Доклад и презентация Метапредметный подход в действии

Раздел Информатика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6


Слайд 1- ДОКЛАД

«МЕТАПРЕДММЕТНЫЙ ПОДХОД в СТАНДАРТАХ 2 ПОКОЛЕНИЯ»


Швец Людмила Михайловна, методист-организатор

МОУ «Днестровская СШ№1»; [email protected]; м.тел. 0777-58145


Слайд 2. - Я прикасаюсь к будущему. Я - учу-сказала астронавт США Шэрон Криста Корриган МакОлифф, учитель истории, английского языка и биологии, магистр искусств. (1948-1986)-38 лет!

Слайд 3 (пазлы)- Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов, приблизить их к решению прикладных задач..

СЛАЙДЕ 4 -Процесс обучения и воспитания отлично отражает настоящий слайд - аллегория -«ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ». читать со слайда… - у вас есть эта картинка

Слайд 5 - Ульям Шекспир - «Люди разных стран равны в одном: им дорого и любо всё новое, хоть новое и лепят из старого»

Слайд 6-7 - Термины «метапредмет», «метапредметность», о которых мы говорим сегодня имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель! Слайд 8 - Аристотель. Это отражено в его труде «Метафизика» - «Первопричины бытия».

Слайд 9 - В XVII об этом говорил Ян Амос Каменский о разнообразии научных дисциплин и учебных предметов. - «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». - Ян Амос Коменский (1593-1670)


Слайд 10 - Метапредметное обучение было широко распространено и в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в старой России, сбросить всё, что напоминало прежние царские порядки.

Слайд 11-1 2 - Два фото - Тогда метапредметное обучение разделялось на 2 ступени: на первой ступени - самой младшей - с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с учениками проводили экскурсии, диспуты, споры, давали прикладные знания и умения.

Слайд 13- Фото - В 1930 году, как вы знаете, был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

Слайд 14- В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, Асмолова А.Г. и, наконец, в 2008 годуон был заявлен в РФ как один из ориентиров образовательных стандартов 2 поколения. Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, и различные научные школы трактуют его по-разному.

Слайд 15 - читать со слайда - Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.

Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, а предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Слайд 16 - Так, у Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, метапредмет обеспечивает процесс обучения в рамках любого учебного предмета.

Слайд 17 - Таким образом, Ю.В. Громыко и его последователи выделяют отдельные метапредметы «Знак», «Проблема», «Смысл», «Ситуация» и т.д.

Слайд 18 - Пару слов о Ю.Громыко - возглавляет Центр Инструкционного дизайна в образовании eduscen.ru (Мыследеятельностная педагогика - это школа будущего). Он директор НИИ инновационных стратегий общего образования Департамента образования г.Москва

Слайд 19 - В работах А.В. Хуторского учебный метапредмет, а также метапредметные темы стоят вокруг фундаментальных образовательных объектов (ФОО). «Метапредмет - это не особый «срез» предмета, а именно основосоздающая часть предмета. Такая основа связана с понятием «фундаментальный образовательный объект».

Слайд 20- Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы: новые пед-ские технологии, системно-деятельностный подход, который опирается на технологию критического мышления (ТРКМ).

Метапредметный подход открывает новые перспективы развития учебного предмета и учебного занятия. «Учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет, но будет развиваться лишь в той мере, в какой эта образовательная форма будет пронизана метапредметным подходом».

Слайд 21 Хуторской А.В. - доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, академик Международной педагогической академии, академик Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского, директор Института образования человека, директор Центра дистанционного образования «Эйдос».

Слайд 22 - Метапредметный подход в Научной школе А.В. Хуторского определяется тремя основными направлениями:

1) - фундаментальные образовательные объекты.… такими являются: число, время, алгоритм, буква и т.д. (щелчок)

2) на основе ФОО выделяются фундаментальные проблемы (происхождение жизни, отличие живого от неживого, жизнь, любовь, смерть, семья т.д.)

3) на уроке должно быть целеполагание, планирование, проблематизация и рефлексии - что и обеспечивает метапредметную деятельность.

Слайд 23 - А.Хуторской строит лесенку Метапредметного обучения - см. слайд:


  • Метапредметное обучение

  • Метапредметность

  • Метадеятельность

  • Метаурок

  • Метазнания

  • Метаспособы

  • Метаумения

Слайд 24- Он раскрывает эти понятия и даёт им определения:

  1. Метадеятельность - определяется уровнем развития личности

2. Метазнание - знания о знании

3. Метаспособы - открывают новые способы решения проблем

4. Метаумения - теоретическое мышление, переработка информации,

творческое и критическое мышление, регулятивные умения.

Слайд 25- На след. слайде и у себя в буклетах вы видите Таблицу отличий традиционного и метапредметного подходов……ЧИТАТЬ…

Слайд 26 - Результат: Сегодня важно не столько дать школьнику больший багаж знаний, сколько нужно обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Слайд 27 - Метапредметный подход обеспечит переход к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Поэтому формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения на любом предмете и во многих технологиях, методах и приёмах: (см.слайд)

  • Развивающее обучение Эльконина-Давыдова

  • Мыследеятельностная педагогика

  • Коммуникативная дидактика

  • Эвристическое обучение

  • Логико-смысловое моделирование

  • ТРКМ

  • ТРИЗ

Слайд 28 - Метадеятельность (УУД). Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (УУД), проявляющихся в познавательной, регулятивной, коммуникативной практической творческой деятельности учеников.

