• Преподавателю
  • Информатика
  • Концептуальные идеи. Обучение основам логики на уроках информатики в начальной школе в условиях перехода на 12-летнюю модель

Концептуальные идеи. Обучение основам логики на уроках информатики в начальной школе в условиях перехода на 12-летнюю модель

Уроки логики в рамках уроков информатики дают хорошие результаты, так как, изучив основы логики, ученики более осмысленно изучают законы и определения в физике, химии, математики. К сожалению, программа  по информатике базового и профильного курсов очень сужает и ограничивает возможности раскрытия темы «Основы логики».  Анализ содержания выше названных стандартов показывает, что при добавлении часов в 5 и 6 классах количество часов, изучающих темы основы логики увеличилось на два в сравнении со ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки логики в рамках уроков информатики дают хорошие результаты, так как, изучив основы логики, ученики более осмысленно изучают законы и определения в физике, химии, математики. Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы и умозаключения.

К сожалению, программа по информатике базового и профильного курсов очень сужает и ограничивает возможности раскрытия темы «Основы логики».

Проанализируем включение тем по изучению основ логики в учебные программы. Согласно Государственному общеобязательному стандарту среднего образования, утвержденному Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080 начало изучения предмета «Информатика» ведется с 5 класса. Разработана новая учебная программа по информатике для 5-9 классов. Необходимость разработки учебной программы обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, и с другой стороны, потребностью развития информационных и коммуникационных технологии (ИКТ).

Настоящий стандарт предусматривает изучение логических основ в следующем количестве:

  • 5-6 классы - не предусматривает;

  • 7 класс - 2 часа (логические основы ПК);

  • 8 класс - 3 часа (понятия логики и логические операции - 2, таблицы истинности - 1);

  • 9 класс - не предусматривает.

Анализ содержания выше названных стандартов показывает, что при добавлении часов в 5 и 6 классах количество часов, изучающих темы основы логики увеличилось на два в сравнении со стандартом 2010 года, что не позволяет обеспечить раннее развитие алгоритмического, операционного и логического мышления личности школьника.

Увеличить количество часов на изучение темы «Основы логики» можно только за счет переноса преподавания информатики (основа - решение логических задач) в начальную школу и включения данной темы, как в базовый, так и профильный курсы.

Реализация выше указанной проблемы а, следовательно, формирование первичного логического мышления становится возможным в настоящее время, когда образование переходит на 12-летнюю структуру и, согласно ГОСО 2014 года, изучение предмета «ИКТ» будет начато с первого класса.

Новый Государственный общеобязательный стандарт начального образования ориентирует современного ученика на «выходе» из школы на такие результаты как использование информационно-коммуникационных технологий для получения определенных ценностей:

  • творчески и критически мыслить для принятия верных решений и созидательного участия в жизни общества, проявления гибкости и готовности к изменениям;

  • быть коммуникативным для работы в коллективе, в любой языковой среде с использованием информационно-коммуникационных средств.

Назначение и содержание предмета ИКТ в данном стандарте предусматривает:

  • развитие логического и алгоритмического мышления, в частности, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

В соответствии с рисунком 1 представлены цели обучения, сформулированные в Государственном общеобязательном стандарте начального образования 2014 года.

Концептуальные идеи. Обучение основам логики на уроках информатики в начальной школе в условиях перехода на 12-летнюю модель.

Рисунок 1. Цели обучения


Детальное изучение нового Государственного общеобязательного стандарта начального образования республики Казахстан 2014 года и анализ целей обучения позволяет сделать вывод, что темы, изучающие основы логики, не входят в перечень предлагаемых тем и самым рациональным будет включение тем, изучающих основы логики, в раздел «Моделирование».

Согласно выше указанного стандарта, цели данного раздела следующие:

  • 1 класс - представлять в словесной, графической форме объекты;

  • 2 класс - соотносить реальные объекты с их условным обозначением, признаки;

  • 3 класс - разрабатывать модели простых объектов, основываясь на свойствах и признаках;

  • 4 класс - составлять из отдельных объектов целостную модель;

  • 5 класс - проектировать модели абстрактных объектов.

Количество часов преподавания предмета «информатика и ИКТ» в начальной школе - 34 часа в год (1 час в неделю) с 1 по 5 классы включительно, для последовательного формирования логической культуры необходимо внедрение данных тем с первого класса. Распределение часов по темам представлено в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Распределение часов преподавания тем основ логики в начальной школе

Класс

№ темы

Тема

Количество часов

1

2

3

4

1


ВСЕГО

6

1

Оперирование признаками предметов

Узнавание предмета по описанию его признаков

1

2

Оперирование свойствами предметов

Определение различных и одинаковых свойств

1

3

Классификация предметов по форме, цвету, величине

2

4

Решение кроссвордов, ребусов, загадки в стихах

2

2



ВСЕГО

7

1

Дедукция. Точные рассуждения Простейшие умозаключения.

2

2

Анализ и синтез

Составление слов, новых слов, слов по моделям. Нахождение слова в слове, перестановка букв. Вставить в слова недостающую букву, вставить пропущенное число. Сравнение предметов, загадки.

