Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

Данная работа содержит тестовые задания с ответами для итогового контроля в вух вариантах по всем темам курса «Информатика и ИКТ» 9 класса (Семакин И.Г.). Уровень тестовых заданий - базовый. В работе также содержатся критерии выставления оценок при проверке тестовых заданий. Оценка заданий дихотомическая: за каждое правильно выполненное задание 1 балл. Приведенные тесты содержат от 10 до 17 заданий, в зависимости от уровня сложности.В работе содержатся теоретические основы проведения тестового ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Солопова С.А.








Дидактический материал
для итогового контроля по базовому курсу
«Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина

9 класс

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
5

Передача информации в компьютерных сетях 5

Вариант 1 5

Вариант 2 7

Информационное моделирование 10

Вариант 1 10

Вариант 2 12

Хранение и обработка информации в базах данных 14

Вариант 1 14

Вариант 2 17

Табличные вычисления на компьютере 20

Вариант 1 20

A 22

Х 23

Вариант 2 23

A 25

х 25

Управление и алгоритмы 26

Вариант 1 26

Вариант 2 27

Программное управление работой компьютера 29

Вариант 1 29

Вариант 2 32

Информационные технологии и общество 36

Вариант 1 36

Вариант 2 39

ОТВЕТЫ 43

ЛИТЕРАТУРА 44

ВВЕДЕНИЕ

В связи с реформой системы образования, связанной с внедрением образовательных стандартов и появлением новой формы итоговой аттестации учащихся, стала актуальной проблема контроля учебных достижений. В образовательном стандарте наряду с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки учащихся обосновываются подходы к разработке технологии проверки и оценки выполнения учащимися требованиям стандарта в современных условиях.

Поскольку нужна стандартная типовая процедура проверки знаний, умений и навыков, оптимальным средством считают тест.

Педагогический тест - это система фасетных заданий определенного содержания, возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений.

Основными формами тестовых заданий являются: задания открытой формы, закрытой, на соответствие, на установление правильной последовательности.

Тестовое задание: а) констатирующую часть, описывающую ситуацию (может и отсутствовать), которая не требует от тестируемого каких-либо активных действий; б) процедурную часть, содержащую предложения обучаемому выполнить какие-либо конкретные действия - выбрать правильный элемент из предложенного набора, установить соответствие или правильную последовательность, назвать дату, записать название и т.д.

Тестовые задания открытой формы должны отвечать следующим требованиям:

  • дополняющее слово или словосочетание ставится в конце и д.б. единственным,

  • дополнять надо важное,

  • желательно при формулировке задания дополнение д.б. в именительном падеже,

  • все прочерки для дополнения д.б. одинаковой длины,

  • как правило, требуется обучаемому дать образец ответа.

Закрытая форма тестовых заданий должна отвечать следующим требованиям:

  • равная правдоподобность элементов,

  • все элементы выбора, желательно, должны быть равны по длине,

  • в элементах выбора необходимо использовать равное количество объектов, желательно один,

  • исключить повторяющиеся слова в ответах,

  • все элементы должны быть верными утверждениями, только один из них является верным ответом на данное задание, а остальные верными на другие задания в этом тесте или в других тестах.

Тестовые задания на соответствие содержат два множества, правый столбик - для выбора, левый - для ответа. В правом формируется, например, на 1-3 элемента больше, чтобы при последней подстановке у студента был выбор, а не автоматически подставляемый остаток. Все элементы являются истинными высказываниями.

В тестовых задания на установление правильной последовательности может быть избран принцип формирования элементов по алфавиту. Если алфавитный список является верным ответом, то элементы располагать случайным образом.

Кроме выше перечисленных типов тестовых заданий в качестве подготовки к государственной итоговой аттестации считаю необходимым включить задания с развернутым ответом.

Под длиной теста понимается количество заданий, входящих в тест. Классическая теория тестов утверждает: чем длиннее тест, тем он надежнее. Но практика показывает, что если тест очень длинный, то ухудшается мотивация и внимание. Практически длину теста следует определять опытным путем, с учетом валидности, времени тестирования и др. Оптимальная длина теста, как показала теория и практика - 30-60 заданий. Но учитель ограничен временем проведения тестирования (45 минут). Поэтому ниже приведенные тесты содержат от 10 до 17 заданий, в зависимости от уровня сложности.

Согласно теории составления тестов оценка заданий может быть политамическая (если из 10 элементов задания одно сделал неправильно, то сумма баллов равна 9); дихотомическая (сделал все элементы - 1 балл, не сделал - 0 баллов). По степени трудности задания могут быть одноуровневые, т.е. с весовым коэффициентом, равным единице и многоуровневые с весовым коэффициентом от 0 до N.

Поэтому задания с выбором ответа имеют коэффициент в 1 балл, на установление соответствия и установление правильной последовательности - в 2 балла, задания с развернутым ответом - в 3 балла. Сумма полученных баллов за каждое задание составляет итоговый балл.

Критерии выставления оценок:

«5» - если итоговый балл набранный учащимся за выполнение теста составляет
не менее 90% от базовой суммы баллов теста;

«4» - если итоговый балл набранный учащимся за выполнение теста составляет
от 70% до 90% от базовой суммы баллов теста;

«3» - если итоговый балл набранный учащимся за выполнение теста составляет
от 50% до 70% от базовой суммы баллов теста;

«2» - если итоговый балл набранный учащимся за выполнение теста составляет
менее 50% от базовой суммы баллов теста.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


Передача информации в компьютерных сетях

Вариант 1

  1. Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих компьютерам обмениваться данными, - это:

    1. Магистраль

    2. Интерфейс

    3. Адаптер

    4. Компьютерная сеть

    5. Шины данных


  1. Множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящиеся в пределах одного помещения, здания, называется:

    1. Глобальной компьютерной сетью

    2. Информационной системой с гиперсвязями

    3. Локальной компьютерной сетью

    4. Электронной почтой

    5. Региональной компьютерной сетью


  1. Сетевой протокол - это:

    1. Набор соглашений о взаимодействиях в компьютерной сети

    2. Последовательная запись событий, происходящих в компьютерной сети

    3. Правила интерпретации данных передаваемых по сети

    4. Правила установления связи между двумя компьютерами в сети

    5. Согласование разных процессов во времени


  1. Модем обеспечивает:

    1. Преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал и обратно

    2. Исключительно преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал

    3. Исключительно преобразование аналогового сигнала в двоичный код

    4. Усиление аналогового сигнала

    5. Ослабление аналогового сигнала


  1. Электронная почта позволяет передавать:

    1. Исключительно текстовые сообщения

    2. Исполнимые программы

    3. Сообщения и приложенные файлы

    4. Web - страницы

    5. Исключительно базы данных


  1. Сервер - это…

    1. Один или несколько мощных компьютеров для обслуживания сети

    2. Высокопроизводительный компьютер

    3. Хранитель программы начальной загрузки

    4. Мультимедийный компьютер с модемом


  1. Типичная абонентская станция электронной почты состоит:

    1. из нескольких сетевых компьютеров

    2. из компьютера, специальной программы и модема

    3. из компьютера и почтового сервера

    4. из хост-машины


  1. Что не характерно для локальной сети?

    1. Большая скорость передачи информации

    2. Возможность обмена информацией на большие расстояния

    3. Наличие связующего для всех абонентов высокоскоростного канала для передачи информации в цифровом виде

    4. Наличие канала для передачи информации в графическом виде


  1. WWW - это …

    1. Распределенная информационная система мультимедиа основанная на гипертексте

    2. Электронная книга

    3. Протокол размещения информации в интернете

    4. Информационная среда обмена файлами


  1. На схеме

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»


Изображена следующая топология сети:

  1. «кольцо»

  2. «линейная»

  3. «шина»

  4. «звезда»


  1. Отправить или прочитать электронное сообщение позволяет программа:

    1. Microsoft Office Tools

    2. Microsoft Outlook

    3. Microsoft FrontPage

    4. Microsoft Binder


  1. Модем передает информацию со скоростью не более 1 Кбайт/с. Для передачи файла объемом 1 Мбайт потребуется:

    1. Не более 20 минут

    2. Не менее 1,5 часов

    3. Не менее 3 часов

    4. Не менее 27 часов


  1. Домен верхнего уровня в Интернете, принадлежащий России:

  1. Su

  2. Ru

  3. Ra

  4. Us


  1. Систему обмена информацией по определенной теме между абонентами компьютерной сети, называют:

  1. Электронной почтой

  2. Телеконференцией

  3. Интернет-телефонией

  4. Поисковой системой


  1. Адрес электронной почты имеет вид: sas74@rambler.ru. На каком сервере расположен почтовый ящик?