  • Универсальная деятельность является "надпредметной".

  • Предметная - это любая деятельность с предметом: строю, учу, лечу, пишу книги, кормлю людей, проектирую здания, командую полком или управляю школой, фирмой, заводом.

  • А вот целеполагание, планирование, проектирование, исследование, прогнозирование, сценирование, моделирование, конструирование, анализ, мыследеятельностная рефлексия... - и есть метадеятельность.

Слайд 29 - Третий автор теории - Александр Григорьевич Асмолов - доктор псих-их наук, профессор, академик РАО, зав.кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директору Федерального ИРО. Род. 22 .02.1949г., Москва. Академик РАО, профессор. Он предлагает связать УУД, ключ-е компетенции и Умение Учиться.


Слайд 30 - Он ставит знак = между метапредметом и УУД, и требует уделять большое внимание и использовать на уроке Целеполагание, планирование, поиск информации, сравнение, анализ, синтез, контроль, оценка - ибо всё это и есть метадеятельность.

Слайд 31 - Он выделяет 5 основный видов деятельности ученика, которые приводят к ценным умениям. Можите познакомиться с ними со слайда….

Слайд 32- Итак мы познакомились отличительными и общими чертами у трех авторов теории метапредметного подхода….- см. СХЕМУ на экране в центре этой схемы -ГОСДоклад и презентация Метапредметный подход в действии

Слайд 33 - Обратите внимание на слайд, что все троё подчёркивают, что НАБОР кругов - это набор "предметов"... МЕТА к ним выступает их огибающая... Как только она становится замкнутой, то сама группа превращается в "предмет». ТОГДА - Прощай "метапредметность"...и Здравствуй,, "межпредметность" .

Слайд 34 - Модель метапредметного урока ….- читать элементы с экрана.

Слайд 35- В чём же особенности метапредметного занятия?

  1. ЭТО Интегрированное занятие с применением ИКТ

  2. Учащиеся осваивают способы работы со знанием

3. Содержание составляют единицы, носящие универсальный характер

4. Учитель - в совершенстве владеет предметом

Слайд 36 - Структура метапредметного занятия, используемая на изучение темы.

1. Образовательная напряженность.Доклад и презентация Метапредметный подход в действии

2. Уточнение образовательного объекта

3. Конкретизация задания

4. Решение ситуации

5. Демонстрация образовательной продукции

6. Систематизация полученной продукции

7. Работа с культурно-историческими аналогами

Слайд 37 -Модель урока инф-ки на тему «Безопасноть» - основное метапредметное ПОНЯТИЕ…. Читать со схемы.

Слайд 38 - Отправляясь на урок у вас д.б. вопросы:. Что я должен учитывать?

  • что я делаю? (предмет деятельности);

  • для чего я это делаю? (какова цель);

  • как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);

  • какой это дает результат?

  • за счет чего этот результат достигнут?

Слайд 39 - требования к структуре урока, требования к заданиям на уроке.

Структура метапредметного урока отражена у Вас в буклетах в сравнении страдиционным уроком. А требования к заданиям вы видите на слайде:

  • Повышенный уровень сложности заданий, они носят проблемный и поисковый характер.

  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Слайд 40 - Требование к учителю.

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.

  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

  • Чётко и точно формулировать задание.

  • Способность к импровизации.

  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

  • Учитель не актёр, он - РЕЖИССЁР! ОН - КОНСТРУКТОР урока!

Слайд 41 - «Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших школьных детей появиться желание и смысл учиться». Маргарита Леонтьева, гл. редактор издательства «Просвещение».

Слайд 47 - Работа методиста по реализации метапредметного подхода.

  1. Четко осознавать, что ГОС - это развитие педагогов, продолжение традиций и внедрение инноваций.

2. Тщательно изучить все документы по образовательному стандарту.

3. Осуществлять прямое и сетевое взаимодействие с педагогами.

5. Менять позицию каждого учителя к требованиям ГОС.

Слайд -49 - Во всем УЧИТЕЛЮ помогает верный друг методист-организатор по ИО. На экране слайд и в фое - стендовый доклад «Аспекты деятельности методиста-организатора по ИО». Где видно, что деятельность методиста-орг. по ИО носит интегративный и следовательно, и метапредметный характер.

В заключении дарю вам поэтические строки:

Пусть дух просвещения нас всех окрыляет

И чистые мысли пронзают миры,

Источник познанья не иссякает

И мудрость открытий пленяет умы.

Гимн Славянского педагогического собора

Мне посчастливилось трудиться в творческом коллективе, среди влюбленных в своё дело людей. И пусть большая часть моих коллег -это люди, возраст которых уже за 50 лет, но многие хорошо проинформированы о возможностяхи назначении ТСИ….

Я рассказала Вам о теории метапредметного обучения. Впереди же Вас ждёт цепочка метапредметных уроков и мероприятий, которые связывает желание рассказать детям о единственно бесценных и высоконравственных категориях - ЖИЗНЬ, ЛЮБОВЬ, ЭНЕРГИЯ любви, тепло сердец. Хорошего дня!

6


© 2010-2022