Программа прикладного курса «Логика в информатике»

Цель прикладной программы «Логика в информатике»- способствовать формированию и развитию нормативного творческого мышления.Данный курс предназначен для учащихся 10 классов школ с естественно-математическим направлением.При изучении этого курса учащиеся смогут развить свою логическую культуру,овладеют основными логическими понятиями, осмыслят проблемы универсальности и не универсальности понятий, организуют свою исследовательскую деятельность и получат навыки математического моделирования реальны...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА БУХАР ЖЫРАУСКОГО РАЙОНА КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ

КГУ «КОКПЕКТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

















Программа прикладного курса

«Логика в информатике»

Для учащихся 10 классов

Естественно - математического направления





Составитель:

Тофан Марина Владимировна,

Учитель математики и информатики


Пояснительная записка.


Тема «Элементы математической логики» при ее изучении в школьном курсе информатики несет большую методическую и познавательную нагрузку. Обучение школьников основам информатики, изучение ими такого важного понятия, как «алгоритм», невозможно без развития у них логического мышления, умения оперировать понятиями и символикой математической логики.

Хотелось бы выделить важность логических содержательных задач, при решении которых можно применить полученные знания. Именно такие задачи должны быть предметным обоснованием к вводимым новым понятиям.

Необходимость изучения предмета логика развивает: четкость и ясность мышления; способность предельно уточнять предмет мысли, действовать по алгоритму; произвольное мышление; обстоятельность, убедительность в суждениях; умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли.

Овладевший знаниями и навыками логического мышления, всегда понятен в изложении своей мысли окружающим. Он способен быстро находить рациональное зерно в сбивчивой чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний в дискуссии, находить кратчайшие пути исправления ошибок.

К преимуществам изучения данного курса можно отнести следующее:

•при решении логических задач учащиеся достаточно легко привы­кают к требованию формализации условий задачи и построению модели решения задачи;

•знание логических операций и умение строить сложные логические выражения помогают учащимся быстрее изучить условные выражения и условные операторы языка программирования и меньше ошибаться при их использовании (это особенно важно при изучении языка Паскаль);

•самостоятельно построив логическую схему хотя бы одного простого устройства, учащиеся лучше представляют себе архитектуру и принцип функционирования ЭВМ.

Цель курса - способствовать формированию и развитию нормативного творческого мышления.

Задачи курса:

  1. Создавать комфортные условия для реализации индивидуальной траектории развития ученика.

  2. Развитие логической культуры:

    • Овладение основными логическими примерами формирования понятий;

    • Осмысление проблемы универсальности и не универсальности понятий;

  3. Организовать деятельность учащихся по овладению навыками исследовательской культуры и математическому моделированию реальных процессов.

Учащиеся должны знать:

  • Суть понятий высказывания, утверждения, рассуждения, умозаключения, логического выражения;

  • Основные логические элементы И, ИЛИ, НЕ;

  • Понятия логических переменных и логических функций;

  • Законы формальной логики, алгебры высказываний;

  • Таблицы истинности для типовых логических операций;

  • Основные законы логики;

Учащиеся должны уметь:

  • Приводить примеры высказывания, утверждения, рассуждения, умозаключения, логического выражения;

  • Определять значение высказывания (истина или ложь);

  • Написать

  • Строить таблицы истинности для сложных высказываний;

  • Применять и доказывать законы логики;

  • Упрощать сложные высказывания;

  • Решать задачи с помощью алгебры высказываний;

При реализации программы на уроках используются педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества; гуманно - личностный подход; педагогические технологии на основе активизации, интенсификации деятельности учащихся (активные диалоговые формы, организации учебной деятельности учащихся, метод эвристических вопросов и др.)

Ожидаемые результаты - личность, у которой развиты следующие компетенции и навыки:

  • Исследовательские;

  • Социально - коммуникативные;

  • Информационные;

  • Проектирования и моделирования.

Диагностический инструментарий:

  • Анкеты на «входе»,«выходе»

    1. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей

    2. Характеристики способностей к обучению

    3. Мотивационно - личностные характеристики.

    4. Творческие характеристики.

    5. Лидерские характеристики

  • Тестирующий контроль знаний учащихся.

  • Диктант.

  • Письменные работы.

  • Контрольные работы.

  • Информационные рефераты: «История развития логики», «Булева алгебра», «Логические основы ЭВМ»

Перед началом введения курса и после его окончания психолог проводит анкетирование учащихся на исследование:

  1. Коммуникативных и организаторских склонностей.

  2. Способностей к обучению.

  3. Мотивационно-личностных характеристик.

  4. Творческих характеристик.

  5. Лидерских характеристик.







Содержание курса


Глава 1. Логика как наука (2ч.)

Законы правильного мышления

Формы человеческого мышления

Что такое формальная логика

Развитие логики

Отношение между понятиями

Глава 2. Понятие об алгебре высказываний (1ч.)

Глава 3. Логические операции (6 ч.)

Логическое отрицание (инверсия)

Логическое умножение (конъюнкция)

Логическое сложение (дизъюнкция)

Логическое следование (импликация)

Логическое равенство (эквивалентность)

Глава 4. Логические переменные и логические функции (1ч.)

Глава 5. Сложное высказывание (9 ч.)

