- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ (6 класс)
Рабочая программа по информатике и ИКТ (6 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мымрина И.В. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ___________/___________/ Протокол № ___ от «____»_________2014 г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ СОШ №3 г. Павлово ___________ /_____________/ «____»____________2014 г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №3 г. Павлово ______________/____________/ Приказ № ___ от «___»___________2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Информатика и ИКТ»
(наименование учебного курса, предмета)
в 6 классах
разработана
учителем информатики И.В.Мымриной
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова.- 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. _ 208с.: ил.
Цели программы:
-
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
-
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
-
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
-
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
-
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
-
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
-
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Windows в образовательном процессе.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
-
учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
-
методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
-
комплект цифровых образовательных ресурсов;
-
сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 6 классе, даны ответы, указания и решения.
Программа рассчитана на 1 час в год (34 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:
-
практических работ - 17;
-
практических контрольных работы - 3;
-
контрольная работа - 3;
-
творческая работа - 1 .
Требования к уровню подготовке учащихся
Учащиеся должны:
-
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
-
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
-
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
-
различать необходимые и достаточные условия;
-
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
-
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
-
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
-
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
-
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
-
определять назначение файла по его расширению;
-
выполнять основные операции с файлами;
-
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
-
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
-
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
-
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№
п/п
Тема урока
Основные понятия
Тип
урока
Цифровые образователь
ные ресурсы
Компьютерный практикум
Параграф учебника
Домашнее задание
Дата
Компьютер и информация - 11ч.
По плану
Фактически
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
информация, данные, информатика, компьютер
комбинир.
Плакаты «Техника безопасности», «Компьютер и информация», презентации «Техника безопасности», «История вычислительной техники»
Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
§ 1.1
§ 1.1
РТ: №1, 2 стр. 3
Файлы и папки. Практическая работа №1. «Работаем с файлами и папками».
Входной контроль (тестирование)
файл, имя файла, тип файла
комбинир.
Плакат «Как хранят информацию в компьютере», презентация «Файлы и папки»
Практическая работа
§ 1.2
§ 1.2
РТ: №6 стр.5, №7 стр.6
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым редактором Word» (задание 1)
бит, двоичное кодирование, система счисления
комбинир.
Плакат «Цифровые данные», презентации «История счета и систем счисления»
ввод текста
§ 1.3 (введение)
§ 1.3
РТ: №12, 14 стр.10
№15*, 16 стр.11
Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым редактором Word» (задание 2).
двоичное кодирование, двоичная система счисления
комбинир.
Плакат «Цифровые данные», презентация «Цифровые данные» (часть 1)
Практическая работа
§ 1.3 (1)
§ 1.3 (стр. 18-19)
РТ: №17, 18
стр. 12-13
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.
двоичное кодирование, двоичная система счисления
комбинир.
Плакат «Цифровые данные», презентация «Цифровые данные» (часть 1)
Работа с приложением Калькулятор
§ 1.3 (1)
§ 1.3
РТ: №21
стр.14-15
Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи». (задание 1).
кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации
комбинир.
Плакат «Цифровые данные», презентация «Цифровые данные» (часть 2)
работа с текстом
§ 1.3 (2)
§ 1.3 стр. 21-23
РТ: №25(3,4), №26(2,6,7), №29(3,4), №30(2)
Контрольная работа «Компьютер и информация»
Создание документов в текстовом процессоре Word.
двоичное кодирование, текстовый документ
комбинир.
Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc
Практическая контрольная работа
Практические работы № 1 - 3
§ 1.3
найти вырезки из газет с различными видами текстов
Анализ контрольной работы Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи». (задание 2).
кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации
комбинир.
Плакат «Цифровые данные», презентация «Цифровые данные» (часть 1), файл Заготовка.doc
работа с текстом
§ 1.3 (2)
§ 1.3 (стр.21-23)
РТ:№№32-35 стр. 25-28
Растровое кодирование графической информации
графический объект, пиксель, растровое кодирование
комбинир.
Плакат «Цифровые данные», презентация «Цифровые данные», файл Образец.doc
§ 1.3 (3)
§ 1.3 (3)
РТ: №37-39
стр.29-32
Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
векторное кодирование
комбинир.
Плакат «Цифровые данные», презентация «Цифровые данные» (часть 3), файлы Слова.doc, Кувшин.doc
Практическая работа
§ 1.3 (3)
§ 1.3
РТ: №40, 42*
стр. 32 - 35
Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки». Практическая контрольная работа.
бит, байт, Кб, Мб, Гб
комбинир.
Плакат «Как хранят информацию в компьютере», презентация «Единицы измерения информации», файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc
Практическая работа
§ 1.4
§ 1.4
РТ: №43, 44
стр. 38
Человек и информация - 13 ч.
. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2).
информация, знание, факт, правило
комбинир.
Файлы для печати : КР1_1.doc, КР1_2.doc, презентация «Информация и знания», файл Пары.doc
Практическая работа
§ 2.1
§ 2.1
РТ: №1-6
стр. 39-41
Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3, 4). Итоговый контроль (тестирование) за I полугодие
ощущение, восприятие, представление
комбинир.
Презентация «Чувственное познание», файлы Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc
Практическая работа
§ 2.2
§ 2.2
РТ: №7
стр.41
Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице». Практическая контрольная работа.
логика, объект, признак, понятие
комбинир.
Презентация «Мышление», «Понятие»(часть1), файл Загадки.doc
Практическая работа
§ 2.3 (введение)
§ 2.3
РТ: №9, 10
стр. 43-44
Анализ к/р. Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 1, 2).
анализ, синтез, сравнение, обобщение
комбинир.
