- Преподавателю
- Информатика
- Проектная деятельность в сфере дополнительного образования
Проектная деятельность в сфере дополнительного образования
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кидяйкина О.И. |
Дата | 27.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Центр развития творчества детей и юношества".
Методическая разработка
Тема: «Проектная деятельность в сфере дополнительного образования».
(для педагогов дополнительного образования )
Подготовила: Кидяйкина О.И.,
педагог дополнительного образования
г.Чехов -2014
В настоящее время в нашей стране мы не мыслим своей деятельности без дополнительного образования. Одной из главных задач дополнительного образования является развитие компьютерной грамотности у личности. Применения информационных технологий в системе дополнительного образования показал возможность использования их в процессе реализации творческого потенциала учащихся. Поэтому очень важно внедрить в процесс обучения в дополнительном образовании метод проектов. Проектная деятельность в рамках дополнительного образования дает возможность ребенку активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации, получаемых таким образом знаний.
Организация работы над творческим проектом
Начать использование метода проектов довелось именно мне в рамках компьютерного курса «Современные мультимедиа технологии». Наиболее активно мы его применяем при изучении презентационных пакетов (типа MS Power Point). Учащиеся с огромным удовольствием выполняют проекты, потому что они позволяют выразить всю их индивидуальность, их творческий потенциал, попробовать себя в роли исследователя. Вся работа над проектом делится на 4 этапа:
1. Подготовительный:
-
Подбор материала по выбранной тематике;
-
Анализ и осмысление полученной информации;
-
Составление плана будущего проекта.
2. Практический:
-
Создание среды, соответствующей выбранной тематике;
-
Вставка текста и иллюстраций;
-
Создание наглядности и интерактивности.
3. Работа над творческим отчётом;
4. Подготовка к защите творческого проекта.
В процессе выполнения проектов учащиеся не только реализуют на практике имеющиеся навыки, но и параллельно изучают новые особенности работы с программой. Это позволяет осуществлять мотивированное обучение (обучение тому, что им нужно), а не просто передачу имеющегося у педагога опыта.
Возраст учащихся, работающих над проектами
Так как выполнение проекта производится в сфере дополнительного образования в разновозрастных группах, то у нас этот возраст находится в пределах от 7 до 16 лет. В принципе, если не требовать печатный отчёт, то программные продукты (презентации) можно попробовать выполнить и с дошкольниками, но они должны уметь читать.
Примерные направления творческих проектов
Я думаю, всем понятно, что предлагать учащимся конкретные темы проектов не целесообразно, так как это творческо-исследовательская работа и должна быть ценна именно учащемуся. Тематика проекта должна исходить из интересов каждого учащегося, тем самым приобретая индивидуальный характер. Могу лишь предложить направления исследований:
-
Родной край
-
Моя семья
-
Мои интересы
-
Пропаганда здорового образа жизни
-
Социальная реклама и т.д.
Это далеко не полный список, его можно продолжать бесконечно. Мы же должны объяснить учащимся, что тема должна быть актуальна, востребована в обществе. Но в то же время мы не должны ограничивать учащихся.
Основные требования к работам
Чтобы оценивать проекты (не оценкой конечно), необходимо сформулировать определённые требования к выполняемым проектам и сроки их выполнения. Можно, конечно, обойтись и без этого, но организованность какая-то должна быть, так как это всё-таки учебный процесс (пусть и дополнительный). Для своих учащихся мы сформулировали следующие требования:
-
Актуальность проблематики (в принципе каждая тема по своему проблема, поэтому это не является основным критерием);
-
Полнота и доступность информации (но при оценивании учитывайте и возраст автора, так как учащийся начальных классов не сможет выполнить работу, так же как и старшеклассник);
-
Наглядность:
-
Привлекательность;
-
Интерактивность;
-
Удобство управления.
-
Целостность восприятия (проект должен быть чётко структурирован);
-
Направления дальнейшего использования (этот пункт является дополнительным, иногда может не учитываться, но он необходим для дальнейшего учёта и использования вами в вашей деятельности).
