Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»


Приложение к образовательной программе,

введенной в действие приказом № ____

от «31»08.2015г.


Рассмотрено на заседании кафедры естественно-математического образования

Протокол №___ от «___» _______________ 2015г.

Руководитель кафедры ________ /_____________/


Согласовано

Заместитель директора ____________ /_________________/

«___» __________________ 2015г.

Рабочая программа по информатике и ИКТ

для 10 «А», 10 «Б», 11 «А», «Б» классов

составлена на основе Программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, разработанной автором учебников Угриновичем Н.Д., содержание которой соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Реализация учебной программы обеспечивается учебниками:

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д.Угринович. - 9-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Н.Д.Угринович. - 7-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


Составитель:

Хорошева Елена Александровна

учитель информатики

второй квалификационной категории


2015 год



  1. Пояснительная записка

1.1 Нормативно-правовые документы

Данная программа составлена на основе учебников «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям, а также приказу ОУ №___ от __.__.2015 «Об утверждении образовательной программы школы на 2015-2016 учебный год».

УМК

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 ч./ Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  4. Сайт методической поддержки (авторская мастерская): metodist.lbz.ru/authors/

1.2 Цели и задачи курса

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

  1. Общая характеристика учебного предмета

2.1 Роль и значимость предмета, курса с точки зрения целей общего образования

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем, как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требуют развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

  1. Преемственность при изучении данного предмета, курса

Обучение информатики в общеобразовательной школе организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями некоторых изучаемых линий (модулей) в основной школе (8-9 класс), затем на следующей ступени обучения (10-11), изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких "витков" в зависимости от количества учебных часов обычно 2: «Информационные технологии», «Коммуникационные технологии». В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

  1. Акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и актуальными проблемами современности

Учебный процесс освоения знаний по информатике и ИКТ способствует овладению такими компетенциями, как информационно-коммуникативная, учебно-познавательная, информационно-технологическая, ценностно-смысловая и социально-трудовая, а также побуждает учащихся к самоусовершенствованию. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки информации любого вида.

  1. Особенности построения курса по конкретному УМК

В соответствии с Федеральным проектом в области образования по подключению всех школ РФ к Интернету, в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», а в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса - проблеме защиты информации от угроз утечки или повреждения информации в локальных сетях и глобальной сети Интернет.

В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, практические работы в учебниках «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов используют свободно распространяемые программы или программы, тиражируемых по лицензиям компаний - разработчиков программного обеспечения.

Учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов являются мультисистемными, так как практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются интерактивные модели из различных предметных областей: математики, физики, астрономии, химии и биологии. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер. Готовые интерактивные модели размещены в Интернете.

В учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса большое внимание уделяется организации повторения и подготовке к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ». Включены тесты различного типа (ВО - выборочный ответ, КО - краткий ответ, РО - развернутый ответ и ПЗ - практическое задание) и различного уровня (Б - базовый, П - повышенный и В - высокий).

В учебниках «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов не даются определения понятиям, введенным в курсе для основной школы (сделаны ссылки на учебники курса основной школы), так как предполагается, что эти понятия были изучены учащимися в 8-9 классах основной школы.

Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса содержит введение и 2 главы, 26 практических вариативных работ, словарь компьютерных терминов.

Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса содержит 4 главы, 24 практические вариативные работы, тесты и ответы к ним.

Учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов входят в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.

Также при разработке данной программы предусмотрены темы по обучению учащихся получению государственных услуг в электронной форме.


  1. Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 70 часов учебного времени:

  • По 1 часу в неделю 10 класс (35 учебных недель)

  • По 1 часу в неделю 11 класс (35 учебных недель)


  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

4.1. Описание важности учебного курса

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

4.2 Ценностные ориентиры учебного предмета

При изучении основ информационного управления осуществляется: развитие представлений о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию с целью управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем управления.

Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

Таким образом, информатика, как предмет, выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.

4.3 Особенности обучающихся

Данная программа рассчитана на учащихся 10-11 классов (примерно от 16 до 18 лет). В процессе учения информатики учащиеся приобретает способность к сложному анали­тико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием, в отличие от младших школьников. Таким образом, уже можно давать часть материала для самостоятельного изучения, выполнения практических работ. Учащиеся этого возраста могут самостоятельно подготовить материал для сообщения в виде презентации, видеоролика.