Приоритет логических операций

Построение таблиц истинности сложных высказываний

Тождественно истинные, тождественно ложные и эквивалентные высказывания

Глава 6. Законы логики (4 ч.)

Законы формальной логики

Законы алгебры высказываний

Замена операций импликации и эквивалентности

Доказательство логических законов

Глава 7. Упрощение сложных высказываний (2 ч.)

Глава 8. Программирование построения таблиц истинности (3 ч.)

Замена логических операций арифметическими

Глава 9. Решение логических содержательных задач. (6 ч.)

Решение логических задач из курса кибернетики

Задача о доме с приведениями




















Учебно - тематическое планирование.

10 класс. 1 урок в неделю. Всего 34 часа


Содержание

Часы

Формы обучения

Образова

тельный продукт

Часть 1. Элементы математической логики

Глава 1. Логика как наука

1

Анкета на «входе».

Законы правильного мышления.

Формы человеческого мышления.

Что такое формальная логика.

Развитие логики.

Отношение между понятиями.

«История развития логики»

1

Анкетирование

Лекция-диалог..

Лекция-конспект Информационный реферат

Тезисы,

Конспект, схемы.

Реферат.

2

Практическое занятие

1

Вопросы и задания

Выполненные задания

Глава 2. Понятие об алгебре высказываний

3

Алгебра высказываний

1

Лекция - конспект

Конспект


Глава 3. Логические операции

4-5

Логическое отрицание (инверсия).

Логическое умножение (конъюнкция).

Логическое сложение (дизъюнкция).

Логическое следование (импликация).

Логическое равенство (эквивалентность).

«Булева алгебра»,

2

Лекция - визуализация


Информационный реферат

Конспект,

Таблицы, схемы.


Реферат

6-8

Практическое занятие

3

Практикум. Работа в малых группах

Решенные задачи

9

Тестирующий контроль

1

Тесты

Результаты тестирования

Глава 4. Логические переменные и логические функции

10

Логические переменные и логические функции.

1

Диктант. Лекция-конспект

Конспект. Сводная таблица.

Глава 5. Сложное высказывание


11

Сложное высказывание. Приоритет логических операций.

1

Исследование

Дидактические материалы.

Выводы

12-13

Построение таблиц истинности сложных высказываний.

Тождественно истинные, тождественно ложные и эквивалентные высказывания.

2

Практикум

Выполненные задания

14-16

Практическое занятие

3

Практикум. Работа в малых группах

Решенные задачи

17

Контрольная работа

1

Индивидуальная

работа

Решение

контрольной работы

18-19

«Построение таблиц истинности с помощью электронных таблиц Excel»

2

Проектирование,

исследование

Лабораторная работа

Глава 6. Законы логики


20

Законы формальной логики.

Законы алгебры высказываний.

1

Лекция - конспект

Конспект,

таблицы

21-23

Замена операций импликации и эквивалентности.

Доказательство логических законов.

3

Исследование

Опорные схемы.

Тезисы.



Глава 7. Упрощение сложных высказываний

24-25

Упрощение сложных высказываний. Практическое занятие.

2

Поиск.

Исследование

Выполненные задания

Глава 8. Программирование построения таблиц истинности

26-27

Программирование построения таблиц истинности.

«Логические основы ЭВМ»

2

Работа на ПК.



Информационный реферат

Выполненные задания

Реферат


28

Замена логических операций арифметическими.

1

Практическое занятие

Выполненные задания

Глава 9. Решение логических содержательных задач.

29-30

Решение логических содержательных задач.

2

Практикум

Выполненные задания

31-32

Решение логических задач из курса кибернетики.


2

Практикум

Выполненные задания

33

Контрольная работа по теме «Элементы математической логики»

1

Контрольная работа

Выполненные задания

34

Итоговое занятие.

1

Деловая игра.

Дидактические материалы


Литература для учащихся:

1. Бойко А. П. Занимательная логика: Задачи и упражнения. М.: Спектр-5,1994.

2. Гетманова А. Д. Учебник по логике. М.: Владос, 1994.

3. Мадер В. В. Школьнику об алгебре логики. М.: Просвещение, 1993.


Литература для учителя

1. Бойко А. П. Логика. М.: Новая школа, 1994.

2. Воронова М. Вступительные экзамены по ОИВТ // Информатика и образо­вание. 1992. N 3,4.

3. Горский Д. П. и др. Краткий словарь по логике. М.: Просвещение, 1991.

4. Жоль К. К. Логика в лицах и символах. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

5. Информатика в понятиях и терминах / Под ред. В. А. Извозчикова. М.: Просвещение, 1991.

6. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

7. Кэрролл Л. Логическая игра. М.: Наука, 1991.

8. Логический словарь ДЕФОРТ / Под ред. А. А. Ивина, В. Н. Переверзева. М.: Мысль, 1994.

9. Математическая логика / Под ред. А. А. Столяра. Минск: ВШ, 1991.

10. Смаллиан Р. М. Алиса в стране смекалки. М.: Мир, 1987.

11. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения в 1994 г. М.: Научно-технический центр «Университетский», 1994.

12. Яглом И. М. Булева структура и ее модели. М.: Советское радио, 1980.

13. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Тематический контроль по информатике. М.: «Интеллект - центр», 2003

14. Д.М. Златопольский. Я иду на урок информатики. М.: «Первое сентября», 2001.