    1. mail.ru

    2. yandex.ru

    3. rambler.ru

    4. sas74.ru


  1. Ниже приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке убывания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ |, а для обозначения операции «И» - &.

    1. Продажа|принтеры

    2. Сервис|продажа|принтеры|сканеры

    3. Принтеры & сканеры & продажа & сервис

    4. (продажа|принтеры) & (сервис|сканеры)

Вариант 2

  1. Для хранения файлов, предназначенных для общего доступа пользователей сети, используется:

    1. Хост-компьютер

    2. Файл-сервер

    3. Рабочая станция

    4. Клиент-сервер

    5. Коммутатор


  1. Россия имеет следующий домен верхнего уровня в Интернете:

    1. us

    2. su

    3. ru

    4. ra

    5. ss


  1. Телеконференция - это:

    1. Обмен письмами в глобальных сетях

    2. Информационная система с гиперсвязями

    3. Система обмена информацией на определенную тему между абонентами компьютерной сети

    4. Служба приема и передачи файлов любого формата

    5. Процесс создания, приема и передачи Web-страниц


  1. Почтовый ящик абонента электронной почты представляет собой:

    1. Обычный почтовый ящик

    2. Область оперативной памяти файл-сервера

    3. Часть памяти на жестком диске почтового сервера, отведенную для пользователя

    4. Часть памяти на жестком диске рабочей станции

    5. Специальное электронное устройство для хранения текстовых файлов


  1. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы другим компьютерам при совместной работе, называется:

    1. Адаптером

    2. Коммутатором

    3. Рабочей станцией

    4. Сервером

    5. Клиент-сервером


  1. Протокол -это…

    1. Пакет данных

    2. Правила организации передачи данных в сети

    3. Правила хранения данных в сети

    4. Структуризация данных в сети


  1. Гипертекст -это…

    1. Информационная оболочка

    2. Текст, содержащий иллюстрации

    3. Информация в виде документов, имеющих ссылки на другие документы

    4. Информационное хранилище


  1. Транспортная основа глобальных сетей - это…

    1. Витая пара

    2. Коаксиальный кабель

    3. Телефонные линии и спутниковые каналы

    4. Телеграф


  1. Типичная структура электронного письма:

    1. Заголовок, тема сообщения, ФИО адресата

    2. Заголовок, тема сообщения, тип письма, адрес отправителя

    3. Дата отправления, адрес, обратный адрес, тема сообщения,текст

    4. Тема сообщения, адресная книга, текст и заголовок


  1. Функции модема:

    1. Соединяет компьютер с ближайшим узлом

    2. Служит сетевой платой для соединения компьютеров в локальную сеть

    3. Осуществляет протоколирование передаваемой информации

    4. Защищает информацию


  1. Объединение сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях в единую систему, называют сетью следующего вида:

    1. Локальной

    2. Региональной

    3. Корпоративной

    4. Глобальной


  1. На схеме

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

Изображена следующая топология сети:

  1. Одноранговая

  2. Линейная

  3. «шина»

  4. «звезда»


    1. Просмотреть Web-страницу позволяет программа:

    1. Outlook Express

    2. Microsoft Outlook

    3. Internet Explorer

    4. Microsoft Binder


  1. Web-страницы имеют расширение:

    1. web

    2. htm

    3. exe

    4. www


  1. Модем передает информацию со скоростью не более 1 Кбайта/с. Для передачи файла объемом 0,5 Мбайт потребуется:

    1. Не более 10 минут

    2. Не менее 0,5 часа

    3. Не менее 3 часов

    4. Не менее 7 часов


  1. Ниже приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ |, а для обозначения операции «И» - &.

    1. (принтеры & сканеры)|продажа

    2. Принтеры & сканеры & продажа & сервис

    3. Принтеры & продажа

    4. Сервис|принтеры|сканеры

Информационное моделирование

Вариант 1

1. Предмет, процесс или явление, имеющее уникальное имя и представляющее собой единое целое, на­зывают:

а) моделью; б) объектом; в) алгоритмом.

2. Представление существенных свойств и признаков объекта моделирования в выбранной форме назы­вается:

  1. моделированием;

  2. формализацией;

  3. систематизацией.

3. Замену реального объекта, процесса, явления его подходящей копией, реализующей существенные свойства объекта, называют:

  1. моделированием;

  2. формализацией;

  3. систематизацией


  1. Модель, по сравнению с моделируемым объектом, содержит:

  1. столько же информации;

  2. меньше информации;

  3. больше информации.

5. Выбрать пару объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект - мо­дель »:

  1. космический аппарат - законы Ньютона и всемирного тяготения;

  2. Автомобиль - техническое описание автомо­биля;

  3. А. С. Пушкин - Н. Н. Гончарова.

6. Моделью организации знаний можно считать:

  1. расписание уроков;

  2. оглавление учебника;

  3. список литературы.

7. Вложенность, подчиненность и наследование являются характеристиками графа следующего вида:

  1. ориентированного;

  2. древовидного;

  3. взвешенного.

8. На рисунке

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

изображен граф следующего вида:

  1. взвешенный;

  2. древовидный;

  3. ориентированный

9. Информационной моделью части земной поверх­ности является:

    1. описание дерева;

    2. глобус (Земли);

    3. рисунок дома;

    4. карта местности;

    5. схема метро.

10. При создании игрушечного корабля для ребенка трех лет существенным является:

  1. внешний вид;

  2. размер;

  3. точность;

  4. цвет;

  5. материал.

11. В информационной модели облака, представленной в виде черно-белого рисунка, отражаются его:

  1. вес;

  2. цвет;

  3. форма;

  4. плотность;

  5. размер.

12. Модель человека в виде детской куклы создана с целью:

  1. развлечения;

  2. познания;

  3. игры;

  4. рекламы;

  5. продажи

13. Вид информационной модели зависит от:

  1. числа признаков;

  2. цели моделирования;

  3. размера объекта;

  4. стоимости объекта;

  5. внешнего вида объекта.

14. Сколько моделей можно создать при описании Луны:

а) 1; б) 5; в) множество; г) 2; д) более 10?

15. Выбрать из списка материальные модели:

  1. театральные декорации

  2. Наука «Информатика»

  3. библиотека

  4. музей изобразительных искусств

  5. глобус

  6. макет скелета человека

  7. график зависимостей скорости от времени

  8. географический атлас

  9. компьютер

16. Расставьте последовательность действий при информационном моделировании:

    1. анализ объекта моделирования и выделение всех его известных свойств

    2. постановка цели моделирования

    3. формализация

    4. выбор формы представления модели

    5. анализ выделенных свойств с точки зрения цели моделирования и определение того, какие из них можно считать существенными

    6. анализ адекватности полученной модели объекту и цели моделирования

    7. анализ полученной модели на непротиворечивость


Вариант 2

1. Словом (словосочетанием), не являющимся формой представления информационной модели, в предло­женном списке

  1. словесное описание;

  2. таблица;

  3. рисунок;

  4. инсталляция;

  5. схема;

  6. формула;

  7. алгоритм;

  8. компьютерная программа

является: а) 1 б) 3 в) 4 г) 7

2. Словесной характеристикой объекта в большинст­ве случаев может служить:

  1. существенное свойство объекта, выраженное вербально;

  2. таблица измерения параметров объекта;

  3. алгоритм, записанный на языке программиро­вания.

