Архитектура персонального компьютера. 11 класс

Цель и задачи урока   Цель: организация деятельности учащихся, направленной на достижение ими следующих результатов развития: в личностном направлении: -          умение учиться самостоятельно; -          умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли; -          учиться применять полученные знания и навыки к решению новых проблем. в метапредиетном направлении: -          умение применять навыки работы с информацией в других дисциплинах, в окружающей жизни. в предметном направлении: -       ...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Архитектура персонального компьютера.

Базовый учебник Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович - 7-е изд. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Цель и задачи урока

Цель: организация деятельности учащихся, направленной на достижение ими следующих результатов развития:

в личностном направлении:

  • умение учиться самостоятельно;

  • умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли;

  • учиться применять полученные знания и навыки к решению новых проблем.

в метапредиетном направлении:

  • умение применять навыки работы с информацией в других дисциплинах, в окружающей жизни.

в предметном направлении:

  • изучение архитектуры ЭВМ, магистрально-модульного принципа построения компьютера

  • овладение базовым понятийным аппаратом по теме.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Формы работы учащихся

  • самостоятельная;

  • групповая;

  • фронтальная работа.

Необходимое техническое оборудование

  • проектор;

  • компьютер с выходом в интернет;

  • колонки.






Ход урока:


  1. Организационный момент

  2. Актуализация темы урока

С устройством компьютера вы уже знакомились на уроках информатики в более младших классах и выяснили, что компьютер выполняет такие же функции по работе с информацией как и человек. У компьютера есть для этого определённые устройства ввода, вывода, хранения и преобразования информации. Сегодня познакомимся с тем, как устроен системный блок и какими характеристиками обладают входящие в него устройства.

3. Повторение пройденного ранее материала

Описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для пользователя и программиста называют архитектурой ЭВМ. Архитектура не включает в себя конструктивных подробностей устройства машины, электронных схем. Эти сведения нужны конструкторам, специалистам по наладке и ремонту ЭВМ.

К архитектуре относится именно логическое построение вычислительных средств, без учета конкретных деталей их реализации.

Вспомним, как выглядит структура современных цифровых ЭВМ, пройдя по ссылке Структура ЭВМ в Приложении_1. (учащиеся, сидя за компьютером, проходят по указанной ссылке и знакомятся с предлагаемой информацией)

4. Передача - усвоение новых знаний.

Схема устройства компьютера впервые была предложена в 1946 году американским ученым Джоном фон Нейманом. Дж. фон Нейман сформулировал основные принципы работы ЭВМ, которые во многом сохранились и в современных компьютерах.

1. Принцип программного управления. Программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определённой последовательности. (ссылка Принцип программного управления в Приложении_1)

2. Принцип адресности. Основная память состоит из понумерованных ячеек; процессору в определенный момент времени доступна одна любая ячейка с определенным адресом. (ссылка Принцип адресности в Приложении_1)

3. Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными. (ссылка Принцип однородности памяти в Приложении_1)

В основу архитектуры современных ПК положен магистрально-модульный принцип. Модульность позволяет потребителю самому комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости её модернизацию. Модульная организация компьютера опирается на магистральный (шинный) принцип обмена информацией между устройствами.

Далее для наглядности используется ЭОР «Информатика. Устройство компьютера. 10-11 классы».


К магистрали, которая представляет собой три различные шины, подключаются процессор и оперативная память, а также периферийные устройства ввода, вывода и хранения информации. которые обмениваются информацией в форме последовательностей нулей и единиц, реализованных электрическими импульсами.Архитектура персонального компьютера. 11 класс

Многие необходимые дополнительные устройства интегрированы в современные материнские (системные) платы: сетевая карта, внутренний модем, сетевой адаптер беспроводной связи Wi-Fi,звуковая плата и т.д. Раньше эти устройства подключались к

материнской плате с помощью слотов расширения и разъемов.

Важнейшей частью материнской платы является чипсет, который во многом определяет архитектуру современного ПК. Современные компьютеры содержат две основные большие микросхемы чипсета:

 контроллер-концентратор памяти, или Северный мост, который обеспечивает работу процессора с оперативной памятью и с видеоподсистемой;Архитектура персонального компьютера. 11 класс

 контроллер - концентратор ввода/вывода, или Южный мост, обеспечивающий работу с внешними устройствами.

Между Северным мостом и процессором данные передаются по системной шине.

Обмен мостом

производится по шине памяти.