15. .В.Лыскова, Е.Ракитина. Методическое пособие. Логика в информатике. М.: Лаборатория Базовых Знаний,2006.




















Приложение 1.

Исследование коммуникативных и организаторских склонностей

Цель исследования: определить уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей.

Материал и оборудование: тест-опросник КОС, бланк для ответов, ручка.

Процедура исследования

Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция.

Инструкция: «Предлагаемый Вам тест содержит 40 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы с помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Следите, чтобы номер вопроса и номер в бланке для ответов совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать гот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова и согласовывайте свой ответ с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе».

Опросник

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей? 4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

  4. Есть ли у Вас стремление к устанновлению новых знакомств с разными людьми?

  5. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

  6. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

  7. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

  8. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

  9. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

  10. Тру дно ли Вам включаться в новую для Вас компанию?

  11. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

  12. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

  13. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

  14. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

  15. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

  16. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

  17. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

  18. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

  19. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

  20. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

  21. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

  22. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

  23. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

  24. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

  25. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

  26. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

  27. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

  28. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

  29. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?

  30. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

  31. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

  32. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

  33. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

  34. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

  35. Верно ли, что у Вас много друзей?

  36. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

  37. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

  38. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Бланк для ответов представляет собой четыре колонки с цифрами, означающими номера вопросов и пронумерованными от 1 до 40 в определенном порядке, точно таком, как на образце.

Если испытуемых было несколько, то при необходимости бланки подписывают на обратной стороне.

Обработка результатов

Цель обработки результатов - получение индексов коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого ответы испытуемого сопоставляют с дешифратором и подсчитывают количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. В дешифраторе учитывается построчное расположение номеров вопросов в бланке для ответов.

1

5

9

13

17

21

25

29

33

37

2

6

10

14

18

22

26

30

34

38

3

7

11

15

19

23

27

31

35

39

4

8

12

16

20

24

28

32

36

40

Дешифратор

Склонности

Ответы

положительные

отрицательные

Коммуникативные

номера вопросов 1-й строки

номера вопросов 3-й строки

Организаторские

номера вопросов 2-й строки

номера вопросов 4-й строки

Чтобы определить уровень коммуникативных и уровень организаторских склонностей, нужно высчитать их коэффициенты. Коэффициенты представляют собой отношение количества совпадающих ответов той или иной склонности к максимально возможному числу совпадений, в данном случае - к 20. Формулы для подсчета коэффициентов такие

Кк =Программа прикладного курса «Логика в информатике» Ко=Программа прикладного курса «Логика в информатике» , где

Кк - коэффициент коммуникативных склонностей;

Ко - коэффициент организаторских склонностей;

Кх и Ox - количество совпадающих с дешифратором ответов соответственно по коммуникативным и организаторским склонностям.

Анализ результатов

В ходе анализа результатов сначала дают оценку уровня коммуникативных и организаторских склонностей испытуемого. Для этого пользуются шкалой оценок.

Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей

Кк

КО

Шкала оценки

0,10-0,45

0,2-0,55

1

0,46-0,55

0,56-0,65

2

0,56-0,65

0,66-0,70

3

0,66-0,75

0,71-0,80

4

0,75-1,00

0,81-1,00

5

Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей характеризуется с помощью оценок по шкале следующим образом. Испытуемые, получившие оценку 1, - это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемые, получившие оценку 2, имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводит время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей.

Желание заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми зависит и от содержания соответствующих форм активности, и от типологических особенностей самой личности. Во многом они определяются субъективной ценностью и значимостью для человека будущих результатов его активности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Это следует учесть, составляя рекомендации для испытуемых с низким уровнем развития исследуемых склонностей. Достаточно часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере включения в них становятся значимыми. Здесь важны собственные усилия и преодоление коммуникативных барьеров, которые возможны, если человек ставит себе сознательную цель саморазвития.

Авторы опросников: Дж.Рензулли и Р.Хартман.

Опросник 1.

Характеристики способностей к обучению

  1. Имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования; использует термины вполне осмысленно; речевое развитие характеризуется богатством, выразительностью, разработанностью и беглостью.

  2. Обладает большим запасом информации в различных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов его сверстников).

  3. Может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию.

  4. Способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо; задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл (в отличие от информационных и фактических вопросов); хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков и мыслей людей.

  5. Легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах; ищет сходство и различие между событиями и предметами.

  6. Тонкий и проницательный наблюдатель, «видит» и «извлекает» больше из рассказа, фильма и т.д., чем остальные.

  7. Много читает, в основном по собственному выбору, обычно предпочитает книги для взрослых; не избегает трудного материала, любит изучать биографии, энциклопедии и атласы.

  8. Пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные части; делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения.

В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики обучаемости (способности к обучению). Пожалуйста, оцените, используя 4-х бальную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными характеристиками.

Оценочные баллы: 4 - постоянно, 3 - часто, 2 - иногда, 1 - редко.

Ф. И. О.

Номера характеристик способностей к

обучению


Сумма


1

2

3

4

5

6

7

8

1




Опросник 2.

Мотивационно-личностные характеристики

  1. Глубоко и полностью погружается в интересующие его темы и проблемы. Настойчив в нахождении пути решения проблемы (иногда трудно перевести его внимание на другую тему).

