Профессиональная деятельность учителя в новой информационной среде

Раздел Информатика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

январь, 2015. Кучаева Ю.Ю., МОАУ «СОШ № 56 имени Хана В.Д.

с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»


Профессиональная деятельность учителя

в новой информационной среде


(Слайд2) В условиях модернизации образования, перехода к новым целевым установкам и задачам образования, изменений образовательной среды профессиональная деятельность учителя становится все более и более связанной с изучением инновационных психолого-педагогических и методических исследований, нормативных документов по содержанию, методам и организации образовательного процесса. Переход к новой информационно-образовательной среде предполагает изучение и анализ учителем возможностей методов, форм и средств обучения, характерных для этой среды, а также видов учебной деятельности обучающихся, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

(Слайд3) Новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств образовательного процесса. Поэтому одним из главных факторов модернизации образования, придания образовательному процессу инновационного характера является использование в образовании средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), создания на их основе новой информационно-образовательной среды.

(Слайд4) В условиях становления новой системы образования направленность, содержание и характер деятельности учителя существенно меняются. В частности, педагогу приходится реализовать ряд функций, которые при традиционном обучении, как правило, отсутствуют. В значительной мере степень эффективности ИКОС определяется умением учителя осуществлять инновационную деятельность, направленную на создание и реализацию содержания и операциональных возможностей образовательной среды, что предъявляет серьезные требования к интеллектуальному уровню личности учителя, его способности осуществлять поиск необходимой информации, ее креативную переработку, структурирование новых знаний и реализацию их в своей педагогической практике.

(Слайд5) Сейчас очень много говорят о компетентности. Что же это такое? Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

(Слайд6) Профессионализм-это достижение высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельности, общения, личности педагога)

(Слайд7) Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) (Браже Т. Г.)

(Слайд 8) Способность педагога превращать специальность, носителем которой он является в средства формирования личности учащегося (Кузьмина Н. В.)

Профессиональная компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л. М.).

(Слайд9) Компетентность учителя - это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

(Слайд10) Компетентный педагог - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы).

(Слайд11) К профессионально-педагогическим компетенциям относят:

  • Социально - психологическая компетенция

  • Общепедагогическая профессиональная компетенция

  • Предметная компетенция

  • Управленческая компетенция

  • Рефлексивная компетенция

  • Информационно - коммуникативная компетенция

  • Компетенция в сфере инновационной деятельности

  • Креативная компетенция

(Слайд12) Информационная компетентность

Способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой им задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

(Слайд13) Информационно-коммуникационная компетентность современного педагога это: способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий;

- его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;

- особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.

(Слайд14) Социальная компетентность

  • Соотносить свои устремления с интересами других людей

  • Привлекать других людей к решению поставленных задач

  • Продуктивно взаимодействовать с членами группы

  • Анализировать и разрешать противоречия

(Слайд15) Коммуникативная компетентность

  • Ставить цели

  • Грамотно оформлять документы

  • Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения

(Слайд16) «В системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов».

  1. Современные требования к образовательным результатам, к качеству образования, усиление значимости и развитие содержания курса «Информатика и ИКТ» в школе, увеличение арсенала аппаратного и программного обеспечения, электронных образовательных ресурсов, используемых в современной школе, требуют пересмотра системы подготовки учителя информатики и ориентации ее на подготовку педагога нового типа, способного и готового работать в новой информационно-коммуникационной образовательной среде, построенной на основе средств ИКТ и позволяющей достигать новые образовательные результаты.



  1. Система подготовки учителя информатики должна осуществляться с учетом изменений основных функций и компонентов профессиональной деятельности (гностического, проектировочного, конструктивного, организационного, коммуникативного, экспертного, контролирующего), которые появляются или существенно меняются в новой информационно-коммуникационной образовательной среде, во многом определяют квалификационную характеристику современного учителя информатики и связаны с такими видами деятельности, как работа с использованием средств ИКТ как на уроке, так и при подготовке к нему; необходимо формировать у современного учителя информатики готовность использования средств информационно-коммуникационной образовательной среды для достижения новых образовательных результатов.



  1. Учитель информатики нового поколения должен быть готов к формированию (развитию, трансформации, адаптации) информационно-коммуникационной образовательной среды для освоения школьниками того или иного компонента содержания образования. Это обусловлено тем, что состав и взаимосвязь компонентов ИКОС должны иметь гибкую структуру и функционал, адаптирующиеся к особенностям конкретного контента среды (содержания образования), потребностям и способностям отдельных учащихся.

В основе формирования ИКОС лежит ориентация на достижение планируемых образовательных результатов. Требования к результатам - определяющий фактор как отбора содержания образования (контента среды), так и используемых образовательных технологий, построенных на основе включения в образовательный процесс различных видов учебной деятельности, направленных на достижение планируемых результатов. Совокупность всех используемых учителем образовательных технологий, осуществляемых в ИКОС, определяет набор видов учебной деятельности, которые могут быть реализованы в данной среде, в частности, на основе средств ИКТ, повышающих их эффективность. Овладение указанной последовательностью действий обеспечит системную и функционально полную готовность учителя к эффективной работе в ИКОС.



