Диалоговые формы обучения информатике

В своей деятельности я использую различные диалоговые формы работы, например, дебаты. Они предполагают наличие правил, обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения, и позволяют развить у их участников навык в организации своих мыслей, навыки устной речи, эмпатию и терпимость к различным взглядам, способность работать в команде, логическое и критическое мышление, понимание своих сильных и слабых сторон, уверенность в себе, помогают учащимся сформировать собственную жизненную позицию и...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диалоговые формы обучения информатике


Нагоева Эльвира Германовна,

МБОУ «Менделеевская СОШ»

Карагайского района


Традиционные школьные программы и методы не могут в достаточной степени обеспечить развитие критического мышления для решения личных и будущих профессиональных проблем учащихся, для действия в практических жизненных ситуациях. Кроме того, ни в каком школьном традиционном курсе не даются учащимся практические навыки ведения цивилизованного спора, неизбежного при столкновении различных мнений, культур, проявления толерантности.

В своей деятельности я использую различные диалоговые формы работы, например, дебаты. Они предполагают наличие правил, обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения, и позволяют развить у их участников навык в организации своих мыслей, навыки устной речи, эмпатию и терпимость к различным взглядам, способность работать в команде, логическое и критическое мышление, понимание своих сильных и слабых сторон, уверенность в себе, помогают учащимся сформировать собственную жизненную позицию и научиться цивилизованно отстаивать свои взгляды и убеждения. Освоение дебатов позволяет учителю максимально раскрыть способности каждого ученика, так как процесс обучения предполагает индивидуальный подход в выборе стратегии и тактики спора для каждого его участника. Но дебаты являются и коллективным методом обучения, их подготовка проходит в постоянном диалоге учеников и учителя, а сама дискуссия является соперничеством команд школьников.

В профильных информационно-технологическом, физико-математическом классах я провожу дебаты по темам: «С контрофактной продукцией нужно бороться», «Интернет приносит больше пользы, чем вреда», «Научно-технический прогресс - единственный фактор развития цивилизации».

В школьной практике наиболее эффективно используются «Дебаты Карла Поппера». Дебаты Карла Поппера возникли как программа для учащихся школ, обучающая умениям рассуждать и критически мыслить. Ее цель - вовлекать учащихся в обсуждение политических, экономических, социальных проблем общества. Эти дебаты еще называют дебатами о ценностях, так как во время обсуждения речь идет о преимуществах и недостатках того или иного явления в жизни общества.

В этом виде дебатов участвуют две команды, каждый участник называется спикером, стороны обсуждения (утверждающая и отрицающая).

Суть дебатов: убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Урок в форме дебатов «Интернет приносит больше пользы, чем вреда» в 10 классе проводится после изучения темы компьютерные телекоммуникации.

Цели

Обучающие: актуализировать полученные учащимися знания по теме "Компьютерные телекоммуникации", овладеть новыми знаниями о влиянии Интернета на социально - экономическое и культурное развитие общества.

Развивающие: развивать аналитические и логические способности учащихся, формировать системное видение проблемы, формировать видение взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения. Учить самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по конкретной проблеме.

Воспитательные: формировать у учащихся культуру спора, терпимость, признание множественности подходов к решению проблемы, формировать самостоятельность оценок.

Этапы проведения урока в форме дебатов:

1. Подготовительный включает в себя:

- формирование команды;

- сбор информационно-аналитического материала по проблеме для каждой команды;

Тема объявляется в качестве домашнего задания не менее, чем за неделю всем учащимся. Дома игроки нарабатывают защиту или опровержение темы.

Заранее в качестве домашнего задания учащиеся получают также задание: проработать определения основных терминов и понятий, содержащихся в данной теме. Для сбора информации используются библиотеки, Интернет, мнения специалистов, опрос общественного мнения среди учащихся школы «Интернет в моей жизни».

2. Дебаты. Формат дебатов: 2 выступления спикеров каждой команды, 4 раунда перекрестных вопросов. Судьи (приглашаются учителя-предметники, администрация школы) оценивают каждую команду по специальному протоколу.

Аргументы утверждающей стороны:

  • Как мощнейшее средство коммуникации Интернет объединяет людей

  • Через интернет организуется дистанционное обучение

  • Интернет - быстрый и удобный источник информации

  • Интернет дает возможность для самореализации

  • Улучшают жизнь людей многочисленные Онлайн-сервисы

Аргументы отрицающей стороны:

  • Интернет наносит вред психологическому здоровью людей, особенно детей

  • Происходит отвыкание от полноценного реального общения

  • В Интеренете происходит манипулирование сознанием людей

  • На игры в Интернете тратятся немалые средства.

3. Аналитический:

- получение обратной связи (опросы, беседа): Для обсуждения дебатов могут быть предложены следующие вопросы:

  • Чьи выступления вам понравились? Почему?

  • Какие выступления запомнились больше всего? Чем?

  • Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?

  • Почему некоторые учащиеся не принимали активного участия в дебатах?

  • Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.).

  • Достигнута ли главная цель дебатов?

После проведения дебатов учащиеся говорят:

«Дебаты меня научили четко и аргументированно доказывать свою точку зрения, убеждать людей в своей правоте и уверенно держаться перед публикой»

«Дебаты учат уважительному отношению к оппоненту, поскольку дебаты касаются идей и их столкновения, а не личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы.»

«В дебатах мы учимся отстаивать свое мнение не с помощью силы, а с помощью аргументов, фактов пытаемся убедить человека, что является незаменимым достоинством в жизни».

Технология "Дебаты", применяемая на уроках, позволяет формировать речевую, информационную и коммуникативную компетенции учащихся; определение ими собственной роли в решении проблемы.

Технология дебатов имеет огромный ресурс для решения вышеупомянутых проблем, в школьном курсе может применяться на уроках любых предметов.

Задачи, которые в образовательном процессе решают дебаты, крайне актуальны сегодня, когда российская школа вступает в новый этап своего развития. Выпускник современной школы должен стать социально грамотной, социально мобильной личностью, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Дебаты помогают в построении индивидуальных образовательных траекторий учащихся, обучая их построению эффективных жизненных стратегий и умению делать осознанный выбор способов и форм реализации своих целей.


© 2010-2022