  2. Ему быстро надоедает обычная, знакомая, однообразная, выполняемая строго по инструкции работа.

  3. Мало нуждается во внешней мотивации и стимуляции при выполнении работы, которая изначально его вдохновила.

  4. Стремится к наилучшему результату, самокритичен; редко бывает удовлетворён своим темпом и результатом.

  5. Предпочитает работать самостоятельно и независимо; от учителей требуются лишь первоначальные инструкции, затем любит делать всё сам.

  6. Интересуется многими «взрослыми» проблемами, такими, как, религия, политика, философия, в большей степени, чем его сверстники.

  7. Часто твёрдо отстаивает своё мнение (иногда даже излишне активно), упорен в своих убеждениях.

  8. Любит организовывать и структурировать вещи, людей и ситуации.

  9. Его всегда интересуют правда и ложь, добро и зло; часто оценивает и судит о событиях, людях и предметах.

В таблице под номерами от 1 до 9 отмечены некоторые личностные характеристики. Пожалуйста, оцените, используя 4-х бальную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными личностными характеристиками.

Оценочные баллы: 4 - постоянно, 3 - часто, 2 - иногда, 1 - редко.

Ф. И. О.

Номера личностных характеристик


Сумма


1

2

3

4

5

6

7

8

9

1






Опросник 3.

Творческие характеристики.

  1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём.

  2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.

  3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда эмоционален и горяч в споре; упорный и настойчивый.

  4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.

  5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает развитым воображением («интересно, что произойдёт, если…»); любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты.

  6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.

  7. Осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (например, мальчики более чувствительны, а девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.

  8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явления.

  9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать, не боится быть не похожим на других. Индивидуалист (в частности, умеет и любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку.

  10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены некоторые характеристики творческих способностей (креативности). Пожалуйста, оцените, используя 4-х бальную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.

Оценочные баллы: 4 - постоянно, 3 - часто, 2 - иногда, 1 - редко.

Ф. И. О.

Номера творческих характеристик


Сумма


1

2

3

4

5

6

7

8

9


1






Опросник 4.

Лидерские характеристики.

  1. Способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо.

  2. Чувствует себя уверенно с детьми своего возраста - так же. Как со взрослыми; чувствует себя комфортно и спокойно, когда его просят показать свою работу перед классом.

  3. Видно, что к нему хорошо относятся одноклассники.

  4. Сотрудничает с учителем и одноклассниками; стремится предотвратить конфликты, и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно.

  5. Вполне способен к самовыражении, речь хорошо развита и его легко понять.

  6. Готов адаптироваться к новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях, не выглядит обескураженным, когда привычный уклад меняется.

  7. Воодушевлён, когда находится среди людей; любит общаться и не любит одиночества.

  8. Стремится быть первым. Превосходить окружающих; как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие.

  9. Принимает активное участие в общественной жизни школы, можно рассчитывать, что если кто и будет участвовать в различных мероприятиях, то именно он и никто другой.

  10. Выделяется в различных видах спорта, обладает хорошей координацией и увлекается всеми видами атлетических игр.

В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены некоторые характеристики, связанные с лидерскими способностями. Пожалуйста, оцените, используя 4-х бальную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными лидерскими характеристиками.

Оценочные баллы: 4 - постоянно, 3 - часто, 2 - иногда, 1 - редко.

Ф. И. О.

Номера лидерских характеристик


Сумма


1

2

3

4

5

6

7

8

9


1















Приложение 2

Задания для работы в группах по теме «Понятие об алгебре высказываний»


Отрицание.

1. Постройте отрицания приведенных ниже высказываний. Определите значения истинности этих высказываний и их отрицаний.

а) «Число 5-делитель числа 542»;

б) «Автомобиль не имеет права ехать вперед на красный свет»;

в) «Существуют параллелограммы с прямыми углами»;

г) «Уравнение 2 - Зх+1=0 имеет целый корень»;

д) «Все корни уравнения 2я2-Зх + 1 =0 - целые»;

е) «Все натуральные числа делятся на 2»;

ж) «Не существует натурального числа, делящегося на 2»;

з) «Существует целое число, делящееся на все целые числа»;

2. Среди следующих высказываний найдите отрицание выс­казывания «Существуют четные простые числа»:

а) «Существуют нечетные простые числа»;

б) «Существуют четные составные числа»;

в) «Любое простое число нечетно»;

г) «Не существует четных простых чисел».

3. Определите, какие из предложений в: следующих парах являются отрицаниями друг друга и какие нет; объясните почему:

а) «4<0; 4>О»;

б) «5<0; 5>=0»;

в) «АВС прямоугольный; АВС остроугольный»;

г) «Натуральное число 6 четно; натуральное число 6 нечетно»;

д) «Он мой друг; он мой враг»;

е) «Все простые числа четны; все простые числа нечетны»;

ж) «Человеку известны все виды животных, обитающих на Земле; на Земле существует вид животных, неизвестный человеку»;

з) «Он мой друг; он друг моего брата».

4. Докажите или опровергните следующие предложения, образовав их отрицания:

а) 2<=2; б) 3<=5; в) все простые числа нечетны; г) ни одно русское слово не содержит более двух одинаковых гласных подряд.

