- Преподавателю
- Информатика
- Диалоговые формы обучения информатике
Диалоговые формы обучения информатике
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нагоева Э.Г. |
Дата | 29.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Диалоговые формы обучения информатике
Нагоева Эльвира Германовна,
МБОУ «Менделеевская СОШ»
Карагайского района
Традиционные школьные программы и методы не могут в достаточной степени обеспечить развитие критического мышления для решения личных и будущих профессиональных проблем учащихся, для действия в практических жизненных ситуациях. Кроме того, ни в каком школьном традиционном курсе не даются учащимся практические навыки ведения цивилизованного спора, неизбежного при столкновении различных мнений, культур, проявления толерантности.
В своей деятельности я использую различные диалоговые формы работы, например, дебаты. Они предполагают наличие правил, обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения, и позволяют развить у их участников навык в организации своих мыслей, навыки устной речи, эмпатию и терпимость к различным взглядам, способность работать в команде, логическое и критическое мышление, понимание своих сильных и слабых сторон, уверенность в себе, помогают учащимся сформировать собственную жизненную позицию и научиться цивилизованно отстаивать свои взгляды и убеждения. Освоение дебатов позволяет учителю максимально раскрыть способности каждого ученика, так как процесс обучения предполагает индивидуальный подход в выборе стратегии и тактики спора для каждого его участника. Но дебаты являются и коллективным методом обучения, их подготовка проходит в постоянном диалоге учеников и учителя, а сама дискуссия является соперничеством команд школьников.
В профильных информационно-технологическом, физико-математическом классах я провожу дебаты по темам: «С контрофактной продукцией нужно бороться», «Интернет приносит больше пользы, чем вреда», «Научно-технический прогресс - единственный фактор развития цивилизации».
В школьной практике наиболее эффективно используются «Дебаты Карла Поппера». Дебаты Карла Поппера возникли как программа для учащихся школ, обучающая умениям рассуждать и критически мыслить. Ее цель - вовлекать учащихся в обсуждение политических, экономических, социальных проблем общества. Эти дебаты еще называют дебатами о ценностях, так как во время обсуждения речь идет о преимуществах и недостатках того или иного явления в жизни общества.
В этом виде дебатов участвуют две команды, каждый участник называется спикером, стороны обсуждения (утверждающая и отрицающая).
Суть дебатов: убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Урок в форме дебатов «Интернет приносит больше пользы, чем вреда» в 10 классе проводится после изучения темы компьютерные телекоммуникации.
Цели
Обучающие: актуализировать полученные учащимися знания по теме "Компьютерные телекоммуникации", овладеть новыми знаниями о влиянии Интернета на социально - экономическое и культурное развитие общества.
Развивающие: развивать аналитические и логические способности учащихся, формировать системное видение проблемы, формировать видение взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения. Учить самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по конкретной проблеме.
Воспитательные: формировать у учащихся культуру спора, терпимость, признание множественности подходов к решению проблемы, формировать самостоятельность оценок.
Этапы проведения урока в форме дебатов:
1. Подготовительный включает в себя:
- формирование команды;
- сбор информационно-аналитического материала по проблеме для каждой команды;
Тема объявляется в качестве домашнего задания не менее, чем за неделю всем учащимся. Дома игроки нарабатывают защиту или опровержение темы.
Заранее в качестве домашнего задания учащиеся получают также задание: проработать определения основных терминов и понятий, содержащихся в данной теме. Для сбора информации используются библиотеки, Интернет, мнения специалистов, опрос общественного мнения среди учащихся школы «Интернет в моей жизни».
2. Дебаты. Формат дебатов: 2 выступления спикеров каждой команды, 4 раунда перекрестных вопросов. Судьи (приглашаются учителя-предметники, администрация школы) оценивают каждую команду по специальному протоколу.
Аргументы утверждающей стороны:
-
Как мощнейшее средство коммуникации Интернет объединяет людей
-
Через интернет организуется дистанционное обучение
-
Интернет - быстрый и удобный источник информации
-
Интернет дает возможность для самореализации
-
Улучшают жизнь людей многочисленные Онлайн-сервисы
Аргументы отрицающей стороны:
-
Интернет наносит вред психологическому здоровью людей, особенно детей
-
Происходит отвыкание от полноценного реального общения
-
В Интеренете происходит манипулирование сознанием людей
-
На игры в Интернете тратятся немалые средства.
3. Аналитический:
- получение обратной связи (опросы, беседа): Для обсуждения дебатов могут быть предложены следующие вопросы:
-
Чьи выступления вам понравились? Почему?
-
Какие выступления запомнились больше всего? Чем?
-
Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?
-
Почему некоторые учащиеся не принимали активного участия в дебатах?
-
Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.).
-
Достигнута ли главная цель дебатов?
После проведения дебатов учащиеся говорят:
«Дебаты меня научили четко и аргументированно доказывать свою точку зрения, убеждать людей в своей правоте и уверенно держаться перед публикой»
«Дебаты учат уважительному отношению к оппоненту, поскольку дебаты касаются идей и их столкновения, а не личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы.»
«В дебатах мы учимся отстаивать свое мнение не с помощью силы, а с помощью аргументов, фактов пытаемся убедить человека, что является незаменимым достоинством в жизни».
Технология "Дебаты", применяемая на уроках, позволяет формировать речевую, информационную и коммуникативную компетенции учащихся; определение ими собственной роли в решении проблемы.
Технология дебатов имеет огромный ресурс для решения вышеупомянутых проблем, в школьном курсе может применяться на уроках любых предметов.
Задачи, которые в образовательном процессе решают дебаты, крайне актуальны сегодня, когда российская школа вступает в новый этап своего развития. Выпускник современной школы должен стать социально грамотной, социально мобильной личностью, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Дебаты помогают в построении индивидуальных образовательных траекторий учащихся, обучая их построению эффективных жизненных стратегий и умению делать осознанный выбор способов и форм реализации своих целей.