Конспект урока по информатике Преобразование информации путем рассуждений (5 класс)

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по информатике Преобразование информации путем рассуждений (5 класс)

Технологическая карта урока № 27 в 5-м классе

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

5

Номер урока в теме

6 урок

Тема урока: Преобразование информации путем рассуждений

Цель урока:

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов, углубить представления о задачах обработки информации;

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Задачи:

формирование познавательных УУД:

научить проводить анализ, классификацию объектов, извлечению необходимой информации;

формирование коммуникативных и личностных УУД:

формировать умение слушать и вступать в диалог, формулировать и аргументировать своё мнение

управлять поведением партнера;

формирование регулятивных УУД:

научить планировать свою деятельность для решения поставленной задачи, проводить контроль и проверку полученного результата, корректировать полученный результат.

Тип урока: комбинированный

Методы:

по источникам знаний: словесные, наглядные;

по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран, компьютеры для каждого учащегося.

Литература основная и дополнительная для учителя

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/

8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»

Литература основная и дополнительная для учащихся

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Название используемых ЭОР

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, организация внимания

презентация «Преобразование информации путем рассуждений», слайд 1

- планирование учебного сотрудничества

- самоопределение

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Учитель задаёт вопросы.

Определяет уровень подготовки к деятельности на уроке

  • Привести примеры обработки информации, ведущие к изменению её формы, но не содержания.

  • Привести примеры обработки информации, ведущие к изменению её содержания, к получению новой информации.

  • Можно ли утверждать, что для успешного решения математических задач достаточно знать все изученные формулы, а рассуждать логически не обязательно? Приведите примеры.

  • Какие математические формулы должен знать человек, занимающийся ремонтом квартиры?

  • Нужны ли при решении житейских задач знания, полученные вами в школе?

Слайд 4

- умение классифицировать,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- рефлексия.

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,

- целепологание,

- коррекция полученного результата.

- умение слушать и вступать в диалог

- формулирование и аргументация своего мнения

- управление поведением партнера

- контроль, коррекция, оценка действий партнера

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения

Визуально проверяется выполнение задания ПР №5 п.11-12.

- определение соответствия.

- умение осознанно строить речевое высказывание

3 Целеполагание и мотивация.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Вступительное слово учителя.

Учитель начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры

Слайд 5

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

- подведение под понятия

- анализ, классификация, аналогия

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем

- умение слушать и вступать в диалог

- умение задавать вопросы

- формулирование и аргументация своего мнения

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

- мотивационная основа учебной деятельности

- смыслообразование

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы

Вместе с учениками определяет цель урока. Демонстрирует ЭОР, где пошагово рассматриваться решение задачи о напитках, приведенной на с.57 учебника.

При просмотре презентации делают записи в тетради.

Слайд 2,3, 5-8

- умение анализировать

- классифицировать знания.

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

- волевая саморегуляция

- умение слушать

и вступать в диалог

- мотивационная основа учебной деятельности

- смыслообразование

5. Первичное закрепление изученного материала

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

При решении задач путем рассуждений очень важно четко анализировать имеющуюся информацию, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи. Это хорошо демонстрируется в задании УЧ: №7,8 с.61. Задание №8 целесообразно в быстром темпе выполнить всем вместе, делая соответствующие пометки карандашом в учебнике.

После выполнения задания выполняют взаимную проверку

Слайд 9-13

- определение соответствия.

- умение осознанно строить речевое высказывание

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, - контроль полученного ре

зультата,

- коррекция полученного результата.

- управление поведением партнера

- контроль, коррекция, оценка действий партнера

- возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

6. Динамическая пауза.

Физкультминутка.


Забота о здоровье

7.Компьютерный практикум

В зависимости от общего уровня обучаемых работу можно считать выполненной, если верно выполнено хотя бы одно задание.

Работа на компьютере Практическая работа №13. При выполнении расширяются полученные при работе в текстовом процессоре представления учащихся о фрагменте, формируются навыки по выделению, перемещению, копированию и вставке графических фрагментов, закрепляются навыки использования инструментов графического редактора.

Программа «Paint»,

Слайд 14.

- целеполагание

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона

- возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

8.Подведение итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Просит учеников оценить свою работу на уроке.

Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок.

Учащиеся отвечают на вопросы по пройденной на уроке теме, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.

Слайд 15.

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации,

- построение речевого высказывания в устной форме,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

- умение слушать и вступать в диалог,

- управление поведением партнера

- контроль, коррекция, оценка действий партнера

- формулирование и аргументация своего мнения

- внутренняя позиция школьника,

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

9.Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

Слайд 16.

- целеполагание,

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

- умение слушать

- умение задавать вопросы

10.Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Заранее раздаются листы самооценки (см.приложение)

«ФРАЗЕОЛОГИЗМ» или «ПОСЛОВИЦА»

Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня.

  • Шевелить мозгами

  • Краем уха

  • Хлопать ушами

Учащиеся демонстрируют один из видов смайлика

- рефлексия.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Задание УЧ: №7 с.61.

Возле школы растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев, самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?

Здесь решение надо построить следующим образом.

  1. Обозначим деревья соответственно с, б, л, т, е, к.

  2. Тогда исходные данные задачи можно будет записать так: б< т, л >к, с < е, л <б, с >т.

  3. Следовательно, к <л< б< т< с< е.

Таким образом, самое высокое дерево - ель, а самое низкое - клен.

Задача решена.

УЧ: №8 с.61.

Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями школьных олимпиад по истории, информатике, математике, литературе и географии. Известно, что:

1) Победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;

2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;

3) Саша всегда побаивался истории;

4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;

5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;

6) Аня сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.

Победителем, какой олимпиады стал каждый из ребят?

Проставляя "минусы" и "плюсы" заполняем таблицу.

  • Из первого и второго пункта следует, что Аня, Саша, Лена и Вася не могут быть победителями по информатике(ставим "минусы" в соответствующих ячейках).

  • Соответственно Мише "плюс" по информатике и "минус" по остальным предметам. Ане "минус" по литературе. Саше - по истории. Лене и Саше по математике и литературе. Следовательно, у Саши осталась одна ячейка география, ставим в ней "плюс".

  • А остальным по линии географии ставим "минусы". Тогда Лена - победитель по истории. Проставляя всем "минусы" по истории.

  • Получаем, что Аня - победитель по математике, а Вася по литературе.

Предмет

Аня

Саша

Лена

Вася

Миша

История

-

-

+

-

-

Математика

+

-

-

-

-

Информатика

-

-

-

-

+

Литература

-

-

-

+

-

География

-

+

-

-

-

УЧ: ПР№13 задание 1-6 с.177-180.

Работаем с графическими фрагментами.


Лист самооценки _____________________________________________________

Фамилия Имя


Получил удовольствие

Узнал что-то новое

Ничего не понял

Научился

Я

Расстроился

Удивился



«ФРАЗЕОЛОГИЗМ» или «ПОСЛОВИЦА»

Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня.

  • Шевелить мозгами

  • Краем уха

  • Хлопать ушами


© 2010-2022