберите из приведенного перечня две команды, которые создают многоуровневые списки:
-
Выполнить Формат/Список/Многоуровневый
-
Выполнить Вставка/Символ
-
Выполнить Формат/Шрифт/Абзац
-
Щелкнуть правую кнопку мыши и Список/ Многоуровневый
5. Укажите номера функций данных клавиш:
-
Выравнивание по центру
1
2
3
4
-
выравнивание по ширине
-
выравнивание по левому краю
-
выравнивание по правому краю
-
Перечислите номера клавиш меню, с помощью которых можно поместить какую-либо таблицу в документ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
7. Перечислите, какую информацию можно получить, выполнив Файл/Свойства?
-
Название документа
-
Тип документа
-
Фамилию автора
-
Дату создания
-
Все перечисленное выше
Тест на тему «WORD»
Вариант 4.
1. С помощью какой пиктограммы можно запустить редактор Word?
2. Для чего служит клавиша Delete?
-
Для удаления символа перед курсором.
-
Для перехода к следующему абзацу.
-
Для отступа места.
-
Для сохранения текста.
-
Для удаления символа следующего за курсором.
-
Какая из перечисленных последовательностей действий выполняет:
-
Перемещение блока.
-
Выделить блок.
-
Поместить его в буфер.
Вставить его в нужном месте
Вставить блок.
-
Копирование блока.
-
-
Выделить блок.
-
Поместить его в буфер.
Затем передвинуть курсор туда, куда необходимо.
4. Какой из приведенных списков является маркированным?
-
1)
2)
-
зима
-
весна
-
лето
-
осень
1. зима
2. весна
3. лето
4. осень
-
5. Что такое абзац?
1) Абзац- это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием клавиши Esc.
2) Абзац- это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием клавиши Spase.
3) Абзац- это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием клавиши Enter.
4) Абзац- это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием клавиши Delete.
5) Абзац- это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием клавиши Shift.
6. с помощью какой клавиши верхнего меню можно проверить правописание?
1
3
2
4
7. Выберите номера правильных ответов на вопрос: Стили применяются для:
-
Единообразного оформления документа;
-
Стандартного оформления фрагментов текста;
-
Вывода документа на печать;
-
Автоматического изменения оформления документа;
-
Вставки в документ готового рисунка.
-
Создание проекта (практическая работа учащихся)
Учащиеся самостоятельно работают в группах над проектом
Учащиеся выступают группами и представляют свои проекты. Остальные учащиеся оценивают работы. На занятии ощущается творческий подъем.
Учителю отводится роль организатора познавательной деятельности и активного наблюдателя.
-
Заключительный момент
Подводятся итоги урока, озвучивается домашнее задание и проводится рефлексия
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось…