Электронное учебное пособие по познанию мира

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация проекта

Авторы: Каримова Б.К, Ратушная А.В, учитель Ерескенова А.Ж.

«ЭУП по познанию мира» разработан для учащихся 4 классов. В основу отбора содержания положено типовая программа. «ЭУП по познанию мира» выполнен на модульной основе. Раздел «Растения и животные Казахстана» состоит из 7 тем:

  1. Приспособление живых организмов к среде обитания;

  2. Растения и животные лугов;

  3. Растения и животные степей;

  4. Растения и животные пустынь;

  5. Растения и животные лесов и тугаев;

  6. Растения и животные водоемов;

  7. Растения и животные гор;

Тестирование дает возможность учащимся увидеть количество верных и неверных ответов

Аңдатпа


Авторы: Каримова Б.К, Ратушная А.В, ұстаз Ерескенова А.Ж.

«Дүниетану бойынша электрондық оқу құралы» 4 сынып оқушылары үшін құрастырылған. Негізгі мазмұнына типтік бағдарламалар енгізілген. «Дүниетану бойынша электрондық оқу құралы» модульдік негізінде орындалған. «Қазақстанның өсімдіктер мен жануарлары» тарауы 7 тақырыптан тұрады.

  1. Жануарлардың қоршаған ортаға бейімделуі;

  2. Шалғындағы жануарлар мен өсімдіктер;

  3. Дала жануарлар мен өсімдіктер;

  4. Шөлді жерлердегі жануарлар мен өсімдіктер;

  5. Тоғай мен орман жануарлары мен өсімдіктері;

  6. Суасты жануарлар мен өсімдіктері;

  7. Таулы жануарлар мен өсімдіктер;

Тестілеу оқушылардың дұрыс және қате жауаптарын саның көруге мүмкіндік береді.

Annotation by the lesson


Know ledge about the world in the 4 th class. The Authors: Karimova B , Ratushnaya A.

The teacher : Ereskenova Aigerim Zhumageldyevna

The lesson "The Know ledge about the world" was made for the students of the 4 th classes. The lesson was based on typical programme the lesson "The Know ledge about the world" was made on the module basis "The plants and animals of Kazakhstan" and consists of 7 themes .

According to each module in the hyper text the basic defenitions and concepts .

For the control of know ledge guality the interactive tacks are giren. The test girtn an opportunity for students to see the number of correct and wrong answers:

1. Adoptation of alive organism to the environment .

2. The plants and animals of fields.

3. The plants and animals of steps

4. The plants animals of desert

5. The plants and animals of forest and tudays

6. The plants and animals of reservoirs

7. The plants and animals mountains


Введение


Проблема создания и внедрения в образовательный учебный процесс электронных учебников и пособий активно разрабатывается в настоящее время. Электронный учебник - это не только средство учебного назначения, а и полноценный компонент информационного образовательного пространства, в котором преподаватель и ученик находятся как субъекты процесса обучения. Примененные различные информационно-коммуникационные технологии требует объединения разных компонентов дидактической системы, и делает электронный учебник не только средством учебного назначения, но и полноценным компонентом информационного образовательного пространства, в котором преподаватель и студент находятся как субъекты процесса обучения. Преподаватель и учащиеся, общаясь в этом пространстве, образовывают группу равноправных субъектов, которая решает общую задачу. С этой точки зрения электронный учебник можно рассматривать как среду обучения, среду профессиональной творческой деятельности, среду накопления знаний и источником познавательной информации.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:

• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно- педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.

Использование электронных учебных пособий в учебном процессе, как показывает практика, повышает активность учащихся, формирует в них мотивацию к процессу самообучения, обеспечивает комфортные условия творческого самовыражения, снимает психологические проблемы, связанные с коммуникацией субъектов обучения.

Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью в разработке новых подходов и совершенствовании существующих общедидактических, лингвистических и методических основ создания и применения электронных учебников как интерактивно- мультимедийного приложения.

Цель: Разработка электронного учебного пособия по предмету познание мира

Задачи:

  • Подобрать теоретический материал и представить его в структурированном виде;

  • Разработать практические задания и привести их после теоретического материала;

  • Наполнить программу тестовыми заданиями;

  • Выбрать программную основу для создания ЭУП и реализовать в ней поставленную цель;

  • Апробация и внедерение электронного учебного пособия в образовательный процесс;

Объект исследования:

  • процесс создания электронного учебника как интерактивно- мультимедийного приложения.

Предмет исследования:

  • AutoPlay Media Studio - программа предназначена для создания меню автозапуска CD/DVD.

Этапы исследования:

- Изучение и анализ теоретического материала, подбор программ для создания электронного учебника.

- Использование возможностей программы AutoPlay Media Studio.

- Результат работы - создание электронного учебника в данной программе.











Содержание


Введение ............................................................................................................................................ 2

  1. Понятие электронного учебника. Знакомство с программой AutoPlay Media Studio …… .. 5

  2. Структура электронного учебника …………………………………………………………. 6

  3. Технология создания электронного учебного пособия ........................................................ 7

  4. Разработка и реализация содержания по темам электронного учебного пособия ……… 7

  5. Внедрение электронного учебного пособия «Познание мира» в учебный процесс …….. 11

  6. Апробация и результат ……………………………………………………………………… 12

  7. Заключение ............................................................................................................................... 13

  8. Список использованной литературы ........................................................................................14















Понятие электронного учебника. Знакомство с программой AutoPlay Media Studio

За последние десятилетия наблюдается существенное увеличение объемов и сложности учебных материалов, изучаемых в средних общеобразовательных школах.

Одной из форм повышения эффективности обучения являются электронные учебные пособия.

В настоящее время существует множество определений электронного учебного пособия, вот некоторые из них:

- это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.

- это электронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующий государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания.

- это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также обеспечивает обратную связь.

- основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

Электронное учебное пособие позволяют решать такие основные педагогические задачи, как:

- начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;

- базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;

- контроль и оценивание знаний и умений;

- развитие способностей к определенным видам деятельности;

- восстановление знаний и умений.

Электронное учебное пособие обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронное учебное пособие позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.

Электронное учебное пособие являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.

AutoPlay Media Studio - одна из лучших на сегодняшний день из программ для создания интерактивного меню,очень функциональная.

AutoPlay Media Studio- это программа для визуального создания оболочек автозапуска дисков. Под оболочкой автозапуска диска понимают небольшую программу с набором функций для просмотра и работы с содержимым диска. Безусловно это слишком узкое определение возможностей Autoplay Media Studio. При помощи неё вы сможете создавать электронные учебники, CD\DVD визитки, презентации, несложные игры, электронные фотоальбомы, сборники видеофайлов с удобным просмотром и многое другое. И всё это фактически без знания языков программирования. В Autoplay Media Studio собрано большое количество визуальных инструментов и настроек, которые позволяют создавать программы «быстро и легко» .

Создавать мультимедийные меню автозапуска, естественно, можно и в других подобных программах. Однако Autoplay Media Studio является профессиональным продуктом, предоставляющим больше возможностей для создания не только меню, но и полнеценных интерфейсов для программных продуктов.


Структура электронного учебника

Минимальное, с технологической точки зрения, требование к созданию современного учебника - это интерактивное изложение учебной информации или гипертекст, снабженный взаимными ссылками на различные части материала учебника. В отличие от классического варианта учебника электронное учебное пособие предназначен для иного стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала.

Различают несколько составляющих в электронном учебнике. Основной - Информационный блок должен содержать изложенный в сжатой форме учебный материал. Каждый раздел информационного блока должен заканчиваться контрольными вопросами, которые позволяют обучаемому выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. В результате в электронном учебнике функционирует постоянная обратная связь обучаемого с компьютером, позволяющая повысить эффективность процесса усвоения знаний.

Блок Практические задания должен функционировать в режиме диалога обучаемого с компьютером. Работа в этом режиме дает возможность обучаемому закрепить знания, полученные при работе с информационным блоком. Система подсказки, при этом, позволяет при необходимости обратиться к любому разделу учебного материала. При составлении заданий этого блока должны использоваться различные системы конструирования ответа.

Контроль знаний обучаемых должен осуществляется в режиме работы Тест. В этом блоке должна быть предусмотрена оценка правильности ответов обучаемого на поставленные вопросы. В конце теста обучаемому должна быть представлена информация о его результатах. Для устранения возможности запоминания обучаемым правильных ответов необходимо использовать значительный по величине банк компьютерных тестовых заданий, в котором варианты заданий перемешиваются и берутся в виде произвольной выборки. Электронное учебное пособие по познанию мира


Технология создания электронного учебного пособия

Создание любого компьютерного приложения, а особенно обучающих мультимедиа-систем, сегодня не мыслится без продуманного плана разработки. В настоящее время существует хорошо отработанная методология создания компьютерных обучающих систем. Как и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов:

1. Определение целей и задач разработки.

2. Разработка структуры электронного учебного пособия.

3. Разработка содержания по темам учебника.

4. Реализация.

5. Апробация.

6. Результаты апробации электронного учебного пособия

Разработка и реализация содержания по темам электронного учебного пособия

Структура в общепринятом понимании (от лат. struktura - строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Исходя из этого определения, при разработке электронного учебника необходимо первоначально выработать его строение, порядок следования учебного материала, сделать выбор основного опорного пункта будущего учебника.

Все разделы курса и их компоненты должны быть взаимосвязаны, находиться в общей программной оболочке. Каждый компонент в указанных разделах электронного учебника должен быть доступен для пользователя из любого другого компонента.

Понятие о содержании электронного учебника является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных способностей школьника.

Содержание электронного учебного пособия по познанию мира. Раздел «Растения и животные Казахстана» состоит из 7 тем:

  1. Приспособление живых организмов к среде обитания;

  2. Растения и животные лугов;

  3. Растения и животные степей;

  4. Растения и животные пустынь;

  5. Растения и животные лесов и тугаев;

  6. Растения и животные водоемов;

  7. Растения и животные гор;

В ходе этой работы необходимо:

- выделить основное ядро учебного материала,

- выделить второстепенные моменты в изучении учебного материала,

- выделить связи с другими темами учебного курса,

- подобрать практические разноуровневые многовариантные задания по каждой теме,

- подобрать иллюстрации, графики, демонстрации, анимационные и видеофрагменты к понятиям, формулировкам, событиям.

Электронное учебное пособие по познанию мира

Электронное учебное пособие по познанию мира

Электронное учебное пособие по познанию мира

Электронное учебное пособие по познанию мира

Во время выполнения учебных тестовых задач электронное учебное пособие контролирует и оценивает работу учащихся в баллах с целью повышения его внутренней мотивации. Этап тестирования выполнен в программе MyTestXPro, данное программное обеспечение позволяет наглядно увидеть результат своей работы, количество верных и неверных ответов и при необходимости протестироваться повторно.

Электронное учебное пособие по познанию мира

Электронное учебное пособие по познанию мира








Внедрение электронного учебного пособия «Познание мира» в учебный процесс.

Цель апробации: оценка эффективности методического аппарата учебника, доступности его содержания, соответствия языка изложения учебного материала возрастным особенностям учащихся и изучения возможности внедрения в учебный процесс вновь разработанных учебников уровней начального, основного среднего и общего среднего образования.

План мероприятий по апробации раздела «Растения и животные» по познанию мира

Наименование

Ответственные

1.

Участие в установочном семинаре по апробации

Учитель начальных классов, авторы

2.

Анкетирование учащихся, учителей. Обработка анкет

Авторы, учитель

3.

Заполнение диаграмм

Авторы, учитель

4.

Написание результатов апробации раздела по познанию мира

Авторы, учитель

Анкета для учащихся

Класс _______________________________________________________________________

ФИО ученика(цы) ____________________________________________________________

  1. По каким темам был разработан ЭУП _____________________________________

______________________________________________________________________

  1. Нужно ли применять ЭУП на уроках? Почему ______________________________

______________________________________________________________________

  1. Понравился ЭУП, если да, то чем? ________________________________________

______________________________________________________________________

Если нет, то почему? ___________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Пожелание ____________________________________________________________

______________________________________________________________________

Анкета для учителей


  1. Как вы считаете, удобно ли использовать ЭУП для обучения в школе? Почему?


  1. Какие достоинства у электронного учебного пособия? ______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Какие недостатки у ЭУП вы можете отметить? ________________________________

  2. Чем необходимо дополнить ЭУП? ___________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Пожелание _______________________________________________________________


Результаты апробации

В ходе открытия инновационной площадки по апробации электронного учебного пособия, с целью изучения отношения к электронным учебным пособиям основных субъектов образовательного процесса, было проведено анкетирование учащихся 4-го класса, учителей школы. Анкетирование проводилось в октябре 2015 года. Были получены следующие результаты:

Результаты анкетирования учащихся.

