- Преподавателю
- Информатика
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Летов В.Ф. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Летов В.Ф.
ООАУ СПО «Старооскольский медицинский колледж», г. Старый Оскол
В последнее время широкое проникновение телекоммуникаций в образовательный процесс ставит проблему о целесообразности рассмотрения познавательного интереса через призму новых образовательных технологий.
Уровень познавательного интереса учащихся при обучении с использованием информационных технологий является динамической характеристикой, определяемой следующими факторами:
-
личностным развитием познавательных потребностей конкретного обучаемого (сформированностью личностных качеств);
-
методической ценностью программного обеспечения сформированностью программных средств);
-
умением преподавателя создавать учебную ситуацию, обеспечивающую активность познавательной деятельности (методологической и методической готовностью учителя к использованию компьютерных технологий).
Основные критерии сформированное™ познавательного интереса обучающихся при обучении с помощью информационных технологий следующие:
-
самостоятельность, которая проявляется как в умении найти необходимую информацию, так и в умении разработать собственную стратегию и тактику достижения положительного результата;
-
осознанность, которая проявляется в умении выявить сущностные характеристики информации, ее структуру, внутренние и внешние связи, оценить значимость информации не только для науки, но и для собственного миропонимания, проявляется в понимании смысла познавательной деятельности, оценке своей готовности к ней, оценке своих достижений, ценностном осмыслении приобретенной информации и освоенных способов действий;
-
направленность на достижение поставленной цели, которая появляется в волевых свойствах личности, в рефлексии своей деятельности.
Показателями роста познавательного интереса служат следующие характеристики:
-
осознанность, действенность, прочность, востребованность получаемых знаний,
-
мотивационная устойчивость, удовлетворенность учебной деятельностью и ее результатами;
-
уровень информационной культуры.
При развитии познавательного интереса с помощью информационных технологий необходимо также учитывать не только различие в исходном уровне готовности, но и другие факторы, а потому дифференциация обучения должна проводиться по нескольким показателям.
Дифференциация по уровню мотивации - обучающихся с низким уровнем внутренней мотивации необходимо включать в учебные ситуации, содействующие пониманию эффективности информационных технологий в их собственной повседневной учебной и другой деятельности. Необходимо использовать интерес к информационным технологиям как стимул познавательного интереса в других областях, как стимул к творческой деятельности.
Дифференциация по направлению познавательного интереса необходима в силу специфики использования информационных технологий: цели и познавательные запросы обучаемых не могут быть идентичными. Одним обучаемым достаточно овладеть основами компьютерной грамотности, получить навыки работы с компьютерными инструментами, освоить некоторые методы получения, преобразования и использования информации, область интересов других обучаемых много шире. Одни обучаемые стремятся больше узнать о закономерностях информационных процессов в природе и обществе, других интересует программирование, третьи проявляют повышенный интерес к компьютерным коммуникациям.
Дифференциация по способностям и возможностям обучаемых. Этот вид дифференциации в педагогическом отношении достаточно сложный. У некоторых обучаемых наблюдается явное рассогласование между желанием заниматься программированием, работать в сети Интернет и возможностями освоить достаточно сложные технологии такой деятельности. Это становится причиной разочарования, снижения интереса. Можно предложить следующие варианты решения проблемы дифференциации по способностям и возможностям обучаемых:
-
подбор посильной задачи;
-
объединение в исследовательскую группу обучающихся с разным уровнем возможностей;
-
оказание помощи в подготовке продукта.
Дифференциация по нескольким характеристикам с одной стороны служит средством стабилизации дидактической системы, помогает раскрыть индивидуальные способности обучаемых и развить их устойчивый познавательный интерес при обучении в компьютерной среде, с другой является стимулом разработки средств обучения, настраивающихся на индивидуальные особенности обучаемых.
Одним из основных средств формирования у обучающихся устойчивого познавательного интереса является использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от них активной поисковой деятельности.
Таким образом, одним из условий развития познавательного интереса учащихся при обучении с использованием информационных технологий являются следующие виды дифференциации: по уровню мотивации, по направлению интересов в компьютерном образовании, по индивидуальным способностям и возможностям обучающихся. Если будут учитываться данные виды дифференциации, то новые для обучающихся компьютерные методы обучения не вызовут непреодолимых трудностей - обучаемые будут быстро осваивать управление программами, осознанно использовать компьютерные инструменты и самостоятельно ставить и творчески решать значимые для себя задачи, что будет свидетельствовать о высоком уровне познавательного интереса.