3. Моделью называют объект, имеющий:

  1. внешнее сходство с объектом;

  2. все свойства изучаемого объекта;

  3. существенные свойства объекта.

4. Моделью поведения можно считать:

  1. историю болезни;

  2. инструкцию по получению денег в банкомате;

  3. путевку в санаторий.

  1. Выбрать пару объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект - модель»:

    1. страна - ее столица;

    2. болт - чертеж болта;

    3. курица - цыплята.

6. Родословная собачки Пуфик представляет собой граф следующего вида:

  1. взвешенный;

  2. ориентированный;

  3. древовидный.

7. Свойства элементов, связи и количественные ха­рактеристики можно прочитать на графе:

  1. древовидном;

  2. ориентированном;

  3. взвешенном.

8. На рисунке


Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

изображен граф следующего вида:

  1. ориентированный;

  2. древовидный;

  3. взвешенный

9. В информационной модели жилого дома, пред­ставленной в виде чертежа (общий вид), отражает­ся его:

  1. структура;

  2. цвет;

  3. стоимость;

  4. надежность;

  5. плотность.

10. Птолемей построил модель мира с целью:

  1. познания;

  2. рекламы;

  3. развлечения;

  4. описания;

  5. продажи.

11. Удобнее всего использовать при описании траекто­рии движения объекта (физического тела) информационную модель следующего вида:

  1. структурную;

  2. табличную;

  3. текстовую;

  4. математическую;

  5. графическую.

12. Сколько моделей можно создать при изучении Земли:

а) более 9; б) множество; в) 5; г) 2; д) 1?

13. Файловая система персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана в виде моде­ли следующего вида:

  1. табличной;

  2. графической;

  3. иерархической;

  4. натурной;

  5. математической

14. Расписание движения поездов может рассматри­ваться как пример модели следующего вида:

  1. натурной;

  2. табличной;

  3. графической;

  4. компьютерной;

  5. математической

15. Выбрать из списка информационные модели:

    1. театральные декорации

    2. Наука «Информатика»

    3. библиотека

    4. музей изобразительных искусств

    5. глобус

    6. макет скелета человека

    7. график зависимостей скорости от времени

    8. географический атлас

    9. компьютер

16. Расставьте последовательность действий при информационном моделировании:

  1. формализация

  2. анализ объекта моделирования и выделение всех его известных свойств

  3. постановка цели моделирования

  4. анализ полученной модели на непротиворечивость

  5. анализ адекватности полученной модели объекту и цели моделирования

  6. выбор формы представления модели

  7. анализ выделенных свойств с точки зрения цели моделирования и определение того, какие из них можно считать существенными

Хранение и обработка информации в базах данных

Вариант 1

Теоретическая часть


  1. База данных - это…

  1. Информационные структуры

  2. Программные средства, позволяющие организовывать информацию в виде таблицы

  3. Организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения

  4. Программные средства, обрабатывающие табличные данные

  5. Программные средства, осуществляющие поиск информации


  1. Полем реляционной базы данных называется…

  1. Строка таблицы

  2. Столбец таблицы

  3. Запись в таблице

  4. Запись в столбце таблицы

  5. Имя столбца таблицы

  6. Имя строки таблицы


  1. База данных «Ученик» содержит информацию об учениках школы: фамилия, имя, школа, класс, дата рождения, вес. Какого типа должно быть поле дата рождения?

  1. Текстового

  2. Числового

  3. Дата/время

  4. Логического

  5. Любого

  1. Приведенную ниже информацию преобразовали к табличному виду. Оле 13 лет. Она занимается пением. Пете 14 лет. Он вместе с Сережей, которому 11 лет, ходит в баскетбольную секцию. А Вася, 15 лет, играет в хоккей. Женя, 14 лет, посещает танцевальный кружок. Какие имена полей будет иметь полученная таблица?

  1. Имя, пол, хобби

  2. Имя, пол, хобби, возраст

  3. Имя, возраст, хобби

  4. Фамилия, имя, хобби

  5. Имя, дата рождения, хобби

Таблица к заданиям 9-11

Ф.И.О.

пол

возраст

клуб

спорт

1

Панько Л.П.

муж

22

Спартак

футбол

2

Панько Л.П.

жен

20

Динамо

футбол

3

Арбузов А.А.

муж

19

Ротор

футбол

4

Жиганова П.Н.

жен

21

Звезда

лыжи

5

Иванов О.Г.

муж

18

Спартак

биатлон

6

Седова О.Л.

жен

23

Звезда

лыжи


  1. Какие записи будут отобраны по условию:(клуб="Спартак" и клуб="Ротор") и пол<>"жен"?

  1. 3,4,5,6

  2. 2,4,6

  3. 1,3,5

  4. 2,4

  5. Нет записей


  1. Какие записи будут отобраны по условию: спорт="лыжи" и пол="жен" или возраст<20?

  1. 3,4,5,6

  2. 2,4,6

  3. 1,3,5

  4. 2,4

  5. Нет записей


  1. Выберите первичный ключ таблицы.

  1. Ф.И.О.

  2. Пол

  3. Клуб

  4. Ф.И.О.+пол

  5. Ф.И.О.+спорт

Практическая часть

Имеется таблица базы данных «Спортсмен»:

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

Откройте БД «Спортсмен», которая находится в папке «Зачет по БД 9 класс» на Рабочем столе.


  1. Определите структуру таблицы базы данных (тип, размер поля), ключевое(ые) поле(я).

Имя поля

Тип поля

Размер поля

Ключевое поле

(да/нет)

фамилия

страна

вид спорта

место


  1. Какие записи в таблице базы данных «спортсмен» будут отобраны (указать через запятую все возможные номера) запросом с условием:

№ задания

Поля, включаемые в запрос

Условия отбора


2.1

фамилия

страна

= "Россия"

вид спорта

место

>2 and <4

2.2

фамилия

страна

вид спорта

="*гимнастика"

место

=1


  1. В какой последовательности будут располагаться записи в таблице базы данных «спортсмен» (перечислить последовательно номера записей, начиная сверху вниз) при осуществлении следующих вложенных сортировок с помощью запросов:


№ задания

Поля, включаемые в запрос

Сортировка


3.1

фамилия

страна

вид спорта

по убыванию

место

по возрастанию

3.2

фамилия

страна

по возрастанию

вид спорта

по убыванию

место

по возрастанию


Вариант 2

Теоретическая часть


  1. База данных является реляционной, если…

  1. Ее структура и содержимое находится на жестком диске компьютера

  2. Ее структура и содержимое находится на нескольких компьютерах

  3. Ее структура и содержимое организовано в виде прямоугольной таблицы

  4. Ее структура и содержимое организовано в виде дерева

  5. Ее структура и содержимое описано вербально


  1. Записью реляционной базы данных называется…

    1. Строка таблицы

    2. Столбец таблицы

    3. Запись в таблице

    4. Запись в столбце таблицы

    5. Имя столбца таблицы

    6. Имя строки таблицы


  1. База данных «Пациент» содержит информацию о пациентах больницы: фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер участка, адрес, наличие хронических болезней (да/нет), дата последнего посещения врача. Какого типа должно быть поле наличие хронических болезней?

      1. Текстового

      2. Числового

      3. Дата/время

      4. Логического

      5. Любого


        1. Приведенную ниже информацию преобразовали к табличному виду. В Москве +18, ветер северный, дождь. В Санкт-Петербурге +15, ветер восточный, без осадков. В Екатеринбурге +20, дождь, гроза, при грозе ветер порывистый северо-восточных направлений. Какие имена полей будет иметь полученная таблица?

  1. Город, температура

  2. Город, температура, осадки

  3. Город, температура, направление ветра, осадки

  4. Город, температура, направление ветра, сила ветра, осадки

  5. Город, температура, сила ветра

Таблица к заданиям 9-11.

Ф.И.

