Методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классе

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г. Вуктыл





Республиканский заочный конкурс

педагогического мастерства

«Первые шаги»






Методическая разработка

урока информатики и ИКТ

по теме

"Устройства ввода и вывода"

в 8 классе



Автор:

Селиванова Светлана Александровна,

учитель информатики и ИКТ

МБОУ "СОШ №1" г. Вуктыл







Вуктыл

2015

Цели урока:

  • Познакомить обучающихся с основными устройствами ввода и вывода информации;

  • Расширить знания об устройствах компьютера.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с разновидностями устройств ввода и вывода информации на компьютере;

Развивающие:

  • Развивать логическое и образное мышление через использование современных образовательных технологий личностно-ориентированного обучения;

  • Формировать творческую активность обучающихся;

  • Активизировать познавательную активность обучающихся через применение компьютерных технологий;

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес к изучению информатики;

  • Воспитывать у обучающихся культуру делового общения;

  • Совершенствовать восприятие компьютера как основного инструментария информационной деятельности современного человека;

  • Воспитывать у обучающихся сознательную дисциплину через соблюдение техники безопасности в работе с компьютером.

Оборудование:

  1. Компьютер.

  2. Проектор.

  3. Доска.

  4. Экран.

  5. Презентация.

  6. Индивидуальные карточки для обучающихся.

Приложения:

  1. Индивидуальные карточки для обучающихся.

  2. Мультимедийная презентация «Устройства ввода и вывода информации».

  3. Кластер № 1 «Устройства ввода информации».

  4. Кластер № 2 «Устройства вывода информации».


Тема: Устройства ввода и вывода информации

Ход урока



  1. Организационный момент

А) Приветствие

Б) Целеполагание

В) Вступительное слово учителя

Сегодня трудно представить себе, как раньше люди обходились без компьютера. Сколько времени приходилось потратить для подготовки домашнего задания: сходить в библиотеку, найденную информацию переписать на бумагу, не остается времени на прогулки, общение с друзьями. А чтобы пообщаться с родственниками или с друзьями с другого города - это вообще проблема: надо было написать письмо, сходить на почту, чтобы отправить его, потом ждать неделю ответа… Вы хотели бы жить в то время? (Обсуждение). Так что же облегчает нашу жизнь сейчас? (Компьютер)

2. Актуализация знаний

Повторение изученного

А) Слово учителя:

На прошлом уроке мы изучали, пожалуй, самое важное устройство компьютера - мы говорили о… (Процессор). Сегодня я хочу представить вам героя, которого вы хорошо знаете с детства. (Слайд 2 - Незнайка). Узнали его? Да, это Незнайка! А теперь посмотрите, какое определение процессора дал этот ученик на уроке информатики. (Текст определения раздается каждому обучающемуся. (Приложение №1). Я, прочитав его, обнаружила 5 ошибок. Интересно, а сколько ошибок найдете вы. Возьмите красную пасту и внесите нужные исправления. На работу отводится 3 минуты.

Б) Самостоятельная работа обучающихся

В) Проверка:

  • Кто быстрее всех справился с ролью учителя? (заслушивание 2-3 обучающихся)

  • А теперь сверьте свою работу с моей (слайд 3)

  • Кто нашел все ошибки? Молодцы, ребята! Поставьте красным цветом себе пятерки - заслужили!

Теперь, когда мы хорошо усвоили устройство и функционал процессора, можно обратиться к интересной новой теме - «Устройства ввода и вывода информации»

3. Знакомство с новым материалом.

А) Слово учителя:

Компьютер является универсальным устройством не только для обработки информации, а также для ее ввода и вывода. Чтобы обработать какой либо текст, его необходимо каким-то образом внести в компьютер. Как вы думаете какое устройство мы используем? (клавиатура). А если мы хотим внести в компьютер изображения и отредактировать их, каким устройством мы воспользуемся? (сканер). Записать какую-нибудь музыку, голоса, что нам понадобится? (микрофон). А также есть еще такие устройства, как мышь, цифровые камеры. Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Вам необходимо из учебника найти информацию об этих устройствах и записать основные определения в тетрадь. На работу отводится 7 минут!

