• Преподавателю
  • Информатика
  • Статья на тему Проектирование образовательного пространства по предмету информатика в рамках технологии метод проектов

Статья на тему Проектирование образовательного пространства по предмету информатика в рамках технологии метод проектов

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий

по теме:

Проектирование образовательного пространства по предмету информатика в рамках технологии метод проектов



Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.

Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка;

  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;

  • простор для творческой и созидательной деятельности.


Учебно-исследовательский проект «Алгоритмы в нашей жизни» ориентирован на учащихся 8 классов.

Проект может быть реализован в рамках курса «Информатика и ИКТ» при изучении темы «Алгоритмы».

Понятие алгоритма является и очень простым и очень сложным. Его простота - в многочисленности алгоритмов, с которыми мы имеем дело, в их обыденности. Но эти же обстоятельства делают его туманным, расплывчатым, трудно поддающимся строгому научному определению.

Учащимся предлагается узнать о происхождении термина «алгоритм» и изучить виды (типы), свойства и способы записи алгоритмов. Понять какую роль они играют в жизни общества. И в чем заключается цель их изучения.

Школьникам предстоит провести исследование с опорой не только на свой практический и жизненный опыт, но и опыт своих родителей, которые будут помогать ребенку во всех его начинаниях.


Сформулированный набор осваиваемых способов деятельности, на мой взгляд, является социально востребованным и позволит учащемся на выходе из школы оказываться готовыми к проведению исследований и решению проблем.

После завершения проекта учащиеся:

Предметные результаты

Личностные результаты

Метапредметные резултаты

  • осознают значения математики и информатики в повседневной жизни;

  • научатся строить простые алгоритмы;

  • овладеют умениями решать задачи повышенной сложности и оценивать результаты своей деятельности;

  • осознают, что важен не только набор действий, но и их прядок;

  • научатся проводить сравнительный анализ.

  • повысят интерес к наукоемким профессиям;

  • смогут ценить свои профессиональные предпочтения и личную готовность к выбору ИКТ-про филя в старшей школе;

  • получат навыки в общении и у со сверстниками в учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

  • смогут самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задаи, преобразовывать практическую задач в теоретическую;

  • науатся разрабатывать ипроводить сравнение на основе самостоятельного выбора критериев. Делать выводы на основе аргументации;

  • планировать пути достижения целей, выделять альтернативные способы достижения цели;

  • овладеют средствами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий.

Достижение запланированных результатов обеспечивается за счет использования педагогических технологий организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, технологий сопровождения самостоятельной деятельности учащегося и формирующего оценивания.

Используются такие методики оценивания, как: Таблицы ЗИУ, групповая лента времени работы над проектом, график личностного роста, SWOT-анализ, метальная карта.

По окончанию проекта оценка формируется из нескольких критериев: Результаты работы до проекта (ЗИУ), во время проекта (график личностного роста, SWOT-анализ) после завершения проекта (ЗИУ, метальная карта) и выполненная работа учащегося.

Выполненная работа оценивается по следующим критериям:

  • Полнота выполненного исследования;

  • Рациональное использование сервисов и средств ИКТ;

  • Защита своего продукта, аргументы и вывод.

Технологическая карта сопровождения проекта.

Этап урока

Действия учитель

Действия ученика

1. Организационный момент

Сообщаем тему и цель проекта

Обсуждение актуальности темы проекта. Дискуссия, на заданную тему.

2. Актуализация знаний.

Преподаватель формулирует основополагающий вопрос.

Предлагает учащимся сформулировать проблемные вопросы проекта.

Обсуждают и формулируют вместе с преподавателем проблемные вопросы.

3. Объяснение форм работы и оценивания.

Озвучиваем методики и критерии оценивания

Обсуждение форм работы.

4. Выявление потребностей учащихся

Анализ заполненных таблиц, формирование наиболее рациональных групп.

Заполнение таблицы ЗИУ

5. Проверка первоначальных знаний учащихся.

Используя технологи SMART предлагаем учащимся выполнить несколько заданий с использованием интерактивной доски.