Конъюнкция и дизъюнкция

1. Среди следующих сложных высказываний выделите конъюнкции и дизъюнкции и определите, ложны они или истинны:

а) «Число 27 кратно 3 и 9»;

б) «17<42<18»;

в) «Число 2 простое или четное»;

г) «АВС является остроугольным, прямоугольным или тупоугольным»;

д) «Диагонали любого параллелограмма перпендикулярны и делят друг друга пополам»;

ж) «Если треугольник равнобедренный, то он равносторонний»;

и) «21<=21»;

к) «21<=18».

2. Даны высказывания:

А) «Я купил велосипед»;

В) «Я участвовал в соревнованиях по велоспорту»;

С) «Я путешество­вал по СССР».

Сформулируйте высказывания, соответствующие следующим выражениям:

Программа прикладного курса «Логика в информатике»

Импликация и эквиваленция высказываний

1. В следующих составных высказываниях выделите составляющие их элементарные высказывания; укажите истинные импликации:

а) «Если число 48 кратно 8, то оно кратно 4»;

б) «Если -3< -1, то 32 = 6»;

в) «Если 1д 100 = 10, то у собаки четыре ноги»;

г) «Если 2*2 = 5, то существуют ведьмы».

2. Даны высказывания:

А: «Четырехугольник МРВК - параллелограмм»;

В: «Диагонали четырехугольника МРВК в точке пересечения делятся пополам».

Сформулируйте словами высказывания и установите, истинны они или ложны:.

Программа прикладного курса «Логика в информатике»

3. Определите значения истинности высказываний:

а) «Если 16 делится на 4, то 16 делится на 2»;

б) «Если 17 делится на 4, то 17 делится на 2»;

в) «Если 18 делится на 4, то 18 делится на 2»;

г) «Если 18 делится на 2, то 18 делится на 4»;

д) «Если 2*2 = 4, то 72=81»;

ж) «Если телепатия существует, то некоторые физические законы требуют пересмотра»;

з) «16 делится на 4 тогда и только тогда, когда 16 делится на 2»;

и) «17 делится на 4 тогда и только тогда, когда 17 делится на 2»;

к) «18 делится на 4 тогда и только тогда, когда 18 делится на 2»;

л) «15 делится на 5 тогда и только тогда, когда 15 делится на 10».

4. Определите значение истинности А я В при условии, что высказывание:

а) «Если 2 - простое число, то Л» истинное;

б) «Если В, то 2 - составное число» ложное;

в) «Если 2 - простое число, то В» ложное;

г) «Если Л, то 2 - составное число» ложное;

Программа прикладного курса «Логика в информатике»

Алгебра логики

  1. Из простых высказываний:

А: «Завтра будет дождь»;

В «Мы пойдем в театр»;

С: «Завтра будет солнечно»;

Д: «Завтра занятия начнутся раньше обычного» - образованы следующие составные высказывания:

а) «Если завтра будет дождь, то занятия начнутся раньше обычного и мы пойдем в театр»;

б) «Завтра будет солнечно или будет дождь и занятия начнутся раньше обычного»;

в) «Завтра занятия начнутся раньше обычного и мы пойдем в театр тогда и только тогда, когда не будет дождя и будет солнечно».

Запишите данные сложные высказывания, используя символы алгебры логики.

2. Каждое из простых высказываний, входящее в приве­денные ниже сложные высказывания, обозначьте буквой и запи­шите эти составные высказывания в символической форме.

а) Если прямая АВ перпендикулярна прямым СО и КЬ, то прямые СО и /(/, параллельны.

б) Четырехугольник является параллелограммом тогда и только тогда, когда его противоположные стороны попарно парал­лельны, или тогда, когда его диагонали равны.

в) Я сделаю зарядку и, если будет хорошая погода, поеду за город.

г) Четырехугольник является квадратом тогда и только тогда, когда все его стороны и его углы равны.

д) Две плоскости параллельны тогда и только тогда, когда они не имеют общих точек или совпадают.

3. Для каждого из следующих выражений придумайте по два предложения соответствующей логической структуры:

Программа прикладного курса «Логика в информатике»

4. Докажите, что следующие выражения являются тавтологиями: _

Программа прикладного курса «Логика в информатике»

5. Докажите следующие эквивалентности:

Программа прикладного курса «Логика в информатике»

6. Согласно инструкции капитан должен находиться на суд. не всегда, за исключением случаев, когда с судна выгружают груз; если же груз не выгружают, то рулевой никогда не отсутст­вует, если не отсутствует и капитан. В каких случаях рулевой обязан присутствовать на судне?

7. В каждой из приведенных ниже импликаций выделите условие и заключение. Сформулируйте импликацию, противоположную данной и обратную противоположной. Определите, истинны они или ложны.

а) Если вы находитесь в Африке, то вы находитесь южнее Москвы.

б) Если я учусь в школе, то мне больше чем два года.

в) Если последняя цифра числа 17 равна 5, то оно делится на 5.

г) Если сумма цифр числа 25 делится на 3, то это число делится на 3.

д) Если сумма цифр числа 23 делится на 5, то это число делится на 5.

Логическое следование

1. Проверьте, какие из следующих высказываний истинны:

Программа прикладного курса «Логика в информатике»

2. Запишите в формализованном виде нижеприведенные рассуждения и проверьте, правильны ли они:

а) Если четырехугольник АВСО - ромб, то его диагонали взаимно перпендикулярны. Четырехугольник АВСО - ромб. Следовательно, его диагонали взаимно перпендикулярны.