  1. Содержание учебного курса

10 класс

Введение. Информация и информационные процессы (1час)

Информационные технологии (15 часов)

Кодирование и обработка текстовой информации. Создание и форматирование текстовых документов. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Кодирование и обработка графической информации. Растровая графика. Векторная графика.

Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации.

Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.

Коммуникационные технологии (16 часов)

Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Электронное Россия. Электронное правительство. Государственные и муниципальные услуги. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.

Повторение (11 часов)

11 класс

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11часов)

История развития вычислительной техники. Архитектура ПК.

Операционные системы. Основные характеристики ОС. ОС WINDOWS. ОС LINUX.

Защита несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием пароля. Биометрические системы защиты.

Физическая защита данных на дисках.

Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.

Моделирование и формализация (8 часов)

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и ислледования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей: физических, астрономических, алгебраических, геометрических, химических, биологических.

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (8 часов)

Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты БД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных.

Информационное общество (3 часа)

Право в Интернете. Этика в Интернете. Электронное Россия. Электронное правительство Государственные и муниципальные услуги Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Повторение (5 часов)


  1. Учебно-тематическое планирование

Наименование раздела

Кол-во часов

10 класс

Общее

Теория

Практика

Контроль

1

Введение. Информация и информационные процессы

1

1

0

0

2

Информационные технологии

15

2

11

2

3

Коммуникационные технологии

16

7

7

2

4

Повторение

3

1

1

1

Итого

35

11

19

5

11 класс

5

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

11

5

5

1

6

Моделирование и формализация

8

3

4

1

7

Базы данных. Системы управления базами данных. (СУБД)

5

1

3

1

8

Информационное общество

6

3

2

1

9

Повторение

5

2

3

0

Итого

35

14

17

4

ВСЕГО

70

25

36

9





  1. Учебно-методическое обеспечение

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 ч./ Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  4. Сайт методической поддержки (авторская мастерская): metodist.lbz.ru/authors/

8. Материально-техническое обеспечение

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер

  • Мультимейдийный проектор, подсоединенный к компьютеру преподавателя

  • Принтер (черно-белой печати, формата А4)

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети Интернет

  • Устройство для ввода визуальной информации - сканер

  • Устройства вывода звуковой информации - аудиоколонки (в составе рабочего места преподавателя) и наушники для инди­видуальной работы со звуковой информацией.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк­ранными объектами - клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система WINDOWS.

  • Файловый менеджер (в составе ОС).

  • Антивирусная программа - Антивирус Касперского.

  • Почтовый клиент (в составе ОС)

  • Программа-архиватор - WinRAR.

  • Текстовый редактор, графический редактор.

  • Программа разработки презентаций.

  • Браузер (в составе ОС).

  • Мультимедиа проигрыватель (в составе ОС).

  • Клавиатурный тренажер - Клавиатор.

  • Интегрированное офисное приложение - Microsoft Office

Библиотечный фонд

  • Нормативные документы (программы и планирование по информатике ФГОС)

  • Учебно-методическая литература (учебники, рабочие тетради, задачники)

  • Научная литература (справочники)

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

10 класс

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

 понятия: информация, информатика;

 виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

 единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;

 сущность алфавитного подхода к измерению информации

 назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

 представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;

 понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;

 назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

уметь

 решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

 выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;

 представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;

 создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;

 искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;

 создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

 организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

 передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

11 класс

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:

знать/ понимать:

  • назначение и функции операционных систем;

  • какая информация требует защиты;

  • виды угроз для числовой информации;

  • физические способы и программные средства защиты информации;

  • что такое криптография;

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

  • что такое системный подход в науке и практике;

  • роль информационных процессов в системах;

  • определение модели;

  • что такое информационная модель;

  • этапы информационного моделирования на компьютере;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (баз данных);

  • что такое база данных (БД);

  • какие модели данных используются в БД;

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

  • определение и назначение СУБД;

  • основы организации многотабличной БД;

  • что такое схема БД;

  • что такое целостность данных;

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляцион ной СУБД;

  • в чем состоят основные черты информационного общества;

  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;

  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;

  • основные законодательные акты в информационной сфере;

  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

  • соединять устройства ПК;

  • производить основные настройки БИОС;

  • работать в среде операционной системы на пользователь ском уровне.

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;

  • строить табличные модели по вербальному описанию системы.

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных.

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.



© 2010-2022