Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 11-х классов

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»

городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан






Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ»

для 11 А класса

на 2014-2015 учебный год




Составитель: Федоров А.А.

учитель информатики

МАОУ «СОШ №7»

г. Стерлитамак РБ

Стерлитамак

2014

I. Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике для 11-х классов составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

  • Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (п.6,7)

  • Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование (п.2,5)

3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

4. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 в редакции от 19.08.2013 г. №1384.

5. Учебного плана МАОУ «СОШ №7» городского округа г. Стерлитамак РБ на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом
№ 244/О от 01.09 2014 года.

6. Авторской программы по информатике для 10-11 классов. Автор: Угринович Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10- 11 классы)».

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:

  • рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов

  • соответствует стандарту основного общего образования по физике, социальному заказу родителей;

  • построена с учётом принципов преемственности, системности, научности, доступности и преемственности;

  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Учебный курс «Информатика и ИКТ» в 11 классе является продолжением курса, начатого в 10 классе, и ориентировано на использование учащимися учебника «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса. Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах в течение 34 учебных недель в году общим объемом 70 часов (из расчета 1 час в неделю), в том числе в 11 классе - 35 часов.

Программой предполагается проведение больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. В содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит обучающий характер, включены обучающие практические задания. В отличие от практических работ, оценки за выполнение подобныхзаданий могут быть выставлены только учащимся, самостоятельно справившимся с ними.

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

II. Основное содержание предмета (35 часов)


  1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов - 11 часов.

История развития вычислительной техники.

Архитектура персонального компьютера.

Операционные системы.

Защита от несанкционированного доступа к информации.

Физическая защита данных на дисках.

Защита от вредоносных программ.

Компьютерный практикум

Практическая работа 1.1.Сведения об архитектуреи логических разделах дисков.

Практическая работа 1.2. Настройка графического интерфейса для операционной системы Windows.

Практическая работа 1.3. Защита от вирусов.

Практическое задание «Виртуальные компьютерные музеи».

Практическое задание «Значки и ярлыки на рабочем столе».

Практическое задание «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи»

  1. Моделирование и формализация - 8 часов.

Моделирование как метод познания.

Системный подход в моделировании.

Формы представления моделей.

Формализация.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Исследование интерактивных компьютерных моделей.

Компьютерный практикум

Практическая работа 2.1. Исследование интерактивных моделей.

  1. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) - 8 часов.

Табличные базы данных.

Система управления базами данных.

Иерархические базы данных.

Сетевые базы данных.

Компьютерный практикум

Практическая работа 3.1. Создание табличной базы данных.

Практическая работа 3.2. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Практическая работа 3.3.Сортировка записей в табличной базе данных.

Практическая работа 3.4. Создание отчёта в табличной базе данных.

Практическое задание «Создание генеалогического древа семьи»

  1. Информационное общество - 3 часа.

Право в Интернете.

Этика в Интернете.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.


  1. Повторение - 5 часов.

Информация. Кодирование информации.

Устройство компьютера программное обеспечение.

Алгоритмизация и программирование.

Основы логики и логические основы компьютера.

Моделирование и формализация. Информационные технологии.

Коммуникационные технологии.

III. Требования к уровню подготовки учащихся

в области информатики и ИКТ


11 класс

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:

Знать/ понимать:

  • назначение и функции операционных систем;

  • какая информация требует защиты;

  • виды угроз для числовой информации;

  • физические способы и программные средства защиты информации;

  • что такое криптография;

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

  • что такое системный подход в науке и практике;

  • роль информационных процессов в системах;

  • определение модели;

  • что такое информационная модель;

  • этапы информационного моделирования на компьютере;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (баз данных);

  • что такое база данных (БД);

  • какие модели данных используются в БД;

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

  • определение и назначение СУБД;

  • основы организации многотабличной БД;

  • что такое схема БД;

  • что такое целостность данных;

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;

  • в чем состоят основные черты информационного общества;

  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;

  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;

  • основные законодательные акты в информационной сфере;

  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

  • соединять устройства ПК;

  • производить основные настройки БИОС;

  • работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;

  • строить табличные модели по вербальному описанию системы.

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных.

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.


IV. Оценка достижений ожидаемых (планируемых) результатов

освоения рабочей программы


Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса), практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%

хорошо

51-75%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

отказался отвечать на вопросы учителя.

V. Календарно - тематическое планирование

п/п

ур. в теме

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание

Основные виды деятельности обучающихся

Примечание

план.

факт.

1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов 11 часов

1

1-1

Инструктаж по ТБ при работе за компьютером История развития вычислительной техники.

1



п.1.1

Магистрально-модульный принцип построения компьютера; особенности операционных систем; способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Выполнять требования техники безопасности; выполнять простейшие задачи системного администрирования;

устранять простейшие неисправности; применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при администрировании своего компьютера

2

1-2

Архитектура персонального компьютера.

1



п.1.2, пр. № 1.2

3

1-3

Основные характеристики операционных систем.

1



п.1.3.1

4

1-4

Логические разделы дисков. ТБ. Пр.р.№1.Сведения об архитектуре и логических разделах дисков.

1



конспект.