б) Если 10 делится на 3, то 100 делится на 3. Число 10 делится на 3. Следовательно,, 100 делится на 3.

в) Если 10 делится на 2, то 100 делится на 2. Число 100 делится на 2. Следовательно, 10 делится на 2.

г) Если множество простых чисел конечно, то существует наибольшее простое число. Наибольшего простого числа не суще­ствует. Следовательно, множество простых чисел бесконечно.

3. Ответьте на приведенные ниже вопросы:

а) Что можно утверждать о правильности двух рассуждений, которые в формализованном виде выглядят одинаково?

б) Может ли правильное рассуждение иметь ложное заключение? Может ли неправильное рассуждение иметь истинное заключение?

в) Что можно утверждать о заключении правильного рассуждения, если все его посылки истинны?

г) Что можно утверждать о посылках правильного рассуждения, если его заключение ложно?

д) Что можно утверждать о рассуждении, все посылки которого «истинны, а заключение ложно?

4. Можно ли на основании посылок «Если предмет интере­сен, то он полезен» и «Предмет неинтересен» заключить, что предмет бесполезен? Почему?

5. Можно ли, исходя из посылки «Если ученик много занимается, то он успешно сдает экзамены», сделать заключение, что ученик, провалившийся на экзамене, занимается мало? Всегда ли такое заключение истинно? Почему?


Приложение 3

«Алгебра логики» (тест)


1. Какое логическое действие называется дизъюнкцией?

а) логическое умножение; б) отрицание;

в) вычитание; г) логическое сложение.*

2. С помощью таблицы истинности получите результат логической функции А v В :

а) 0010 в) 0100

б) 1101* г) 1000

3. Что такое логика?

а) это наука о суждениях и рассуждениях;

б) это наука, изучающая законы и методы накопления, обработки и сохранения информации с помощью ЭВМ;

в) это наука о формах и законах человеческого мышления и, в частности, о законах доказа­тельных рассуждений.*

4. Определите, является ли данное выражение логическим тождеством?

¬ v В) = (¬А) Λ (¬В)

а) Да * б) Нет.

5. Какому логическому элементу соответствует логическая схема?

Программа прикладного курса «Логика в информатике»

а) дизъюнкция; * б) конъюнкция;

в) отрицание; г) импликация.

6. С помощью таблицы истинности получите результат логической функции А Λ ¬В :

а) 1011 в) 0001

б) ООП г) 0010*

7.. В чем состоит закон противоречия?

а) не могут быть одновременно истинны утверждение и его отрицание;*

б) если условие А влечет следствие В, но В не выполнено, то не выполнено и само условие А;

в) любое утверждение должно предполагать наличие аргументов и фактов, достаточных для его обоснования.

9. В чем смысл закона двойного отрицания?

а) если истинно А или В, но В не выполнено, то должно выполняться А;

б) двойное отрицание исключает отрицание;*

в) истинно либо суждение, либо его отрицание;

10. Как формулируется закон тождества?

а) не могут быть одновременно истинны утверждение и его отрицание;

б) любое утверждение должно предполагать наличие аргументов и фактов, достаточных для его обоснования;

в) предмет обсуждения должен быть строго определен и не должен меняться до конца обсуждения*.

Приложение 4

«Алгебра логики» (Диктант)

  1. Напишите таблицу истинности для операции конъюнкция.

  2. Напишите таблицу истинности для операции дизъюнкция.

  3. Напишите таблицу истинности для операции импликация.

  4. Напишите таблицу истинности для операции эквивалентность.

  5. Какая логическая связка соответствует конъюнкции?

  6. Какая логическая связка соответствует дизъюнкции?

  7. Какая логическая связка соответствует импликации?

  8. Какая логическая связка соответствует отрицанию?

  9. Какая логическая связка соответствует эквивалентности?

  10. Что изучает предмет «Математическая логика»

  11. Дайте определение понятию «Рассуждение».

Приложение 5

Контрольная работа«Алгебра логики»

Вариант 1


1 (*). Запишите логическое выражение, соответствующее таблице истинности и упростите его:

А

В

С

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

0

2(**). Проверьте, истинно ли высказывание:

(¬Х  ¬У)У).

3(***). Составьте 4 простых высказывания и объедините их в сложные, составьте логическое выражение и упростите его.

Вариант 2

1(*). Запишите логическое выражение, соответствующее таблице истинности и упростите его:

А

В

С

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

0

2(**). Проверьте, истинно ли высказывание:

У) Λ ¬Х  ¬У

3(***). Составьте 4 простых высказывания и объедините их

в сложные, составьте логическое выражение и упростите

его.

Вариант 3

1(*). Запишите логическое выражение, соответствующее

таблице истинности и упростите его:

А

В

С

0

0

1

0

1

0

1

0

0

Г

1

1

2(**). Проверьте, истинно ли высказывание:

У)( ¬У  ¬Х)

3(***). Составьте 4 простых высказывания и объедините их

в сложные, составьте логическое выражение и упростите

его.

Приложение 6

Практические задания к теме «Упрощение сложных высказываний»

1. Вычислить значение логического выражения при всех возможных значениях логических величин А и В:

а) не (А и В);

б) не А или В;

в) А или не В.

