Конспект урока В IX КЛАССЕ НА ТЕМУ «ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ “ВЕТВЛЕНИЕ”»

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК В IX КЛАССЕ НА ТЕМУ
«ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ "ВЕТВЛЕНИЕ"»


Раздел программы: Управление и кибернетика. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры. Графический учебный исполнитель.

Тема урока: Изучение материала по теме "Ветвление".

Оценка педагогической ситуации: Учебные возможности учащихся,
9 класса определяются двумя ведущими типами деятельности: самостоятельной поисковой и деятельностью межличностного общения (по классификации Н.М. Зверевой «Практическая дидактика для учителя»).

Дидактические возможности темы ограничивают их использование необходимостью индивидуальной работы за компьютером, однако на отдельных этапах изучаемая тема позволяет сочетать индивидуальную и групповую формы работы учащихся, репродуктивную и поисковую деятельность.

Цель урока: Продолжить формирование системы знаний и умений учащихся об особенностях и использовании «алгоритмических структур» в прикладных задачах.

Задачи урока:

образовательные:

  • продолжить формирование системы предметных знаний о способах конструирования разветвляющихся алгоритмов;

  • продолжить формирование общеучебных умений добывать знания, используя схему «полного ветвления» и «неполного ветвления» единиц учебной информации в тексте;

развивающие:

  • развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать при решении алгоритмических задач;

воспитательные:

  • воспитание дисциплины пользования техникой;

  • воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения согласовывать индивидуальную работу с задачами коллективной работы при решении прикладных задач.

Методы обучения:

  • методы стимулирования познавательной активности и самостоятельности (создание проблемных ситуаций, ситуаций практической значимости, изучаемого материала и др.) (по классификации Ю.К. Бабанского);

  • метод «мозгового штурма» при работе в группах (по классификации Ю.К. Бабанского);

  • практические методы (по классификации Ю.К. Бабанского).

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: один урок, продолжительность - 45 мин.

Год обучения: второй.

Возраст обучающихся: 14 - 15 лет.

Оборудование урока:

ТСО:

  • ПК с использованием учебного пособия на диске
    "Вычислительная математика и программирование";

раздаточный материал:

  • карточка-опора;

оформление доски:

  • блок-схемы (линейная структура, ветвление).

Литература, использованная при подготовке урока:

  • И. Семакин, Л. Залогова, С. Русакова, Л. Шестакова Информатика. Базовый курс. Учебник 9. М. Лаборатория Базовых Знаний 2009

  • И. Семакин, Е. Хеннер Информатика. Задачник - практикум. М. Лаборатория Базовых Знаний 2000

  • Информатика и образование. Ежемесячный научно-методический журнал. Учредители: Российская Академия образования, Издательство "Образование и Информатика". Использованы сл. №№ 11-2002, 12-2002, 1-2003, 2-2003,
    4-2003, 5-2003, 7-2003, 10-2004, 11-2004, 1-2005. 5-2005. 7-2005.

  • А. Гин Приёмы педагогической техники. Вита пресс. М. 2001.

План урока.


  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Постановка проблемы: изучение алгоритмизации для развития логического мышления - 1мин.

  3. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала (опрос по базовым вопросам) - 5 мин.

  4. Изучение нового материала с использованием компьютера - 10 мин.

  5. Закрепление, тренировка, отработка умений, Игра-тренинг с использованием компьютера. - 6 мин.

  6. Продолжение формирования умений и навыков по конструированию разветвляющихся алгоритмов (решение задач в группах с последующей проверкой). - 10 мин.

  7. Блиц-контроль осуществляется посредством тестирования учащихся. Проводится с помощью компьютера. - 9 мин.

