Чем живёт и дышет Наноград

"Об одной из форм внешкольной работы с творческими детьми, с целью усиления инженерного, естественно - научного и исследовательского образования в России. Авторы": Пак Наталья Николаевна – учитель математики ГБОУ лицей 179 г. Санкт-Петербурга; " Игошина Елена Михайловна – учитель физики, заместитель директора по научно-методической работе МОУ Октябрьский сельский лицей Ульяновской области Чердоклинского района. Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС) нацелен на усиление внеурочной деятельности с учащимися, начиная с 1 класса. Причём эта деятельность должна быть нацелена на усиление связи знаний, полученных на уроках с умением применить эти знания на практике. Как грамотно и конструктивно организовать эту работу, сейчас одна из основных задач каждой российской школы. А главное, где найти педагогические кадры, которые смогли бы это сделать? Сложный вопрос, стоящий перед государством.... Одной из интереснейших форм внешкольной деятельности с детьми является работа в Федеральных летних школах «Наноград» в рамках Всероссийского проекта «Школьная лига РОСНАНО».
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чем живёт и дышет Наноград?

Об одной из форм внешкольной работы с творческими детьми, с целью усиления инженерного, естественно - научного и исследовательского образования в России.

Авторы: Пак Наталья Николаевна - учитель математики ГБОУ лицей 179 г. Санкт-Петербурга;

Игошина Елена Михайловна - учитель физики, заместитель директора по научно-методической работе МОУ Октябрьский сельский лицей Ульяновской области Чердоклинского района.

Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС) нацелен на усиление внеурочной деятельности с учащимися, начиная с 1 класса. Причём эта деятельность должна быть нацелена на усиление связи знаний, полученных на уроках с умением применить эти знания на практике. Как грамотно и конструктивно организовать эту работу, сейчас одна из основных задач каждой российской школы. А главное, где найти педагогические кадры, которые смогли бы это сделать? Сложный вопрос, стоящий перед государством.

Одной из интереснейших форм внешкольной деятельности с детьми является работа в Федеральных летних школах «Наноград» в рамках Всероссийского проекта «Школьная лига РОСНАНО».

Постараемся хоть немного осветить огромную планомерную работу под руководством Михаила Марковича Эпштейна, кандидата педагогических наук, доцента Санкт-Петербургского Государственного университета, генерального директора Школьной лиги.

В летний лагерь «Наноград» приглашаются творческие, одарённые ученики с 8 по 11 классы, которые победили в конкурсах, олимпиадах и конференциях, проводимых РОСНАНО. Каждым ребёнком на протяжении учебного года была представлена научная работа с интересными мыслями, предложениями, исследованиями под руководством творческих педагогов.

В день приезда в лагерь «Наноград» ученик, стажёр, мастер, куратор и педагог выбирают по желанию корпорацию, в которой на протяжении десяти дней работает над кейсом, предложенным конкретным предприятием. Что такое корпорация в Нанограде-2014? Это стажировки в реальных российских компаниях, которые работают в области инновационного бизнеса, нанотехнологий и наноматериалов.

Так, в 2014 году, были предложены следующие кейсы:

- «Учебники и учебная продукция для школьников в книготорговой сети компании: ориентация на клиента» от компании «Буквоед», город Санкт-Петербург;

- «Создание и продвижение нового косметического продукта ОАО «Парфюмерно-косметическая компания «Весна» » от компании «Весна», Тольятти;

- «Оптимизация бизнес-процессов с использованием штампов (пресс-форм) от компании «Волжский машиностроительный завод», Тольятти;

- «Школа на ладони: разработка стратегии использования мобильных устройств в современном образовательном процессе» от компании «НИУ ВШЭ», Москва;

- «Разработка состава покрытия лопастей вентилятора для снижения уровня шума» от компании «Лада-Флект», Тольятти;

- «Локализация полного цикла производства первой отечественной инактивированной вакцины против вируса полиомиелита» от компании «Нанолек», Москва;

- «Светодиодный светильник на основе технологии OPTOGAN Х10 - от лаборатории до клиента от компании «Оптоган», Санкт-Петербург;

- «Стратегия развития индустриального парка» от компании «Тольяттисинтез», Тольятти;

- «Проектирование сувенирного зарядного устройства на основе тонкоплёночного фотоэлектического модуля» от компании «Хевел», Москва;

- «Программа привлечения резидентов в технополис» от компании «Химград», Казань.