  1. Будущий учитель информатики должен осваивать средства ИКТ и научиться использовать их при решении учебных и практических задач образовательного характера, то есть в контексте своей будущей профессиональной деятельности:



  • целенаправленно применять цифровые образовательные ресурсы при проектировании и организации образовательной деятельности, ориентированной на современные образовательные результаты в мотивационной, операциональной и когнитивной сферах, оперативного контроля, оценки и диагностики учебных достижений учащихся (контролирующие программы, Е-портфолио и др.) и т.д.;



  • обоснованно использовать новые образовательные технологии, методы и формы обучения, построенные или эффективно реализуемые на основе дидактических возможностей средств ИКТ (метод учебных проектов, автоматизированные обучающие системы, дистанционное обучение и т.д.);



  • владеть методикой использования электронных учебников и спецификой применения традиционных учебников, входящих в состав УМК, насыщенного средствами ИКТ и опирающегося на образовательные ресурсы Интернета;



  • уметь проводить объективную оценку электронных образовательных ресурсов с точки зрения целесообразности и эффективности их использования в образовательном процессе, определять необходимость их использования в каждом конкретном случае для решения поставленных педагогических задач;



  • владеть технологией дистанционного обучения с применением средств ИКТ, использовать сервисы Web2.0, создавать сетевые сообщества и использовать их возможности во время урока, внеурочной деятельности, а также при повышении квалификации, в частности, для обмена передовым педагогическим опытом и инновациями со своими коллегами по всей стране и за ее пределами;



  • учителю информатики нового поколения необходимо владение элементами права (основы авторского права, защита прав интеллектуальной собственности и другие нормы права, регулирующие деятельность в информационно-коммуникационной образовательной среде);



  • учитель информатики должен обладать организаторскими и управленческими умениями для ведения совместной деятельности с внешними организациями, в том числе с государственными учреждениями и представителями бизнеса.



  1. Ключевую роль в профессиональной деятельности современного учителя информатики начинают играть умения проектирования образовательного процесса в новой образовательной среде на основе средств ИКТ. Эти умения являются основными в обеспечении готовности учителя к работе в ИКОС. Они включают в себя умения, связанные с анализом целей образования, отбором его содержания, выстраиванием основных содержательных линий изучения предмета, подбором методов, организационных форм и комплекса средств обучения, совершенствованием или созданием новых учебных программ и методик. Чтобы методически обосновано подобрать средства ИКТ для изучения того или иного раздела, темы, отдельного вопроса курса информатики, учитель должен:



  • проанализировать цели и задачи изучения определенного материала курса, современные требования к результатам его освоения;



  • отобрать виды учебной деятельности, реализация которых позволит достигать планируемые образовательные результаты;



  • спланировать учебные ситуации и сформулировать учебные задачи, решаемые в этих ситуациях;



  • подобрать средства ИКТ, электронные ресурсы (опираясь на их типологию по методическим функциям) для осуществления планируемой учебной деятельности, решения сформулированных задач.

Таким образом, речь должна идти не о включении средств ИКТ в традиционно построенный образовательный процесс, а о проектировании нового образовательного процесса, ориентированного на современные результаты, выстроенного с учетом возможности реализации принципиально новой учебной деятельности, поддерживаемой средствами ИКТ.



  1. Реализация компетентностного подхода к подготовке будущего учителя должна предусматривать широкое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии, представление результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовские и межвузовские телеконференции. Перечисленные формы должны сочетаться с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Необходимым условием успешной подготовки будущих учителей информатики является проведение практических занятий не только в виде традиционных семинарских занятий, но и в виде занятий по проектированию учебного процесса. Кроме того, целесообразно включить в программу педагогической практики в качестве обязательного элемента проектирование образовательного процесса (3 - 4 урока) на базе ИКОС (обоснование учебной деятельности школьников, подбор соответствующих учебных задач и средств ИКТ).

Применение новых организационных форм, методов и средств в процессе подготовки учителя информатики не только способствует повышению эффективности обучения студентов, но и является необходимым условием внедрения этих форм, методов и средств в общеобразовательную школу. Для того чтобы подготовить учителя к работе в условиях ИКОС необходимо, чтобы процесс обучения в вузе также проходил в новой образовательной среде, способствующей активизации познавательной деятельности и развитию творческих способностей студентов.



  1. Система подготовки учителя информатики должна быть спроектирована и реализована как открытая система, готовая к дальнейшему совершенствованию. Основой такой системы должна стать ориентация ее на динамично меняющуюся действительность, на постоянное и непрерывное развитие. На каком бы высоком уровне ни была теоретическая и практическая подготовка учителя, современный педагог обязан постоянно и непрерывно повышать свою квалификацию. Подготовка учителя к работе в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды должна ориентировать не только на решение тех задач, которые сегодня стоят перед современным учителем, но и на готовность решать задачи, которые пока не знакомы педагогу, но могут появиться и обязательно появятся в будущем.

5

МО учителей математики, физики и информатики

© 2010-2022