Дата рождения

Факультет

Школа

1

Лыкова Ольга

11.09.81

физический

122

2

Лыкова Ольга

17.05.82

химический

44

3

Городилова Елена

23.04.80

химический

2

4

Захарова Ирина

10.01.81

биологический

44

5

Радченко Анна

30.03.82

математический

6

6

Горохов Олег

30.03.82

математический

9

7

Семенов Олег

02.04.80

математический

31


  1. Какие записи будут выбраны по условию: (школа=44 или школа=122) и факультет="химический"?

  1. 1,2,4

  2. 2,4

  3. 2

  4. 3,5,6,7

  5. Нет записей


  1. Какие записи будут выбраны по условию: не(школа=6 и школа=31) и факультет="математический"?

  1. 5,6,7

  2. 5,7

  3. 6

  4. 1,2,3,4

  5. Нет записей


  1. Выберите первичный ключ таблицы.

  1. Ф.И.

  2. Факультет

  3. Школа

  4. Дата рождения+Факультет

  5. Ф.И.+Дата рождения

Практическая часть

Имеется таблица базы данных "видеотека":

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ» Откройте БД «видеотека», которая находится в папке «Зачет по БД 9 класс» на Рабочем столе.

  1. Определите структуру таблицы базы данных (тип, размер поля), ключевое(ые) поле(я).

Имя поля

Тип поля

Размер поля

Ключевое поле (да/нет)

фильм




страна




время




жанр




дата





  1. Какие записи в таблице базы данных «видеотека» будут отобраны (указать через запятую все возможные номера) запросом с условием:

№ задания

Поля, включаемые в запрос

Условия отбора


2.1

фильм

страна

= "Россия"

время

жанр

= "мелодрама"

дата

2.2

фильм

страна

время

>=200 or <=100

жанр

= "боевик"

дата



  1. В какой последовательности будут располагаться записи в таблице базы данных «видеотека» (перечислить последовательно номера записей, начиная сверху вниз) при осуществлении следующих вложенных сортировок с помощью запросов:

№ задания

Поля, включаемые в запрос

Сортировка


3.1

фильм

страна

по убыванию

время

по возрастанию

жанр

дата

3.2

фильм

по возрастанию

страна

по убыванию

время

жанр

по возрастанию

Табличные вычисления на компьютере

Вариант 1

  1. В электронной таблице ячейкой называют:

  1. Горизонтальный столбец

  2. Вертикальный столбец

  3. Пересечение строки и столбца

  4. Темный прямоугольник на экране

  1. Электронные таблицы невозможно применить для:

  1. Выполнения математических расчетов

  2. Обработки изображений

  3. Рисования графиков и диаграмм

  4. Оформления отчетов

    1. Для выделения всей строки необходимо щелкнуть мышью на:

  1. Номере строки

  2. Имени столбца

  3. Поле имени

  4. Номере листа

    1. Адресом ячейки является:

  1. 1C

  2. F1

  3. $C1

  4. F$1K

  1. Выбрать из приведенных записей указание на абсолютную адресацию:

    1. $4C

    2. B3

    3. $D$3

    4. D1+$C

  2. Ввод формул в таблицу начинается со знака:

    1. $

    2. F

    3. =

    4. @

  1. Легенда используется для:

    1. Пояснения формул

    2. Описания расчетов

    3. Пояснения диаграммы

    4. Записи заголовка диаграммы

  2. Дана электронная таблица:

A

B

C

1

2

4

3

2

3

6

2

3

7

1

1

Значение числа в ячейке С2 равно:

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 6

  1. В электронной таблице выделили группу из 4 ячеек. Это могут быть ячейки:

    1. A1:B4

    2. A1:C2

    3. A1:B2

    4. A2:C4

  2. Дана электронная таблица:

A

B

C

D

1

5

2

4


2

10

1

6


В ячейку D2 ввели формулу, вычисляющую выражение: =(A2*B1+C1). В результате в ячейке D2 появится значение:

  1. 6

  2. 14

  3. 16

  4. 24

  1. Функция СРЗНАЧ() относится к группе функций следующего типа:

    1. Логических

    2. Математических

    3. Статистических

    4. Суммирования

12. В ячейке А1 электронной таблицы записана формула =D1-$D2. Какой вид приобретет формула после того, как ячейку А1 скопируют в ячейку В2?

      1. =E2-$E3

      2. =E1-$D2

      3. =E2-$D3

      4. =D1-$E2

13. Дан фрагмент электронной таблицы:

А

В

1

=B1+1

1

2

=A1+2

2

3

=B2-1

4

=A3


После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A1:A4. Укажите получившуюся диаграмму.


Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ» Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ» а) в)


Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ» б) г)


14. Арифметическое выражение

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

может быть записано в электронной таблице в следующем виде:

  1. =(4^5+3/6 * 7)/ 2/ 14 * 23/ 8

  2. =4^(5+3)/ 6 * 7/ 2/ 14 * 23/ 8

  3. =4^(5+3)/ 6 * 7/ 2 * 8/ 14 * 23

  4. =(4^(5+3)/ 6 * 7)/ 2 * 8/ 14/ 23

  5. =4^((5+3)/ 6) * 7/ 2 * 8/ 14/ 23

15. Числовая константа 300 000 может быть записана в виде:

  1. 3,0Е+6

  2. 3,0Е+5

  3. 0,3Е+7

  4. 30,Е+5

В следующих заданиях вопрос состоит из двух выражений X и Y. В колонке Р приводится дополнительная информация. Выбирать ответ следует, исходя из результата сравнения получившихся значений:

  1. значение X больше значения Y

  2. значение X меньше значения Y

  3. значения X и Y равны

  4. сравнение недопустимо

Дан фрагмент электронной таблицы (для заданий 16 - 17):


A

B

C

D

E

1

1


2



2

3

9

3

24


3

0,5





Значения X, Y и P для вопросов 16 - 17:


Х

Y

P

16

D3

B3

В клетку D3 занесено выражение =(А1+ А2)/ С1, а в клетку В3 - выражение = А2+ А1/ С1

17

C3

D3

В клетку С3 занесено выражение =СУММ(А1 : D2), а в клетку D3 - выражение =СУММ(А2 : D2)

Вариант 2

1. В электронной таблице нельзя удалить:

  1. Имя ячейки

  2. Строку

  3. Содержимое ячейки

  4. столбец

  1. Заголовки столбцов обозначаются:

    1. Только числами

    2. Буквами и числами

    3. Латинскими буквами

    4. Русскими буквами

    1. В строке ввода формул отображается содержимое:

      1. Первой ячейки

      2. Текущей ячейки

      3. Столбца

      4. Строки

    1. Абсолютная адресация нужна для указания ссылки на:

  1. Конкретную ячейку

  2. Именованную ячейку

  3. Рабочий лист

  4. Формулу

    1. Выбрать из приведенных записей указание на именованную ячейку:

      1. K

      2. $4$C

      3. H5

      4. $N$1

  1. Запись числа в ячейке в виде 1,00Е+3 означает следующий формат числа:

    1. Процентный

    2. Денежный

    3. Экспоненциальный

    4. Обычный

      1. Столбчатая диаграмма отображает:

        1. Зависимость одной величины от другой

        2. Процентное содержание

        3. Количество

        4. Разницу в значениях одной величины в различный период времени

  1. Дана электронная таблица:

A

B

C

1

1

3

4

2

4

2

5

3

3

1

2

Значение числа в ячейке B3 равно:

        1. 1

        2. 2

        3. 3

        4. 4

    1. В электронной таблице выделили группу из 4 ячеек. Это могут быть ячейки:

      1. D1:E4

      2. D1:E2

      3. C2:D2

      4. C2:D4

  1. Дана электронная таблица:

A

B

1

120

50

2

=A1+B1

=A1*2/2-B1

В режиме отображения значений в ячейках А2 и В2 появятся:

          1. 70 и 10

          2. 120 и 10

          3. 170 и 70

          4. 170 и 10

    1. Функция МАКС() относится к группе функций следующего типа:

      1. Логических

      2. Математических

      3. Статистических

      4. Суммирования

  1. В ячейке D7 записана формула $F4+G$6. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку D7 скопируют в ячейку B4?

