- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа курса Мир информатики для 2 класса
Рабочая программа курса Мир информатики для 2 класса
Раздел | Информатика |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зайцева Л.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФГОС. Мир информатики 2 класс. УМК Матвеевой Н.В.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Утверждаю
Руководитель МО
Подпись_____________
«__»_____________20___ г.
Утверждаю
Зам. директора по УВР
Подпись_____________
«__»_____________20___ г.
Утверждаю
Директор МКОУ «Ершовская СОШ»
Подпись_______________
«___»_____________20___г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Мир информатики»». ФГОС
для 2 класса
на 2015-2016 учебный год
Разработчик: Зайцева Людмила Владимировна, учитель информатики
первая квалификационная категория
Ершово
2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Мир информатики» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
2 КЛАСС. ФГОС.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» составлена на основе авторской программы Н.В. Матвеевой, Л.П. Панкратовой, Н.К. Конопатовой, Е.Н. Челак. М. Бином. Лаборатория знаний, 2012 г. ФГОС. (по 1 час в неделю, всего 90 часов, 30 часов в год). Информатика. Программы для начальной школы. 2-4 классы. Матвеева.Н.В, Цветкова М.С. М.:Бином. Лаборатория знаний. 2012 - 133с.: ил. - (Программы и планирование).
На сегодняшний день, с развитием компьютерной техники и возможностью ее применения в образовательном процессе, встала необходимость введения обучения информатике уже в начальной школе.
Учащиеся должны научиться использовать различные виды компьютерной техники для улучшения качества личного образования, а так же развить устную и письменную речь на уровне, позволяющем избежать проблем при обучении в среднем звене.
Рабочая программа полагается на цели, изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования. Они направлены на реализацию качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Формирование общеучебных действий является приоритетным направлением обучения, так как от их качества зависит дальнейшее обучение в течении всей жизни.
Межпредметные связи, выделенные в федеральном образовательном стандарте нового поколения, позволяют сократить разрыв при изучении различных дисциплин и облегчают формирование представлений о единой картине мира.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено практическому содержанию образования, исследовательской деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
- ознакомление с базовой системой понятий информатики;
- развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
- освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;
- овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеурочной деятельности - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа курса по внеурочной деятельности «Мир информатики» для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Общая характеристика курса
«Мир информатики» в начальной школе
С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс «Мир информатики» в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика такой учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, она может стать одним из ведущих предметов в формировании УУД.
Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.
Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Предлагаемый пропедевтический курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования - формирования УУД (общеучебных умений) - формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.
Во втором классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные и др.). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.
В третьем; классе школьники изучают представление и кодирование; информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей; учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операций своими именами.
В четвертом классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся о работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели й ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление - это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы - это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в четвертом классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
Описание места курса «Мир информатики»
в учебном плане начальной школы
Предлагаемая рабочая программа рекомендуется при реализации курса информатики во 2-4 классах (три года по одному часу в неделю, всего 90 часов).
Программа 2 класса рассчитана на 30 часов (1 урок в неделю). С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов внеурочной деятельности вводится изучение во 2 классе предмета «Информатика»1.
Описание ценностных ориентиров содержания
курса «Мир информатики»
Современный ребенок погружен в новую предметную и информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, декодеры и т. д. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.
На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.
Особое место подготовке по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета пристальное внимание должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки информации (компьютером), расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.
Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения - всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности - текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги. На уроках информатики при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (по скайпу устно или письменно с использованием чат-режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить на чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования. В частности, с иностранным языком. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, скайп и др.).
Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса «Мир информатики»
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Мир информатики» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики во 2 классе, являются:
-
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-
развитие мотивов учебной деятельности;
-
развитие интереса к информатике и ИКТ, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
-
формирование способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-
формирование способности и готовности к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики во 2 классе, являются:
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
-
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
-
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики во 2 классе заключаются в следующем:
-
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
-
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
-
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
-
приводить примеры информационных носителей;
-
иметь представление о способах кодирования информации;
-
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
-
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
-
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
-
запускать программы из меню Пуск;
-
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
-
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
-
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
-
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
-
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
-
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
-
наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
-
соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
-
устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
-
понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
-
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей,
-
решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
-
самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
-
овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений - поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
-
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
-
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении,
-
приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Содержание курса «Мир информатики» в начальной школе (2-4 классы)
Изучение курса «Мир информатики» во втором классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером.
Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. - для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы.
В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.
Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа - актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).
В третьем классе происходит повторение и развитие учебного материала, пройденного во втором классе. Глава вторая - о действиях с информацией. Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе.
Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об информационных системах. Содержание четвертого класса - это то, ради чего информатика должна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой.
Содержание программы. Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе.
Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер (6 часов).
Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).
В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой информации.
Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.
Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)
Приёмники информации: люди и животные - приемники различных видов информации (на примерах).
Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон - средство связи и общения.
Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической.
Тестирование по теме «Виды информации. Человек и компьютер».
Учащиеся должны
понимать:
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
знать:
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.
Глава 2. Кодирование информации (6 часов)
Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).
Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.
Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.
Разговорный и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.
Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).
Учащиеся должны
понимать:
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
знать:
- что данные - это закодированная информация;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
уметь:
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
Глава 3. Информация и данные (8 часов)
Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация - это форма представления информации и способ кодирования информации.
Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.
Двоичное кодирование: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование, числовое двоичное кодирование.
Помощники человека при работе с информацией: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.
Учащиеся должны
знать:
- что данные - это закодированная информация;
- что информацию можно представить числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами;
- кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер).
Глава 4. Документ и способы его создания (8 часов)
Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл.
Текст и его смысл: слово - это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.
Обработка текстовой и графической информации: текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст.
Учащиеся должны
понимать:
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
знать:
- что данные - это закодированная информация;
- что информацию можно представить текстом;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста;
- работать с текстами на экране компьютера.
Повторение, изученного за год. Резерв времени - 2 часа.
Формы организации учебного процесса:
При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры.
Виды деятельности на уроке:
1 - чтение текста
2 - выполнение заданий и упражнений (информационных задач)
3 - наблюдение за объектом изучения (компьютером)
4 - компьютерный практикум (работа с электронным пособием)
5 - работа со словарем
6 - контрольный опрос, контрольная письменная работа
7 - итоговое тестирование
8 - эвристическая беседа
9 - разбор домашнего задания
10 - физкультурные минутки
Универсальные учебные действия
- формирование навыков самоорганизации
- формирование навыков письма
- умение кратко формулировать мысль
- умение приводить примеры из личного опыта
-развитие навыков чтения
- закрепление знаниевой компоненты
- развитие речи
- формирование навыков письма
- развитие логического мышления
- развитие самооценки
- развитие зрительной памяти
- умение слушать, выделять главное и запоминать
- формирование способностей анализа высказываний.
- формирование грамотности при письме
- формирование навыков письма под диктовку
- развитие аналитических способностей
- формирование грамотности при письме
- умение отождествлять информацию с окружающим миром
- формирование навыков самостоятельной работы
- формирование умений управления экранными объектами.
- формирование навыков работы с текстовой и числовой информацией
- формирование умения работать с таблицами
- развитие письменной грамотности
- развитие мыслительной деятельности
- формирование интереса к предмету через исследовательскую деятельность
- формирование навыков использования инструментов рисования и редактирования для создания текста и рисунка.
Коммуникативные УУД
- умение слушать и исправлять ошибки других
- умение работать в группах
Регулятивные УУД
- умение ставить учебную задачу
- формирование навыков работы с ПК
- формирование навыков работы с интерактивными приложениями
- формирование навыков работы с инструментами текстового и графического редакторов
Познавательные УУД
- развитие навыков исследования
- развитие интереса к истории
- знакомство с видами языков, понимание новых терминов
-формирование главных понятий
- понимание смысла терминов: информация, зрительная информация, звуковая информация, обонятельная информация, вкусовая информация, осязательная информация, источник информации, приемник информации, носитель информации, действия с информацией, десятичное и двоичное кодирование, документ, электронный документ, файл, текстовый, графический, звуковой редакторы, поиск документов, создание документов, панель инструментов, редактирование
- знакомство с инструментами графического и текстового редактора, приемами их использования
-формирование умений использования технических средств для работы с документом
Тематическое планирование
курса «Мир информатики» - 2 класс. ФГОС.
(по учебнику Н.В. Матвеевой, Л.П. Панкратовой, Н.К. Конопатовой, Е.Н. Челак)
1 час в неделю, всего 30 часов
№
Тема урока
Элементы содержания
Компьютерный практикум
Отслеживание уровня обученности (текущий, промежуточный контроль)
Домашнее задание
Универсальные учебные действия
Материалы к уроку.