Помимо того, что работа была коллективная в выбранной корпорации, каждый мог сделать индивидуальный проект, или работать в малой группе над естественно - научным кейсом, требующий знаний в области химии «Технопарк «Идея» ».

И вот началась бурная, весёлая, насыщенная и интересная жизнь. Все жители Нанограда погрузились в активную работу, ведь за 4 дня надо придумать идею и её представить на голосование. А вот ещё одна трудность. Представить идею надо за 6 минут и всего лишь за 4 минуты суметь ответить на вопросы коротко и чётко, заинтересовать жителей Нанограда в своём проекте, ведь вокруг конкуренты, которые хотят, чтобы именно их продукт был востребован. Дух соперничества стимулировал детей и взрослых работать не покладая рук. Как в настоящем бизнесе, у каждой корпорации свои акции, которые жители летней школы покупают на мнимые деньги «нанокотики» через «брокеров». Акции растут в цене, если корпорации работают активно и продуктивно. Здесь вступает в ход математика и экономика: « Как вложить доход корпорации выгодно, чтобы получить максимальную выгоду для развития собственного предприятия?». Через игру каждый ребёнок в ненавязчивой форме учится основам технологии и предпринимательства, дизайна и маркетинга, учится работать в команде и слышать других. А это очень трудно, ведь с лагерь приехали активные личности, каждая из которых хочет быть лидером. В тоже время педагоги и кураторы не должны мешать детям, а только наблюдать со стороны и где-то немного корректировать их идеи. Всего лишь за 6 дней ребята должны представить стендовый доклад. И вот, настаёт седьмой день, когда команда выезжает на предприятия и видит процесс производства. Беседует с инженерами, технологами и рабочими, чтобы окончательно понять, как их идея может вылиться в продукт и возможно ли это. Ведь надо грамотно рассчитать себестоимость производства «своей мечты». Остаётся всего лишь 2 дня, ведь защита кейса на десятый день!!! Причём надо успеть всё! Не только работать над кейсом в корпорациях, но жить по строгому расписанию - зарядка, лекционные занятия, работа в мастерских, спортивные соревнования, дежурство в столовой, посещение бассейна и танцев, просмотр фильмов и строгий отбой. И дети со взрослыми с радостью всё успевают, получая неимоверное удовольствие от всего происходящего.

Что можно на это сказать? Только одно: «До здравствует, Наноград!!!» Живи и процветай на благо развитию промышленности России и, главное, на благо нашего будущего - детей.

В тоже время, в летней школе проходит стажировка и повышение квалификации учителей. Лекционные занятия и мастерские, нацеленные на переподготовку кадров с целью модернизации и инновации системы образования согласно новым образовательным стандартам, а также организация Всероссийского семинара для педагогов с выступлениями учителей с разных уголков России, с целью обмена опытом, полезно для любого сотрудника, работающего в сфере образования.

За десять дней все жители «Нанограда-2014» уезжают с огромным багажом знаний и опыта. Можем ли мы, учителя, сказать, что за 10 дней работы в школе мы даём столько же? Увы, нет. Так может быть стоит обратить своё внимание на другие формы работы с детьми?

Надеемся, что наша информация хоть как-то заинтересовала коллег. Если хотите узнать более подробно о работе Школьной лиги РОСНАНО, читайте информацию на сайте: schoolnano.ru/.

3


© 2010-2022