2. Вычислить значение логического выражения при всех возможных значениях логических величин X и У:

а) не (X или У);

б) не X и У;

в) Х и не У.

3. Вычислить значение логического выражения при всех возможных значениях логических величин А и Б:

а) не А или не В;

б) А и (А или не В);

в) (не А или В) и В.

4. Вычислить значение логического выражения при всех возможных значениях логических величин X и У:

а) не X и не У;

б) X или (не X и У);

в) (не X или У) и У.

5. Вычислить значение логического выражения при всех возможных значениях логических величин А и В:

а) не А и не В или А;

б) В или не А и не В;

в) В или не (А и не В).

6.Вычислить значение логического выражения при всех возможных значениях логических величин X и У:

а) не (X и не У) или X;

б) У и не X или не У;

в) не У и не X тли У.

7. Вычислить значение логического выражения при всех возможных значениях логических величин А и В:

а) не (не А и не В) или А',

б) не (не А или не В) или А;

в) не (не А или не В) и В.

8. Вычислить значение логического выражения при всех возможных значениях логических величин X и У:

а) не (не X и У) или не X;

б) не (не X и не У) и X;

в) не (X или не У) или не У.

9. Вычислить значение логического выражения при всех возможных значениях логических величин А, В и С:

а) не (А или не В и С);

б) А и не (В или не С);

в) не (не А или В и С).

10. Вычислить значение логического выражения при всех возможных значениях логических величин X, У и Z:

а) не (X или не У и Z);

б) У или (X и не У или Z);

в) не (не X и У или Z).

11. Вычислить значение логического выражения при всех возможных значениях логических величин А, В и С:

а) не (А или не В и С) или С;

б) не (А и не В или С) и В;

в) не (не А или В и С) или А.

12. Вычислить значение логического выражения при всех возможных значениях логических величин X, У и Z:

а) не (У или не X и Z) или Z;

б) X и не (не У или Z) или У;

в) не (X или У и Z) или не X.

13. Вычислить значение логического выражения при всех возможных значениях логических величин А, В и С:

а) не (А и В) и (не А или не С);

б) не (А и не Б) или (А или не С);

в) А и не В или не (А или не С).

Приложение 7

Контрольная работа по теме «Элементы математической логики»

Вариант 1

  1. Определите, какие из следующих предложений являются высказываниями, а какие нет:

a) Математика - царица наук.

б) Ты знаешь теорию вероятности?

в) Выучи урок, заданный по алгебре.

г) Есть школьники, которые знают математику на «5»

д) Все школьники любят математику.

  1. Даны высказывания:

А = Идет дождь.

В = Прогулка отменяется.

С = Я вымокну.

D = Я останусь дома.

а) Запишите следующее сложное высказывание на языке алгебры логики:

Е = Я не вымокну, если на улице нет дождя или если прогулка отменяется и я останусь дома.

б) Переведите следующее сложное высказывание на русский язык:

Программа прикладного курса «Логика в информатике»

  1. Определите, какие из высказываний являются тождественно истинными.

    1. А) Программа прикладного курса «Логика в информатике»;

б) Программа прикладного курса «Логика в информатике»;

в) Программа прикладного курса «Логика в информатике»

4) Докажите справедливость следующих тождеств:

  1. А) Программа прикладного курса «Логика в информатике»

б) Программа прикладного курса «Логика в информатике».

5) Упростите выражение: Программа прикладного курса «Логика в информатике»

Вариант 2.

1) Определите, какие из следующих предложений являются высказываниями, а какие нет:

а) Для каждого из нас учить второй иностранный язык легче, чем первый.

б) Какой иностранный язык вы изучаете?

в) Переводчик должен знать хотя бы два языка.

г) Учи русский язык.

д) Некоторые школьники предпочитают изучать китайский язык.

2) Даны высказывания:

А = Идет дождь.

В = Прогулка отменяется.

С = Я вымокну.

D = Я останусь дома.

а) Запишите следующее сложное высказывание на языке алгебры логики:

Е = Будет отменена прогулка или не будет, я останусь дома, если идет дождь.

б) Переведите следующее сложное высказывание на русский язык:

Программа прикладного курса «Логика в информатике»

3) Определите, какие из высказываний являются тождественно истинными.

а) Программа прикладного курса «Логика в информатике»;

б) Программа прикладного курса «Логика в информатике»;

в) Программа прикладного курса «Логика в информатике»

4) Докажите справедливость следующих тождеств:

а) Программа прикладного курса «Логика в информатике»

б) Программа прикладного курса «Логика в информатике».

5) Упростите выражение: Программа прикладного курса «Логика в информатике».

Вариант 3.


  1. Определите, какие из следующих предложений являются высказываниями, а какие нет:

а) Школа № 19 - хорошая школа.

б) Все ученики этой школы - отличники.

в) Некоторые из учеников этой школы - отличники.

г) А ты отличник?

д) Обязательно стань отличником.

2) Даны высказывания:

А = Идет дождь.

В = Прогулка отменяется.

С = Я вымокну.

D = Я останусь дома.

а) Запишите следующее сложное высказывание на языке алгебры логики:

Е = Е сли идет дождь, но я останусь дома, то я не вымокну.

б) Переведите следующее сложное высказывание на русский язык:

Программа прикладного курса «Логика в информатике»

3) Определите, какие из высказываний являются тождественно истинными.