Б) Самостоятельная работа

В) Проверка (фронтальный опрос) с использованием презентации:

  • Кто первый справился с работой?

  • Дайте определение такому устройству, как клавиатура.

  • Для ввода какой информации она необходима? (Заслушивание ответов и дополнений)

А сейчас я хочу вам дать дополнительную информацию о клавиатуре. Существует несколько видов этого устройства. (Слайд 4)

Клавиатура служит для ввода текстовой и числовой информации. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 световых индикатора в правом верхнем углу. Клавиатуры бывают как проводные, так и беспроводные (слайд 4). В беспроводных клавиатурах используются три основных вида соединения, а именно соединение Bluetooth, инфракрасное соединение и радиочастотное соединение. Для соединения проводных клавиатур с компьютером используется два разъема PS/2 и USB. (Слайд 4)

  • Расскажите о сканере, микрофоне, мыши, цифровой камере. (заслушивание 3-4 обучающихся).

Оказывается, и у этих устройств существуют разновидности. Обратимся к слайдам. (Слайды 5-7)

Сканер - это устройство, которое, анализируя какую-либо фотографию, рисунок, текст создаёт цифровую копию изображения данного объекта. Процесс получения этой копии называется сканированием. Сканеры бывают ручными (которыми проводят сверху по листу) и планшетными (лист кладется внутрь сканера).

Мышь, трекбол, сенсорная панель, джойстик - всё это является устройствами, необходимыми для перемещения курсора на экране.

Мышь бывает проводная и беспроводная. Применяются также радиоуправляемые, инфракрасные и оптические мыши. Трекбол - напоминает мышь, перевернутую вверх ногами. В движение приводят шар, закрепленный на роликах. Джойстик представляет собой рукоятку с кнопками и применяется, как правило, для игр и тренажеров. Сенсорная панель, представляет собой чувствительные поверхности, покрытые специальным слоем и связанные с датчиками. Прикосновение к поверхности датчика приводит в движение курсор.

Микрофон - это прибор, который преобразует звуки, голос, музыку в электрические колебания. Микрофон подключается к звуковой карте.

Цифровые камеры служат для ввода видеоизображения в мультимедийный компьютер. Для передачи живого видео по компьютерным сетям используются недорогие цифровые Web-камеры.

Г) Слово учителя:

Мы с вами говорили об устройствах, которые позволяют нам ввести информацию в компьютер. После того, как мы ее обработаем, ее необходимо каким-то образом вывести, для того чтобы пользователь имел возможность визуального восприятия данных. Для вывода информации также были созданы специальные устройства.

  • Какие вы знаете устройства вывода информации? (ответы обучающихся),

Давайте сейчас обратимся к учебнику, дадим определение каждому из этих понятий и запишем их. (Стр. 42-45),

Монитор - это устройство для вывода текстовой, графической, числовой, аудио и видео информации. Монитор является - универсальным устройством вывода. Самыми старыми мониторами являются - мониторы на электронно-лучевой трубке, их подключают к компьютеру при помощи разъема VGA. В современных настольных компьютерах применяются плоские мониторы на жидких кристаллах. Такие мониторы подключают к компьютеру при помощи входа DVI.

Для вывода рисунков, фотографий и различных текстов используют такое устройство, как принтер. Принтеры по принципу действия делятся на ударные и неударные.

Обратимся к видам принтеров. Существует три вида принтеров:

Матричные - это принтеры ударного действия. Печатающая головка состоит из вертикального столбца маленьких стержней, которые под воздействием магнитного поля «выталкиваются» из головки и ударяются по бумаге через красящую ленту.

Струйные. В этих принтерах используется чернильные печатающие головки, которые под давлением выбрасывают на бумагу из ряда отверстий капельки чернил различных цветов.

Лазерные принтеры обеспечивают типографическое качество печати и высокую скорость печати.