Презентация «Понятие» (часть 2), файлы: Задача1.doc, Задача2.doc
Практическая работа
§ 2.3 (1)
§ 2.3 (стр.38-40)
РТ: №11 стр.45
№17 стр. 48
Структурирование и визуализация информации.
комбинир.
Файлы для печати ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc
Практическая контрольная работа
Практические работы № 4 - 8
повторить основные понятия
Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3, 4, 5).
Содержание и объем понятия
комбинир.
Презентация «Содержание и объем понятия», файлы Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc
Практическая работа
§ 2.2
§ 2.2
РТ: №21, 22
стр. 50-51
Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1 - 3).
Отношения тождества, пересечения и подчинения.
комбинир.
Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1), файл Головоломка.bmp
Практическая работа
§ 2.3 (3)
§ 2.3 (стр.45-48)
РТ: №23 стр. 52
№27 стр. 59-60
Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1 - 3).
Отношения соподчинения, противоречия и противоположности
комбинир.
Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2), файлы Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp
Практическая работа
§ 2.3 (3)
§ 2.3 (стр. 48-50)
РТ: №26
стр.57-58
№31 стр.64
Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1 - 3).
понятие
комбинир.
Презентация «Понятие»
Практическая работа
§ 2.3 (4)
§ 2.3 (стр. 51-53)
РТ: №32
стр. 64-65
Классификация. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1 - 3).
классификация
комбинир.
Практическая работа
§ 2.3 (5)
§ 2.3 (стр. 54-55)
РТ: №29 стр.62
учебник:
№3 стр.55
Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1 - 3).
суждение, виды суждений, условия
комбинир.
Презентация «Суждение», файл Домик.doc
Практическая работа
§ 2.4
§ 2.4
РТ: №34, 35
стр. 67-72
Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4 - 6) Контрольная работа «Человек и информация»
умозаключение
комбинир.
Презентация «Умозаключение», файл Конструктор.doc
Практическая работа
§ 2.5
§ 2.5
РТ: №36-38
стр.73-74
Анализ к/р. Что такое алгоритм. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм
комбинир.
Интерактивные тесты: test5-1.xml, еуые5_2.xml, файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc
Практическая работа
§ 3.1
§ 3.1
РТ: №1-3
стр.75-76
№6 стр. 78
Элементы алгоритмизации - 9 ч.
Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки».
исполнитель, система команд исполнителя
комбинир.
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)
§ 3.2, 3.3
§ 3.2, 3.3
РТ: №7-10
стр. 79-80
Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.
список и таблица, блок - схема
комбинир.
Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2);
файлы для печати: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc
Практическая контрольная работа
Практические работы № 8, 9
27.
Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы».
тип алгоритма, линейный алгоритм
комбинир.
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 1):
Практическая работа
§ 3.4 (1)
§ 3.4 (стр.73)
РТ: №27 стр. 97
28.
Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы».
тип алгоритма, линейный алгоритм
комбинир.
образец выполнения задания - файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt.
§ 3.4 (1)
§ 3.4 (стр.73)
РТ: №28 стр. 97
29.
Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «PowerPoint. Времена года».
тип алгоритма, условие, ветвление
комбинир.
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть
Практическая работа
§ 3.4 (2)
§ 3.4 (стр.74-76)
РТ: №34, 35
стр. 102-103
30.
Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «PowerPoint. Времена года».
тип алгоритма, условие, ветвление
комбинир.
2); образец выполнения задания - файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt
§ 3.4 (2)
§ 3.4 (стр.74-76)
РТ: №40, 42
стр. 108-109
31.
Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «PowerPoint. Скакалочка».
тип алгоритма, циклический алгоритм
комбинир.
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 3);
Практическая работа
§ 3.4 (3)
§ 3.4 (стр.74-76)
РТ: №44
стр. 110-112
32.
Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «PowerPoint. Скакалочка».
тип алгоритма, циклический алгоритм
комбинир.
образец выполнения задания - файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt
§ 3.4 (3)
§ 3.4 (стр.74-76)
РТ: №45, 46
стр. 113-114
33.
Контрольная работа «Элементы алгоритмизации» Систематизация информации. Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками» (часть 2).
алгоритм, исполнитель, блок-схема, виды алгоритмов, файл, папка
комбинир.
Интерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml;
файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc
Практическая работа
§ 1.2
составить кроссворд
Повторение - 1ч.
34
Анализ к/р. Итоговый мини-проект. Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».
Итоговый контроль (тестирование) за год
комбинир.
Практическая работа
Содержание программы учебного предмета
1. Компьютер и информация (11ч.)
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.
История вычислительной техники.
История счета и систем счисления.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1. Работа с файлами и папками. Часть 1.
Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word.
Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.
Практическая работа №4. Нумерованные списки.
Практическая работа №5. Маркированные списки.
2. Человек и информация (13ч.)
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.
Компьютерный практикум
Практическая работа №6. Создаем таблицы.
Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице.
Практическая работа №8. Строим диаграммы.
Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint.
Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе.
Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word.
3. Элементы алгоритмизации (9ч.)
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic.Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум
Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.
Практическая работа №13. PowerPoint. «Часы».
Практическая работа №14. PowerPoint. «Времена года».
Практическая работа №15. PowerPoint. «Скакалочка».
Практическая работа №16. Работа с файлами и папками. Часть 2.
Практическая работа №18. Знакомство со средой программирования Qbasic.
Практическая работа №19. Исполнитель DRAW.
Практическая работа №20. Исполнитель LINE.
Практическая работа №21. Исполнитель CIRCLE.
4. Повторение изученного (1ч)
Практическая работа №17. Создаем слайд-шоу.
Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, презентация, анимация).
Формы и средства контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)
-
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
-
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
metodist.lbz.ru/
-
metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
-
teacher-of-info.ucoz.ru/index/bosova/0-4