  1. =$F1+E$6

  2. =$E1+F$2

  3. =$F6+E$1

  4. =$F$1+E$6

13. Дан фрагмент электронной таблицы:

D

E

1

=E1

5

2

=D1+E2-E1

10

3

=E1+E2

4

=D1*2

После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек D1:D4. Укажите получившуюся диаграмму.

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

а) в)





Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

б) г)



  1. В ЭТ записано арифметическое выражение

=2/3^2-(13 - 6)/2/4.Выбрать арифметическую запись, соответствующую этому выражению.

  1. Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

  2. Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

  3. Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

  4. Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

15. Числовая константа 12,3Е+4 может быть записана в виде:

  1. 1230

  2. 123000

  3. 12,3000

  4. 0,00123

В следующих заданиях вопрос состоит из двух выражений X и Y. В колонке Р приводится дополнительная информация. Выбирать ответ следует, исходя из результата сравнения получившихся значений:

    1. значение X больше значения Y

    2. значение X меньше значения Y

    3. значения X и Y равны

    4. сравнение недопустимо

Дан фрагмент электронной таблицы (для заданий 16 - 17):


A

B

C

D

E

1

1


2



2

3

9

3

24


3

0,5





Значения X, Y и P для вопросов 16 - 17:


х

Y

P

16

С3

D3

В клетку С3 занесено выражение =С1* D2/ A1, а в клетку D3 - выражение =С1/ А1 * D2

17

Е1

3

В клетку Е1 занесено выражение

=СУММ(А1 : А3)/ 5 * 0,3

Управление и алгоритмы

Вариант 1

1. Понятное и точное предписание исполнителю вы­полнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату, называется:

  1. моделью; 3) системой;

  2. алгоритмом; 4) технологией.

2. Свойствами алгоритма являются:

  1. новизна, понятность, массовость, дискрет­ность, результативность;

  2. дискретность, результативность, детермини­рованность, массовость, понятность;

  3. массовость, понятность, условность, четкость, однозначность;

  4. четкость, однозначность, массовость, дискрет­ность, результативность.

3. Расчлененность алгоритма на отдельные шаги, возможность выполнения которых исполнителем не вызывает сомнений, отражена в свойстве алгоритма, которое называется:

  1. однозначностью; 3) понятностью;

2)результативностью; 4) дискретностью

4. Представление алгоритма с помощью символов языка устно или письменно называется:

  1. вербальным; 3) графическим;

  2. словесным; 4) программным.

5. Алгоритмическая конструкция, предполагающая выполнение либо одного, либо другого действия в зависимости от истинности или ложности условия, называется:

  1. линейной; 3) повторением;

  2. ветвлением; 4) рекурсивной.

6Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ». В блок-схеме выбор действия (условие) обозначает фигура:

1)

7. К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, представленный на схеме?

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

  1. Линейный

  2. Циклический

  3. С полным ветвлением

  4. С неполным ветвлением



8. Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде ли-

нии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его

движения. У исполнителя существуют две команды:

Вперед п, где п - целое число, вызывающая передвижение черепашки на n шагов в на-

правлении движения.

Вправо m, где т - целое число, вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.

Запись Повтори 5 [Команда1 Команда2]означает, что последовательность команд в скобках повторится 5 раз.

Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 5 [Вперед 10 Вправо 72]

Какая фигура появится на экране?

9. Имеется исполнитель Кузнечик, который живет на числовой оси. Система команд Кузнечика: вперед (n) - Кузнечик прыгает вперед на n делений; назад (m) - Кузнечик прыгает назад на m делений. Переменные m и n могут принимать любые целые положительные значения. Известно, что Кузнечик выполнил программу из 50 команд, в которой команд назад (2) на 12 больше, чем вперед (3). Других команд в программе не было. На какую одну команду можно заменить эту программу, чтобы Кузнечик оказался в той же точке, что и после выполнения программы?

10. Имеется исполнитель Стрелка. Он может двигаться по часовому циферблату, исполняя две команды: Л - движение влево (против часовой стрелки), П - движение вправо (по часовой стрелке). После команды указывается число, обозначающее поворот исполнителя в часах. Все программы начинаются из исходного положения исполнителя Стрелка - на 12 (0) часов. Есть ограничение на движение: команды Л и П должны чередоваться.

Стрелка выполнила следующую программу:

Л3; П9; Л10; П15; Л6

Какую команду следует дописать, чтобы вернуть стрелку в исходное положение?


Вариант 2

1. Алгоритмом можно назвать:

  1. описание решения квадратного уравнения;

  2. расписание уроков в школе;

  3. технический паспорт автомобиля;

  4. список класса в журнале

2. Свойствами алгоритма являются:

1) новизна, понятность, массовость, дискрет­ность, результативность;

  1. дискретность, результативность, детермини­рованность, массовость, понятность;

  2. массовость, понятность, условность, четкость, однозначность;

  3. четкость, однозначность, массовость, дискрет­ность, результативность.

3. Завершаемость алгоритма за конечное число шагов отражена в свойстве, которое называется:

  1. однозначностью;

  2. результативностью;

  3. понятностью;

  4. дискретностью.

4. Запись алгоритма в виде последовательности команд компьютеру называется:

  1. вербальной; 3) графической;

  2. словесной; 4) программной.

5. Когда некоторые этапы алгоритма повторяются многократно, алгоритмическая конструкция носит название:

  1. линейной; 3) повторения;

  2. ветвления; 4) рекурсивной.

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

1)

6. В блок-схеме начало или конец алгоритма обозначает фигура:

7. К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, представленный на схеме?

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

  1. Линейный

  2. Циклический

  3. С полным ветвлением

  4. С неполным ветвлением



8. Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды:

Вперед п, вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения.

Направо т, вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой

стрелке.

(Вместо пит должны стоять целые числа).

Запись:

Повтори 5 [Команда1 Команда2]

означает, что последовательность команд в квадратных скобках повторится 5 раз.

Какое число необходимо записать вместо n в следующем алгоритме: Повтори 3 [Вперед 40 Направо n],

чтобы на экране появился правильный треугольник?

9. Исполнитель Робот действует на клетчатой доске, между соседними клетками которой могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам доски и может выполнять команды: 1 (вверх), 2 (вниз), 3 (вправо), 4 (влево), переходя на соседнюю клетку в направлении, указанном в скобках. Если в этом направлении между клетками стоит стена, то робот разрушается. Робот успешно выполнил программу: 3233241.

Какую последовательность из трех команд должен выполнить Робот, чтобы вернуться в ту клетку, где он был перед началом выполнения программы, и не разрушиться вне зависимости от того, какие стены стоят на поле?

10. Имеется исполнитель Маятник. Он может двигаться по кругу, исполняя два типа команд: Л - движение влево (по часовой стрелке); П - движение вправо (против часовой стрелки). После команды указывается число, обозначающее «отмашку» (угол отклонения от оси) в градусах. Все программы начинаются из исходного положения «Маятник вниз». Есть ограничение на движение: команды Л и П должны чередоваться.

Маятник выполнил следующую программу: Л30; П90; Л100; П150; Л60.

Какую команду следует дописать, чтобы вернуть маятник в исходное положение?


Программное управление работой компьютера

Вариант 1

1. Величина, не изменяющая своего значения в ходе выполнения программы, называется:

    1. константой; 3) переменной;

    2. функцией; 4) оператором.

2. Режим работы, при котором команды выполняются сразу после их введения и в памяти не сохраняются, называется:
1) программным; 3) процедурным;
2) командным; 4)независимым.

3. Знак «:=» в языке Паскаль означает:

    1. равно; 3) присвоить;

      1. тождественно; 4) не равно

4. Выражению Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ» соответствует следующая запись на языке программирования:

        1. 3^x-4*x+(y-sqrt(x)); 3) 3^x-4*x+(y-sqrt(abs(x)));

        2. 3^x-4*x+(y-sqrt(x)); 4) 3x-4*x+(y-sqrt(abs(x))).