Плоттер - устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации на бумаге

Акустические колонки и наушники - устройства для прослушивания звука. Звуковая карта - устройство для преобразования цифровой аудио информации, записанной на дисках, в звуки и наоборот. (слайд-8-10).

Человек взаимодействует с информационными системами главным образом через устройства ввода-вывода. Прогресс в области информационных технологий достигается не только благодаря возрастающей скорости процессоров и емкости запоминающих устройств, но также за счет совершенствования устройств ввода-вывода данных. Устройства ввода-вывода также называются периферийными устройствами.

  • Наверно, вам знакомо слово «периферия». Что оно обозначает?

  • Проблемный вопрос: объясните, пожалуйста, почему устройства ввода-вывода называются периферийными.

(Периферийными или внешними устройствами называют устройства, размещенные вне системного блока и задействованные на определенном этапе обработки информации)

  • Какие вопросы? Что непонятно?

4. Закрепление материала:

1) Игра «Найди друга»

А) Закрепление нового материала предлагаю провести в игровой форме. Итак, игра - «Найди друга» (слайд 11). Вам необходимо соединить понятие и его определение. Ответы-термины запишите в тетради в той последовательности, в которой даны определения на слайде. (Самостоятельная работа обучающихся)

Б) Взаимопроверка. Выявление уровня усвоение материала.

В) Коллективная проверка с комментариями.

2) Составление кластера

А) Следующее задание заключается в том, что каждая пара, сидящая в первом ряду, должна составить кластер устройств ввода информации, а обучающиеся второго ряда - устройств вывода информации.

Б) Вспомним алгоритм составления кластера.

В) Самостоятельная работа в парах

Г) Проверка работы (при наличии времени). А какой кластер получился у меня, вы узнаете на следующем уроке.

5. Домашнее задание:

А) Завершить работу по составлению кластера. По желанию: составить кластер в программе MSWord.

Б) Творческое задание: составить сценарий мультипликационного фильма о необходимости устройств ввода-вывода информации (по примеру мультфильма «Фиксики»).

6. Рефлексия проводится в форме игры «Что ты за птица?» (на экране проецируются три картинки с изображением птиц): обучающиеся определяют свой уровень освоения новой темой:

  • Воробей: «Клюю знание по зёрнышку»;

  • Соловей: «Могу рассказать другим о своих знаниях»;

  • Орёл: «Я постиг вершину знаний».













Список литературы



  1. Угринович Н.И. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лоборатория знаний, 2011. - 178 с.: ил.

  2. images.yandex.ru/yandsearch

  3. it-com4t.ru/monitor

  4. otherreferats.allbest.ru

  5. festival.1september.ru













Приложение 1



Индивидуальные карточки для обучающихся

«Что такое процессор»





Внутри системного блока размещается процессорная плата, на которой реализована дорога обмена информацией, а также имеются разъемы для установки процессора и других устройств. Процессор является устройством для хранения информации. Разрядность процессора определяется количеством двоичных тактов. Частота процессора равна количеству разрядов обработки данных, которые процессор производит за 1 секунду, и измеряется в битах (Бит)

Текст индивидуальной карточки

для проверки



Внутри системного блока размещается системная плата, на которой реализована магистраль обмена информацией, а также имеются разъемы для установки процессора и других устройств. Процессор является устройством для обработки информации. Разрядность процессора определяется количеством двоичных разрядов. Частота процессора равна количеству тактов обработки данных, которые процессор производит за 1 секунду, и измеряется в мегагерцах (МГц)



Приложение 2

Мультимедийная презентация

«Устройства ввода и вывода информации»

Методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классеМетодическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классеМетодическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классе

Методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классеМетодическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классеМетодическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классе

Методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классеМетодическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классеМетодическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классе

Методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классеМетодическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классеМетодическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классе

Методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классеМетодическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классеМетодическая разработка урока информатики и ИКТ по теме Устройства ввода и вывода в 8 классе

Приложение 3





Кластер № 1


«Устройства ввода информации»





















Приложение 4



Кластер № 2


«Устройства вывода информации»




13


© 2010-2022