Раздел 1. Виды информации. Человек и компьютер (6 часов).
1
Техника безопасности. Человек и информация.
информация звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильна
интерактивные приложения Кодирование и декодирование информации (графическое и знако-символьное)
Умение различать информацию по способу восприятия
П. 1. Т. с. 4 № 4,5
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
2
Какая бывает информация.
виды информации
рисуем в Paint.
Умение отбирать информацию для использования
.П. 2. Т. с. 6-10 № 1,3,4,8,9
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
3
Источники информации.
источники информации, передача информации, источник зрительной и звуковой информации
интерактивное приложение Цепочки слов
Знание определения источника информации
П. 3. Т. с. 13-16 № 2,7,8,словарь.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
4
Приемники информации.
источник информации, приемник информации
интерактивный практикум «Мир информатики», разд. Раскрашивание компьютерных рисунков
Знание определения приемника информации
П. 4 Т. №1 с.18-19 № 3,4
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
5
Компьютер и его части
компьютер, инструмент
интерактивное приложение «Калькулятор»
Знание основных элементов ПК и их назначения, умение их показать
П. 5. Т. с. 23 № 4,5
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
6
Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер».
источники информации, передача информации, источник зрительной и звуковой информации
рисуем в Paint.
Знание определений.
Повторить п. 1-5
Т. С. 26 № 4,7
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
Раздел 2. Кодирование информации (6 часов)
7
Носители информации.
носитель информации, носитель письменной информации,
интерактивное приложение «Калькулятор»
Знание определения носителя информации, умения приводить примеры.
П. 6. Т. с. 29 № 4,5
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
8-9
Кодирование информации.
кодирование информации, письменное, звуковое и рисуночное кодирование, иероглиф
рисуем в Paint.
Понимание смысла слова «кодирование», умения использовать известные коды.
П. 7. Т. с. 33-35 № 1,5
П. 7. Т. с. 34-36 № 6(а),7,8
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
10
Письменные источники информации.
алфавит, буква, звук, алфавитное письмо, источник
рисуем в Paint.
Знания истории происхождения алфавита, знание роли алфавита для развития письма
П. 8. Т. с. 39 № 4,5,6,8
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
11
Языки людей и языки программирова-ния.
Естественный язык, искусственный язык, язык программирования.
интерактивные приложения Вставь слово, Напиши слова, Редактор
Умение отличать искусственные языки от естественных.
П. 9. Т. с. 43 № 3,4,5
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
12
Повторение по теме «Кодирование информации».
кодирование информации, письменное, звуковое и рисуночное кодирование, иероглиф. Естественный язык, искусственный язык, язык программирования
интерактивные приложения Вставь буквы, Напиши слова
Понимание смысла слова «кодирование», использовать известные коды. Умение отличать искусственные языки от естественных. Повт. п. 7-9, карточка с заданием
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
Раздел 3. Информация и данные (8 часов)
13
Текстовые данные
форма представления информации, текстовая информация, компьютер, текст, алфавит.
интерактивные приложения Клавиатура, Исправь ошибки
Знание определения текстовой информации
.П. 10. Т.№2 с. 4-5 № 4,7
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
14
Графические данные
Рисунок, графическое представление информации
интерактивные приложения Заяц, Кот, Исправь ошибки, рисуем в Paint.
Умение отличать текстовую информацию от графической.
П. 11. Т.№2 с.8-9 № 4,6
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
15
Числовая информация.
время, дата, числовая информация, форма записи даты, форма записи времени.
рисуем в Paint.
Умение пользоваться часами и календарем
П. 12. Т.№2 с.13 -14 № 4,8,9
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
16
Десятичное кодирование
числовая информация, числовое кодирование десятью знаками, кодовая таблица
рисуем в Paint.
Знание основных кодов, умение пользоваться кодовой таблицей
П. 13. Т.№2 с.19 № ,7
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
17
Двоичное кодирование
Двоичный код, двоичное кодирование.
рисуем в Paint.
Понятие двоичного кода
П.14 Т. №2 с. 24-27 № 3,9
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
18
Числовые данные
Число, представление информации в виде числовых данных
интерактивное приложение «Калькулятор»
Умение различать числовую информацию и числовые данные.
П. 15. Т.№2 с.32-33 № 5,8
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
19
Время и числовая информация
Форматы даты и времени, числовое представление даты и времени
рисуем в Paint.