Использование творческих проектов
Как же мы можем использовать эти проекты? Каждая работа - это огромный труд его автора, поэтому мы должны не просто оценить эту работу и положить на полку, а использовать её каким-либо образом, в своей работе или в работах коллег. Любая работа несёт в себе информацию, которая может быть полезна другим людям. Поэтому, если у вас есть возможность поделиться ею, делайте это. Тогда вам будут благодарны и авторы, и пользователи. Например, мы стараемся по мере возможности продвигать работы наших учащихся на различного рода конкурсы, фестивали, конференции.
Форма представления готового проекта
Во-первых, к работе должен быть приложен отчёт (бумажный и электронный). Во-вторых, должен быть разработан программный продукт (презентация, или что-то другое). В-третьих, нужно подготовить текст устной защиты проекта.
Содержание отчёта:
-
Титульный лист
-
Обоснование выбора темы
-
Структура проекта
-
Краткая аннотация проекта (до 700 символов)
-
Направления использования работы
-
Используемые источники информации
-
Приложение
Таким образом, на электронном носителе должны быть представлены файлы:
-
Файл отчёта Отчёт.doc
-
Файл текста устной защиты проекта ТУО.doc
-
Папка с программным продуктом «Проект» Только при выполнении этих трёх пунктов учащийся допускается к защите.
Организация защиты творческих проектов
Защита проектов может проходить в различных формах. Прежде всего, она может быть как очная, так и заочная. При очной форме защиты работы можно предложить также несколько видов её организации:
-
Конференция - при этой форме учащиеся выступают при всех учащихся объединения, а также администрации образовательного учреждения и всех желающих посетить конференцию.
-
Круглый стол (по какой-либо проблеме) - эта форма имеет смысл, если у вас несколько учащихся выполняют работы по сходной тематике или относящиеся к одной области знаний (например, по краеведению). При этой форме учащиеся общаются на тему поставленной проблемы, высказывают свои взгляды, параллельно демонстрируя свой проект. Но в этом случае мы (педагоги) должны продумать схему проведения круглого стола так, чтобы все учащиеся смогли высказать своё мнение, а не просто согласиться с мнением товарищей. Эта форма предполагает ограниченный круг участников, поэтому, во избежание сбоев в организации, лучше пригласить лишь тех учащихся, которых интересует данная проблема. Также рекомендуется пригласить специалистов в этой области знаний для более адекватной оценки работ.
Заочная же форма может использоваться либо для самых младших учащихся, либо в том случае, если нет возможности организовать очную форму. Но при этом, в любом случае, при оценивании, работ лучше проконсультироваться со специалистами.
Опыт использования метода проектов
Опыт использования описанного метода показал:
-
Повысился процент качества обучения детей;
-
Увеличилось количество детей, посещающих занятия объединения;
-
Мотивированное обучение детей компьютерным технологиям привело к тому, что дети стали меньше играть в компьютерные игры;
-
Сформировалась методическая копилка творческих проектов по разным направлениям знаний.
Всё это способствует максимальному раскрытию индивидуальности, самоопределению, самореализации личности учеников. Позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.
Используемая литература
-
А. Паламарчук Л.Н. Проектный метод как одно из педагогических условий, способствующих формированию информационной компетентности учащихся [Текст] //Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы VII Всероссийской научно - практической конференции: В 6ч. Часть 3/ Ин-т доп. Проф.образ.пед.раб.; Отв.ред. Д.Ф.Ильясов. - Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006.-288с.,с254-256.
-
Сборник статей: «Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Под ред. Пахомовой Н.Ю., - М.: МИОО, 2005.
-
Материалы журналов Информатика и образование
-
Залогова Л.А.Практикум по компьютерной графике. -М.: Лаборатория базовых знаний, 2007г.
-
Горлицкая С.И. «О методе проектов»/ Ресурсы Интернета.
8