данными между и оперативной

Северным памятью

По мере усложнения графики приложений требования к быстродействию шины, связывающей видеопамять с процессором и оперативной памятью, возрастают. В настоящее время для подключения видеоплаты к Северному мосту все большее

распространение получает шина PCI Express (ускоренная шина взаимодействия периферийных устройств). К видеоплате с помощью аналогового разъема VGA или цифрового разъема DVI подключается электронно-лучевой или жидкокристаллический монитор или проектор.

Устройства внешней памяти (жесткие диски, CD- и DVD-дисководы) подключаются к Южному мосту по шине SATA (последовательная шина подключения накопителей).

Для подключения принтеров, сканеров, цифровых камер и других периферийных устройств обычно используется шина USB (универсальная последовательная шина). Эта шина обеспечивает подключение к компьютеру одновременно до 127 периферийных устройств.

Схема материнской платыАрхитектура персонального компьютера. 11 класс




Современные программы и приложения предъявляют все большие требования к производительности процессора. На сегодняшний день этот вопрос решается за счет увеличения количества ядер процессора (арифметико-логических устройств). Вместо одного ядра процессора используются два, четыре и более ядер, что позволяет распараллелить вычисления и повысить производительность процессора.Архитектура персонального компьютера. 11 класс


4. Закрепление-диагностика знаний, умений и навыков.

Давайте проверим свои знания, выполняя следующие задания.

Архитектура персонального компьютера. 11 классАрхитектура персонального компьютера. 11 классАрхитектура персонального компьютера. 11 классАрхитектура персонального компьютера. 11 классАрхитектура персонального компьютера. 11 классАрхитектура персонального компьютера. 11 классАрхитектура персонального компьютера. 11 классАрхитектура персонального компьютера. 11 классАрхитектура персонального компьютера. 11 классАрхитектура персонального компьютера. 11 класс










5. Домашнее заданиеАрхитектура персонального компьютера. 11 классАрхитектура персонального компьютера. 11 класс

учебник п. 1.2 стр. 19-23, ответить на контрольные вопросы.

6. Итого урока

Просмотр видеоролика «Компьютер».

7.Рефлексия


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Название

используемых

ЭОР

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

1

Организационный момент

Мотивация учения, раскрытие цели урока

Совместный выбор плана урока

2 мин

2

Актуализация знаний Повторение пройденного ранее материала

Ресурс №1

Архитектура ЭВМ

Образовательный объект

Актуализация субъектного опыта учащихся, с использованием демонстрации ресурса №1

Участие в фронтальной проверке знаний с опорой на ресурс №1

5 мин

3

Передача - усвоение

новых знаний

Ресурс №2

Магистрально-модульный принцип построения компьютера

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала, посредством организации групповой работы с ОМС.

Работа в группах, включение в активный познавательный процесс

20 мин

4

Закрепление-диагностика знаний,

умений и навыков

Ресурс №3

Архитектура компьютера

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)

Ресурс №4

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)

тест

Реализация дифференцированного подхода:

- организация деятельности учащихся по отработке изученных понятий с опорой на ресурс №3

- организация самостоятельной работы учащихся при выполнении теста ресурс№4

Каждый ученик работает в своей зоне ближайшего развития, в силу своих способностей. Ученики участвуют в оценке и самооценке знаний.

10 мин

5

Домашнее задание

учебник п. 1.2 стр. 19-23, ответить на контрольные вопросы.

Составление кроссворда по теме

Подготовка презентации по теме урока с привлечением дополнительного материала

Инструктаж по выполнению домашнего задания, проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения д/з

Выбор заданий в соответствии со своим уровнем обученности

2 мин

6

Итог урока

Просмотр видеофильма

4 мин

7

Рефлексия

Развитие способностей учащихся к рефлексии.

2 мин

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Структура ЭВМ

ЦОР

образовательный объект

school-collection.edu.ru/catalog/res/d9aef2de-6ccb-4b27-86ab-5fda0f969917/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&sort=order&interface=pupil&class=53&subject=19

2

Магистрально-модульный принцип построения компьютера

ОМС

ОМС

fcior.edu.ru/card/23522/arhitektura-kompyutera.html

3

Архитектура ЭВМ

ОМС

ОМС

fcior.edu.ru/card/2160/arhitektura-kompyutera.html

4

Архитектура ЭВМ

ОМС

ОМС

fcior.edu.ru/card/23370/arhitektura-kompyutera.html



© 2010-2022