5. На учебном алгоритмическом языке изображен
алгоритм:

алг сумма (вещ А, В, S )

арг А, В

рез S

нач

S := А + В

кон

Он имеет следующую структуру:

  1. линейную; 3) повторения;

  2. ветвления; 4) рекурсивную.

6. Блок-схеме

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

соответствует фрагмент программы:

  1. begin

readln(a,b);

k:=a*b;

t:=b+b;

writeln(k,t);

end.


  1. begin

readln(a,b);

t:=a*b;

k:=b+b;

writeln(k,t);

end.


  1. begin

readln(a,b);

if a>=b then k:=a*b

else t:=b+b;

writeln(k,t);

end.


  1. begin

readln(a,b);

if a>b then t:=a*b

else k:=b+b;

writeln(k,t);

end.

7. Конструкция, представленная на алгоритмическом языке

алг задача (вещ а, b, х)

арг a, b

рез х

нач

если а<=b то х:=2*а*b

иначе х:=(а*b)/2

кон

является:

  1. линейной; 3) повторением;

  2. ветвлением; 4) вспомогательной.

8. Cм. задачу 7. Алгоритму соответствует следую­щий фрагмент программы:

1) READLN(a, b);

IF a

ELSE x:=(a+b)/2;

WRITELN(x);

2) READLN(a,b);

IF a<=b THEN x:=2*a*b

ELSE x:=(a+b)/2;

WRITELN(x);

3) READLN(a, b, x);

IF a>=b THEN x:=2*a*b

ELSE x:=(a+b)/2;

WRITELN(x);

4)READLN(a,b)

IF a<=b THEN x:=2*a*b

ELSE x:=(a*b)/2;

WRITELN(x);

9. Переменная, изменяющая свое значение при каждом новом вхождении в цикл, называется:

  1. шагом цикла; 3) индексом;

  2. параметром цикла; 4) размером.

1

Начало0. В виде блок-схемы

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

изображен алгоритм следующего вида:

  1. линейный; 3) разветвляющийся;

2)циклический; 4) вспомогательный.

11. Значение переменной а после выполнения фраг­мента программы

Бейсик

Паскаль

Учебный алгоритмический язык

а=0

FOR b=l TO 10 а=а+2

NEXT b

а:=0;

for b:=l to 10 do A:=a+2;

а:=0

НЦ ДЛЯ b ОТ 1 ДО 10

а:=а+2

кц

будет равно:

1)20; 2)21; 3)22; 4) 24.

12. Значение переменной т после выполнения фраг­мента программы

Бейсик

Паскаль

Учебный

алгоритмический язык

m=0

FOR n=l ТО 3

FOR k=l TO 2

m=m+1

NEXT k

NEXT n

m:=0

for n:=l to 3 do

for k:=l to 2 do

m: =m+1;

m:=0

нц

для n от 1 до 3

нц

для к от 1 до 2

m:=m+l

кц

кц

будет равно:

1) 13; 2) 12; 3) 7; 4) 6.

13. Следующая программа должна находить наибольшую цифру во вводимом числе. В программе сделана, по крайней мере, одна ошибка. Внесите в программу необходимые исправления.

Program E13;

Var

m, X, ost: integer;

Begin

writeln ('введите целое число');

readln (x);

m:=0;

repeat

ost:=x mod 10;

if ost>m then m:=ost;

until (x=0) or (ost=9);

write ('наибольшая цифра');

if x=0 then writeln (m)

else writeln (9);

End.

14. Какую задачу решает следующая программа? Какие значения примут переменные k и m после ввода массива х, состоящего из следующих элементов: 12, -3, 5, -8, 0, 7?

Program E14;

Var

i, k, m: integer;

x,y,z: array [1..6] of integer;

Begin

k:=0;

m:=0;

for i:=1 to 6 do

begin

read (x [i]);

if x [i]>=0 then begin

k:=k+1;

y[k]:=x [i];

end

else begin

m:=m+1;

z [m]:=x [i];

end;

end;

End.


  1. Написать программу поиска четырехзначного числа, которое при делении на 133 дает в остатке 125, а при делении на 134 дает в остатке 111.


Вариант 2

1. Величина, к которой обращаются по имени, принимающая различные значения в ходе выполнения программы, называется:
1) константой; 3) переменной;

  1. функцией; 4) оператором.

2. Режим работы, при котором команды выполняются блоком (все вместе) после набора и редактирования, называется:
1) программным; 3) процедурным;
2) командным; 4)независимым.

3. Знак «<>» в языке Паскаль означает:

  1. равно; 3) присвоить;

2)тождественно; 4) не равно

4. Выражению Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ» соответствует следующая запись на языке программирования:

  1. (x^2-x^3)-7*x/x^3-15*x; 3) abs(x^2-x^3)-7*x/(x^3-15)*x;

  2. (x^2-x^3)-(7*x)/(x^3-15); 4) abs(x^2-x^3)-(7*x)/(x^3-15*x).

5. На блок-схеме

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

изображен алгоритм следующего вида:

  1. линейный; 3) циклический;

  2. разветвленный; 4) рекурсивный.

6. Блок-схеме

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

соответствует фрагмент программы:

  1. begin

readln(a,b);

k:=a*b;

t:=a+b;

writeln(k,t);

end.


  1. begin

readln(a,b);

t:=a*b;

k:=a+b;

writeln(k,t);

end.


  1. begin

readln(a,b);

if a>=b then k:=a*b

else t:=а+b;

writeln(k,t);

end.


  1. begin

readln(a,b);

if a>b then t:=a*b

else k:=a+b;

writeln(k,t);

end.

7. Конструкция, представленная на алгоритмическом языке

алг задача (вещ х, у, z)

apг х, у

рез z

нач

если х<=у то z: =2 *х*у

иначе z:={х*у)/2

кон

является:

  1. линейной; 3) повторением;

  2. ветвлением; 4) вспомогательной.

8. См. задачу 7. Алгоритму соответствует следую­щий фрагмент программы:

1) READLN( х, у);

IF x

ELSE z:=(x+y)/2;

WRITELN( z);

2) READLN(x,y);

IF x<=y THEN z:=2*x*y

ELSE z:=(x+y) /2;

WRITELN( z);

3) READLN( x, y, z);

IF x>=y THEN z:=2*x*y

ELSE z:=(x+y) /2;

WRITELN( z);

4) READLN( x,y);

IF x<=y THEN z:=2*x*y

ELSE z:=(x*y)/2;

WRITELN(z);

9. Многократно повторяющаяся часть алгоритма называется:

  1. выбором; 3) телом цикла;

  2. шагом цикла; 4) перебором.

10. В виде блок-схемы

Дидактический материал для итогового контроля по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

изображен алгоритм:

  1. циклический; 3) вспомогательный;

  2. разветвляющийся; 4) линейный.

11. Значение переменной а после выполнения фраг­мента программы

Бейсик

Паскаль

Учебный алгоритмический язык

А=1

FOR B=l ТО 10

А=А+1

NEXT В

а:=1;

for b:=l to 10 do a:=a+l;

a:=l

нц

для b от 1 до 10 а:=а+1

кц

будет равно:

1) 13; 2) 12; 3) 11; 4) 10.

12. Значение переменной т после выполнения фрагмента программы

Бейсик

Паскаль

Учебный алгоритмический язык

М=1

FOR N=l TO 4

FOR K=l ТО 3

М=М+1

NEXT К

NEXT N

m:=l;

for n:=l to 4 do

for k:=l to 3 do M:=m+1;

m:=l

нц

для n от 1 до 4

нц

для к от 1 до 3

m:=m+l

кц

кц

будет равно:

1)21; 2)20; 3)13; 4)12.

13. Найдите ошибку в программе, которая находит наибольшее из пяти вводимых с клавиатуры чисел.

Program E13;

Var

x, i, m: integer;

Begin

writeln ('введите число');

readln (x);

m:=x;

for i:=1 to 4 do

begin

readl (x);

if x>m then x:=m;

end;

writeln ('наибольшее число', m);

End.