Учащимся были предложены вопросы, отвечая на которые, нужно было оценить различные качества, которыми, как они предполагают, обладает электронное учебное пособие. В классе 11 человек. Всем учащимся класса понравился электронное учебное пособие, все ответили, что нужно применять такое пособие, потому что интересно. Что можно выполнять практические задания, тесты. Тесты наглядно видно кто усвоил материал, а кто нет, а также можно повторно пройти тест.

Выводы:

Анкетирование учащихся показало, что, в целом, отношение учащихся к введению электронных учебников положительное. Учащиеся имеют достаточную подготовку по ИКТ для того, чтобы успешно осваивать ресурс.

Результаты анкетирования учителей.

Большинство опрошенных учителей ответили положительно на вопросы, связанные с организацией деятельности учащихся на уроке с помощью электронного учебного пособия.

Многие учителя считают, что учебный процесс будет проходить более интенсивно и динамично, а электронный учебник поможет в оптимизации учебной нагрузки учащихся.

Вывод:

Большинство опрошенных учителей школы положительно относятся к введению электронного учебного пособия. Они считают, что этот ресурс позволит обогатить учебный процесс. Большинство учителей отмечают необходимость переходного периода, во время которого, будут использоваться оба вида учебников.

Практически все учащиеся и учителя, участвующие в апробации, отметили:

- простоту пользования ЭУП;

- повышение у учеников мотивации и интереса к работе с учебным предметом;

- удовольствие при использовании ЭУП на уроках и дома;

- активность изучения и использования всех его функций.

Учителя констатируют, что работа с ЭУП способствует формированию предметных, интеллектуальных и общеучебных компетенций, как способность быстрого восприятия учебного материала, развитие визуального внимания и умения анализировать, оценивать результат, умение планировать работу по выполнению задания, информационная культура и коммуникабельность.

Учителя отмечают:

- повышение учебной самостоятельности школьников;

- автономная деятельность учащихся повышает личную ответственность ребенка;

- самостоятельность принятий решения, заряд позитивных эмоций, порождают уверенность в себе.










Заключение


В процессе работы был спроектирован и разработан электронное учебное пособие как интерактивно -мультимедийное приложение по познанию мира, раздела «Растения и животные Казахстана». 4 класс

Решены задачи:

  • Изучена методическая литература.

  • Изучены различные программы создания электронных учебников.

  • Создан электронный учебник как интерактивно-мультимедийное приложение с помощью программы AutoPlay Media Studio.

Также было пройдено множество различных этапов, которые включают в себя изучение и анализ теоретического материала, подбор программ для создания электронного учебника; использование возможностей программы AutoPlay Media Studio; результат работы - создание электронного учебного пособия в данной программе.

В результате проведённого исследования была изучена и апробирована программа AutoPlay Media Studio:

  • Интерфейс программы AutoPlay Media Studio.

  • Возможности AutoPlay Media Studio.

  • Техническое описание программного продукта.

  • Области применения программы.

  • Создание нового проекта в AutoPlay Media Studio.

  • Работа с электронным пособием.

Выводы

  • В результате апробации выяснилось, что гипотеза, высказанная в работе, полностью подтвердилась. Цель работы достигнута, задачи выполнены.

  • Конечный продукт, полученный в результате эксперимента - электронное учебное пособие - содержит интерактивно- мультимедийное приложение.

  • Данный продукт планируется усовершенствовать в дальнейшем, используя все возможности программы AutoPlay Media Studio.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что электронные учебные пособия являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.



















Список использованной литературы:


  1. Бесплатные программы создания электронных учебников Режим доступа: treul.ru/?p=1600

2. В.В.Сербин. Технология создания интерактивно-мультимедийных приложений, применяемых при разработке электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе.

  1. indigorose.com/products/autoplay-media-studio/)

  2. mmbuilder.ru/)

  3. kazedu.kz/referat/133901

  4. soft.mydiv.net/win/download-AutoPlay-Media-Studio.html

  5. training-net.ru/lessons/autoplay-media-studio-lessons.html

  6. aleksius.com/articles/miscellaneous/70-review-autoplay-media

  7. videouroki.net/filecom.php?fileid=98657888

nsportal.ru/vuz/tekhnicheskie-nauki/library/ispolzovanie- autoplay-media-studio-dlya-publikatsii-tvorcheskikh-rab









Береговая средняя общеобразовательная школа














«Электронное учебное пособие

по познанию мира»

4 класс










Авторы: Каримова Б, Ратушная А

Учитель: Ерескенова А.Ж








2015 год

© 2010-2022