2

3

Установка закономерности

Установление закономерности в ряде чисел, в рисунках, в геометрических фигурах.

1

4

Решение логических задач. Конт. работа

2

3


ВСЕГО

7

1

Язык логики

Высказывания. Общие утверждения. Утверждения о существовании. Понятия «и», «или», «не», «если», «то».

2

2

Множества Понятие множества. Элемент множества. Принадлежность и непринадлежность к множеству. Пустое множество. Сказочные задачи

3

3

Игры и головоломки

Задачи-шутки. Лабиринты. Ребусы.

1


4

Логические задачи

1

4


ВСЕГО

7

1

Азбука логических рассуждений.

Понятия: истина, ложь. Понятия: следует; не следует; если; то. Решение задач на разливание, развешивание.

2

2

Графы Формирование понятия «граф». Принципы построения графов

3

3

Логические задачи

2

5


ВСЕГО

7

1

Язык и логика

Способы доказательства общих утверждений. Введение обозначений

1

2

Множества

Объединение и пересечение множеств

2

3

Элементы комбинаторики

Решение комбинаторных задач перебором вариантов

2

4

Логические задачи

2


Требования к знаниям, умениям в 1 классе

Знать понятия:

  • «Одежда»;

  • «Обувь»;

  • «Головные уборы»;

  • «Школьные принадлежности»;

  • «Инструменты»;

  • «Транспорт».

Называть признаки предмета, классифицировать предметы, обобщать, называть геометрические фигуры и их отличительные признаки, решать простейшие ребусы и кроссворды.

Уметь:

  • узнавать и называть предметы;

  • выделять признаки предметов;

  • классифицировать предметы;

  • обобщать простейшие понятия;

  • сравнивать предметы между собой и называть отличительные признаки.

Требования к знаниям, умениям во 2 классе.

Знать понятия:

  • признак предмета;

  • сравнение;

  • обобщение;

  • геометрические фигуры;

  • закономерность;

  • рассуждение;

  • логическая задача.

Уметь:

  • находить признаки предметов и выделять их;

  • уметь выполнять простейшие умозаключения;

  • рассуждать;

  • анализировать, обобщать, выделять главное;

  • устанавливать закономерность;

  • решать простые логические задачи.

Требования к знаниям и умениям в 3 классе.

Знать понятия:

Суждение;

  • высказывание (простые и сложные);

  • слова-кванторы;

  • множество;

  • пустое множество.

Уметь:

  • строить множества;

  • решать задачи с применением множеств.

Требования к знаниям, умениям в 4 классе.

Знать понятия:

  • истина;

  • ложь;

  • граф;

  • вершина;

  • ребро.

Уметь:

  • рассуждать и делать выводы (умозаключения);

  • строить графы по словесным задачам.

Требования к знаниям, умениям в 5 классе.

Знать понятия:

  • объединение;

  • пересечение;

  • комбинировать;

  • комбинаторика;

  • перестановки.

Уметь:

  • уметь логически обосновывать суждения;

  • проводить несложные систематизации;

  • использовать различные языки (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

Предложенное планирование преподавания темы «Основы логики» позволит научить младших школьников управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Формированию управляемого мышления способствуют задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. Формирование осознанного критического мышления происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно включается в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, формулировать умозаключения.

Решение логических задач, заданий, головоломок является наиболее эффективным способом развития мышления. Известно, что именно мышление наиболее бурно развивается в младшем школьном возрасте.

Следовательно, первоочередной целью мы должны поставить развитие мышления, а именно - развитие логических приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

Формировать перечисленные приемы позволяют задания следующего вида:

1. Задания, направленные на развитие анализа и синтеза:

  • соединение элементов в единое целое;

  • поиск различных признаков предмета;

  • узнавание или составление объекта по заданным признакам;

  • составление задачи по краткой записи и ее решение;

  • объединение нескольких предметов в одно множество на основе общих признаков или свойств;

  • постановка различных заданий к данному объекту.

2. Задания, направленные на формирование умения классифицировать.

3. Задания, направленные на развитие умения сравнивать:

  • выделение признаков или свойств одного объекта;

  • установление сходства и различия между признаками предметов.

4. Задания, направленные на развитие умения обобщать:

  • задания на умение выделять существенные свойства предметов;

  • как можно назвать одним словом (назвать эти фигуры?).

Решение задач в начальной школе имеет центральное значение для развития мышления учащихся: через решение задач дети знакомятся с различными сторонами жизни, с зависимостями между изменяющимися величинами. В процессе планомерного обучения решению задач у школьников накапливается опыт, от подражания они переходят к самостоятельным действиям.

Решением задач учащиеся занимаются и на уроках математики. Диагностика уровня развития логического мышления учащихся 4 класса нашей школы показала, что уровень развития находится в диапазоне между средним уровнем и ниже среднего, а это значит, что изучение тем «основы логики» только на уроках математики недостаточно.

Полученные данные позволяют утверждать, что включение тем «основы логики» в предмет информатика в начальных классах позволят формировать навыки логического мышления, что необходимо для изучения предметов среднего и старшего звена.


© 2010-2022