14. Какая задача решается в ходе выполнения следующей программы? Что будет выведено на экран в результате выполнения программы, если в массив х последовательно вводятся следующие числа: 3, 5, 2, 2, -3, 1?

Program E14;

Var

i, k: integer;

x: array [1..6] of integer;

Begin

k:=0;

for i:=1 to 6 do read (x [i]);

for i:=2 no 6 do

if x [i]>x [i-1] then k:=k+1;

writeln (k);

End.

15. Найти сумму целых положительных чисел из промежутка от А до В, кратных 4 (значения переменных А и В вводятся с кла­виатуры).


Информационные технологии и общество

Вариант 1

1. Первым средством дальней связи принято счи­тать:

  1. радиосвязь;

  2. телефон;

  3. телеграф;

  4. почту;

  5. компьютерные сети.

2. Среди возможных негативных последствий разви­тия современных средств информационных и ком­муникационных технологий указывают:

  1. реализацию гуманистических принципов управ­ления обществом;

  2. формирование единого информационного про­странства человеческой цивилизации;

  3. разрушение частной жизни людей;

  4. организацию свободного доступа каждого чело­века к информационным ресурсам человеческой цивилизации;

  5. решение экологических проблем.

3. Идея использования двоичной системы счисления в вычислительных машинах принадлежит:

  1. Ч. Бэббиджу;

  2. Б. Паскалю;

  3. Г. Лейбницу;

  4. Дж. Булю;

  5. Дж. фон Нейману.

4. ЭВМ второго поколения:

  1. имели в качестве элементной базы электронные лампы; характеризовались малым быстродейст­вием, низкой надежностью; программировались в машинных кодах;

  2. имели в качестве элементной базы полупровод­никовые элементы; программировались с испо­льзованием алгоритмических языков;

  3. имели в качестве элементной базы интеграль­ные схемы; отличались возможностью доступа с удаленных терминалов;

  4. имели в качестве элементной базы большие ин­тегральные схемы, микропроцессоры; отлича­лись относительной дешевизной;

  5. имели в качестве элементной базы сверхболь­шие интегральные схемы; были способны моде­лировать человеческий интеллект.

5. Информационная революция - это:

  1. качественное изменение способов передачи и хранения информации, а также объема инфор­мации, доступной активной части населения;

  2. радикальная трансформация доминирующего в обществе технологического уклада;

  3. возможность человека получать в полном объе­ме необходимую для его жизни и профессиона­льной деятельности информацию;

  4. изменение в способах формирования и исполь­зования совокупного интеллектуального потен­циала общества;

  5. совокупность информационных войн.

6. К числу основных тенденций в развитии информа­ционных процессов в обществе относят:

  1. уменьшение влияния средств массовой инфор­мации;

  2. уменьшение объема процедур контроля над про­цессами общественного производства распреде­ления материальных благ;

  3. уменьшение информационного потенциала ци­вилизации;

  4. снижение остроты противоречия между огра­ниченными возможностями человека по вос­приятию и переработке информации и объемом информации в обществе;

  5. увеличение доли «интеллектуальных ресурсов» в объеме производимых материальных благ.

7. Состав и назначение функциональных средств ав­томатической вычислительной машины впервые определил:

  1. Джон фон Нейман;

  2. Чарльз Бэббидж;

  3. Ада Лавлейс;

  4. Алан Тьюринг;

  5. Клод Шеннон.

8. Элементной базой ЭВМ третьего поколения служи­ли:

  1. электронные лампы;

  2. полупроводниковые элементы;

  3. интегральные схемы;

  4. большие интегральные схемы;

  5. сверхбольшие интегральные схемы.

9. Информационная культура человека на современ­ном этапе в основном определяется:

  1. совокупностью его умений программировать на языках высокого уровня;

  2. его знаниями основных понятий информатики;

  3. совокупностью его навыков использования при­кладного программного обеспечения для созда­ния необходимых документов;

  4. уровнем понимания закономерностей информа­ционных процессов в природе и обществе, каче­ством знаний основ компьютерной грамотности, совокупностью технических навыков взаимодей­ствия с компьютером, способностью эффективно и своевременно использовать средства информа­ционных и коммуникационных технологий при решении задач практической деятельности;

  5. его знаниями основных видов программного обеспечения и пользовательских характери­стик компьютера.

10. Авторы проекта «Пятое поколение ЭВМ» пыта­лись и пытаются разрешить проблему:

  1. моделирования человеческого интеллекта (со­здания искусственного интеллекта);

  2. создания дешевых и мощных компьютеров;

  3. достижения производительности персональных компьютеров более 10 млрд. операций в секунду;

  4. построения узлов ЭВМ в соответствии с иными физическими принципами;

  5. создания единого человеко-машинного интел­лекта.

11. Перевод социальной памяти человечества на элек­тронные носители и переход к безбумажным тех­нологиям в информационной деятельности:

  1. объективно обуславливаются политикой, прово­димой правительствами наиболее развитых стран и руководством транснациональных монополий;

  2. объективно обуславливаются резким уменьшени­ем стоимости электронных носителей и ростом стоимости бумаги вследствие экологического кри­зиса;

  3. предопределены погоней за сверхвысокими до­ходами транснациональных монополий, осу­ществляющих свою деятельность в сфере информационных и коммуникационных тех­нологий;

  4. принципиально не осуществимы;

  5. отнюдь не будут способствовать прогрессивному развитию человеческой цивилизации.

12. Патологическая потребность человека в регуляр­ном использовании компьютерных систем, обу­словленная привыканием к воздействию на его психику технологий виртуальной реальности, на­зывается:

  1. киберкультурой;

  2. телеработой;

  3. инфраструктурой;

  4. компьтероманией;

  5. информационной угрозой.

13. Знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации - это:

  1. информационные ресурсы

  2. информационные технологии

  3. база данных

  4. информационная система

  5. информационное общество

14. К мерам обеспечения информационной безопасности не относится:

  1. технические меры по защите от компьютерных преступлений

  2. юридические меры по защите от компьютерных преступлений

  3. разработка технологий создания защищенных автоматизированных систем обработки информации

  4. соблюдение правил техники безопасности при работе с компьютером

  5. административные меры по защите от компьютерных преступлений

15. Расположить в порядке появления следующие виды программ:

    1. программы-проигрыватели мультимедиа файлов

    2. программы-конструкторы Web-страниц

    3. табличные процессоры

    4. системы управления базами данных

    5. текстовые редакторы

16. Расставить в порядке возникновения информационных революций их причины, соответственно.

  1. появление телефона, телеграфа, радио

  2. изобретение письменности

  3. появление персональных компьютеров

  4. изобретение книгопечатания

Вариант 2

1. Основным носителем информации в обществе на со­временном этапе является:

  1. бумага (изобретена (по данным историков) в Ки­тае во II веке нашей эры, по тем же данным в Европе бумага появилась в XI веке);

  2. кино и фотопленка (изобретение XIX столетия);

  3. магнитная лента (изобретена в XX веке);

  4. дискета, жесткий диск (изобретение 80-х годов XX века);

  5. лазерный компакт-диск (изобретение последне­го десятилетия второго тысячелетия).

2. Идея программного управления процессами вы­числений была впервые высказана:

  1. Н. Винером;

  2. Дж. Маучли;

  3. А. Лавлейс;

  4. Ч. Бэббиджем;

  5. Дж. фон Нейманом.

3. Открытые или скрытые целенаправленные инфор­мационные воздействия социальных структур (си­стем) друг на друга с целью получения определен­ного выигрыша в материальной, военной, полити­ческой, идеологической сферах называют:

  1. компьютерным преступлением;

  2. информатизацией;

  3. информационным подходом;

  4. информационной войной;

  5. информационной преступностью.

4. Появление возможности эффективной автоматиза­ции обработки и целенаправленного преобразова­ния информации связано с изобретением:

  1. письменности;

  2. книгопечатания;

  3. абака;

  4. электронно-вычислительных машин;

  5. телефона, телеграфа, радио, телевидения.