Умение представлять дату и время в числовых форматах
Индивид. карточки
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация
20
Повторение по теме «Числовая информация и компьютер».
устройства для счета, абак, счеты, арифмометр, калькулятор
рисуем в Paint.
Знание определений, умения приводить примеры
Повт. п. 10-15 , Т. №2 с.37-38 №4,7,8
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
Раздел 4. Документ и способы его создания (8 часов)
21
Документ и его создание.
текст, текстовая информация, слово, смысл, предложение
интерактивные приложения Вставь слово, Напиши слова, Редактор
Владение понятием: текстовый документ.
П. 16. Т.№2 с.42-43 № 3,4,5
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
22
Электронный документ и файл.
Текст, документ, электронный документ, файл
интерактивные приложения Вставь буквы, Напиши слова
Владение понятием: смысл текста, документ, файл.
П. 17. Т.№2 с.45-47 № 2,4,8
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
23
Поиск документа
Поиск, интернет, библиотека.
интерактивные приложения Собери клавиатуру
Умение находить нужный документ
П. 18 Т№2 с. 49 - 51 № 1,4,5
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
24-25
Создание текстового документа
Блокнот, запись, текстовый редактор.
интерактивные приложения Клавиатура, Исправь ошибки
Умение загружать текстовый редактор и печатать текст.
П. 19 Т. №2 С. 54- 55 №3,4
П. 19 Т. №2 С. 55- 56 №5,6
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
26-27
Создание графического документа
Рисунок, графический редактор.
интерактивные приложения Заяц, Кот, Исправь ошибки, рисуем в Paint.
Знание о способах создания графического документа. П. 20 Т. №2 с.58- 59 № 1,2, 3
П. 20 Т. №2 с. 59-60 №4,5
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
28
Повторение по теме «Документ и способы его создания».
Текст, текстовая информация, слово, смысл, предложение Текст, документ, электронный документ, файл. Рисунок, графический редактор.
рисуем в Paint.
Умение работать с графическим и текстовым редактором.
Повт. п. 16-20 , Т. №2 с.63 №4
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, ЭОР
Обобщающее повторение за год (2 часа)
29
Обобщающий урок по пройденным темам
текст, текстовая информация
рисуем в Paint.
Работа с компьютером.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Презентация, ЭОР
30
Резервный урок.
Интерактивное приложение «Страна Фантазия», разд. Орнамент, рисуем в Paint.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Описание учебно-методического и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
В УМК реализуется комплексный подход к использовании дидактических средств. Использование полного комплекс дидактических средств (учебника, электронных рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
В состав учебно-методического комплекта курса «Мир информатики» для 2 класса входят:
учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 2 класс: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
Электронное сопровождение УМК:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 2 класс (school-collection. edu.ru/);
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f" I 18e7-469d- a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class) j []=45&subject[]=19);
Электронный учебный комплекс «Мир информатики» 1-2 год обучения;
Электронный учебный комплекс «Страна Фантазия».
Авторские разработки учителя, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.
Осуществляется сетевая методическая поддержка УМК средствами сайта методической службы издательства
«БИНОМ. Лаборатория знаний» metodist.lbz.ru.
Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин - это:
базовая модель:
компьютерный класс (сеть, сервер);
презентационное оборудование;
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет - только для учителя начальной школы, для учащихся - все приготовлено учителем;
ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР wwwi school-collection.edu.ru;
сетевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК1 для поддержки работы учащихся при обучении информатике; цифровые зоны: алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР school-collection.edu.ru), клавиатурного письма.
Интернет-ресурсы, электронные информационные источники, ЦОР, используемые в образовательном процессе
Министерство образования и науки Российской Федерации
минобрнауки.рф/
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
obrnadzor.gov.ru/
Федеральный портал «Российское образование»
edu.ru
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»
inf.1september.ru
Дидактические материалы по информатике и математике
comp-science.narod.ru
Научно-методический журнал «Информатика и образование»
infojournal.ru/
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках
klyaksa.net
Методические и дидактические материалы к урокам информатики «Современный учительский портал»
easyen.ru/load/informatika/33
Методические и дидактические материалы к урокам информатики «ProШколу. ru»
proshkolu.ru/
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru/
1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение предмета «Информатика» во 2-4 классах. Но за счет часов внеурочной деятельности учебного плана образовательного учреждения можно изучать курс «Мир информатики» в начальных классах. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.