а) Программа прикладного курса «Логика в информатике»

б) Программа прикладного курса «Логика в информатике»

в) Программа прикладного курса «Логика в информатике»

г) Программа прикладного курса «Логика в информатике»

4) Докажите справедливость следующих тождеств:

а) Программа прикладного курса «Логика в информатике»

б) Программа прикладного курса «Логика в информатике»

5) Упростите выражение: Программа прикладного курса «Логика в информатике»

Вариант 4.

  1. Определите, какие из следующих предложений являются высказываниями, а какие нет:

а) Спортом заниматься полезно.

б) Все спортсмены - очень здоровые люди.

в) Некоторые школьники предпочитают атлетику..

г) Ты играешь в хоккей?

д) Обязательно займись каким-либо видом спорта.

2) Даны высказывания:

А = Идет дождь.

В = Прогулка отменяется.

С = Я вымокну.

D = Я останусь дома.

а) Запишите следующее сложное высказывание на языке алгебры логики:

Е = Если идет дождь, а прогулка не отменяется или я не останусь дома, то я вымокну.

б) Переведите следующее сложное высказывание на русский язык:

Программа прикладного курса «Логика в информатике»

3) Определите, какие из высказываний являются тождественно истинными.

а) Программа прикладного курса «Логика в информатике»

б) Программа прикладного курса «Логика в информатике»

в) Программа прикладного курса «Логика в информатике»Программа прикладного курса «Логика в информатике»

4) Докажите справедливость следующих тождеств:

а) Программа прикладного курса «Логика в информатике»

б) Программа прикладного курса «Логика в информатике»

5) Упростите выражение: Программа прикладного курса «Логика в информатике»


Приложение 8.

Практикум по решению текстовых логических задач.

Задача 1. На выпускной вечер Наташа надела красное платье. Таня была не в черном, не в синем и не в голубом. У Оксаны - два платья: черное и синее. У Нади есть и белое платье, и синее. Ольга

имеет платья всех цветов. Определите, какого цвета платья надели девушки, если на вечере все были в платьях разного цвета.

Красное

Черное

Синее

Голубое

Белое

Наташа


Таня


Оксана


Надя


Ольга


Решение. Наташа надела красное платье - ставим «+», у остальных платьев «-» и у остальных девушек «-» .Напротив Тани в графах - черное, синее и голубое ставим «-». Напротив Оксаны минусы ставим в графах: красное, голубое и белое. Итак, у Тани единственный вариант - белое (ставим «+»), значит, белое больше никто не надел (у остальных девушек в этой графе минус). У Нади нет других платьев, кроме белого и синего, но белое надела Таня, значит Надя - синее (ставим «+»).

красное

черное

синее

голубое

белое

Наташа


Таня


Оксана


Надя


Ольга


Из полученной таблицы видно, что голубое может надеть только Ольга, значит, Оксана надела черное.

Попробуйте самостоятельно решить следующие задачи: Задача Задача 2. (Угадай профессию). Мистер Уильяме, мистер Барнет и мистер Эдварде живут в меблированных комнатах на Баскет-стрит. Один из них - пекарь, другой - таксист, а третий - пожарник. Вы должны определить профессию каждого из них. Вот несколько подсказок: мистер Уильяме и мистер Барнет каждый вечер играют в шахматы. Мистер Барнет и мистер Эдварде вместе ходят на бейсбол. Таксист собирает коллекцию монет, пожарник - оловянных солдатиков, а пекарь-марки. Мистер Эдварде никогда не слышал о почтовых штемпелях. Таксист никогда не ходил на бейсбол.

Пекарь

Таксист

Пожарник

Оловянные солдатики

Марки

Монеты

Уильяме


Барнет


Удвардс


Задача 3. У бабушки четыре внука. Каждый из них знает один язык и занимается одним видом спорта. Антон не знает арабского и не играет в футбол. Вадим занимается плаванием. Максим не знает немецкого, английского и не занимается ни хоккеем, ни баскетболом. Алексей не занимается хоккеем, футболом и говорит по-немецки. Пловец говорит по-арабски и не знает французского.

Хоккей

Футбол

Плавание

Баскетбол

Англ.

Арабск.

Немецк.

Франц.

Антон



Вадим



Максим



Алексей



Задача 4 . Даша хотела бы играть на пианино или на флейте. Саша - на трубе или на гитаре. Маша - на гитаре или барабане. Миша - на флейте или на трубе. Маленький Яша только на барабане. Может ли их мама так раздать имеющиеся в семье музыкальные инструменты (пианино, флейту, трубу, гитару и барабан), чтобы довольны были все дети?

Пианино

Флейта

Труба

Гитара

Барабан

Даша


Саша


Маша


Миша


Яша


Задача 5. На десяти карточках написали по одному целому числу от 1 до 10. Карточки бросили в шляпу и провели лотерею среди 5 участников, которые вытянули по две карточки с номерами призов. При записи результатов лотереи записывалась сумма карточек: у Нади - 11, У Коли - 4, у Ксении - 7, у Миши - 16 и у Кирилла -17. Нельзя ли установить, какие числа выпали каждому участнику лотереи?

Надя - 11 Коля - 4 Ксения - 7 Миша - 16 Кирилл - 1 7


© 2010-2022