Проектная деятельность в сфере дополнительного образования

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

"Центр развития творчества детей и юношества".











Методическая разработка

Тема: «Проектная деятельность в сфере дополнительного образования».

(для педагогов дополнительного образования )










Подготовила: Кидяйкина О.И.,

педагог дополнительного образования











г.Чехов -2014

В настоящее время в нашей стране мы не мыслим своей деятельности без дополнительного образования. Одной из главных задач дополнительного образования является развитие компьютерной грамотности у личности. Применения информационных технологий в системе дополнительного образования показал возможность использования их в процессе реализации творческого потенциала учащихся. Поэтому очень важно внедрить в процесс обучения в дополнительном образовании метод проектов. Проектная деятельность в рамках дополнительного образования дает возможность ребенку активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации, получаемых таким образом знаний.

Организация работы над творческим проектом

Начать использование метода проектов довелось именно мне в рамках компьютерного курса «Современные мультимедиа технологии». Наиболее активно мы его применяем при изучении презентационных пакетов (типа MS Power Point). Учащиеся с огромным удовольствием выполняют проекты, потому что они позволяют выразить всю их индивидуальность, их творческий потенциал, попробовать себя в роли исследователя. Вся работа над проектом делится на 4 этапа:

1. Подготовительный:

  1. Подбор материала по выбранной тематике;

  2. Анализ и осмысление полученной информации;

  3. Составление плана будущего проекта.

2. Практический:

  1. Создание среды, соответствующей выбранной тематике;

  2. Вставка текста и иллюстраций;

  3. Создание наглядности и интерактивности.

3. Работа над творческим отчётом;

4. Подготовка к защите творческого проекта.

В процессе выполнения проектов учащиеся не только реализуют на практике имеющиеся навыки, но и параллельно изучают новые особенности работы с программой. Это позволяет осуществлять мотивированное обучение (обучение тому, что им нужно), а не просто передачу имеющегося у педагога опыта.

Возраст учащихся, работающих над проектами

Так как выполнение проекта производится в сфере дополнительного образования в разновозрастных группах, то у нас этот возраст находится в пределах от 7 до 16 лет. В принципе, если не требовать печатный отчёт, то программные продукты (презентации) можно попробовать выполнить и с дошкольниками, но они должны уметь читать.

Примерные направления творческих проектов

Я думаю, всем понятно, что предлагать учащимся конкретные темы проектов не целесообразно, так как это творческо-исследовательская работа и должна быть ценна именно учащемуся. Тематика проекта должна исходить из интересов каждого учащегося, тем самым приобретая индивидуальный характер. Могу лишь предложить направления исследований:

  1. Родной край

  2. Моя семья

  3. Мои интересы

  4. Пропаганда здорового образа жизни

  5. Социальная реклама и т.д.

Это далеко не полный список, его можно продолжать бесконечно. Мы же должны объяснить учащимся, что тема должна быть актуальна, востребована в обществе. Но в то же время мы не должны ограничивать учащихся.

Основные требования к работам

Чтобы оценивать проекты (не оценкой конечно), необходимо сформулировать определённые требования к выполняемым проектам и сроки их выполнения. Можно, конечно, обойтись и без этого, но организованность какая-то должна быть, так как это всё-таки учебный процесс (пусть и дополнительный). Для своих учащихся мы сформулировали следующие требования:

  1. Актуальность проблематики (в принципе каждая тема по своему проблема, поэтому это не является основным критерием);

  2. Полнота и доступность информации (но при оценивании учитывайте и возраст автора, так как учащийся начальных классов не сможет выполнить работу, так же как и старшеклассник);

  3. Наглядность:

  1. Привлекательность;

  2. Интерактивность;

  3. Удобство управления.

  1. Целостность восприятия (проект должен быть чётко структурирован);

  2. Направления дальнейшего использования (этот пункт является дополнительным, иногда может не учитываться, но он необходим для дальнейшего учёта и использования вами в вашей деятельности).