5

1-5

Операционная система Windows. ТБ.Пр.р.№2. Настройка графического интерфейса для операционной системы Windows.

1



п.1.3.2 ответить на вопросы устно

6

1-6

Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных.

1



п.1.4.1, 1.4.2, 1.5

7

1-7

Вредоносные и антивирусные программы.

1



п.1.6.1

8

1-8

Компьютерные вирусы и защита от них.

1



п.1.6.2

9

1-9

ТБ. Пр.р.№3. Защита от вирусов

1



Ответить на вопросы

10

1-10

Сетевые черви, троянские программы, хакерские утилиты и защита от них

1



Повторить первую главу.

11

1-11

Контрольная работа №1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

1



Повторить конспекты в тетрадях.

2. Моделирование и формализация (8 часов)

12

2-1

Моделирование как метод познания.

1



п.2.1

Сущность процесса информационного моделирования;сущность понятия адекватности модели объекту и цели моделирования; виды и свойства моделей; этапы построения моделей. Осуществлять системный подход при моделировании;

анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования; строить информационные модели, выбирая оптимальную форму представления модели;

исследовать учебные модели.

13

2-2

Системный подход в моделировании

1



п.2.2

14

2-3

Формы представления моделей. Формализация

1



п.2.3, 2.4

15

2-4

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

1



п.2.5

16

2-5

Исследование физических и астрономических моделей.

1



п.2.6.1, 2.6.2

17

2-6

Исследование математических моделей.

1



п.2.6.3, 2.6.4, 2.6.5

18

2-7

Исследование химических и биологических моделей.

1



п.2.6.6, п.2.6.7

19

2-8

ТБ. Пр.р.№4. Исследование интерактивных моделей.

1



ответить на вопросы

3. Базы данных. СУБД (8 часов)

20

3-1

Табличные базы данных.

1



п.3.1

Типы баз данных; организацию баз данных; методы поиска и сортировки данных;

организацию реляционных баз данных. Создавать и заполнять базы данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; использовать базы данных в различных областях профессиональной деятельности; осуществлять поиск, отбор и анализ информации.

21

3-2

Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты.ТБ. Пр.р. №5. Создание табличной базы данных.

1



п.3.2.1

22

3-3

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.

1



п.3.2.2

23

3-4

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. ТБ.Пр.р.№6.Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

1



п.3.2.3

24

3-5

Сортировка записей в табличной базе данных. ТБПр.р.№7.Сортировка записейв табличной базе данных.

1



п.3.2.4

25

3-6

Печать данных с помощью отчётов.ТБПр.р.№8.Создание отчёта в табличной базе данных.

1



п.3.2.5

26

3-7

Иерархические базы данных.

1



п.3.3

27

3-8

Сетевые базы данных.

1



п.3.4

4 Информационное общество (3 часа)

28

4-1

Право в Интернете

1



п.4.1

Нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;

Пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию

29

4-2

Этика в Интернете

1



п.4.2

30

4-3

Перспективы развития ИКТ

1



п.4.3

5. Повторение (5 часов)

31

5-1

Информация. Кодирование информации.

1



повторить

Виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования; подходы к измерению информации, алфавитный и вероятностный подход;логическую символику;основные операции и законы алгебры логики;назначение таблиц истинности;свойства алгоритмов и основные алгоритмические структуры.

Составлять оптимальный алгоритм решения задачи

вычислять логическое значение высказывания;

представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности

32

5-2

Устройство компьютера и программное обеспечение

1



повторить

33

5-3

Основы логики и логические основы компьютера. Моделирование и формализация

1



повторить

34

5-4

Алгоритмизация и программирование

1



повторить

35

5-5

Информационные и коммуникационные технологии

1



повторить




VI. Перечень учебно-методического обеспечения

I.Учебно-методический комплект

1. УгриновичН.Д.Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2. УгриновичН.Д.Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

II. Литература и интернет-ресурсы для учителя

1.Авторская презентация УМК Угриновича Н. Д. (113 Мб, с видео и звуком). URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/IIKT8-11_2009.zip

2. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2014 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2014, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm

3. Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

4. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL:

metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc

5. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

III. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Рабочее место учителя (ноутбук, мышь).

  3. Проектор.

  4. Многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс).

  5. Локальная вычислительная сеть.

IV. Программные средства

  1. Операционная система Windows XP/Windows Vista/ Windows7.

  2. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  3. Браузер InternetExplorer (входит в состав операционной системы).

  4. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

  5. Антивируснаяпрограмма Microsoft Security Essentials.

  6. ОфисноеприложениеMicrosoft Office 2007, включающеетекстовыйпроцессор Microsoft Word ссовременнымвекторнымграфическимредактором, программуразработкипрезентаций Microsoft Power Point, электронныетаблицы Microsoft Excel, системууправлениябазамиданных Microsoft Access.

Список литературы


1. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для

общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2. Программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый и профильный уровни) (10-11 классы) (Н. Д. Угринович) / Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования Россииот 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

4. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL:metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc

5. Тематическое планирование профильного курса «Социальный-гуманитарий» в старшей школе на базовом уровне / Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

6. УгриновичН.Д.Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2010.

7. УгриновичН.Д.Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

1


© 2010-2022