В первом задании учащимся предлагается решить задачу о переправе.

Ученикам предлагается записать верное решение задачи в виде алгоритма




Учащимся предлагается следующее задание - алгоритм вычисления, в котором отсутствуют некоторые элементы.



Ученики ищут решение эмпирически, переставляя элементы с одного "берега" на другой.

В левой части слайда представлены блоки и стрелки, из которых, пользуясь утилитой множественного копирования, ученики составляют алгоритм.

Выполнив задание, ученики могут выполнить самопроверку - в правой части слайда, за "шторкой" скрыт верный ответ.

Ученики дополняют алгоритм, перетаскивая на пустые места элементы из предложенного списка.

6. Развитие самостоятельности и взаимодействия.

Преподаватель контролирует деятельность учащихся по формированию взаимодействия.

Учащимся предлагается сформулировать свод правил.

Преподаватель направляет обсуждение, фиксирует принимаемые правила.

Выбор лидера, распределение обязанностей.

Формулируют правила работы над проектом, работы в группе, обсуждают, принимают общее решение.

7. Работа над проектом

Преподаватель еще раз возвращается к проблемным вопросам, которые были сформулированы. Каждой группе определяется свой вопрос, надо которым она (группа) должна будет работать.

Для структурирования своей деятельности учащимся предлагается вести групповую ленту времени, в которой они будут отмечать все этапы своей работы.

Преподаватель контролирует работу, направляет, отвечает на возникшие вопросы.

Обсуждают проблемные вопросы, каждая группа выбирает себе вопрос, над которым будет работать. Выбор формы, в котором будет представлен конечный продукт работы. Выбор наиболее рационального сервиса, для создания работы.

Определение этапов своей работы, создание ленты времени, формулирование плана своей дальнейшей работы.

Учащиеся начинают работать над своим проблемным вопросом. Создание конечного продукта.

8. Мониторинг процесса

Преподаватель во время работы над проектом отслеживает сам процесс и активность учащихся.

Учащиеся фиксируют свои шаги в ленте времени.

Во время работы над проектом каждый учащийся самостоятельно заполняет график личностного роста, на котором отмечаем эффективность своей работы.

9. Представление результатов

Каждая группа демонстрирует свой продукт, представляет его.

Обсуждение работ остальных групп.

10. Обобщение

Преподаватель предлагает вернуться к основополагающему вопросу и еще раз рассмотреть его, используя полученные знания.

Преподаватель предлагает составить общую структурно-логическую схему, используя метод «фиш-боун»

Учащиеся обсуждают основополагающий вопрос проекта, с учетом своих работ. Дискуссия.

Формулирование ответа.

Создание общей схему «фиш-боун», в которой обобщили все стороны рассматриваемого вопроса.

Формулирование вывода всего проекта.

11. Рефлексия. Завершение проекта.

Преподаватель предлагает учащимся дополнить свои таблицы ЗИУ, которые учащиеся начали заполнять перед работой над проектом.

Каждому ученику предлагается создать ментальную карту на тему «Что мне дал проект».

Преподаватель оценивает ленты времени каждой из групп, график личностного роста каждого из участников.

Заполнение таблиц ЗИУ


Создание ментальной карты.

Данная схема может быть использована для организации аналогичных занятий по любой тематике выбранной педагогом в рамках курса «информатика».

Вывод:

Общая идея организации проектной деятельности в старших классах следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.

Обобщая опыт по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла можно сделать следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

  2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

  3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Список литературы.


  1. Безрукова В.С. Педагогика. Проектная педагогика. Екатеринбург. - 1996.

  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. Волгоград: Учитель. - 2007.

  3. Угринович Н., Морозов В., Нечаев В. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.

  4. 2. Панкратова Л., Челак Е. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. СПб.: БХВ - Петербург, 2004.

  5. Молодцев В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытия урока информатики. VIII - XI классы. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  6. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. М.: ВАКО, 2005.

  7. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft). М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция» , 2004.


© 2010-2022