Использование творческих проектов

Как же мы можем использовать эти проекты? Каждая работа - это огромный труд его автора, поэтому мы должны не просто оценить эту работу и положить на полку, а использовать её каким-либо образом, в своей работе или в работах коллег. Любая работа несёт в себе информацию, которая может быть полезна другим людям. Поэтому, если у вас есть возможность поделиться ею, делайте это. Тогда вам будут благодарны и авторы, и пользователи. Например, мы стараемся по мере возможности продвигать работы наших учащихся на различного рода конкурсы, фестивали, конференции.

Форма представления готового проекта

Во-первых, к работе должен быть приложен отчёт (бумажный и электронный). Во-вторых, должен быть разработан программный продукт (презентация, или что-то другое). В-третьих, нужно подготовить текст устной защиты проекта.

Содержание отчёта:

  1. Титульный лист

  2. Обоснование выбора темы

  3. Структура проекта

  4. Краткая аннотация проекта (до 700 символов)

  5. Направления использования работы

  6. Используемые источники информации

  7. Приложение

Таким образом, на электронном носителе должны быть представлены файлы:

  • Файл отчёта Отчёт.doc

  • Файл текста устной защиты проекта ТУО.doc

  • Папка с программным продуктом «Проект» Только при выполнении этих трёх пунктов учащийся допускается к защите.

Организация защиты творческих проектов

Защита проектов может проходить в различных формах. Прежде всего, она может быть как очная, так и заочная. При очной форме защиты работы можно предложить также несколько видов её организации:

  1. Конференция - при этой форме учащиеся выступают при всех учащихся объединения, а также администрации образовательного учреждения и всех желающих посетить конференцию.

  2. Круглый стол (по какой-либо проблеме) - эта форма имеет смысл, если у вас несколько учащихся выполняют работы по сходной тематике или относящиеся к одной области знаний (например, по краеведению). При этой форме учащиеся общаются на тему поставленной проблемы, высказывают свои взгляды, параллельно демонстрируя свой проект. Но в этом случае мы (педагоги) должны продумать схему проведения круглого стола так, чтобы все учащиеся смогли высказать своё мнение, а не просто согласиться с мнением товарищей. Эта форма предполагает ограниченный круг участников, поэтому, во избежание сбоев в организации, лучше пригласить лишь тех учащихся, которых интересует данная проблема. Также рекомендуется пригласить специалистов в этой области знаний для более адекватной оценки работ.

Заочная же форма может использоваться либо для самых младших учащихся, либо в том случае, если нет возможности организовать очную форму. Но при этом, в любом случае, при оценивании, работ лучше проконсультироваться со специалистами.

Опыт использования метода проектов

Опыт использования описанного метода показал:

  1. Повысился процент качества обучения детей;

  2. Увеличилось количество детей, посещающих занятия объединения;

  3. Мотивированное обучение детей компьютерным технологиям привело к тому, что дети стали меньше играть в компьютерные игры;

  4. Сформировалась методическая копилка творческих проектов по разным направлениям знаний.

Всё это способствует максимальному раскрытию индивидуальности, самоопределению, самореализации личности учеников. Позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.



Используемая литература



  1. А. Паламарчук Л.Н. Проектный метод как одно из педагогических условий, способствующих формированию информационной компетентности учащихся [Текст] //Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы VII Всероссийской научно - практической конференции: В 6ч. Часть 3/ Ин-т доп. Проф.образ.пед.раб.; Отв.ред. Д.Ф.Ильясов. - Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006.-288с.,с254-256.

  2. Сборник статей: «Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Под ред. Пахомовой Н.Ю., - М.: МИОО, 2005.

  3. Материалы журналов Информатика и образование

  4. Залогова Л.А.Практикум по компьютерной графике. -М.: Лаборатория базовых знаний, 2007г.

  5. Горлицкая С.И. «О методе проектов»/ Ресурсы Интернета.



8


© 2010-2022