5. Информатизация общества - это процесс:

  1. увеличения объема избыточной информации в обществе;

  2. возрастания роли в обществе средств массовой информации;

  3. более полного использования накопленной ин­формации во всех областях человеческой деяте­льности за счет широкого применения средств информационных и коммуникационных техно­логий;

  4. повсеместного использования компьютеров (где надо и где в этом нет абсолютно никакой необхо­димости);

  5. обязательного изучения информатики в общеоб­разовательных учреждениях.

6. Первый арифмометр, выполнявший все четыре арифметических действия, сконструировал в XVII веке:

  1. Чарльз Бэббидж;

  2. Блез Паскаль;

  3. Герман Холлерит;

  4. Джордж Буль;

  5. Готфрид Вильгельм Лейбниц.

7. ЭВМ первого поколения:

  1. имели в качестве элементной базы электронные лампы; характеризовались малым быстродейст­вием, низкой надежностью; программировались в машинных кодах;

  2. имели в качестве элементной базы полупровод­никовые элементы; программировались с испо­льзованием алгоритмических языков;

  3. имели в качестве элементной базы интеграль­ные схемы, отличались возможностью доступа с удаленных терминалов;

  4. имели в качестве элементной базы большие ин­тегральные схемы, микропроцессоры; отлича­лись относительной дешевизной;

  5. имели в качестве элементной базы сверхболь­шие интегральные схемы, были способны моде­лировать человеческий интеллект.

8. Первая отечественная ЭВМ, разработанная под ру­ководством академика С. А. Лебедева, называ­лась:

  1. БЭСМ;

  2. Стрела;

  3. МЭСМ;

  4. Урал;

  5. Киев.

9. Согласно взглядам ряда ученых (О. Тофлер, Белл, Масуда и др.) в «информационном обществе»:

  1. большинство работающих будет занято производ­ством, хранением и переработкой информации, знаний; будут решены проблемы информационно­го и экологического кризиса, реализованы гума­нистические принципы управления обществом;

  2. человек станет послушным объектом манипуля­ции со стороны средств массовой информации;

  3. власть будет принадлежать «информационной элите», осуществляющей жестокую эксплуата­цию остальной части населения и контроль ча­стной жизни граждан;

  4. человек станет придатком сверхмощных компь­ютеров;

  5. управление общественным производством и распределением материальных благ будет осу­ществляться на основе централизованного пла­нирования.

10. Одна из первых электронно-вычислительных ма­шин ЕNIАС была создана под руководством:

  1. Д. Анастасова;

  2. Г. Айкена;

  3. Т. Килбурна и Ф. Вильямса;

  4. К. Цузе;

  5. Дж. Маучли и Дж. П. Эккерта.

11. Принцип хранимой программы был предложен:

  1. Джоном фон Нейманом;

  2. Чарльзом Бэббиджем;

  3. Дж. П. Эккертом;

  4. Аланом Тьюрингом;

  5. Клодом Шенноном.

12. Информационная картина мира - это:

  1. наиболее общая форма отражения физической реальности, выполняющая обобщающую, систе­матизирующую и мировоззренческую функции;

  2. выработанный обществом и предназначенный для общего потребления способ воспроизведе­ния среды человеческого обитания;

  3. обобщенный образ движения социальной мате­рии;

  4. совокупность информации, позволяющей адек­ватно воспринимать окружающий мир и суще­ствовать в нем;

  5. стабильное теоретическое образование для объ­яснения явлений окружающего мира на основе фундаментальных физических идей.


  1. К национальным информационным ресурсам относятся:

    1. медицинские учреждения

    2. фонды библиотек и архивов

    3. университеты, институты, академии

    4. газ, нефть

    5. общественные организации

14. Совокупность способов и приемов накопления, передачи и обработки информации с использованием современных технических и программных средств - это:

  1. информационная технология

  2. технология подготовки документов

  3. информационные ресурсы

  4. система автоматического проектирования

  5. система управления базами данных

15. Расположить в порядке появления следующие средства связи:

  1. электромагнитный телеграф

  2. спутниковая связь

  3. костровая связь

  4. почта

  5. семафорный телеграф

  6. электрический телеграф

  7. радиосвязь

  8. телефон

  9. телевидение

16. Расположить в порядке возрастания поколений следующие ЭВМ:

    1. "Эльбрус»

    2. «Минск-22»

    3. «БЭСМ-1»

    4. «ЕС-1020»

ОТВЕТЫ

Передача информации в компьютерных сетях

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Вариант 1

г

в

а

а

в

а

б

б

а

в

б

а

б

б

в

багв

Вариант 2

б

в

в

в

г

б

в

в

в

а

г

г

в

б

а

бваг

Информационное моделирование

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Вариант 1

б

б

а

б

б

а

б

а

г

а

в

б

б

в

аде

бадгвже

Вариант 2

в

а

в

б

б

в

в

б

а

а

д

б

в

б

жз

вбжеагд

Хранение и обработка информации

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

2.1

2.2

3.1

3.2

Вариант 1

в

б

в

б

д

а

г

8

7

7, 1, 4, 2, 9, 3, 8, 5, 10, 6

5, 7, 2, 8, 10, 6, 4, 9, 3, 1

Вариант 2

в

а

г

г

в

в

д

Нет

4, 9

5, 4, 6, 9, 11, 1, 2, 10, 3, 8, 7

4, 9, 10, 3, 5, 7, 8, 2, 11, 6, 1

Табличные вычисления на компьютере

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Вариант 1

в

б

а

б

в

в

в

б

в

г

в

в

б

г

б

б

а

Вариант 2

а

в

б

а

в

в

в

а

б

в

в

а

в

г

б

в

б

Управление и алгоритмы

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант 1

2

2

1

2

2

3

4

пятиугольник

Назад 5

П 7

Вариант 2

1

2

2

4

3

4

1

120о

414

П 310

Программное управление работой компьютера

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Вариант 1

1

2

3

3

1

1

2

4

2

2

1

4

Вариант 2

3

1

4

4

1

3

2

4

3

1

3

3

Информационные технологии и общество

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Вариант 1

г

в

в

б

а

д

а

в

г

а

б

г

а

г

двгаб

бгав

Вариант 2

а

г

г

г

в

д

а

в

а

д

ав

г

б

а

гвдеазжиб

вбга


ЛИТЕРАТУРА

  1. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы/ Сост. М. Н. Бородин - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2007 г.

  2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса.- Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2005 г.

  3. Задачник практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - Москва: Лаборатория базовых знаний, 2005 г. - в 2-х томах.

  4. Кузнецов А. А. Информатика. Тестовые задания./ Кузнецов А. А., Пугач В. И., Добудько Т. В., Матвеева Н. В. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2003 г.

  5. Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию/ авт.-сот. А. Ф. Чернов, А. А. Чернов - Волгоград: Учитель, 2006 г.

  6. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ/ под. ред. проф. Н. В. Макаровой -
    С.-Петербург: Питер, 2008 г.

  7. Панкратова Л. П., Челак Е. Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. -
    С.-Петербург: БХВ-Петербург, 2004 г.

  8. Самылкина Н. Н. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.

  9. Единый государственный экзамен 2008. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ/авт.-сост. С. С. Крылов, В. Р. Лещинер, П. А. Якушкин - Москва: Интеллект-Центр, 2007 г.

  10. Балыкина Е. Н. Основы формирования тестовых заданий и теста для компьютерного контроля знаний (на примере социально-гуманитарных дисциплин) - ito.edu.ru/2002/VI.html

При подготовке материалов использованы материалы следующих веб-ресурсов Интернета:

  1. http://www.uchportal.ru/load/20-1-0-371

  2. http://www.vmoui.maloyaz.ru/modules/

  3. http://www.timk.ru

  4. http://www.scribd.com/doc/210244/Test-1-Istorija-razvitija-VT-pokolenija-EHVM

  5. www.eduopen.ucoz.ru/load/0-0-0-39-20

  6. shkola.edu.ru

44

© 2010-2022