  8. Подведение итогов урока. Домашнее задание. - 3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, организует доброжелательный настрой учащихся.
Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

II. Постановка проблемы: изучение алгоритмизации для развития логического мышления.
В течение всей жизни каждый человек постоянно пользуется набором всевозможных алгоритмов - правил, которые заложены природой, даны воспитанием, обучением, тренировкой, выработаны на основе собственного опыта. Таким образом, все мы живём в мире алгоритмов. Алгоритмы экономят силы и время человека, так как однажды усвоенным правилом (алгоритмом) он может пользоваться всю жизнь. В жизни часто приходится выбирать между несколькими решениями. Алгоритмы решения задач с выбором вариантов называются разветвляющимися алгоритмами.
Прежде чем мы приступим к изучению данного раздела необходимо повторить всё, что нам потребуется для усвоения нового материала.

Цели учебной деятельности:

1. Запомнить алгоритмическую структуру «Ветвление».

2. Уметь различать «линейную» структуру от «ветвления».

3. Уметь пользоваться структурами «ветвления» («полное ветвление» и «неполное ветвление») при решении прикладных задач.

Ш. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

Проводится опрос по базовым вопросам.
На первом же уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля» (Приложение 1). В нём перечислены основные правила, понятия, формулировки, которые обязан знать каждый.
Учитель проверяет сформированность знаний учащихся по обсуждаемым темам, с помощью беседы осуществляет подготовку учеников к восприятию новой информации.
Учащиеся внимательно слушают вопросы учителя, вспоминают материал предыдущих занятий, отвечают на вопросы.

IV. Изучение нового материала с использованием компьютера.
Объяснение проводится с использованием электронного носителя "Вычислительная математика и программирование.

Учащиеся:

1. просматривают ряд слайдов, которые включают как словесный способ записи алгоритма, так и организацию блок-схемы; знакомятся с готовыми примерами; отвечают на вопросы мини-тестов;

2. стараются осознать и запомнить правила постановки условия;

3. проверяют себя на степень усвоения материала.

При этом каждый учащийся располагает карточкой-опорой на рабочем месте и изображением блок-схемы по всем изученным структурам на доске.
Карточка-опора - Приложение 3

V. Закрепление, тренировка, отработка умений, Игра-тренинг с использованием компьютера.

Учащиеся в игровой форме упражняются:

1. в совершенствовании умения пользоваться структурой «ветвления» в игре «Ежиные тропы»;

2. учатся пользоваться обратной связью (в случае неудачи учатся корректировать свои действия).

Содержание данной игры-тренинга приводится в Приложении 4.
Кроме того, представлен отпечаток слайда, поясняющий оформление игры.

VI. Продолжение формирования умений и навыков по конструированию разветвляющихся алгоритмов (решение задач в группах с последующей проверкой).

Учащиеся выполняют ряд прикладных задач с нарастающей степенью сложности, имеющих, в том числе, межпредметные связи, требующих применения алгоритмической структуры «ветвление».

В процессе решения задач совершенствуются умения учащихся решать задачи с постановкой условий разных уровней сложности:

1. задачи с одним условием;

2. задачи с несколькими условиями.

По мере выполнения заданий идёт проверка с обсуждение. Существует предварительная договорённость о едином обозначении переменных.
Приложение 5.

Обязательным минимумом являются задачи: №1, №2, №3.

VII. Блиц-контроль осуществляется посредством тестирования учащихся. Проводится с помощью компьютера.

В процессе тестирования учащиеся проверяют степень усвоения материала. В случае неудачи, попытку можно повторить на следующем уроке, предварительно поработав над допущенными ошибками.

Приложение 6 - приводится один из произвольно выпадающих вариантов теста.

VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

При подведении итогов учитель уделяет внимание ошибкам, допущенным в тестах. Обсуждаются правильные варианты ответов.

Повторить теоретический материал по учебнику (Учебник 7-9
И. Семакин и др.) глава 10, параграф 42 «Ветвление и последовательная детализация алгоритма».

Приложение 7 - приводятся домашние задачи с пояснениями.


© 2010-2022